Из книги Одесса таким не мама! Глава девятая

3.- Глава  девятая.

Пять  лет  отсидел, потом  война, вначале  гоняли  по  тюрьмам, в связи  с  передислокацией  мест,  потом, в  сорок  втором, -отправили  в  действующую  армию. Три  года  в  ремонтном  батальоне. В  сорок  шестом- демобилизовался, вернулся  в Одессу,  год работал  слесарем   в  автопарке, потом- по  старым  связям, опять  пробрался  на  свое  же  место, в  тот  «дом  терпимости», возле  Привоза. Дело  в  том, что  старые  опытные  мастера  просто  пропали- кто  погиб, кто  ушел  из-за  голода  или  болезней, остались  буквально  единицы, а  молодые  еще  не  подоспели, поэтому  и  удалось  вернуться  к  знакомому  делу.
И  опять  тот  гад, Фима, меня  нашел!. Живой  остался, паразит, никакие  войны  и  фашисты, его  не  достали, к  сожалению. Мало  того, как  позже  выяснилось -он  теперь  заправлял  городской  заготовительной  конторой! То  ли  заведующим  там  был, то  ли  главным  заготовителем, но  при  всех  делах  заготовительных  и  где?-тут  же  , в Одессе!. Не  знаю, как  и  от  кого  он  узнал, что  я  появился  в  городе  и  даже  вернулся  в  свою  каморку, но, месяца  через  три, ко  мне  пришли  два  здоровенных  амбала  бандитского  вида и  пригласили    проехать  с  ними  в  одно  место. От  кого-  и к  кому, никто  не  спрашивал  и  не  объяснял, сказали – один  человек  послал  за  тобой, а  что  там  и  как- он  сам  скажет. Возражать  в  послевоенной  Одессе  таким  людям, было  себе  дороже. Пришлось  ехать. Привезли  в  один  из  заготовительных  пунктов на  окраине  города.  Встретил  какой-то  молодой  парень, спросил, кто  я, провел по  коридору  в  одну  из  комнат, постучал,  открыл  дверь, впустил  меня, а  сам –остался  за  дверью.
В  большой  комнате, за  столом, покрытым  зеленой  накидкой, сидел   мужчина  средних  лет, что-то  писал. Увидев  меня,  кивком  головы  показал  на  стул  рядом  со   столом, и  продолжал  писать.
Через  минуту, отложив  в  сторону  ручку  с  пером-лодочкой, промокнул  написанное  пресс-папье, посмотрел  на  меня  и  спросил: «Михаил?». Я  ответил  утвердительно.  Он  долго  молча  рассматривал  меня, видимо  не  зная  с  чего  начать  разговор, а  может  внешность  моя  ему  чем-то не  понравилась, не  знаю, а  потом, вдруг, ни  с  того  ни  с сего, прямо  спросил: «Ты  откуда  знаешь  нашего  шефа?!». Я  ответил, что  не  знаю  никакого «шефа»  и  кого  он  при  этом имеет  в  виду, –тоже.
Мужчина  поднялся, обошел  вокруг  стола, стал  передо  мной  и  заговорил: «Слушай, Миша, меня  внимательно. Мне  абсолютно  все  равно – кто, кого  и  сколько  времени  знает – наш  шеф  тебя  или  ты  его, это  неважно. Я  не  знаю, чем  ты  ему  не  понравился, но  он-таки  нашел  тебе  работу. Такую -разовую, под  заказ. И  ты  её  выполнишь, так  надо, для  нашего  шефа. Чтобы  ты  знал  заранее, похожую  работу  он  уже  поручал  одному  твоему  знакомому, Бене  Урсулу. То был  фартовый  парень  и  большой  специалист  по  работе  с  банковскими  сейфами, ты  его  прекрасно  знал, и  сам  признался  тогда, что  делал  для  него  набор  отмычек. Так  вот  тот  Беня  отказался  выполнить  просьбу «шефа», посчитав  недостойным  для  него  такое  фуфловое  дело. И  где  оказался  Беня?- на  дне  морском, с  дырой  в  голове. Туда  же,  за  компанию, отправили  и  его  постоянного  напарника, Веню. Он, почему-то  в  тот  раз,  не  был  вместе  с  Беней, его  нашли  несколько  позже….
