6. Флотская церковь в Баку 1910-1914

     6. Церковь сухопутных  войск  Преображения Господнего.
     20 февраля 1910 года полку возвратили прежнюю нумерацию – 206-й пехотный Сальянский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк. Командир полка полковник   Кванчехадзе.
    В Баку стало три церкви, которые подчинялись Ведомству армии и флота: Бакинская Портовая на Баилов мысе, Церковь Сальянского полка в Сальянских казармах за Шемахинкой  и  б. Полковая походная церковь   на Церковной улице(б.флотская).
    Согласно бакинского справочника помещение этой церкви передали в ведение сухопутных войск. Конкретно, какому воинскому подразделению установить не удалось. В войсковой церкви был устроен Престол во имя Преображения Господнего- в память об описанном в Евангелии таинственном преображения-чудесном явлении  Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор.Престольный праздник -6(19 августа), в народе называется Яблочный спас, отсюда и название: военная Спасо-Преображенская церковь
    Церковь сделали приписной к новой церкви Сальянского полка, т.е. юридически она была не самостоятельной.  Имела общий полковой праздник. В ней отсутствовал причт и по штату положен один священник, который имел казенную квартиру при церкви(92).
    Еще 5 декабря 1909 года планировали  по совершению панихиды на могиле б. командира 262-го Сальянского полка Вальтера, перенести его прах в часовню, выстроенную при новых казармах полка, рядом с новой церковью. Но не случилось...(93). 
    Торжественное перезахоронение праха »незабвенного, дорогого, безвременно погибшего во имя долга и присяги отца командира полка генерал-майора М.К.Вальтера» прошло в субботу 10 апреля 1910 года. Вместе с ним перехоронили с городского военного кладбища на  Чемберекенде  ефрейторов Чеботарева, Босенко, Осадчего, Кобылко  и рядового Буша(94). 
    Прах командира был перевезен на катафалке, а нижние чины – на  орудийных лафетах. Оркестр Сальянского полка играл похоронный марш.    Сопровождали процессию и присутствовали на похоронах бакинский градоначальник  П.И.Мартынов,  бакинский губернатор В.В.Алышевский, весь состав офицеров Сальянского полка, начальники и офицеры, расположенных в Баку воинских частей и др. должностные лица(95).
    Часовни--памятники  обычно строились в память защитников Отечества,   павших в бою или сражениях. Сохранилось в частных коллекциях фото этой часовни, сделанное в 1970-х годах, накануне ее сноса.  Как видно, это четырехугольное в плане сооружение с четырьмя гранями. Обычно их украшали горельефы, изображающие те или иные события. На памятнике была надпись, в память каких событий он возведен  и кто его поставил. Например:  Сальянский полк своим товарищам, павшим в славном бою…. На отдельной плите начертаны имена   похороненных в часовне и погибших в бою (N офицеров и N солдат, убитых в этом бою), цитаты из Евангелия и , возможно, образ Свв.Михаила Архангела, под покровительством которого были получены эти победы.
    Школьница, запечатленных на фото, при обсуждении на форуме писала:» ломали в 76 или 77 году......учились мы тогда то ли в 5, то ли в 6 классе.....Только ломали не церковь, а памятник над могилой какого-то героя...кого точно уже никто не скажет наверно....По- моему сначала вообще хотели все снести, но хватило ума начать с памятника, так вот его экскаватор с "бабой" дня два ломал - кладка была просто несокрушима....».Не сомневаюсь, что в каких-то армейских  архивах  сохранились сведения об этом событии.
    В 1911 году казармы 206-й пехотного Сальянского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка было «повелено» называть Алексеевскими в честь Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича. Однако, несмотря на это, в народе на долгие годы прижилось название «Сальянские казармы» по наименованию полка (96).
   13 февраля 1911 года Епископом Бакинским и викарием Епархии был назначен б. ректор Тифлисской духовной семинарии Архимандрит Пимен (Пегов). 29 октября 1911 года Экзарх Грузии Иннокентий по просьбе бакинских православных церквей перевел его из Тифлиса в Баку.(97).      
