Фактотум

Перед вами человек – не юноша, но еще не «муж». Немного уставший (синяки под глазами), немного лысеющий, совершенно не спортивного вида человек. Его зовут, допустим, Дима. К своим, вот уже почти, тридцати годам – этот Дима успел сменить уже с десяток работ. Речь пойдет о каждой в отдельности, если читатель будет терпелив и сдержан, то возможно будет награжден улыбкой - судьба автора терниста и полна приключений, которые не позволяли везде не скучать, а смотреть вперед и оставаться веселым и энергичным человеком. В общем вот рассказ о судьбе простого парня с небольшого городка на Северо-западе необъятной нашей Родины.
Итак, начнем. В детстве, живя в военном гарнизоне, единственной возможной работой была подработка у продуктового магазина простым грузчиком. Конкуренцию быстро выиграли пару высоких и крепких одноклассника, так что практически сразу этот вариант прикрылся и, собственно, до начала учебы в колледже, работы никакой в жизни и не было(бесплатно можно было помочь с огородом соседям или своим родителям). Далее был выпускной, следом ожидание поступления в колледж и переезд в Санкт-Петербург. Первое время, стыдно признаваться, подачки от родителей и родственников, был период даже с безлимитной кредитной картой–покупал дурацкие салаты и всякие булочки. Тратил деньги, почти впустую. Но пришло осознание, что вот уже и пора самому зарабатывать. Санкт-Петербург, общежитие на северной окраине города, конец «нулевых», понятное дело, схемы зарабатывания достаточно мутные. Процветало воровство, с дальнейшей продажей в ближайший ломбард (однажды нашел таким образом потерянный фотоаппарат, подаренный мне дедом). Происходили всякие «разводы», «отжимы», «прессовки» старшими младших, собственно, как еще было получать деньги не от родителей. Естественно, временами появлялись своего рода «шабашки», из серии «выйти на пару часов и разгрузить половину фуры». На одну из таких мы попали с моими тогдашними соседями по комнате – ночь, спортивная площадка, грузовик, наполовину набитый мешками по 30 кг резиновой крошки. Работали быстро, поэтому силы быстро покинули нас и последние мешки были, чисто, на морально-волевых силах. Естественно, не заплатили сразу, уставшие, мы были рады просто ехать спать, так как с утра уже были пары в колледже. Не заплатили и на утро, и через утро и собственно, мы уже и не ждали ничего, это был наш первый опыт работы в большом городе, нам преподали урок для «лохов». Больше на подобное мы не соглашались. Парень, предложивший нам такое, удивительно, продолжал дурить других ребят.
Постепенно я переходил с курса на курс. Курс 2-3. Я понял, что вечером в общаге появляться мне как-то стало невыносимо, студенты обычно сидят по комнатам и либо пьют, либо употребляют легкие наркотики. Я хотел работать и иметь свои деньги. И вот! Моя первая официальная работа в жизни! «Чайная ложка» - сеть городских кафе-чайных. Чайная на Петроградской (до сих пор там).  На логотипе я, совершенно точно, видел скелет динозавра, а не ложку. Пришел на собеседование, одним жарким летним днем. Стал стажироваться. Часто, первое время давали листовки – и слали раздавать их на улице. Я брал пачку и с удовольствием шел до метро Черная речка, наслаждаясь легким ветерком, несущемся с местных речек, гуляя по паркам, изучая центр города, Петроградскую сторону. Меня впечатлял Дом-музей Шаляпина. Со временем я встал на раздачу – из серии: «Вам чай императорский, травяной?»  и т.д. И даже, получал от этого процесса удовольствие – я видел людей, живущих и работающих в центре города. Надо ли объяснять, что провинциалу сильно бросается в глаза «некое разделение» районов по людям. Я вообще считаю, что если в Санкт-Петербурге проехать от Купчино до Проспекта Просвещения, то можно наглядно увидеть, что город схож, ну чтили со слоеным пирогом. Читатель, надеюсь, терпелив и выдерживает подобные лирические отступления. Так вот я постепенно набирался опыта, учился до четырех-пяти и гнал на Удельную, после - на Петроградскую, ночью возвращаясь в общагу. Далее раннее утро – учеба. И так было каждый день (почти), так как график был у меня совершенно произвольный. Платили копейки, но я был этому рад, покупал первые вещи, помню на первые заработанные самому – купил стильную куртку Colins(магазин находился совсем рядом с Чайной). Из приятного еще – на этой работе появился первый айпод, правда он был розовый, так как его оставила одна девушка. Я даже выкупал его у коллеги за тысячу, он нашел его сразу. Я честно ждал прихода девушки неделю и потом уже, взял к себе в общагу и навсегда полюбил технику Apple. Постепенно, «пелена радости» слетала, и я хотел уже что-то менять в своей жизни. Меня даже ставили на кассу – там я только косячил и делал минуса, в итоге зарплата и так смешная, стала совсем мизерной, и как-то зимой я уехал домой и не вернулся уже на эту работу. Пришел как-то потом туда - на меня брезгливо посмотрели и не дали даже медицинскую книжку, которую я сам когда-то оплатил. Но я был рад – я наконец то работал, получал деньги, тратил их с удовольствием, в основном на одежду.
