Гений Марины Цветаевой...

О Марине Цветаевой написано и сказано очень много, неохватно много. И столько же, надеюсь, нас   ждёт ещё впереди: осмысления ее творчества; ее самой, как человека и личности.
Марина Цветаева - единственная, наверное, поэтесса, совместившая в себе внутреннего человека, талант и творчество. Для нее написание стихов было образом ее жизни. Иначе она и не смогла бы писать. Ее стихи были продолжением ее жизни, вплоть до изматывающего быта...
Вспоминаю советский фильм Эльдара Рязанова "С лёгким паром". Какой прекрасный романс прозвучал в этом фильме на стихи Марины Цветаевой:

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами...

А ведь так выразить свое чувство  мог только человек, который самоотвержен в любви, умеет любить другого ради него самого...
Недаром Ариадна Эфрон в своей книге "Моя мать - Марина Цветаева" писала: "Каждый в семье отца Сергея Эфрона был наделён редчайшим даром - любить другого так, как это нужно было другому, а не самому себе; отсюда и присущие и родителям, и детям самоотверженность без жертвоприношения, щедрость без оглядки, такт без равнодушия, отсюда способность к самоотдаче, вернее - к саморастворению в общем деле, в выполнении общего долга".
Для Марины Цветаевой любовь была естественным ее душевным состоянием. Она не ощущала этого, как мы не ощущаем вдыхаемый нами воздух... Она любила всей собой, всей своей душой и телом. Для нее это были неразделимые вещи.  Но тот, на кого была направлена ее любовь, часто  отвергал ее:  от равнодушия, от непонимания или от страха...
Владимир Леви, известный российский психотерапевт, пишет в своем эссе о творчестве Цветаевой: "Это была молния - в жизнь размером, разряд энергии одиночества - непрерывный разряд, испепеляющий, встреча неба и земли, взаимно наэлектризованные донельзя, в теле прекрасной женщины, мозгу гения". С ней "небезопасно было общаться: захватнически открыта, бешено искрення, беспощадно щедра, всепожирающе влюбчива, неукротима, неистова, как штормовое море...".
Гений отличается от всех остальных тем, что он - другой, не от мира сего ... Его восприятие жизни обострённее, тоньше, глубже, целостное, трагичнее...
В каждом его слове - выкристаллизованное чувство, в каждом стихотворении - конгломерат пережитых чувств. Мир постигается собственной душой и только она является мерилом всего увиденного и услышанного... А душа неразрывно связана с телом и является сплавом телесного и духовного.
Марина Цветаева об этом писала:"Что я делаю на свете? - Слушаю свою душу".
Обратимся к ее творчеству:

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои!?
Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви...

Она была безоговорочно искренней и поэтому вера подразумевалась сама собой... А вот любить по принуждению нельзя. Любовь - как дар, она или есть или ее нет...
Поэтому и звучит:

Послушайте! - Ещё меня любите
За то, что я умру.

Достаточное основание для всех нас, чтобы любить своих близких... Не так ли?
 


Рецензии
Два однотомника Ахматовой и Цветаевой стоят у меня на полке перед глазами, на расстоянии менее протянутой руки. Частенько для разнообразия и отдыха беру один из низ, открываю на произвольной странице. И каждый раз черпаю что то нужное и интересное для данного момента.

Артем Кресин   04.01.2023 22:48     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Артем, за отзыв! Я очень люблю стихи Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. С уважением - Татьяна

Татьяна Палховская   22.11.2023 22:56   Заявить о нарушении