    9 мая 1911 года  Наместник на Кавказе разрешил Кавказскому обществу по борьбе с туберкулезом устраивать 20 апреля  один раз в год во всех городах и селах  сбор пожертвований  под названием «День белого цветка». Приняла в этом участие и »Флотская  церковь» (98). Несмотря на то, что церковь была военной Спасо-Преображенской, ее продолжали называть первоначальным именем.
   13 мая 1911 г. в Михайловской больнице умер священник Александро-Невского  собора о. Михаил Святский, где и прошло его отпевание. Замечен он был тем, что после Манифеста о свободе в 1905 году активно включился в политическую жизнь города, чем вызвал недовольство епархиального начальства. В 1908 году было запрещено духовным лицам участвовать в разных митингах и собраниях. Тем не менее, о.Святский не сумел, по-видимому, разорвать эти связи.
    29 апреля 1911 года он написал духовное завещание, в котором трижды! просил, чтобы его товарищи- рабочие не устраивали на могиле речи и возложения венков, даже если это разрешит полиция, т.к. это против его воли. Его душеприказчиками был о. Алексей Левочский и Павел Курдюмов, которые 19 мая прочитали завещание на кладбище. Но это не остановило рабочих, которые превратили похороны в митинг, что привело к инциденту с полицией и обрыву с венков ленты с церковными  надписями. 23 мая на сороковой день смерти священника о. Святского заупокойная литургия прошла скромно во Флотской церкви, которую сослужил   священник церкви о.Александр  Левинцов  (99).
    7 октября 1911 года  прибыл в Баку  для ревизии церквей , назначенный  22 апреля 1911 года на пост Протопресвитера  военного и морского духовенства, Георгий Иванович Шавельский. Его встречал »небольшой кружок  военного духовенства, служащего и живущего в  городе », вместе с городским  духовенством, местным высшим военным и морским  начальством  и представителями г. Баку.
    Среди них был новый диакон Баиловской церкви Мудролюбов Павел Александрович,1883 года рождения.Он окончил духовное училище и с 1902 г. -псаломщик Бобруйского крепостного собора; в 1906–1907 гг.-нештатный диакон Новгородской епархии; с 1908 г.- Бобруйского крепостного собора; 1909 г. - диакон на вакансии псаломщика Бобруйского дисциплинарного батальона(63).
    Ожидали с некоторым волнением: ведь духовный облик покойного о. Желобовского,  его административные стремления, его требования и желания, вплоть до обхождения, хорошо знали. Назначенный после него Протопресвитер о. Е.П.Аквилонов неожиданно скончался и не успел познакомиться с ними. Теперь предстояла встреча лицом к лицу с новым, для большинства неизвестным еще, «начальником» (100).
    Командир Сальянского полка Кванчхадзе и полковой священник о. Іоанн Лиадзе стали приглашать о. Протопресвитера к себе в полк, а командир  Каспийской флотилии контр –адмирал Алексеев и настоятель Бакинской Портовой церкви о. Обновленский просили посетить сначала церковь моряков.  о. Протопресвитер предпочел ехать в полк, командир которого был ему знаком по Манчжурии, где он был Главным священником первой армии.
    В громадной по своим размерам и благоукрашенной церкви Сальянского полка было полно нижних чинов во главе со своими офицерами. После краткого молебна, о.Протопресвитер поприветствовал свою паству и обратился с наставлениями. Затем он отправился на квартиру командира полка, куда вскоре собралось и остальное духовенство. Здесь за чаем Его Высокопреподобие имел беседу о религиозно-просветительной деятельности духовенства. 
    На другой день в 9 утра о. Протопресвитера встречало духовенство Бакинской Портовой церкви,которая продолжала украшаться. Так, ко дню св. Св. Пасхи на пожертвованные причтом, чинами порта и флотилии и некоторыми прихожанами средства церкви подарили бронзо-вызолоченную одежду на Св. престол "во изъявление и к вящшему укреплению чувств любви и преданности Государю Императору и Его престола Наследнику"; по сторонам престола изображения: а) Моление о Чаше, б) Св. Крест, в) Св. Алексий, Митрополит Московский и г) Св. Николай Чудотворец; наверху гравированное изображение "Положение Иисуса Христа во гроб" (25).
     После молебствия он обратился к морякам с  речью,  в  которой говорил  о гибельности разных  увлечений и убеждал воинов   в  заботах о теле не забывать душу и заботиться о душе даже более, чем  о теле. «Баку, благодаря источникам, город богатств. Но где богатство, там часто царит и разврат; не увлекайтесь, воины православные, ведь когда впадают в  страсти, тогда уже перестают  думать о своей душе».
