В гости к Бабе-Яге

Маленькая Наташа давно ждала этот день. И вот, похоже, мечты начинают сбываться. Ещё вчера её дедушка, вернувшись с работы, сказал бабушке:
- Ты завтра Наташу со мной отпусти.
- Куда это вы собрались? – спросила бабушка.
- В поле, - коротко бросил дед и велел бабке собирать на стол.
Наташа быстро смекнула, что это не тот момент, когда к деду можно приступить с расспросами и быстро забралась на кровать, в сто тысячный раз наблюдая, как дед будет обедать.
Бабушка ловко достала ухватом чугунок из печки и налила в старую, мятую, «дедову» чашку наваристых щей. Поставила её перед дедом на стол, ловко нарезала хлеб и подала мужу перечницу. Наташа сжалась в комочек на кровати. А дед начал сыпать перец «во щи» - так он говорил. Он фыркал перечницей долго. «Сто лет сыплет», - пронеслось в головке девочки, но она, конечно, ничего не сказала. А дед взял свою персональную деревянную, с обгрызенными краями ложку и стал хлебать щи. Ложку он держал левой рукой, так как правой у него не было. Наташа знала, что ручка дедушки осталась на войне, её страшные фашисты у него «отстрелили». Вот дед покончил со щами, утёр со лба пот культёй и… начал чихать. Этого-то момента и ждала девочка. Она с интересом наблюдала за дедом и процедурой чихания каждый день. А дед в это время ничего не видел и никого не слышал. Тысячи мельчайших пёрышек свербили у него в носу, он подёргивал длинными бровями, закрывал глаза, откидывал голову назад и начинал концерт.
- А! А! А-а! А-а-а! Ап-чхи! А-А-Ап-чхи!- разносилось по избе.
Наконец, всё стихло. Бабушка стала вытирать находящуюся напротив деда входную дверь, так как там были остатки капусты из дедовых щей, а Наташа поняла, что к деду пора приступать с расспросами.
- Деда, мы куда завтра поедем? – задала она давно мучавший ей вопрос.
- В поле, - ответил дед, прекрасно зная, что только подогревает любопытство девчушки своим ответом.
- А куда в поле? Где горох растёт?
- Дальше!
- А куда дальше? Мимо дубочков? – Наташа  слышала о них от дедушки.
- Мы с тобой завтра к Бабе-Яге в гости поедем! Слышала про такую?- сказал дед и хитро посмотрел на внучку.
- Конечно, слышала! Но ведь она страшная и злая. Она ведь меня съесть может. Посадит на лопату и в печь!- всерьёз забеспокоилась Наташа.
Она вихрем слетела с кровати, схватила со стола книжку, нашла нужную страницу, где была изображена Баба-Яга, и сунула деду под нос:
- Она вот ведь какая страшная! И мы правда-правда к ней поедем?
- Правда поедем, но завтра, а сейчас я пойду в «гонездо» (так дед называл свою кровать), полежу,-  дед прилёг и быстро захрапел с такими переливами, как мог только он.
Вечером Наташа надоела бабушке наказами разбудить её завтра, чтоб дед не уехал без неё. Она легла спать пораньше.
- Так завтра быстрее наступит, - глубокомысленно заявила она маме и папе.
Утром она встала рано и быстро стала собираться, раздумывая, какую всё же взять с собой куклу: Ритку или Лильку? Ведь им, наверное, тоже хочется на Бабу-Ягу взглянуть. Бабушка принесла её тёплые штаны, кофту, повязала платок.
- Баба, жарко-о! Ведь лето-о!- хныкала внучка, понимая, что с бабушкой спорить бестолку.
- Не хнычь! Дома оставлю!- строго заявила бабушка, быстро собирая в сумку печёные яйца, огурцы, хлеб и ещё что-то завёрнутое в газету. В завершение всего она подала деду большую бутылку.
- А вот и вино для нас, - довольно засмеялся дед.
- Я вино не буду, я маленькая, - сказала Наташа, деловито усаживаясь на скамеечку в телеге, перекинутую с одного края на другой. Она потеснее пододвинулась к дедушке, чтобы не упасть ненароком и довольно улыбнулась: больше всего на свете она любила куда-нибудь ехать.