Времени прошло немного до моего следующего «приключения». Знакомая из общаги предложила в торговым центре, находившимся рядом, устроиться в пиццерию (вообще ресторан с пастами, салатами и т.д.). Пришел на собеседование – на официанта, но предложили на повара идти – согласился. Через день стажировка – мандраж, но ребята, обучавшие меня всему, оказались хорошими. Там уже определенно был сложившийся коллектив, и новичку было комфортно. Хотя и часто ребята издевались, оставляя меня в «запары» (когда заказов примерно 20) одного на готовке, и смотря на меня со стороны, не правда ли, напоминает процесс обучения плаванию, то есть сбрасывания с лодки в воду, а дальше выплывай «как хочешь». И я справлялся, у меня всегда был характер, и был опыт уже с прошлой работы. Постепенно я «вкатывался» в процесс, «сторожилы» ресторана, постепенно увольнялись, искали новых вызовов, и откровенно больших денег, мне же бедному студенту было достаточно, за те пять часов, что я работал вечером, после учебы. Вот тогда я совершенно не могу предположить, что останусь здесь на три года (забегая вперед, это самая по длительности моя работа). Работал много, и постепенно стал сам «сторожилой», обучил множество ребят, прослушал сотню альбомов музыки на кухне, встретил свою первую любовь, не стал менеджером, закончил учиться, переехал из обшщаги в квартиру за город. В какой-то момент, когда дело уже доходило до «тупого автоматизма» в работе, я вдруг сказал – СТОП. И посоветовавшись с директором, уволился, не зная куда идти дальше. И вот тут начинается настолько тернистый и мрачный путь моих работ. Как пел когда-то Евгений Алехин – «Мой наркотик плохие работы как острова». Я слушал его песни, не понимая тогда, что живу в абсолютно таком же мире. Меня ждали склады, магазины, разные города. Но обо всем по порядку.
Сперва я пытался устроиться, например в отель «Кемпински» в самом центре. Пришел на стажировку – шеф-повар француз дал простые задания, но они оказались совершенно из какой-то другой вселенной для меня. Я быстро понял свое место – я был поваром, класса фаст-фуд, не более. Забавно, что в этот период сделал себе Шенгенскую Визу и не разу не съездил по ней, даже в Финляндию. Денег постоянно не хватало. Бедность была «моим верным спутником» в городе Санкт-Петербург. Времени на обдумывание особо не было, я увидел объявление о вакансии повара в отделе готовой продукции в «Ашане». Хорошая зарплата и опыт, думал я. Тогда я еще понимал, что на несколько лет погружаюсь в индустрию, настолько грустную и понятную (почти примитивную), и оттого просто отталкивающую – я говорю вам про работу в продуктовых магазинах.
Вставать на смену надо было в шесть, часто в пол шестого, чтобы успеть на служебный автобус. До остановки надо было еще пройти весь район, и пройти очень неудобную дорогу, ведущую на Выборгское шоссе. Утро на рабочем месте начиналось с трупов мертвых птиц, их надо было наколоть на вертел и поставить в гриль. Дальше день  нужно было тупо следить за ними и стоять на раздаче готовой продукции. Ужас, тупость, невежество – примерно такие я могу подобрать слова применительно к тем коллегам. Взрослые одинокие женщины, обдирая мясо куриц, рубя салаты – они перемывали кости всем своим бывшим мужьям, обсуждали нынешних мужиков. Я всегда оставался в стороне, уходил на обед в столовую и запоем читал Хэмингуэя, и мечтал попасть на то озеро в Швейцарии, через которое спасались герои романа. А потом снова, раздача – глупые разговоры. Тратил время. Из плюсов работы было лишь , что познакомился с француженкой, она объяснила, что настоящее вино только с надписью на бутылке «Шато Бутель» , типа что оно разлито в замке, все остальное французы не принимают за вино. Я ушел достаточно быстро с этой работы. Меня пытался остановить дородный такой директор магазина, обещая, что может перевести меня в пекарню. Нет спасибо, ада мне хватило, думал я. Знал бы я, что спустя время в том же самом супермаркете я буду работать уже просто работником зала, и директор будет на меня смотреть с нескрываемой, злой улыбкой. Потом был ужасный период моих временных подработок. Работа была в конторе «СТО» или «Студенческое товарищество», кто жил в Питере, да и в Москве – знают прекрасно. Прелесть такой работы заключалась в том, что можно было выходит на любые смены в любое время и платили , практически, сразу. Но было бесконечное количество «Но». Например, «коллеги»  - пьяницы, просыхающие ради одной смены на водку, глупые студенты, маргиналы, отщепенцы и оборванцы, разведенные, одинокие мужики и женщины. Мужики работали, в основном, грузчики, женщины – кассиры в крупных магазинах. Приезжать надо было рано, переодеваться в самых страшных коморках. В какой-то момент мне хотелось рыдать из-за увиденного утром на смене – лысеющий, с двумя оставшимися зубами,   дико пахнущий мочой и потом, мужик рассказывал нам про уловные рефлексы, на примере собаки Павлова. Окружающие выглядели не сильно лучше него. Я стоял и думал в такие моменты – куда я качусь. Работа была 12 часов, из которых порядка 6 – делать вообще нечего, тупо изображаешь действие. Нужно было разгружать товары с приемки и волочить паллеты в зал, далее разбирать их и ставить по полкам. Я до сих пор не понимаю, как я работал, таким образом почти 2 года. Как мог я скрашивал такие смены прослушиванием аудиокниг или лекций. Но бывало и, что отбирали любые наушники и тогда ты погружался в ужасно психоделичный мир супермаркетов, с абсолютно плохой музыкой и, одержимыми покупками, людьми. Смены были утренние, но были и ночные – это был самый ад. До 3-4 еще как-то ты работаешь, но после делать становится нечего и приходится просто слоняться по магазину, тебя буквально вырубает, но нельзя спать – твоя смена оплачена заказчиком, и за каждое нарушение – штраф. Возвращаться после таких смен было еще долго, так что я все равно искал что-то постоянное.