    Между прочим, о. Протопресвитеру  был задан  «один  недоуменный вопрос  относительно так называемой „старой морской церкви“(флотской)», который он »разрешил». Но как конкретно он «разрешил», осталось неизвестно(100). 
    После речи и осмотра Морского храма о. Протопресвитер  отправился с  визитами к командиру Бакинского порта и к градоначальнику г. Баку П.И.Мартынову, а также оказал  особое внимание местному  духовенству, посетив их квартиры возле Александро-Невского собора.
    К 10 часам  вечера  в  церкви  Сальянского полка собралось все Бакинское военное и морское духовенство, началась торжественная литургия, за которой неутомимый проповедник  сказал  новое слово о необходимости веры. После в офицерском собрании состоялась братская трапеза, откуда Его Высокопреподобие   проследовал на вокзал и отбыл поездом в г. Грозный, оставив о себе самое теплое воспоминание. 
     Согласно справочных сведений за 1912 году, в Баку по военному ведомству была «Флотская церковь на Церковной улице», которая имела один престол во имя Преображения Господнего,  являлась приписной к Полковой и находилась в ведении сухопутных войск .
     Была еще приходская   церковь   Сальянского   полка во имя  Св.Апостолов Петра и Павла. Бакинские губернские ведомости печатали объявление о розыске лиц мужского пола, рождение и крещение которых было записано в этой церкви(101). Церковных метрических книг за эти годы в Государственном историческом архиве Азербайджана нет. Обычно такие сведения отсылались в духовное военное ведомство в С-Петербург.
    15 марта 1912 года распоряжением о. Протопресвитера на вакансию штатного диакона к Бакинской Портовой церкви перемещен нештатный диакон церкви Кутаисского военно-местного лазарета Павел  Константинович Левитский, 1878 г. рождения, окончил неполный курс духовной семинарии, с 1899 г. -учитель церковно-приходской школы Новгородской епархии; 1899 г. - псаломщик той же епархии; 1902 г. -Абас-Туманской военно-местной церкви; 1905 - диакон на вакансии псаломщика той же церкви; 1910 г. - Кутаисского военно-местного лазарета (102 ,63).
     2 июня 1912 г. в связи с исполнившейся 100-летней годовщиной сформирования Каспийского морского батальона был учрежден Юбилейный нагрудный знак 206-го пехотного Сальянского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка(23).В Ленкорани прошел праздничный парад, который принял подполковник Сальянского полка  Николай  Константинович Чижевский. (103).
     4 марта 1913 года священник  Симеон Лиадзе принимал присягу у вновь избранного Городского головы Луки Лаврентьевича Быча. Только с этого момента он считался вступившем в исправление должности(104).
     Жизнь священника церкви 206-го пехотного Сальянского полка Іоанна  Лиадзе полна радостей и печали. Так, 6 мая в день рождения Государя Императора Николая II он и протоиерей Михаил  Обновленский из Бакинской Портовой церкви были Всемилостивейше удостоены награждения орденом  св. Анны 3-й степени (105), а  5 декабря о. Иоанн Лиадзе и его супруга  Александра Пантелеймоновна с прискорбием сообщали о кончине племянника и двоюродного  брата , последовавшей в Харькове(106).
    31-го октября 1913 года Военное ведомство учредило должность Гарнизонного священника. В Баку на эту должность был назначен Благочинный Каспийской флотилии настоятель Портовой церкви протоиерей Михаил Обновленский. Его одновременно наградили орденом св. Анны 3-й с. (107).   
     К концу года произошли изменения: Командиром 206-й Сальянского пехотного полка назначили Василия Васильевича Зайцева, а священника Полковой церкви Иоанна Лиадзе перевели иереем(пресвитером) в 4–й Кавказский стрелковый  полк в г.Гори, Тифлисской губернии.