Это  все  уже  история, вроде  как  напоминание. А  теперь –к  делу. Ты  когда-нибудь  работал  теми  инструментами, которые  сам  изготавливал?. Нет- говоришь?! Ну  вот  тебе  и  поручают  дело, чтобы  те  инструменты  использовать  на  практике. Надо  открыть  один  сейф, здесь  в  городе. Тебе  покажут, где  он  находится, даже  сможешь  посмотреть  его  внешне, а  потом -скажут  день  и  время, когда  его  надо  будет  открыть. Что-то  непонятно?. Из  всего  сказанного  тебе  надо  усвоить  только  то, что  сейф  надо  открыть  и  ты -  обязательно  его  откроешь. Так  надо  и  все….Вопросов  ты  при  этом  не  задаешь. Никаких. Это –приказ, а  они, как  известно, -не  обсуждаются.
Вернешься  на  работу, подготовь  все, что  может  быть  необходимо. Понятное  дело, не  вздумай  с  кем-то  говорить  об  этом, чтобы  не  повторить участь  твоих  прежних  знакомых- «медвежатников». У  нашего  шефа  вся  милиция, прокуратура, судьи  и  прочие  власти, - в друзьях  ходят, так  что  не  надейся  на  их  помощь  и  защиту. Все  будет  так, как  сказано  или  просто не  будет  тебя…Миша. Так  что  спокойно  работай  и  жди  вызова».
«Уже  после  всего  -продолжал  Михаил, - я  понял  в  чем  суть  аферы  Фимы, когда  узнал, что  тот  мужик, что  принимал  меня  и  давал  наставления, был  младшим  братом  Фимы, перебравшимся  из  Никополя. Фима  готовил  ему  Место. Место  вначале  надо  было  купить, а  потом –и  занять. Под  заготовки  сельхозпродукции, областная  заготконтора  получила  солидный  аванс. Так  как  заготовки  производились  за  наличные  деньги  и  постоянно  меняющимся  ценам, то  деньги  были  на  хранении  в  сейфе  областной  заготконторы и  оттуда  уже  распределялись  по  заготовительным  точкам. Фима  решил  инсценировать  ограбление  своей  же  заготконторы, но  с  пользой, для…себя  и  брата.
Михаила  они  все-таки  принудили  вскрыть  тот  сейф, для  этого  были  созданы  соответствующие  благоприятные  условия, денег  там  оказалось  всего  немного  больше  десяти  тысяч, он  принес  их  в  указанное  «заготовителями»  место, а  там  его  уже  ждала  милиция. Забрали  деньги  и  забрали  отдельно  Михаила. В  ходе  следствия  по  этому  делу, выяснилось, что  согласно  учетным  документам, в  сейфе  было  более  ста  шестидесяти  тысяч  рублей….От  Михаила  следователи  требовали  признания, куда  он  дел  целых  сто  пятьдесят  тысяч.  И,  сколько  он  не  утверждал, что  денег  в  сейфе  было  ровно  столько, сколько  у  него  изъяли  при  задержании, никто  не  хотел  его  слушать….Позже  он  узнал, что  украденные  ими  деньги  пошли на  покупку  места  начальника  заготконторы  в  Первомайске,  для  брата  Фимы  и  для  поднятия  его, Фимы, авторитета,   в  глазах  местной  власти.
В  итоге –опять  десять  лет  тюрьмы. Отбыл  только  восемь, освободили  досрочно  за  хорошую  работу  и  «примерное  поведение».
«И  вот  тогда  я  разозлился  по-настоящему» – признался  Михаил. –« Вышли  мы  из  тюрьмы  вместе  с  одним  парнем, все  время   с  ним  в  одной  камере  парились, отдохнули  немного  на  воле, в  городе  не  светились. Узнали, что  Фима  уже  где-то  в  областном  совете  трудится, заместитель  у  кого-то  большого  начальника. Такие  подонки, как  правило,  не  лезут  в  руководители, там  все  на  виду  и  по  шапке быстро  можно  получить  за  что-то. В  заместителях – всегда  проще, -и  при  власти,  и  ни  за  что  не  отвечаешь  конкретно….