С домом, где я жил, буквально через лесную опушку – находился небольшой торговый центр, прямо у Выборгского Шоссе. В нем располагался большой такой супермаркет Prisma. Сюда я уже выходил, когда работал, как говорили «стошником». Я устроился в отдел напитки. Наконец-то стабильные деньги, четкий график. Работа была простая, я следил в отделе за водой. Работал я со смешным бейджиком, фамилия моя – Пирожков, а официально я значился продавцом – так я ходил с забавным ярлыком – Продавец Пирожков. Коллеги не упускали возможность всякий раз обхихикать этот момент, так работа, как все понимали – была скучной и однообразной. Я читал на сменах книжки из отдела газет и журналов. С удовольствием открыл для себя писателя Уильяма Сарояна. Оказывается место, где я прятался на складе было «под камерой» и все мои «сеансы» были запечатлены и переданы руководства магазина. Меня ждал выговор от серьезнейшего начальника охраны, тогда как мой начальник отдела (знатный любитель выпить) с улыбкой на лице сказал лишь: «Ну…Парень образовывается». История закончилась дурацкой объяснительной, я стилизовал ее под «исповедь» и при мне охранник, прочитавший ее -выбросил в мусорное ведро листок и отпустил меня. Я снова чувствовал, что теряю время и под самую весну решил уйти. Написал заявление. Решил сьездить на знаменитый фестиваль «СоларСисто», проводящийся под Питером ежегодно, так чтобы я был полностью свободен и ни о чем лишнем не думал.
Фестиваль быстро прошел, почти все деньги, что я получил в магазине, ушли на поездку и аренду квартиры и я привычно искал работу. Нашел в итоге работу курьером документов в сеть кафе «MarketPlace». Вставать надо было рано, было лето и шел Чемпионат Мира по футболу, который я, как любитель футбола, с горечью полностью пропускал. Душный автобус сперва, потом метро целый день. «Точки» кафе были разбросаны по городу аккурат почти по станциям метро, хотя где-то приходилось идти пешком или ехать даже на транспорте. У меня была безлимитная карта, что помогала мне помимо работы. Жара была невыносимой. Утром еще было как-то терпимо, но днем, с рюкзаком, полным документов, я прост умирал с жары. Побрился налысо, из одежды у меня была майка и короткие шорты. Из плюсов этого «ада» я бы выделил, что я хорошо узнал некоторые районы города, где бы я никогда не оказался просто так и прослушал очень много аудиокниг. В этот период сосредоточился на поэзии – слушал Мандельштама и Бродского. Учил наизусть – времени было вагон, и я тренировал свой мозг. А по вечерам я ездил в любимую галерею Борей, та, что находится на Литейном проспекте, в самом начале от Невского. Там находился и находится киноклуб Братья Люмьер, который я посещал после адских смен курьером. В остальном же я быстро вымотался, и, отработав,  кажется с месяц, снова начал думать о чем-то другом.
