сценарий берег
Изображение не меняется, становится слышен звук колыхающейся травы. Затем крупный план сухих прибрежных колосьев травы.
Снова дальний план: появляется силуэт молодого человека (имя его неизвестно). Он появляется с левого края, движется вдоль берега, взор его направлен то в сторону моря, то себе под ноги. Кадр статичен, видна вся линия горизонта вместе с силуэтом. Молодой человек медленно останавливается спиной к камере в середине кадра, являющейся и серединой морского горизонта. Камера приближается к затылку Неизвестного, тем временем закадровый голос озвучивает отрывок из стихотворения О. Мандельштама «Я ненавижу свет…»:
Кружевом камень будь
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
Первый средний план: Неизвестный (разворот головы в ;) в правой части экрана, левую половину занимает пейзаж. Облик молодого человека: он высокий, сухощавый, в свободной белой рубашке и темно-серых брюках, босой. Глаза юноши голубо-зеленые, лицо худое, но без скул, губы тонкие, нос маленький, волосы темно русые, немного отросшие. Спокойный взгляд направлен вдаль. Неизвестный поворачивает голову (камера движется вслед) и видит вдали приближающегося мужчину (Старика). Силуэт мужчины расплывается, Неизвестный моргает и видит – мужчины нет. Потом снова моргает – Старик есть, уже гораздо ближе к нему.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Покажется же такое… (тихо)
Старик приближается к юноше и становится видно, как он улыбается. Становится виден весь его облик – он в старой, местами рваной одежде: рубахе и портах, ноги босые. Но одежда вся чистая, без единого пятна. Сам Старик высокий, седой, с волосами почти до плеч, с бородой. Глаза светло-голубые.
Старик, подходя всё ближе, кланяется Неизвестному.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Здравствуйте.
СТАРИК (смеётся)
Отздравствовал уже, но спасибо, и тебе не хворать, прелестный.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Не подскажете, где это мы?
СТАРИК
Ты, верно, думаешь, что забыл, что с тобой произошло?
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Не знаю… Скорее всего. Иначе, почему я тут и почему ничего не помню.
СТАРИК
Потому что тебе и не надо помнить, иди вперёд и всё поймешь.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
А какой сейчас год?
СТАРИК
(средний план на воду, на прибивающие к берегу волны, вода чистая, песок становится мокрым, блестящим)
Эх, время… Тут о нём смешно говорить. Да какой хочешь, такой и будет год.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Как это?
СТАРИК
Люди не меняются вот уже сколько веков, сущность их проносится сквозь время, зацикливая ход истории, вершимой людьми.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Это, должно быть, рассвет (указывает поворотом головы на солнце).
СТАРИК
Ты здесь видишь рассвет, и ты прав, а я вижу закат, и я тоже прав.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Такое может быть?
СТАРИК (смеется)
Да это малая часть того, что может быть.
Дальний план: силуэты двух героев, оба повернуты в сторону моря, звук волн стал чуть громче.
Второй средний план: молодой человек потупил голову, молчит.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Пойдемте со мной, туда. (смотрит за спину Старика, где продолжается линия берега)
СТАРИК
Извини, дружок, мне в другую сторону.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
А что там, в той стороне? (оглядывается в сторону, откуда пришёл)
СТАРИК
Придёт время – узнаешь. Ну, прощай, может, ещё увидимся. (Обходит Н., наступая босыми ногами на воду)
Неизвестный смотрит ему вслед, повернув лишь голову за плечо, потом поворачивается вперед.
Снова оборачивается – никого нет. Старик исчез.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Либо у меня что-то с головой случилось, либо я имею ошибочное представление о реальности.
(Вспоминает в голове образ старика и его слова: «Иди вперёд и всё поймёшь»).
Молодой человек двигается вперед, параллельно оглядывая всё вокруг. Видит справа поднимающийся вверх берег, и на нём сухие длинные травы вместе с обычной, зеленой, яркой травой. Местами берег становится каменным, камни все почти одного размера, средние, серые и гладкие.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Сколько я уже иду, не меняется ничего, сколько вообще времени, сколько идти ещё?..