Узнали  также, что  брат  его  тоже  за  эти  годы  стал  знатным  человеком  не  только  в  своей  области, а  и  в  масштабе  республики. И  решили  мы  с  напарником, пощекотать  братьям  нервы, за  то, что  они  для  меня  сделали. Мы  поехали  в  тот  город, где  хозяйничал  брат  Фимы. Я  не  стал  светиться, он  меня  мог  помнить, а  мой  напарник  представился  сдатчиком  овощей, и выяснял, когда  начнутся  заготовки, примерные  закупочные  цены  по  видам  овощей  и  как  скоро  будут  производиться  расчеты. Выяснив  отдельные  моменты, мы  решили  просто  забрать  деньги  у  воров-заготовителей. Раз  Фима  сегодня  не  может  публично  оперировать  наличными  деньгами, из-за  своего служебного  положения здесь, в  Одессе, значит – он, наверняка,  будет  работать  в  паре  с  братом и, скорее  всего  - вложит  свои  деньги,   как  часть нелегального оборотного  капитала  местной  заготконторы. Так  и  получилось.
Дело  в  том, что  всем  было  известно,  и  в той  городской заготовительной  конторе,  и  вокруг  неё, что  денег  в  кассе  конторы - нет. Ожидается  поступление, скоро, но  на  сегодня- нет. Ну, а  раз  денег  нет, то  и  охранять  нечего. Так  все  и  думали. Мы  думали  несколько  иначе. Скорее  всего, денег  в  кассе  точно  нет, ни  государственных, ни  от  Фимы. Но  я  чувствовал, что  деньги Фимы где-то здесь  хранятся и, возможно,  как  говорится –на  видном  месте, где  никто  искать  не  будет. Решили  рискнуть  и  проверить  гнездо  младшего  брата, то  есть  его  рабочий  кабинет. Там  тоже  стоял  сейф, так  одно  название, вроде  как  для  документов. Мой  напарник  видел  его, когда  посещал  контору  и  говорил  с  её начальником  о  предстоящих  заготовках. Мы  решили  рискнуть  и  посмотреть, что  в  том  сейфе. Кабинет  был  на  втором  этаже, даже  форточки  были  открыты. Внизу  при  входе –сторож ,  с  ружьем, мы  не  стали  его  беспокоить  и  проникли  ночью  в  кабинет  заведующего. Можешь  смеяться, но  в  том  простеньком  сейфе, нашли  за  папками  бумаг, в  обособленном  отделении –Двести  тысяч  рублей!  Десять  пачек  сотенных  и  двадцать  пачек  по  полсотни. Больше  там  ничего  ценного  для  нас  не  было. Аккуратно  закрыли  замок  на  сейфе  и  спокойно  вынесли  деньги….
Самое  смешное  в  этом  случае  было  то, что  никто  от  заготконторы  о  пропаже  денег официально  не  заявлял, и, если  их  кто-то  и  искал, то  только  не  милиция. Мы  рассчитали  правильно -это  были  деньги  или  обоих  братьев, или  заначка нашего «героя» Фимы.
Вещмешок  с  деньгами, мы  запаковали  в  заранее  подготовленную  для  этого, половину  камеры  от  автомобиля  ЗИС-150. Вложили  в  неё  мешок, а  потом  зажали  с  обеих  сторон  двумя  металлическими  пластинами  на  четырех    восьми миллиметровых  болтах, чтобы  ни  влага, ни  какие-нибудь  насекомые  туда  не  проникли, а  потом -спрятали.
До  этого, мы  нигде  в  том  Первомайске  не  светились, изучали  место  и  местность. Жили  в  прибрежном  кустарнике, мылись  в  Южном  Буге.  За  городом, случайно,  нашли  отличное  место  для  «схрона».Напротив тех  кустов, где  мы  кантовались  с  напарником, по  другому  берегу, в  высокой  круче, просматривалась  какая-то  дыра, метрах  примерно  в  двух  от  поверхности  обрыва. Издалека  не  было  видно, что  это  за  место, пришлось  переплыть  на  другую  сторону, но  все  равно  ничего  не  поняли- слишком  было  высоко  и  отвесный  обрыв. Зато  приметили  ориентир –почти  напротив  той  дыры  или  норы, метрах  в  десяти  от  берега,  росло  дерево. Сразу  возникло  решение – надо  найти  метров  пятнадцать  тонкого  каната  и  проверить, есть  ли  действительно, там  какое-то  углубление  или  это  просто старая  промоина.
