О пении хором

«Глухой, смягченный потолками и коврами, хорал донесся откуда-
то сверху и сбоку. 
Филипп Филиппович позвонил, и пришла Зина. 
- Зинуша, что это такое означает? 
- Опять общее собрание сделали, Филипп Филиппович, - ответила
Зина. 
- Опять! - горестно воскликнул Филипп Филиппович, - ну, теперь,
стало быть, пошло! Пропал калабуховский дом! Придется уезжать,
но куда, спрашивается? Все будет как по маслу. Вначале каждый
вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет
котел в паровом отоплении, и так далее. Крышка Калабухову! 
- Убивается Филипп Филиппович, - заметила, улыбаясь, Зина и
унесла груду тарелок. 
- Да ведь как не убиваться?! - возопил Филипп Филиппович, - ведь
это какой дом был! Вы поймите! 
…- Разруха, Филипп Филиппович! 
…- Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма,
которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не
существует. Что вы подразумеваете под этим словом? - яростно
спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки,
висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее.
- Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый
вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет
разруха! Если я, входя в уборную, начну, извините меня за
выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать
Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха.
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах!» 
/«Собачье сердце» М.А.Булгакова/ 

Я очень люблю Булгакова. Я полюбил его довольно поздно и, как
всякая поздняя любовь, она оказалась последней а, значит – на всю
оставшуюся жизнь. 

…Смотрю я на пляски вокруг «Еврокостра», где по кругу расселись
первые лица европейских и не только европейских государств, и
слышу хоровое пение «откуда-то сверху и сбоку». Вместо того,
чтобы заниматься проблемами своих государств, первые лица поют
хором. Слаженно поют, с чувством. Но – поют, а не работают на
пользу государств. «И, как один умрём в борьбе за это» - вспоминаю
я строчку из пролетарского «Интернационала» - это о них. Может
быть, они враги своих народов? Может быть, они поют только для
того, чтобы их песни на фоне Альп звучали красиво и слаженно? 

...Я никогда не любил художественную самодеятельность: считал, что
если она существует, то только для того, чтобы прививать культуру
не очень окультуренным людям – для пения с помоста есть другие,
профессионально обученные люди, талант которых неоспорим, а
пение несёт слушателям духовное очищение. 
Но, тем временем, пока президенты поют хором, их подданные
(простите за это словцо!), судорожно роются в карманах где-то на
кассе недорогого супермаркета, выискивая последнюю монетку,
недостающую для расчёта за покупку чего-то на обед. 
Что они себе думают, наши президенты? Неужели они впрямь
решили, что разруха в странах и головах будет ликвидирована при
помощи дружного пения? 
Жаль мне их: изголодавшийся и обнищавший народ скоро
вытряхнет их из уютных офисных кресел. И вновь окажется прав
мой любимый писатель: «…разруха не в клозетах, а в головах!»

29.06.2022


Рецензии