Как заметит внимательный читатель, мне явно не хватает терпения, желания стабильности. Что ж никогда не стремился к подобному. Дальше судьба занесла меня в центр. В какой-то момент я понял, что трачу на дорогу до дома много денег и времени, а живу больше в центре. И тут , словно, по волшебству мне повстречался просто интеллектуал-писатель и вообще хороший человек – Илья  Дик. Он уже снимал комнату в коммуналке на Владимирской, как раз напротив дома Достоевского. Отдельной повести стоит рассказ про наши разговоры с этим человеком, приключения и жизни в этой самой коммуналке. Я договорился платить половину за комнату, она была крохотная, но двухэтажная. На втором этаже была сделана кровать, а низ как бы формировал такой импровизированный зал, я же спал на матраце, на которой я клал туристический мешок и, укутавшись, спал таким образом. Но рассказ совеем не об этом. Мне нужно было где-то зарабатывать на жизнь, Илья зарабатывал загадочным образом, чаще он мне либо не говорил, либо брал в долг у кого-то. Я вернулся в «СТО», меня ждали снова магазины и склады. Но я быстро нашел рядом магазин Prisma, и ходил туда как бы «на постоянку». PrismaОбводном канале.  Зато вечерами и ночами я катался на роликах по центру, гулял, изучал город, заходил ночью в киноклуб. Это был центр, то чего мне так не хватало раньше. Типичная мечта провинциала. В Prismaменя ставили иногда торговать за прилавок – мясом или рыбой. Вечерами в будние дни народу совсем не было, и я мог свободно читать книги с телефона. И вот такой забавный факт – я прочитал «Майн Кампф», стоя за прилавком магазина. За четыре вечера. «Упрочение немецкой народности предполагает уничтожение Австрии» - «Вам дораду или скумбрию» - «Национальное чувство ни в коем случае не является идентичным с династическим патриотизмом» - «Пол кило вам взвесить?». 
Со временем я переехал из этой коммуналки в другую – нужно было съезжать, к Илье приезжала девушка и он хотел все-таки видеть прекрасную юную особу вместо непонятного юноши. Некоторое время я «чалился» по хостелам города, некоторые, как например, на Васильевском острове были совсем ничего. Новый год встречал среди незнакомых людей, а второго января ночевал в хостеле – что было дико, конечно. В итоге пожив так полмесяца попросился к организатору Киноклуба в галерее Борей, коммуналка была на улице Марата, в старом здании, я даже читал про него – в нем когда-то жил Чехов, и его девушка – она потом ушла к другому, а он написал пьесу Чайка, именно в тех условиях. Работал все-так же, стало даже ближе до Prisma-Обводный канал.
В какую-то из пятниц, я что-то сильно загрустивший, шел в свою любимую библиотеку Маяковского за Кьеркегором, настроение было совсем ужасным, но тут встретил знакомую девушку из киноклуба. Мы решили идти, а вечеринку в интересное место -и после этого у нас завязался роман. Она жила на улице Правды, туда я со временем перебрался. Красивое место – напротив гостиницы «Эрмитаж». Делали с ней ремонт, кажется даже любили друг друга. С ней я сменил работу, позорно было сознаваться в том месте, где работаю. Я устроился в Вело-кафе, напротив здания Мариинки, поваром, снова вспоминая прошлое. Хорошее место, я ездил туда на велике, работа была прекрасной – приходили музыканты после репетиций или концертов – все нравилось. Но. Было уже лето, и я почувствовал общую усталость от Питера – столько лет я тут уже был, и ничего путевого пока не выходило – и я решил покинуть наконец то город. Я устал от него, от его зимы, от его маргинальности, от его ощущения, словно ты оказываешься в непонятно какое время где-то в истории. Словом, и мои отношения уже заканчивались – я взял билет до Сухума и отправился на Юг. Снова я ехал к приключениям, не зная что меня ждет.
 Русский Юг. Я вышел все-таки в Сочи, не доехав чуть до Сухума. Хотел наконец-то побывать в «жемчужине Краснодарского края». Ночью эффектно смотрелись пальмы, было приятно – не жарко – не холодно. Я думал о том где бы переночевать, и пошел просто на пляж, и найдя укромное место, заснул укутавшись в спальный мешок. Пару дней побродил по городу, ожидая перевод от моего бывшего начальника. Было очень жарко, а купаться мне было неудобно – множество вещей и тд. . И в один из дней я уехал в сторону Анапы, то есть на север, вдоль побережья. Быстро добрался до Геленджика – переночевал пару ночей – прогулялся по всем достопримечательностям ( главная – это Чебуречная, где работает обаятельный мужчина из Белорусии) . Быстро добрался до Анапы, и тут случился поворотный момент в жизни – я влюбился в девушку настолько сильно, что узнав что она из Новосибирска – тут же сказал я еду жить туда срочно! Мы гуляли с ней по ночной Анапе, сьездили – автостопили по южному побережью Крыма, и кажется окончательно влюбились в друг друга. Ее ждал поезд, я зная, что денег у меня почти нет – решился на