Дед тронул вожжами, и колхозная лошадка Звёздочка медленно тронулась в путь.
За околицей девочка перелезла со скамеечки на солому в телеге, растянулась во весь рост и стала смотреть в небо. Её голова от этого немного кружилась, ей казалось, что она летит вверх. Девочка цеплялась в испуге за края телеги, но потом снова смотрела в необозримую голубизну. Вдруг она услышала какой- то звук высоко в небе. Ей показалось, что высоко-высоко звенит нежный колокольчик.
- Деда, кто это в небе звенит?- спросила она.
- Это, Наташа, жаворонок. Вон видишь его? – дед остановил лошадку и указал кнутовищем в небо.
Высоко в небе девочка увидела точку, которая словно трепыхалась на одном месте.
- А какой он этот жаворонок?
- Маленький, неприметный. На земле гнёздышко вьёт, наступить можно. А смотри-ка, как поёт! Душу волнует. Жаворонки к нам рано прилетают. Да ты сама их весной звала к нам в гости, вспомни-ка! – улыбнулся дедушка.
А девочка вспомнила солнечный весенний день, когда капель вовсю звенела с крыш, а папа залез на лапас, чтобы облегчить его от тяжёлого снега. Он ловко намечал лопатой большие куски снега, подхватывал один кусок за другим и сбрасывал с крыши. Скоро он освободил достаточное место и поднял дочку к себе.
Дух захватило у девочки от того вида, что раскинулся перед ней. Ей стало так весело! Она ощутила себя великаном, который смотрит на землю свысока. А тут бабушка вышла на улицу и подала внучке пирожок, умело вылепленный в виде птички.
- Подними птичку, Наташа, повыше и приговаривай за мной:
             Жаворонушки, прилетите к нам!
             Нам зима уж надоела,
             Хлеб и соль у нас подъела!
Девочка старательно повторяла слова за бабушкой, не совсем понимая, как это зима у них дома «подъела хлеб и соль», вроде за столом её девочка не видела ни разу.
А Звёздочка между тем подвезла путешественников к оврагу. Наташа очень боялась упасть, когда телега сильно кренилась набок, но дед её успокаивал.
- Смотри, Наташа, вон дорога камнем выложена. Она прямо в поле уходит. Раньше по ней царёво войско проходило, воины пушки тащили.
Девочка на всякий случай оглянулась по сторонам: нет ли каких воинов поблизости? Но потом поняла, что дед рассказывает «про старину», успокоилась.
А Звёздочка стала подниматься из оврага, и вдоль дороги потянулась дубовая рощица. «Дубки!»- мелькнуло у девочки в голове. А дед уже натягивал вожжи, останавливая лошадь.
- Слезай, Наталья! Пойдём в гости к ящерке сходим да грибов поищем, - сказал дедушка. Он помог внучке спуститься на землю и повёл её к дубочкам. Он велел внучке идти тихо, не шуршать травою, а скоро и совсем остановился, указывая на красноватый камень. Ящерица! Зелёная, с чёрными крапинками, она грелась на камне. Вот она заметила непрошеных гостей и быстро юркнула в траву. А дедушка уже шёл вперёд, что-то выискивая. Вдруг он остановился и сказал внучке:
- Ну-ка, Наташа, посмотри вон под теми листьями.
Девочка быстро подбежала к кучке прошлогодних листьев, разгребла их и увидела грибы.
- Ура! Я нашла! Грибы! Давай сорвём их скорей!
- Грибы не надо вырывать, их надо аккуратно ножичком срезать. Вот, возьми у меня в кармане перочинный ножик,- поучал внучку старый.
Путники вновь сели в телегу, только у Наташи теперь было новое занятие: она перебирала грибы, снимала с них соломинки, нюхала, считала и пересчитывала, думая, как бабушка обрадуется свинухам.
Между тем лошадка повернула влево, и девочка увидела большую площадку, с трёх сторон обсаженную высокими берёзами. Слева от дороги стоял какой-то сарайчик, подальше – длинное помещение, а справа… Сердце девочки гулко забилось: не обманул дед! Привёз всё-таки к Бабе-Яге. Путники остановились перед странным домом. Он был широкий, но низкий, приземистый. Крыша была наполовину покрыта щепой, наполовину заколочена досками. Брёвна избушки были чёрными от времени и трухлявыми снизу. «А курьих-то ног у избушки нету!»- заметила Наташа. Она боялась Бабу-Ягу, но ей очень хотелось увидеть её.