Музыка (фортепиано) за кадром.
Дальний план: герой проходит от левой части кадра до правой, во время этого ногами отбрасывает песок.
Средний план: руки Н. кладет в карманы.
Крупный план: взгляд Н. направленный в камеру, глаза широко раскрыты, следом появляется изображение перед ним: две птицы сверху плавно спускаются на уровень головы и вьются над героем. Слышен их крик.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Какие красивые! Они что-то кричат, вот бы знать, что.
Закадровый голос (женский, тихий)
Не бойся, там хорошо, там тяжело и больно, но там хорошо.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Кто это?! Неужели…это буревестники говорят…да не может быть, я же слышу, они кричат, как обычно, пронзительно только. (Пауза) Как-то неспокойно на душе, чем дальше иду, тем тревожнее. Может, обратно (оборачивается).
Тот же закадровый голос
Завидуем мы тебе. Ну, прощай, не иди назад. Не выйдет.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Кыш! Что за ерунда… Нужно остановиться. Хочется спать.
Н. снимает рубашку, поднимается немного выше, ложиться в траву на рубаху. Засыпает. Птицы перестают виться над водой и летят в сторону, куда ушел старик, и откуда пришёл Н.
Неизвестный просыпается, смотрит на море.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Сколько я спал, небо такое же светлое, солнце ни на метр не сдвинулось, неужели нисколько не прошло? Сутки точно пройти не могли. Дела плохи.
Встает, надевает рубашку и снова направляется вдоль берега в неизвестную сторону.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Я еще и не пытался понять, что это за место.
(Смотрит на камни, лежащие справа. Направляется к ним, к возвышающемся берегу. Смотрит вверх. Там ничего не видно за холмом. Пытается взобраться по камням.)
А-а-а! Горячие! Как больно! (кричит, сбегает на песок) Не может быть, солнце не палит же, явно не самый день, да и камни настолько горячие, что и ступить нельзя!
(снова подходит к камням и тянет к ним руку) Ай! Не показалось! Ну и черт с вами! Как еще подняться? (смотрит на всю линию возвышения берега) Да эти камни повсюду, у самого конца возвышения лежат! Я не смогу туда подняться…
(Смотрит в сторону моря) Ну с тобой и пытаться не стоит, я тебя боюсь, пучина, может я и плавать не могу, как мне знать…
(Садится на песок, ноги его омывает вода.)
Какая теплая… (шепотом)
Неизвестный встает и направляется вперёд. Слышен неразборчивый шум издалека. Перед Н. появляется темная расплывчатая полоса. Звуки становятся громче.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Это крики мужчин, да их там, должно быть, целая сотня.
Дальний план: вид со стороны взгляда Н. на него движутся люди.
Полоса исчезает, виднеются всадники, всю линию берега занимает толпа солдат на лошадях, они несутся. Становятся всё ближе к Н.
Неизвестный делает шаг назад, пугается, хочет убежать от несущегося войска, мечется по сторонам.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Эй! Вы меня сейчас раздавите! Я не смогу убежать, там эти проклятые камни, как из ада… (смотрит на море) Море, море, нет, нет… Вы меня что, не видите!?
До него добегают солдаты-всадники, Н. может разглядеть их лица – все они молчат, смотрят вперед, мимика их одинакова, нет никаких проявлений эмоций. Они почти настигли Н.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Стойте-е-е!!
(Пытается убежать в траву, наступает на камень, обжигается, отпрыгивает назад, падает на землю, поворачивает голову к всадникам)
Солдаты несутся прямо на юношу. Н. громко кричит, его никто не замечает.
Неизвестный теряется в пробегающей толпе, в пыли, его становится не видно. Дальний план: войско исчезает в левой части кадра, на земле лежит тело.