    На его место был назначен Алексий Алексеевич Померанцев. Он родился в 1873 году,   окончил духовную семинарию со степенью студента  и с 5 ноября 1892 года работал надзирателем в Севском духовном училище , в 1893 году стал священником Черниговской епархии, а 1897 году перешел в военное ведомство и назначен священником  54 -го драгунского (17-го уланского) Новомиргородского полка; 1899 г. -182-го пехотного  резервного Гроховского полка; 1900 г.-29-го Драгунского (10-го уланского) Одесского полка;1906 г. — крепостного пехотного батальона; в 1907 году был награжден камилавкой, в 1912 году его перевели священником Абас-Туманской военной церкви ,затем Батумской ,где был  награжден наперстным крестом от Св. синода. (63,108).
     В воздухе давно висит война, но очень надеются, что она тучей обойдет Российскую Империю.28 июня 1914 года в Сараево сербский гимназист Гаврило Принцип убил Его Императорское и Королевское Высочество австрийского Эрцгерцога Франца-Фердинанда и его Светлейшую супругу Софию, герцогиню Гохенберг.  Само по себе это трагическое событие ничем не угрожало миру. Народ вообще воспринял его достаточно безразлично. Но этого было достаточно для тех, кому нужна была война.
     28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Германия присоединилась к Австрии, и они начали проводить мобилизацию. 18 июля 1914 г. Российская Империя также объявила всеобщую мобилизацию в армию. Германия предъявила России ультиматум: прекратить призыв в армию или Германия объявит войну России. Николай II телеграфировал Вильгельму II и призвал его к мирному разрешению ситуации при помощи Гаагской конференции. Но власти Германии промолчали, а 19 июля объявили войну России. Первые выстрелы прозвучали с их территории.
     26 июля 1914 года «БОЖІЕЙ МИЛОСТЬЮ МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, Император и Самодержец  Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский, и прочая, и прочая, и прочая» объявил Высочайший  Манифест: «Следуя историческим  своим  заветам , Россия, единая по вере и крови с  славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. Вынужденные принять необходимые меры предосторожности, Мы повелели привести армию и флот на военное положение, и прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров. Но Германия, вопреки нашим надеждам на вековое доброе соседство, внезапно объявила России войну… Ныне предстоит не только заступиться за родственную Нам  страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих  держав«. В грозный час испытания, Император призвал всех забыть   внутренние распри и объединиться.      
    Номинально с Россией была Англия и Франция. Еще 31 августа 1907 года между Россией, Англией и Францией был создан военно-политический блок Антанта (от сокращённого выражения «l’Entente cordiale» - «сердечное согласие»), который должен был противостоять союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии, к которому подключилась и Турция,которая еще 2 мая 1914 года заключила секретный договор с Германией. Тогда же они укрыли в своих водах немецкие крейсеры. В конце сентября Турция закрыла Дарданеллы для прохода судов под любым флагом и таким образом блокировала Россию с юга. Персия решила придерживаться нейтралитета.
     В Баку неспокойно, ощущается брожение среди рабочих, проходят стачки на нефтяных промыслах.21 июля временным генерал-губернатором г. Баку  и  района  был назначен контр-адмирал Клюпфель. Он исполнял эти обязанности до октября месяца 1914 года.
    На чрезвычайном заседание Бакинской Городской думы с речью выступил  Городской голова Л.Быч :» Свершилось то, что можно было опасаться.  Произнесено слово «война», с которым связано много ужасов, страданий, боли и слез. Перед этим явлением отступают все другие невзгоды нашей жизни: холера, чума, неурожай. Гибель сотен тысяч молодых жизней, страдания людей, дезорганизация жизни, это все несет с собой война для обеих воюющих стран. Мы стоим накануне периода, когда карта Европы будет перекроена, когда целые государства будут сметены с лица земли. Ибо это битва не двух народов!  И сегодня мы должны все вместе отстоять целостность России и самостоятельность государства. И если в мирное время шла борьба внутренняя, борьба между собой народностей, классов, сословий, борьба, в конечном результате которой творится прогресс, то теперь должны стихнуть все внутренние трение и несогласия» (1).
    Напомню, что в результате войны распались четыре империи: Австро-Венгерская и Османская (были разделены), Российская и Германская (сократили свои территории).   
    С 20 июля (2 августа) 1914 года по 23 августа (5 сентября) 1915 года Верховным главнокомандующим был генерал-адъютант, генерал от кавалерии  Его Императорское Высочество  Вел. Князь Николай Николаевич Романов, племянник царя. (1856-1929).
