Мурманские рассказы. Выездной караул

Служил я в городе Оленегорске Мурманской области в ПВО.
Ну, как в городе, до города 40-к километров по трассе, а до трассы ещё 10 км. по лесу.
В общем жили мы в лесу, молились колесу.
В середине 90-х у нас пошли массовые сокращения в армии.
Наши войска тоже попали под сокращение.
Сворачивали дивизионы, а технику уничтожали.
У нас в то время, после развала СССР, все кругом были друзья и армия нам ненужна стала.
В общем кадры разогнали, а технику сократили.
Зарплату офицерам не платили по восемь месяцев к ряду, служили мы на голом энтузиазме.Питались скудным пайком, его тогда тоже урезали, а потом вообще отменили, и грибами, благо их в лесу летом было море, а зимой ели сушенные.
Так вот технику нужно было доставить на базы временного хранения, для дальнейшей разборки и утилизации.
Мне выпала доля везти зенитные ракеты для сдачи.
Набрали их целый состав, я уже и не помню, где-то вагонов сорок, может больше, давно это было.
Значит состав сформировали, нас назначили в выездной караул, для охраны.
Караул был только офицерский, без бойцов.
Я-начальник караула,Коровакин-начальник эшелона,а младший офицерский состав, караульными.
В корпусе нас проинструктировали, сказали, что основная задача сохранить людей.И отвезли к составу, охранять.
На улице минус тридцать пять.
А я не сказал, дело было зимой.
Значит привезли нас и выгрузили в снег.Теплушка не оборудована, жить негде.
До отправления ещё два дня.Мы с начальником эшелона оружие собрали у караульных и сложили в сейф, а пацанов отпустили домой, до утра.Зачем всем мерзнуть.
Остались вдвоем, стойко переносить все тяготы армейской службы.Мы люди ответственные, нам эшелон бросать нельзя.Да и не уснешь на улице на морозе.
На следующий день, привезли буржуйку и доски для оборудования теплушки.
Что такое теплушка, скажите вы.
Отвечаю это товарный вагон,Вагон обшитый досками, как правило они применяются для перевозки ящиков,товаров, крупного рогатого скота.То есть удобств никаких, и насчет обогрева, тоже нет.Один плюс защищает от ветра.
Когда утром приехал основной состав, мы с начальником эшелона были уже как две сосульки.
Теплушку оборудовали, нас отогрели,а к вечеру быт уже был налажен.Не гостиница конечно, но и не заснеженная улица.
Под утро поехали.
Так вот , чтобы вы представляли,что такое эшелон с ракетами, а загружены они были в железные вагоны без верха.
Чем ракета отличается от другой техники, правильно, она может взорваться.
Поэтому такой груз является особо опасным и транспортироваться должен медленно и аккуратно.То есть машинист с места трогаться должен плавнее чем пассажирский поезд.
Ну а если не дай бог, что...Поэтому локомотив отделен от эшелона тремя пустыми вагонами, а наша теплушка нет, она находилась посредине эшелона, между вагонами с ракетами, без всяких буферных вагонов.
Как вы поняли нас с локомотивом разделяли вагонов двадцать пять не меньше.
Вы скажите зачем я это все рассказываю, а вот за чем чтобы вы поняли все последующие события правильно.
А события разворачивались не шуточные.
Везли нас под Питер, везли долго, со множеством остановок, но слава Богу без происшествий и все должно было закончиться хорошо.
Но как всегда одно но.
Хочу ещё пояснить, что входило в нашу задачу.На остановках и стоянках охрана груза.То есть я выставлял людей на пост и они патрулировали вдоль эшелона.Но только в том случае если я знал, что стоянка будет долгой.
И вот где-то недалеко от Шушар, ночью наш эшелон остановили.Станция узловая, с кучей рельсов и стрелок.Сколько стоять будем неизвестно.Да освещение было на станции паршивое.
Поэтому я решил не рисковать людьми и не выставлять их на пост.Ну так из теплушки поглядывали и ладно.
Но, вот оно это но.
Начальник эшелона, а он чуть чуть главней чем я. Начал требовать, чтобы я выставил часовых на пост.
Благо, что мы были в равных званиях. И я мягко скажем ему отказал, в его просьбе. Тогда он заявил, что пойдет сам.Удержать его я не мог, он же начальник.
В общем он слез с теплушки и пошел, благо бы в сторону локомотива, так нет он пошел в обратную сторону.
Ну делать нечего я выставил двух караульных, но предупредил, чтобы просто присмотрели за начальником и далеко не отходили от теплушки.
Я как чувствовал.
И вот когда начальник эшелона Коровакин отошел на три вагона, состав резко рванул с места.
А вы помните, я говорил, груз опасный и локомотив должен плавно трогаться и набирать ход.