автостоп. Как быстро я ехал! Мчался! Все водители отговаривали меня от Сибири, но я не сдавался,  а просто каждую минуту думал о ней. бывало за день я «проезжал» тысячу километров. И вот через пять дней мы снова вместе! Мы немного даже не верили в это. Несколько дней мы просто гуляли по городу, целовались – мы любили друг друга. Но скоро же я стал понимать, что нужно как-то «обустраиваться» в незнакомом городе. Сразу возник вариант с интересным кафе в центре города, но я провалил стажировку и дальше искал работу. Была еще потом Бургерная (не работа для меня, а сплошное недоразумение). И наконец, совсем без денег, поздней осенью – я пришел в кафе «Бродячая собака». Читатель, любящий литературу, тут же воскликнет- так «собака» была в Петербурге в начале двадцатого века – культовое место для поэтов и писателей того времени. Здесь же, в Новосибирске, это было Кабаре (!) – кафе, удивительно пережившее столько кризисов. Я поговорил с су-шефом на собеседовании – и был принят – как я был рад! Мне было уже как-то стыдно перед девушкой  быть обузой и бездельником. Работа была не самая сложная, но были так называемые «запары», когда за короткое время, зал наполнялся людьми, и нужно было быстро отдать множество блюд. Но мой опыт меня спасал – я работал спокойно. Прелесть места была в том, что почти каждый вечер там был «живой звук», то есть выступали местные и гастролирующие группы. Я увидел много того, что слушал раньше и никогда не был на их концертах. Отдельно стоит упомянуть о шеф-поваре «Собаки». Настоящий сибирский мужик – широкие плечи, большие руки, усы и борода, зычный низкий голос – «Таааааккк быстро работаем!» ,«Бездееельники!», «Поооочемммууу до сих пор не сделано, эххх!» - вспоминается мне сразу. Он прекрасно готовил, меню было вроде бы простым, но с интересными специальными соусами, он прекрасно готовил мясо. В один вечер мы пили с ним водку, и было приятно увидеть в его глазах уважение, это был , возможно, лучший мой начальнике – в меру жесткий, но вовремя умеющий похвалить. Плюсы конечно были у этой работы, но все-таки минусов было больше – смены были по двенадцать часов, в выходные – вообще по ситуации. Наш су-шеф например общался с детьми исключительно по видеосвязи, он почти жил на работе. Я понимал, что просто теряю время, да и к тому же плохо платили. Я ушел, проработав месяца три, и снова оказался на «перепутье». Месяц , два – сидел без работы. Платили мне еще со старой, я платил за жилье, и жил совсем на мелочь, ходя в библиотеку каждый день, просиживая там за глупыми книгами. Удивительно одинокий период, хотя рядом была моя девушка, но она сильно была недовольна моим положением, она то продолжала ходить на работу, уезжая порой от меня утром, я же каждый день обещал устроиться. Шел до ближайшей библиотеки – садился за объявления по работе и спустя минут 30 уходил читать книги. В один из дней все-таки решил пойти на собеседование из очередного бредового объявления. График  5/2 , отель Хилтон, помощник повара. Шел туда, больше из-за того чтобы окончательно не потерять свою пассию. Что такое отель вы спросите? Это система прежде всего, достаточно специфическая, так как отель еще этот был пять звезд, то соответственно пафос всего абсолютно чувствовался.  Но боже мой! Что за люди там работали – обычные сибиряки, порой просто после военной службы, таков например, был наш су-шеф. «Принесите мне пене фунге», «Яйцо, да Пашоооот!!», со стороны казалось, как буд-то простоватый деревенщик приехал во Францию или Италию и пытается быть за «своего». И этот контраст был во все. Как –то в отель приехали шейхи, владельцы сети «Хилтон» и заказали , кто бы мог подумать, традиционное русское блюдо , ЖАРЕННУЮ КАРТОШКУ.  Отдельным ритуалом было на кухне приготовление пельменей: «перетирали кости» друг другу,  смеялись, рассказывали байки, всем этим «заправлял» второй су-шеф , родом с Кавказа. ОН был огромного роста, был резким в работе и четким, обладал удивительным юмором, который помогал переживать мелкие конфликты между поварами. День за днем я резал и чистил картошку, готовил заготовки , помогал ребятам готовиться к банкетам. Самым ужасным было работать на завтраках – 5 утра , ты встаешь, едва ли разлепив глаза и практически сразу встаешь на раздачу в зал – к тебе подходят и русские и иностранцы – «Скремблэггплииз» - «Окей!» и тд. Однажды ко мне так подошел, как оказалось директор отеля, и по ошибке сделал омлет не на сливочном масле, а на растительном – СКАНДАЛ! . Меня тут же убрали с раздачи, я был рад. Еще поработав примерно месяц, совершенно подчиняясь рутине рабочих будней, c поездками на дачу к девушке, я решил уйти и отсюда. Все приняли мое предложение е уйти с пониманием, кто-то шутил, но ушел я из хорошего коллектива, мне пожелали удачи. Летом предстояло ехать на Алтай, так как надо было куда-то поехать отдохнуть.