    30 августа 1914 г. Наместник на Кавказе кн. Воронцов –Дашков  был назначен Главнокомандующим Кавказской армией. К нему перешли права генерал-губернаторов всех закавказских округов. 
    В связи с начавшейся войной, Баку 9 августа 1914 года был объявлен на военном положении. Были запрещены народные, частные и общественные собрания.  Закрыли питейные заведения. 7 августа 1914 МВД запретило, с целью ограждения от тлетворного влияния азарта, игру в карты в клубах и пр.   Обновили призыв на действительную службу в армию. Во всех церквях проходили напутственные богослужения со св. Причастием для призванных на военную службу русско-поданных. По поводу мусульман никаких распоряжений не поступало. В городе устраивались лазареты для раненых воинов.
    Многие просились добровольцами на фронт. Среди них и мусульмане. Таким был житель Сураханов  Рахман-бек Али-оглы, 51 год, под судом не был, немного знал русский язык, его предки воевали в русской армии. Градоначальник просил сообщить,если какие-нибудь распоряжения о призыве мусульманского населения. (109)   
    206-й пехотный Сальянский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк, «полный порыва и жажды подвигов во славу Царя и Отечества», 9 августа 1914 года полк в составе 3-й Кавказского корпуса (Кавказский военный округ) убыл на Юго-Западный фронт под командованием полковника В.В.Зайцева. Вместе с ними отправились священники Полковой и Флотской церквей, но причт остался. Воинский священник возил с собой Св. Антиминс или походный иконостас и другую церковную утварь, открывая в местах остановки отрядов временный молитвенный дом.
    В сентябре начались военные действия в Царстве Польском. После Киева  Сальянский  полк  в составе 4-й армии Юго-Западного фронта  (с 22 августа 1914 года) спешно отправили под Люблин. 26 августа Лейб-Гвардии Московский и Сальянский полки двинулись на штурм Тарнавской позиции. Для активной обороны крепости в Ивангороде русские войска 27 сентября переправились через Вислу и заняли плацдарм на левом берегу. Расширяя плацдарм, Сальянцы 2 октября предприняли атаку через заболоченную местность по грудь в воде и взяли часть укрепленной немцами деревни Бржезница с костелом. Контуженный в этом бою командир Сальянцев полковник В.В. Зайцев получил за храбрость орден Св. Георгия 4-й степени.
     12 октября 1914 года Сальянцы приняли участие в драматических боях, получивших название Козеницкого сражения. Численность полка стремительно сокращалась. За первые три месяца войны Сальянский полк потерял 13 офицеров убитыми и 56 ранеными. Из 4200 солдат осталось лишь около 500. (110) .
    Кстати, в период Козеницких боев, «под сильным огнем противника», в     сражении принял участие командир армейского корпуса генерал-лейтенант Самед бек  Садых бек  Мехмандаров, за  что  был удостоен ордена Св.Георгия  Победоносца III степени.
     16 октября 1914 года вступила в войну на стороне Германии Османская Империя. 1 ноября 1914 года она призвала мусульман к «священной войне» против держав Антанты. Секретно из канцелярии Наместника на Кавказе было направлено письмо бакинскому  градоначальнику с вопросами: проявляют ли мусульмане и в какой форме патриотические чувства ;  в какой степени муллы способны путем особых богомолений распространить и укрепить в сознании населения всю важность  переживаемого события; как происходит  понимание обязанностей, лежащих  на всех верноподданных  без различия  религии и национальности и т.п.
    В конце ноября 1914 года градоначальник ответил, что мусульманскому населению свойствен общий энтузиазм, они единодушно отозвались на пожертвования, организовываются общие молебствия и объявление Турцией войны не отразилось на их патриотическом настроении. (109).   
    26 ноября 1914 года в Баку ожидали приезда Царя Николая Александровича, который посещал поля славных боев и следовал через ст. Баладжары (железнодорожная узловая станция), Аджикабул и Кюрдамир в Тифлис(111). Это было первое посещение Баку царствующими особами Дома Романовых после Александра  III в 1888 году.
