80 Пушкин Новый Завет - 1. Кодекс жития
(или кишиневская нагорная проповедь)
I –
Ведение
К маю 1820 (месяцу года начала изгнания) А.С. Пушкин (АСП) - выпускник Царскосельского Лицея и младший чиновник 10 класса КИД - успел пройти многие испытания, познав всю прелесть:
- мук науки страсти нежной
- пропасти карточной игры - его настоящей страсти на всю жизнь
- вероломства театральных кулуаров и закулисья актрис
- безбрежности гусарских попоек и удальства
- коварства либертинажа
- грязи дешевых питерских борделей
- унижений бедности
- холодного равнодушия родительского крова в наемной квартире
- первого признания поэтического дара и первых титулов певца вина, любви,
свободы и вольности
- жесткости конкуренции литературной среды
- зова Славы и соблазна признать себя и почувствовать богоизбранным ...
Молодой Пушкин (ему не исполнилось и 20) бурно начал свою жизнь после Императорского Лицея, оказался в центре внимания общества и власти, быстро заработал отрицательную репутацию в свете и был удален из столицы - тупо отправлен в южные края в служебную командировку, т. нзв. «южную ссылку»
В 1818 г Батюшков, упрекавший Пушкина в образе жизни и составе тем поэзии, предрек:
"Сверчок (прозвище Пушкина в обществе "Арзамас") свой дар промотает ..."
Лицеист барон М. Корф оставил свидетельские показания: Пушкин предавался в лицее и окрест «всем видам разврата»… Что имел в виду не любивший Пушкина Модест и живший с ним соседом в питерской Коломне … можно лишь догадываться.
За 2 года жизни в столице поcле окончания Лицея и затем за 3 года "ссылки" темпераментный и часто доходивший до крайностей Пушкин набрался такого житейского жизненного опыта, что смог изложить его в том, что можно назвать "Кодексом жития молодого человека".
Кодексы жития - морализаторские тексты пророков, богословов и проповедников дошли до нас в разных видах: геронтики (старчества), патерики (отечники), достопамятныя изречения, история монахов, рукописные четии минеи, метафраз Логофета ... итп.
Пушкин избрал для передачи своего кодекса жития метод эпистолярного наследия и традицию рукописных четии минеи, оставив текст, который можно условно назвать "Кишиневской проповедью " или "Кишиневским патериком" поэта.
II-
Кодекс Пушкина
Кишиневская проповедь "Кодекс жития Пушкина" или патерик (отечник) командированного «на юга» старшего брата младшему
Кишинев. Пришла осень … а с нею Муза с ее обузой. 23-летний Пушкин еще не простился с либертинами, еще не написал свой «последний либеральный бред» (стих Полководцу), но уже испек богохульную полную кощунств «Гавриилиаду» и даже успел ею похвастаться, вот-вот готов отдаться душой злобному гению – Демону и подружиться с его бесами, ходит беременным замыслом «Евгения Онегина», берется за перо и записывает скрижали своей проповеди кантианца 17-летнему младшему брату Льву:
ПУШКИН - Л. С. ПУШКИНУ
Сентябрь (после 4) - октябрь (до 6) 1822 г. Кишинев
ПЕРЕВОД с французского:
<Ты в том возрасте, когда следует подумать о выборе карьеры; я уже изложил тебе причины, по которым военная служба кажется мне предпочтительнее всякой другой. Во всяком случае, твое поведение надолго определит твою репутацию и, быть может, твое благополучие. Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь.
С самого начала думай о них все самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком сильно ошибешься.
Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво и, сверх того, еще молодо;
презирай их самым вежливым образом: это - средство оградить себя от мелких предрассудков и мелких страстей, которые будут причинять тебе неприятности при вступлении твоем в свет.
Будь холоден со всеми; фамильярность всегда вредит; особенно же остерегайся допускать ее в обращении с начальниками, как бы они ни были любезны с тобой. Они скоро бросают нас и рады унизить, когда мы меньше всего этого ожидаем.
Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за угодливость, ибо всегда рады судить о других по себе.
Никогда не принимай одолжений. Одолжение чаще всего - предательство.
Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.
Я хотел бы предостеречь тебя от обольщений дружбы, но у меня не хватает решимости ожесточить тебе душу в пору наиболее сладких иллюзий.
То, что я могу сказать тебе о женщинах, было бы совершенно бесполезно. Замечу только, что
чем меньше любим мы женщину, тем вернее можем овладеть ею.
Однако забава эта достойна старой обезьяны XVIII столетия. Что касается той женщины, которую ты полюбишь, от всего сердца желаю тебе обладать ею.
Никогда не забывай умышленной обиды, - будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление.
Если средства или обстоятельства не позволяют тебе блистать, не старайся скрывать лишений; скорее избери другую крайность: цинизм своей резкостью импонирует суетному мнению света, между тем как мелочные ухищрения тщеславия делают человека смешным и достойным презрения.
Никогда не делай долгов; лучше терпи нужду; поверь, она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.
Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы ты мог их усвоить, не будучи к тому вынужден. Они могут избавить тебя от дней тоски и бешенства. Когда-нибудь ты услышишь мою исповедь; она дорого будет стоить моему самолюбию, но меня это не остановит, если дело идет о счастии твоей жизни.>
III
Автор проповеди приходит к заключению что поэзия выше нравственности….
Академик РАЕН Ваняшова М. назвала эти заветы 'ПОЭЗИЯ ВЫШЕ НРАВСТВЕННОСТИ' частью цикла «Пушкинские парадоксы о природе и назначении искусства»
Боясь грядущего глянца, Пушкин предупреждал исповедально и откровенно:
«Может быть я изящен и благовоспитан в моих писаниях,
но сердце мое совершенно вульгарно, и наклонности у меня вполне мещанские».
А.С. Пушкин (XIV, 32, 391 – франц.)
IV
***
Оценившие гений Пушкина и одновременно риск его потери из-за общественной репутации начинают проповедника предупреждать
В. А. Жуковский – А. С. Пушкину. 12 апреля 1826 года о его публичной репутации и облике морале»:
@ Ты знаешь, как я люблю твою музу в как дорожу твоею благоприобретенною славою: ибо умею уважать Поэзию и знаю, что ты рожден быть великим поэтом и мог бы быть честью и драгоценностию России. Но я ненавижу всё, что ты написал возмутительного для порядка и нравственности. Наши отроки(то есть всё зреющее поколение), при плохом воспитании, которое не дает им никакой подпоры для жизни, познакомились с твоими буйными, одетыми прелестию поэзии мыслями; ты уже многим нанес вред неисцелимый. Это должно заставить тебя трепетать. Талант ничто. Главное: величие нравственное.(Выделено мною. – М. В.) - Извини эти строки из катехизиса. Я люблю и тебя и твою музу, и желаю, чтобы Россия вас любила.@
Все письмо исполнено эзоповых речей. Но Жук убеждает не обращаться с просьбой разрешить вернуться в столицу = репутация поэта обязана тому, что он нанес отрокам вред непоправимый. Таков итог применения поэт-человеком Пушкиным своего кодекса на собственной цеховой практике
Жить остается 10 лет…
До полного разрушающего мозг психоза, схизиса и решения о суициде – 9 лет
А в руке беснуется пистолет …
Фото: авторское в Москве на Бол. Молчановке - 2018 г
Свидетельство о публикации №222062901110