Девушка, с которой я тогда был предложила Алтай, так ездила туда как-то осенью с родителями на одну тур базу, в долине реки Чулышман. Я заинтересовался предложением, звонил туда , но мне сказали, что работы у них нет, так как нет совеем гостей. Поэтому я открыл карту – нашел пару номеров и позвонил на первую попавшуюся рядом тур базу. Названия уже не упомнить, но мне казали приезжать и как-то ночью на попутке я отправился на Телецкое Озеро. Описать словами красоту тех мест не представляется возможным. Гор, в принципе я видел не много, а тут была целая россыпь мелких, средних и больших вершин. Взял пирожок в каком-то прибрежном кафе. Позвонил хозяйке тур базы – сказала дождаться катера, и человека по имени Родион. И вот подошел катер с двумя молодыми алтайцами. Они сказали подождать минут сорок, они пришли на большую землю и нужно было сходить в магазин и закупиться хотя бы на неделю вперед. Я подождал, погрузились в катер и отправились в путь. Предстояло три часа переправы – мы были в селе Артыбаш, это северный берег Телецкого озера, а мы должны были плыть на южный берег – к реке Чулышман. Шли долго, я думал: «Куда я плыву, что меня ждет, как минимум месяц я буду среди незнакомых людей, тем более Алтайцев, с другой стороны вся моя жизнь – это сплошная авантюра, каждый раз я ныряю в приключения, ставлю себя в экстремальные условия и выхожу всегда с нереальным опытом, преображаюсь и иду дальше!». Таковы были мои мысли, а мы уже подошли к базе. Нас встречал работник базы (единственный русский) Серега, он же Серьга. Я выбрался, спустил рюкзак, и тут же повалился спать, я не спал всю ночь. Утром, часов в 7 меня будил бодрый голос хозяйки «Завтраак! Давай работай!». Кое-как я собрал мысли в порядок и вспомнил, как варить кашу и делать блины. Я заменял, уже почти уволившеюся алтайку, хозяйка жаловалась на нее,говорила, что та пила, иногда неделями. В общем я начал работать на базе. Гостей почти не было, поэтому я был скорее поваром при большой семье. Я придумал себе ежедневный ритуал – утром и днем купаться в студеной (даже летом) реке Чулышман. От одиночества спасали разговоры с Серьгой и туристы, редко бывавшие полностью «в своем уме». Многие грузили Алтаем, как местом силы и исцеления. Алтай, который даст ответы на все экзистенциональные вопросы, научит, преобразует и сделает новым человеком. Изредка, я все-таки перебирался к своей девушке (переплыть рек было практически нереально) – на лодке и утром рано возвращаясь готовить завтрак. Днем обычно я читал Евангелие от Матфея и писал рассказы, которые тут же «пробовал» на туристах, с радостью слушающих меня в отсутствие привычного досуга (электричества на базе практически не было). Библия, кстати помогла мне невероятно чувствовать Алтайцев, они все-таки не очень любят русских, я же смог услышать их, понять и принять. Резкие от природы, они все-таки достаточно искренний и гордый народ, сочетающий в себе и традицию шаманизма и современный уклад жизни. Я воспринимал свой опыт, как уникальный момент для культурологического изучения привычек и понятий небольшой народности, одной из многих в нашей стране. Я видел сильную мать во главе семейства, я видел слабого отца (однако шамана) , сыновей, борющихся за власть в семье, что удивительно младший побеждал во всем старшего. Я видел, как деньги и бизнес, потихоньку пришедший на дикий Алтай, меняет весь уклад семьи. Дележка денег вечером была просто шабашем, с ведьмами и колдунами – неслась брань, стучали по столу, практически дрались – алтайцы очень вспыльчивы, однако быстро отходят. Я в такие моменты уходил от них, подальше, например на берег озера, с которого открывался прекрасный вид на небо и горы. Так я провел почти месяц, людей совсем не стало, был уже август, вообще нанимают обычно на весь «сезон», но я поговорил с хозяйкой, они заплатили мне за месяц и тепло и по-дружески мы попрощались. Они звали еще, но я понимал, что больше никогда тут не буду.