Нашли  мы  веревку, привязали одним  концом к  дереву, там  сосна  стояла  старая  или  туя, уже  не  помню, вторым  концом  обвязали  меня  и  я  обследовал  то  место. Сверху  его  не  было  видно, только  с  другой  стороны  реки, потому  и  не  привлекало  внимание  людей  незаинтересованных. А  мы-то  были  заинтересованы, в  поисках  подходящего  места, хотя  и  не  знали, понадобится  оно ли нам  вообще. А  место  оказалось  очень  удачным. Метра  на  три  в  берег  врезалась  нора, не  широкая, но достаточная, чтобы  пролезть  вовнутрь. Может  когда-то  в  ней  кто-то  и  жил, человек  или  животное, сегодня  попасть  туда  случайно – невозможно.
Таким  образом- мы  нашли  место, где  в  случае  необходимости, можно  было  что-то  на  время  спрятать, оно  было  удобно  еще  и  тем, что  до  города –не  больше  десяти  минут  хода.  Веревку  спрятали  в  кустах, она  нам  могла  пригодиться, и  только  тогда  решились  навестить  заготконтору. Когда  взяли  деньги, сразу  же  отправились  к  месту  будущего  «схрона». Запаковали  вещмешок  в  автомобильную  камеру  и  через  пару  часов, деньги  были  в  той  норе. Им  там  не  грозила  никакая  опасность, влага  туда  не  попадала, а  люди  просто  об  этом  месте  и  что  там  и  как –не  знали.
Мы  с  напарником, с  чувством  «исполненного  долга»,  вернулись  в  Николаев. Был  там  у  нас  один  кореш, вместе  катались  по  нарам, он  на  полгода  раньше  вышел, и,  на  время  нас  приютил. Стали  думать, что  делать  дальше. Понятное  дело, что  деньги  будут  искать, неважно  кто, значит  надо  на  какое-то  время  спрятаться, но  публично, и  одним  из  таких  «надежных»  мест, как  бы  это  не  звучало, являлась  та же  тюрьма, но  на  небольшой  срок. Красть  я  не  любил  и  не  умел  с  детства, поэтому –решили  просто  по - хулиганить, чтобы  получить  полгода  или  год  и  на  время  скрыться  на  законном  основании. Выпили  в  привокзальном  ресторане. Но  я  же  не  знал, что  мой  напарник, если  выпьет –то  становится  просто  неуправляемым  дураком. Начал  приставать  к  посетителям, полез  в  драку, пришлось  и  мне  вмешаться, хотел  успокоить  его, да  куда  там! Пришла  милиция, он  еще  больше  разошелся, начал  кричать, что  может  купить  всю  милицию, а  потом  бросился  бежать  через  перрон, в  сторону  железнодорожных  путей  и…попал  под  пригородный  поезд.
Меня  задержали, как  участника  драки, слава  Богу, что  работники  ресторана  и  посетители, подтвердили, что  драку  начал  мой  погибший  товарищ, но  все  равно  мне  дали  два  года, учитывая  мои  прежние «ходки»  на  зону. И  вот  я  теперь  здесь…, лежачий, а  вещмешок  с  деньгами, наверное,  там  и  лежит –меня  дожидается»-завершил  свою  исповедь  Михаил.
«Ты, возможно, думаешь, что  я  тебе  наплел  красивую  сказку, а  это  действительно -правда»-  и  тихо  продолжил. –«Я  уже  говорил, что, когда  тебя  здесь  увидел, думал –наваждение  какое-то  со  мной  приключилось. Точно  такому  молодому  парню, с  таким  же  именем, Беня,  я  действительно,  делал  когда-то  набор  отмычек. Что  с  ним  случилось  и  с  его  напарником, Веней, я  тебе  тоже  говорил. Я  не  знаю, кем  тебе доводился  тот  Беня, но  то, что  вы  какие-то  родственники- не  требует  доказательств, поверь  мне, парень.