Благо караульные отошли не далеко, мы успели их подобрать. А вот начальник, вы помните пошел против хода поезда и ему пришлось бежать, чтобы догнать состав.
И когда до теплушки оставался один вагон он спотыкается об стрелку и падает, как нам показалось головой под колеса поезда.
 Я же говорил освещение было паршивое.
Связи с машинистом у нас не было, добраться до него тоже было не возможно.
Из тех средств связи, что нам дали, днем это флажки которыми мы должны были семафорить. А ночью фонарики, определенная комбинация вспышек и состав должен был остановиться.
Но это в теории, а на практике мы махали фонариком, орали, свистели бесполезно.
Вы помните, до локомотива двадцать пять вагонов.
Когда мы поняли всю бесполезность наших усилий, мы сели уже было оплакивать нашего товарища.
Состав летел нарушая все правила транспортировки, и вскоре начали мелькать пригородные освещенные платформы электричек.
И один из караульных офицеров,решил покурить.Он открыл дверь и выглянул на улицу , состав проезжал, как раз мимо очередной платформы.И при хорошем освещении он увидел, что начальник висит на два вагона от нас, ухватившись голыми руками за железные скобы.
А на улице минус двадцать.Висел он уже минут тридцать.Ногами стоял на нижней ступеньке.
Мы были очень рады, что он жив, но опять но.Он долго так не провесит, потому что холодно, а он без перчаток,во вторых устанет, в третьих ноги его были ниже уровня железнодорожных платформ которые мы проезжали.
А я говорил, что поезд, как с цепи сорвался и летел на бешеной скорости. Вагоны болтало и начальника могло стукнуть об очередную платформу, вот тогда будет действительно конец.
Мы попробовали опять добиться остановки состава моргая фонариками. Но наши усилия опять не увенчались успехом.
Счет времени шел на секунды.
И вот, что бы вы сделали на моем месте?
Ладно решил я, мы проезжали железнодорожные переезды со шлагбаумами.
 В то время они ещё не все были автоматическими.
А рядом была сторожка с дежурным.
И вот когда мы проезжали очередной переезд, я дал команду выстрелить караульному в воздух. В надежде, что дежурный позвонит на ближайшую станцию и нас остановят.
Да не тут-то было.То ли он не услышал из-за грохота состава, то ли решил не звонить.Но наши надежды не оправдались и состав летел дальше, а время таяло стремительно.Сколько он еще сможет удержаться было не известно.
Тогда, как только мы поравнялись с очередным переездом, я дал команду стрелять по сторожке, желательно по крыше.
Расчет был прост.
Дежурный и автомобилисты подумают, что офицеры напились и открыли пьяную стрельбу.Позвонят на станцию и нас остановят.
Так и получилось.Нас загнали на станцию Шушары.
Мы наконец смогли снять нашего начальника с вагона.
Это было непросто.Он полностью закоченел.Но был жив, а это было самое главное.
И всю оставшуюся ночь наводили порядок в теплушке и постовой ведомости.Потому что патроны подотчетные и применение оружия должно быть оправдано.
Телефонов с фотоаппаратами тогда не было, их тогда ещё вообще не было и как доказать, что я не верблюд.
А главный виновный, этого всего должен был быть я.
Так как караул подчинялся мне.И за пьяный дебош, как доложили по инстанции, отвечать пришлось бы мне по полной программе.
Утром ,как мы и ожидали приехали два генерала, с инспекцией.
Нас всех обнюхали на предмет алкоголя, допросили с пристрастием и когда убедились, что все нормально.Разрешили следовать дальше.
Оставшийся путь мы преодолели без происшествий.
Сдали состав и вернулись домой все в целости и невредимости.
Караул и начальника эшелона поощрило командование полка, за отлично проведенный выездной караул.
А меня, как начальника караула просто не наказали, за стрельбу.
Как начальство сказало лучшее поощрение это не наказание.Вот так тоже бывает.   


Рецензии
Какой интересный рассказ, Игорь! Читала не отрываясь...Сколько же интересных
событий происходило у Вас на службе! И сколько пришлось Вам перенести жизненных испытаний ...Жалко Вашего начальника, но он сам виноват...Вы нарушили приказ, но спасли человека. Это благородно! Рассказ очень понравился!
С наилучшими пожеланиями и теплом)Надя.

Надежда Владимирская 25   03.05.2023 18:16     Заявить о нарушении
Спасибо за визит и рад, что вам понравился мой скромный рассказ.Да историй у нас было хоть отбавляй.

С теплом Игорь.

Игорь Кат   03.05.2023 18:58   Заявить о нарушении