Решил ехать по делам в Тюмень. Быстро добрался на Новосибирска, и в день приезда укатил на БлаБлакаре. Пробыв некоторое время там, отправился снова в Новосибирск. Был какой-то удивительный период «душевного подьема» - придумал киноклуб в баре, познакомился с будущим отличным другом-актером, даже хотел учувствовать в его постановке. Но все это не приносило денег – «доживал» последние деньги с Алтая. Тут один из знакомых предложил мне пойти на строй базу – грузчиком, сказал платят почти каждый день и не очень тяжелая работа (оказалась ОЧЕНЬ). Что же такое стройбаза? Это прежде всего смеси весом от двадцати до пятидесяти килограмм, которые нужно грузить, возить, перетаскивать, искать, переупаковывать. Работать приходилось со знакомыми мне уже типами людей – алкоголики, бывшие Зэки, сумасшедшие. Говорил я с ними мало, сосредоточившись на одной целе – привезти в город музыканта из Петербурга. Когда-то в Питере я начал его слушать, и тут я подумал,что будетхорошо показать Новосибирску интересного артиста. Я достаточно быстро заработал необходимую сумму для привоза, договорившись с местным баром. Вспоминать особо нечего, кроме холода, тупой работы (хотя я сильно окреп, стал таскать мешки по 50 кг) и непонимания как так работают люди. Я привычно уже объявил руководству базы, что ухожу. После этого приехал музыкант из Петербурга, мы проехали с ним пару Сибирских городов, практически в минус. Я остался совсем ни с чем. Снова нужно было найти работу. Денег почти не было, поэтому жил некоторое время в ужасной комнате в новостройке. Однажды к нам с приятелем заехал его друг и предложил мне поработать у его знакомого столяра. Я сразу согласился. Приехал на следующий день туда. Это был двухэтажный кирпичный дом, про который я много слышал, как место некого «хэппизма» в городе. Оказалось, это такой хостел для путешественников, я в итоге со временем переехал туда жить. Столярка располагалась в подвале здания. Меня встретил добродушный высокий, худой, с бородой и длинными волосами , Иван. «Будем работать» - сказал он мне. И на следующий день я уже помогал ему делать детский шкафчик для спектакля местного театра. Надо сказать, что я в первый раз работал в столярной. Когда-то в детстве, меня немного обучал этому ремеслу, отец, но со временем я охладел к этому делу. И вот, спустя столько лет, я снова держал в руках топорик и рубанок, стамески и лобзик, и был рад этому. Все-таки ручной труд – это благородная работа, мужчина определяется, по мне так, как он держит в руках инструмент, как он им владеет. Я был новичком совсем, потому много «косячил», но Иван многое прощал, добродушия и понимания в нем было много. Он был настоящий сибиряк – открытый, добрый, терпеливый – было видно, что он любит людей и готов «всегда идти на встречу». Мы делали лавки, столы, стулья, шкафчики. Я чему-то даже научился, но все-таки в конечном итоге мне не хватило терпения. «Торчать» приходилось по двенадцать часов в мастерской, после  - хотелось только спать. Вообще искусство столяра требует годы и годы практики, и словно, коньяк, набирающий в течение лет крепость и вкус, так же мастерство ремесленника растет и крепнет. Я был явно не из таких, мне всегда нужна была в жизни свобода и возможность двигаться, именно поэтому я, например, люблю танцевать. В этот период отношения мои с девушкой уже дали трещину, и на какое-то время я даже повстречался с новой пассией, мы с ней даже решили ехать вместе в Питер. Я подумал о том, что больше в этом городе меня ничего не держит и с легким сердцем я отправился в путь. Снова автостоп, небольшое количество денег – ехать я решил все-таки в Калининград, город  моего детства, там жили и живут до сих пор мои родственники. Я проехал привычный маршрут по, знакомым уже, трассам. Заехал даже к двоюродному деду в Пермь, ему исполнялось в тот год сто лет, хотелось увидеть «легенду города». Быстро добрался до Питера – остановился у друзей. Нужна была подработка для поездки в Калининград , билет был совсем недорогой, но деньги были потрачены в дороге. Работал грузчиком, подработка, которая столько раз приходила ко мне на помощь – суть в том, что там деньги платил сразу, а в долги лезть не хотелось. Тяжелые мешки, секретные некогда лаборатории, но главное была уже поздняя осень, а работать приходилось на улице. Холод и платили совсем небольшие деньги, одно время приходилось жить даже в небольшой квартире-коммуне на Ладожской. Из плюсов – был велосипед, и было очень здорово проехаться ранним утром, допустим, по набережной Васильевского острова – всмотреться в ,знакомый до боли, город, все-таки как-никак это было мини-возвращением в город студенчества. Но очень хотелось чего-то нового, хотелось поехать уже в Калининград. И вот на поездку, я заработал, купил билет на поезд и за сутки, добрался до города своего детства. На вокзале привычно встретили меня Отец и Дядя, отвезли меня к деду, я в тот же вечер решил подстричься – чувствовал новый период в жизни начался. Погода в Калининграде была прекрасная, теплая, в отличие от Питера, осень, так что я ходил в одном свитере. Дед , явно не понимая меня, предлагал мне всякую работу по дому. Я быстро выполнил все его задания – и мне хотелось уже работать. На первых порах, отце предложил мне подрабатывать с ним на заказах. он был электриком в Жэке. Мне было очень интересно – новый навык, очень важный, я считал и считаю. Странные немецкие дома, убитые квартиры, обшарпанные подъезды, было чувство, словно я перемещаюсь