И  чтобы  не  случилось  в  будущем -  помни, что и  Беню,  и  его  напарника, угробил  тот  самый  подлый  Ефим  Осипович, Фима. Возможно,  он  это  сделал  не  своими  руками, но  то, что  он  к  этому  причастен – мне  лично  поведал  его  брат, а  врать  ему не  было  необходимости. И  помни, Беня, если  эта  сволочь, Фима,  еще  жив, в  чем  я  не  сомневаюсь, он  обязательно  встретится  на  твоем  пути, именно  потому, что  ты  копия  того,  довоенного - Бени. И  не  важно, кто  ты  и  с  кем  ты- он  тебя  в  покое  не  оставит. Поверь  мне  на  слово.
 Не  знаю, сколько  мне  осталось  быть  на  этом  свете, но  я  почему-то  верю, что  ты  сам  найдешь  когда-нибудь  этого  поддонка  и  заплатишь    ему  за  всех  нас –Беню, Веню, да и за  меня….Не  должно  быть  так, чтобы  он  вообще  жил  дальше, таким  на  Земле  не  место.  А  теперь – запомни  приметы  того  места, где  лежит  наш  вещевой  мешок, он  теперь –твой». Михаил  подробно  рассказал, как  найти  тот  «схрон» и  что надо  обязательно приготовить  гибкую, но  крепкую  веревку.
 «Постарайся, сынок,»-добавил   он – « распорядиться  тем, что  я  тебе  передаю,  достойно, не  опускайся  до  уровня  такой  мрази, как  тот Фима. Я  верю  в  тебя,  и  заранее  радуюсь, что  мы будем как-то отомщены. Но  берегись, он  не  так  прост, как  кажется  внешне  и  за  ним  -власть,  и  деньги, а  это  очень  серьезная  связка. Здесь  с  наскока  ничего  не  решишь, да  и  пользы  не  будет. Надо, чтобы не  только  тот  гад, а  и  все  такие «Фимы»  узнали  и почувствовали  это…. Чтобы  хоть  какой-то  период  их  трясло;  и  днем,  и  ночью,  от  страха, что  за  ними  тоже  скоро  придут. Страх -  это  пока  все, что  у  них  еще  в  душе  осталось, другого  у  них  давно ничего  нет.
Поверь  мне. То, что  я  тебе  рассказал -  не  бред  умирающего  старика, это  моя  часть  мести  тем  подлым  людям. На  большее  я  уже  не  способен, но  Бог  послал  мне  тебя, именно  тебя, как  отмычку, как  инструмент, который  должен  быть  использован против  Зла. И- знаешь –я  теперь  чувствую  себя  совсем  другим  человеком. Спокойным, удовлетворенным. Потому, что  поверил  тебе, как  сыну,  и  Убежден, что  начатое  мною  дело  - ты  доведешь  до  конца. Я  свою  часть  дела  выполнил, за  тобой  -все  остальное. Ты  можешь  ничего  и  не  делать, взять  деньги  и  жить  припеваючи, неважно  сколько  времени и  никто  тебя  не  осудит, даже память,  моя и  тех  погибших  людей –тоже, но  я  не  верю, что  ты  с  этим  сможешь  жить.
Ты  поступишь  так, как  подскажет  тебе  твоя  совесть, а  она  у  тебя, дорогой  ты  мой  человек – есть, хоть  ты  и  третью  часть  своей  молодой  жизни,  провел  в  колониях  и  тюрьмах. Совесть  твоя, Беня, еще  не  растворилась в тебе  и  окружающем  тебя  до  сих  пор  пространстве, и  ты  её  обязательно  почувствуешь  и  будешь  поступать  так, как  она  будет  тебе  подсказывать. Вспомнишь  еще  мои  слова.
 Никогда  не  марай  руки  о  какую-то  грязь  человеческую  и, даже, если  придется  кого-то  строго  наказывать – найди  для  этого  достойный  способ. Еще  раз- спасибо  тебе, сынок,  за  все, за  то, что  встретился  на  моем  пути  в  самый  ответственный  момент, за  то, что  успел  меня  узнать, а  я  успел  тебе  исповедаться,  за  то  , что  дал  повод  в  тебя  поверить  - и за  последнюю надежду  на  то, что  ты  исполнишь  мою  просьбу. Прощай, Беня!. Чувствую  - совсем  недолго  мне  осталось…».
На  другой  день, когда  Беня  пришел  с  перевязки- в  комнате  Михаила  никого  не  было. На  пустой  койке  не  было  даже  матраца….
               


Рецензии