Дверь избушки заскрипела, и на порожек вышел важный чёрный кот.
- Ой, деда, кот!- вскрикнула девочка.
- Ну и что же кот?- спросил, посмеиваясь, дед. Он видел волнение девочки и явно забавлялся.
- Такой у Бабы-Яги бывает!- ответила взволнованная внучка.
- А мы к Бабе-Яге и приехали, - сказал дед. – Да вон и она сама нас встречает.
Казалось, сердце девчушки сейчас выпрыгнет из груди, она теснее прижалась к деду.
- Здравствуй, Баба-Яга, - поздоровался дед со старухой, незаметно ей подмигивая.
К телеге подошла скрюченная в три погибели старуха. На ней было какое-то неряшливое одеяние, вокруг головы был обмотан видавший виды платок. Кончик её длинного крючковатого носа был жёлтым от беспрестанного нюхания табака, а изо рта торчала длиннющая козья ножка. Баба-Яга курила!
- Здорово, Наташка! Проходи в избу!- скрипуче проговорила старуха и пропустила гостей вперёд себя в просторные сени, а затем и в избу. «Печи нет!- пронеслось в голове у девчушки.- Лопаты тоже нет!» Девочка вздохнула немного посвободнее.
В избе сильно пахло самосадом, здесь не было никакой мебели, кроме грубо сколоченного стола, колченогой табуретки, лавок вдоль стен да полатей в углу. На полатях – какое-то грязное тряпьё. Тут же растянулся ещё один кот, серый. «Тут ОНА спит», - подумала девочка. Она подошла к маленькому грязному окошку, где ползало огромное количество мух и даже пчёл. Дед о чём-то тихо разговаривал со старухой. Но вдруг Наташа ясно услышала голос дедушки:
- Ты, Настя, возьми себе в сумке гостинец: Груня тебе медку прислала.
Девочка вихрем подлетела к старухе и с вызовом спросила:
- А разве Бабы-Ёжки Настями бывают?
- Бывают!- усмехнулась старая.- Они ведь тоже женшшины.
Вскоре дед засобирался домой, наказывая Яге Насте присматривать лучше за НИМИ.
- Деда, за кем, за ними?- спросила внимательная Наталья.
- Да за котами! За кем ещё?- усмехнулся дед.
Путники отправились назад, и девочка долго видела на дороге старуху, опирающуюся на палку. По дороге Наташа больше молчала. Молчал и дед. Только однажды он остановил Звёздочку и повёл девочку к невысоким деревцам. Наташа с удивлением увидел на тонкой веточке одного из них нечто похожее на вытянутый клубок шерсти.
- Смотри, Наташа, это гнездо иволги: такой жёлтенькой птахи, видела поди на картинке.
- Нет, - прошептала девочка, становясь на носочки и силясь заглянуть в гнездышко.
- Не пугай птичку, некогда ей!- сказал дед, уводя внучку к лошади.
Вскоре Наташа увидела крыши домов родной деревни. Она немного устала от впечатлений, полученных ею за день, и хотела обо всём рассказать бабушке да куклам, которые дожидались её дома.
Бабушка, встретив внучку и мужа, долго сетовала, что ребёнок целый день был голодный: весь обед цел, а чай с вареньем «забушевал». А Наташа уже сидела с куклами и говорила, что Баба-Яга, у которой она гостила, наверное, сыта была, поэтому и не съела её. « А, может, и не ест она никого, просто живёт себе с котами да курит вонючий самосад»,- думала девочка, засыпая.
Пройдёт несколько лет, и она снова окажется в странном доме Яги Насти. Узнает, что старушка – сторож на госсортучастке, а для деда она караулит его пчёл. Но это будет совсем другая история.


Рецензии
Людмила, я просто любовалась Вашей девочкой - до чего хороша! Спасибо!

Марина Пушкарева Кмв   30.06.2022 22:37     Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Людмила Хрящикова   09.07.2022 15:25   Заявить о нарушении