   К встрече с Императором город готовился задолго и тщательно. Станция Баладжары и ее перрон были украшены флагами, зеленью и электрическими лампами. Желающих встретить и увидеть Государя Императора было много. Для перевозки их со станции Баку потребовалось девять вагонов. На вокзале собрались придворные чины, высшие военные и гражданские чины, представители города, дворянства и городские дамы.
    Всех участвующих   разделили на два списка. В первый были внесены лица, которые имели право представляться Е.И.Величеству.  Это, в первую очередь, представители духовенства всех исповеданий: Преосвященный Епископ Григорий; настоятель Александро-Невского собора, Почетный Благочинный церквей Баку епископ А.И.Юницкий; губернский шиитский мусульманский казий Ахунд Мир Мамед Керим Мир Джафар –заде и губернский суннитский  мусульманский казий Мустафа Эфенди Абдул Меджид Эфенди-заде;    лютеранский пастор Лионель фон Шлеер; настоятель католического прихода о. Степан Демуров  и  еврейский раввин Л.М.Бергер.
     На то время в Баку было 17 православных церквей, 55 мусульманских мечетей, 3 армянских церквей, 2 еврейских молитвенных дома, 1 лютеранская церковь,1 католическая каплица и 4 сектаских молитвенных дома.(112). 
     Затем шла депутация от Почетных граждан города:  Г.З.А. Тагиев,  Ага- Муса Нагиев, Муртуза Мухтаров, Юсуф-Ага Дадашев, Нобель Густав Людвигович, Рыльский Степан Ипполитович и др. От бакинской губернии присутствовали беки: Аскер-хан и Ахмед- хан Талышинские, Салим- бек Султанов, Иса-бек Гаджиев, Аждар- бек и Кули-бек Ашурбековы, Бахыш- бек   и  Фатула-бек Рустамбековы,  Рза-бек Селимханов и др.
     Поезд прибыл в 9.20 вечера. На платформе стояли Бакинский градоначальник, и.д.корпуса жандармов полковник П. И. Мартынов, бакинский губернатор  д.с.с. В.В.Алышевский , начальник войск Бакинской губернии и гарнизона Баку контр-адмирал Е.В.Клюпфель, командир 29 пограничной бакинской бригады подполковник Магнус  Рудольфович   фон дер Остен-Сакен, командир отделения подполковник Эртель.
    Среди должностных лиц присутствовали пом. бакинского градоначальника, полицмейстер подполковник В.И.Назанский; бакинский вице-губернатор  с.с. А.А.Макаров; председатель Бакинского окружного суда, д.с.с. Кудрявцев; прокурор Бакинского Окружного суда, с.с. Кальвайтис с дочерью Анелией Юльевной; Управляющий Казенной палатой  д.с.с Зире   и др. Оркестр флотского экипажа заиграл флотский марш, затем гимн: »Боже, царя Храни!». Этот гимн играли на всем протяжении встречи три раза.
    Государь вышел из салон-вагона в форме Нижегородского Его имени Драгунского полка и принял почетные рапорты от Бакинского губернатора Алышевского и Бакинского градоначальника Мартынова. Государь обошел выстроенный на платформе почетный караул и изволил поздороваться. Его Величество пообщался с собравшимися на станции представителями  различных депутаций: сельских старшин, местного союза русского народа, рабочих балахано-сабунчинских нефтяных  промыслов и пр.
    Государь вошел в зал 1 класса вокзала, который был устлан   персидскими коврами. Представители духовенства преподнесли ему хлеб-соль.  Приветственное слово сказал Епископ Григорий. В подарок Государю преподнесли образ Святителя и Чудотворца Николая.
     Представился и выступил шиитский казий. Его переводил гласный Городской Думы К.Касимов: «Да продлит Всевышний Вашу жизнь, да укрепит он Ваши силы на благо и пользу России и врученных вам Богом народов. Аминь!»
    Заступающий Городского Головы преподнес хлеб-соль. Председательница Комитета лазарета для раненных и больных воинов при Бакинском градоначальнике Е.Г.Мартынова  передала  в  распоряжение  Его Величества  25 тыс. руб. для раздачи по усмотрению.
     Государь Милостиво поблагодарил всех и попросил: »Передайте Бакинскому населению мою благодарность за выраженные чувства любви и преданности. Сожалею, что теперь обстоятельства не позволяют Мне заехать в Баку. Если приведет Бог, в будущем Я посещу вас». (111).   Не привел….