Средний план: Неизвестный лежит без сознания. Тело его без каких либо повреждений, вокруг тишина.
Молодой человек очнулся. Следует кадр с изображением неба, такого же чистого. Средний план сверху: изображение героя, лежащего на песке, он прищурился.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Я жив? Меня будто и не задело, хотя я вроде упал. Может от испуга потерял сознание, а не от наезда… Или это всё был сон, что за солдаты, откуда?? Они все были одеты одинаково, мне показалось, или их форма была как в 19 веке? Точно сон…
Герой поворачивается на бок и смотрит в сторону. Встает, смотрит туда, куда побежали солдаты – там никого не было, следа на песке от произошедшего тоже. Н. снова продолжает путь.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Что там? Неужели дом? Наконец-то, хоть что-то иное, я уже почти сошел с ума. Но ты прекрасно (смотрит на море), как бы ни было.
Дальний план: виднеется большой дом, деревянный, рядом скамья, на которой видны два силуэта. Неизвестный добирается до дома, видит деревянные ступеньки, поднимается по ним и слышит разговор двух женщин, сидящих на скамье у дома. Одна из них блондинка с длинными волосами (Лахесис), в сорочке до пят, другая, с темными, короткими волосами, в простом платье с пуговицами (Клото). Лахесис держит клубок распутанной нити белого цвета, Клото сворачивает нить в клубок.
ЛАХЕСИС
Тот старик тебе что про счастье наплёл?
КЛОТО
Ты зря, Лахесис, он же наивен и добр. Он сказал, что счастье есть, и что нам его никогда не познать.
ЛАХЕСИС
А он познал? (смеется)
КЛОТО
Сказал, что да. Сказал, что оно дано лишь живым и всегда с ними, просто они потеряли возможность его видеть, потому идут на ощупь и считают его непостижимым.
ЛАХЕСИС
Да глупцы они, люди не умеют жить настоящим, Клото, они только думают, что живут, а на самом деле либо жили, либо будут жить. В их головах всякую секунду мысль то о том, что давно прошло, и что не вернуть, то о ещё грядущем, непостижимом и тайном, они этим пугаются и теряют себя в своем страхе.
КЛОТО
Даже те, кто всем довольны и те, кто отличается разумностью?
ЛАХЕСИС
Они в особенности.
Неизвестный уже поднялся на последнюю ступень, он ясно видит девушек, рассматривая их с расстояния.
Неизвестный подходит к ним вплотную
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Почему они не замечают меня? Уже ничто не удивляет.
(Поворачивает взгляд влево – видит открытую дверь дома).
Она же была закрыта… Ясно.
Что там? Странное чувство, страх мой исчез, какая-то радость… Меня что-то манит в дом, почему эта неизвестность там меня не пугает?
Неизвестный приближается к дому.
Закадровый мужской голос
Будет и мой черед —
Чую размах крыла.
Так — но куда уйдет
Мысли живой стрела?
Н. делает шаг за порог. Смотрит внутрь.
КЛОСО
Дошёл. (улыбается)
Дом изнутри.
В доме темно, ни мебели, ничего нет, только открытые настежь окна, на подоконниках пусто, одни белые занавески, трепещущиеся от ветра. Неизвестный подходит к окну той стены дома, которая противоположна сперва им замеченной при входе. Он видит берег, море – все это стало ниже, ведь дом на возвышенности. Море меняет цвет. На скамье уже никого нет.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
Оно же краснеет…Как? В море столько крови? Или мне кажется…
Вид из окна: свет солнца заливает кадр, свет становится всё ярче.
Средний план: свет заливает комнату, становится не видно Неизвестного.
Дальний план: дом с вершины заливается светом, все становится белым.
Больница. Утро.
Облокотившись, на столе спит медсестра, она просыпается от крика младенца из операционной.
ВРАЧ
Поздравляю, у вас родился мальчик! Здоровенький! Прелестный!
Конец.
Свидетельство о публикации №222062900137