В годы Первой мировой войны Каспийская военная флотилия не участвовала в активных боевых действиях и никто из причта Бакинской Портовой церкви не призывался на фронт. Но осуществлялись переводы. Так, состоящий за штатом нештатный диакон церкви Павел Мудролюбов был  переведен в г. Владикавказ псаломщиком(113). 
    Приказом  № 882 от 15 ноября 1914 года  по ведомству о. Протопресвитера  Военного и Морского духовенства Г. Шавельского  (по полевой канцелярии )   священник 206-го пехотного Сальянского полка Алексей Померанцев , согласно прошению, был уволен  по болезни от службы  и по  военно-духовному ведомству ушел  отставку (114).
   Еще в августе 1914 года к протопресвитеру  Шавельскому обратился с прошением иерей Петроградской епархии Михаил Владимирович Галкин(род. в 1885 году) о назначении его в действующую армию с сохранением занимаемого им приходского места на всё время военных действий. Должность в военном ведомстве была «штатной имеющую уже определенный оклад, по военному времени, несомненно, усиленный…». Поэтому требования получения денежной оплаты одновременно в двух местах вызвало недоумение его епархиального церковного руководства(115).
   15 ноября 1914 года вместо Померанцева тем же приказом иерей М.Галкин был командирован в статусе священника для выполнения пастырских обязанностей в действующую армию в 206-м пехотный Сальянский  полк  Юго-Западного фронта. Ему выдали путевое довольствие на проезд к месту назначения, пособие и прочие виды денежного довольствия, установленные в военное время(114).
   Основные военные действия Россия проводила в Европе и открывать второй фронт в Закавказье она не планировала. В свою очередь Турция, проведя мобилизацию и назначив командирами германских офицеров и генералов, также не стремилась вступить в войну. Великий визирь  Мехмед V Решад  и  его ближайшие  султанские сановники были против войны.
   Но  страной  с 1908 года руководило правительство, созданное участниками движения «Единение и прогресс» (младотурки), которое боролось против султана. Турецкие офицеры были самыми образованными людьми в империи.   
   Один из них был военный министр Энвер-паша.  29 октября  1914 года,  по договорённости с германским командованием, он пошел на драматический и судьбоносный для Османской Империи шаг. Без объявления войны России,  дал приказ обстрелять русские порты (Одесса, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск), а в проливе поставить мины. Это привело к   значительным разрушениям и десяткам убитых и раненых среди военных моряков и гражданского населения. Так Турция открыла боевые действия на Черном море.
   Великий визирь и четыре министра подали в отставку (принята не была) и от имени турецкого правительства направили письма России с извинениями. В ответ Россия и Британия  предъявили Стамбулу ультиматум с требованием выдворить из Турции немецких военных, но турки на это не пошли.
  20 октября(2 ноября по н. ст.)Император Николай II объявил Турции войну, объяснив её причину в Манифесте: «Предводимый германцами турецкий флот осмелился напасть на наше Черноморское побережье ….. Если уж воевать, то воевать надо серьезно, и Турции придется поэтому заплатить за своё вероломство очень высокую цену». 11 ноября Турция в свою очередь   официально объявила войну  России .
  Наиболее успешными для России были операции: оборонительная Сарыкамышская (декабрь 1914 ; январь 1915 годов), Алашкертская (июль ; август 1915 года), Хамаданская (октябрь ; декабрь 1915 года), Эрзерумская (декабрь 1915 ; февраль 1916 годов), Трапезундская (ян варь-апрель 1916 года) и другие.
  Это была не первая русско-турецкая война, в которой   турки показали себя вполне достойными противниками. Но любая военная операция имеет победителя и побежденного.Хотя, по большому счету-есть только жертвы… Отсюда и большое количество турецких  военнопленных, часть которых была размещена в Баку .
   30 ноября (13 декабря) император Николай II лично посетил Карс, а 1 (14) декабря — Сарыкамыш, где пообщался с населением и провёл встречи с духовными лидерами различных конфессий.

   Встречали Новый год с глубокой тревогой. Судьбы государств, в том числе Кавказа и населяющих его народов, были не ясны.

 на фото- закрытая церковь Сальянского полка и часовня в Сальянских казармах 1970-80 годы


Рецензии