по внутренностям старого и больного организма. Безумные бабушки и одинокие старички, одинокие женщины и бедные молодые люди – были клиентами моего отца. Он удивительно терпел порой их бред, принимая каждого и каждому помогая. Временная работа меня не устраивала, заказы были не постоянными, у отца был молодой конкурент в этой сфере и я нашел сам вариант со столярной мастерской. Мне предложили поработать пара молодых бизнесменов, делающих мебель на заказ, один из них стал недавно мусульманином, и все время звал меня на их встречи. Другой – жил с мамой,  и поэтому был мягок и осторожен в общении со мной. Столярка сама состояла из старых немецких станков, таких же старых инструментов. Работать было практически невозможно. Ребята, работавшие со мной, были сплошь интровертами. Помню, с каким неприятием и ненавистью я шел туда утром. Все было абсолютно не в удовольствие. Последней точкой для меня и ребят был случай в один из дней, когда я сломал циркулярную пилу, неправильно закрепив ее и пиля под неправильным углом. В общем, мы попрощались, на доброй ноте. Я точно для себя решил, работа в столярке не для меня.  Отец, видя ситуацию, подкидывал мне порой личные заказы и так я перебивался до следующей работы. Я нашел вакансию курьер на велосипеде, забавно, что вывесили ее ровно в тот, момент, когда в городе пошел снег. Что ж с утра я гонял по городу на велосипеде, развозя детали для телефонов, от магазина запчастей до ремонтных мастерских. Работа  эта была почти унизительная и глупая. Я переслушал, кажется все подкасты в интернете, новые книжки Сорокина и Пелевина, времени было много. Днями я находился в режиме «один на один с собой», возвращаясь домой и, валясь спать от усталости.  В какой - то момент чаша терпения моего переполнилась и,  я снова стал безработным. В Калининграде у меня были целые недели без работы, и я просто обошел весь город пешком, вглядываясь в этот странный словно, архитектурный Франкенштейн, город. Спустя месяц после курьерства, я от отчаяния и безделья, устроился разнорабочим в мутную контору, которая занималась заменой окон на судостроительном заводе «Янтарь». Работа оказалась не подарком, это была зима, работать надо было с 8 утра, так что я вставал в 7 утра – садился на автобус, и ехал через весь город : туда – около часа, обратно – часа полтора, в полном автобусе. Первая смена там и я понял, что этот завод – это такая «Россия в миниатюре»  - бюрократия, тупость, бесчеловечность, похуизм. Работать надо был она холоде, и я впервые в жизни, одевался в два-три слоя одежды, так как порой нужно был тупо стоять и ждать инструмент во время работы. Проблемой стало для меня и работа на высоте, окна были огромные, и построили строительные леса, без всяких правил безопасности, на верхнем ярусе не было даже боковых перил, всю конструкцию трясло, но со временем я привык и к этому. Нужно было выбивать старые советские стекла, и на шурупы по металлу сажать в проемы поликарбонат. Все было дешево, страшно и глупо. Со мной работали Витя и Рома. Обоим уже под пятьдесят, я был для них сопляк и принимал это. Варить металл я не умел, с шуруповертом обращался сложно. Но было желание доделать объект и получить хорошие деньги. Трудовые будни были скучны и монотонны.  Меня поражала одна картина: в обед я заходил в раздевалку и видел рабочих, спящих в тулупах прямо на полу. Начинали работать бедолаги ранним утром, и поэтому если не спать днем, то просто будет опасно таким  будет работать много, не отдохнув. «Что им снится в этот перерыв?» - думал, наблюдая это каждый день. Так же я думал, что Завод в своем классическом виде – умер. Назрела уже модернизация, технологии, благодаря которым труд этих работяг не будет таким убийственным и страшным. За те два месяца, что я там работал я прочел всего Лимонова ( а почти три десятка книг), и только это не позволяло сходить с ума. Я ни с кем тогда не общался, только работал, особенным удовольствием у меня было сходить в кафе , возле дома деда, взять черный кофе и сочник, почитать при этом немного книгу. По выходным просто гулял с отцом, у него не было почти работы, и мы ходили с ним на рынок, я что-то делал по дому. Но пришла весна, и я понял – пора менять себя в очередной раз, свою жизнь и ехать в Москву, просто я случайно увидел афишу одного московского музыкального фестиваля, купил билет на него и готовился к отьезду. Работать на заводе я закончил, доделывали проект уже с каким-то странным мужиком. Денег потом я ждал кажется месяц. Я стал больше гулять, ходить по городу, все-таки весной в Калининграде очень хорошо. Немного помогал отцу, покрасил в очередной раз дом деда. Как-то даже познакомился с одной прекрасной девушкой и почти влюбился, но ничего не сложилось, скорее я испытывал к ней чувства от безысходности. Все во мне так и говорило – Надо уезжать! И вот в начале июля я приехал в Москву, на фестиваль Боль. Прекрасный район, метро Автозаводская. Фестиваль проходил в дико романтичном Доме Культуры ЗИЛ. Три дня я ходил и слушал группы, которые знал уже несколько лет и был так рад. Новая жизнь, Москва, после Калининграда это была фантастика! Но постепенно у меня закончились деньги, что-то первое время я занимал у родственников, но потом начал думать о работе, хотелось остаться в этом городе, я был( да и сейчас) влюблен в этот город. Сначала была работа грузчиком, какие-то автоматы в Томилино, потом мешки в Люберцах. На одной из таких подработок я познакомился с Пашей. Взрослый мужик уже, он подрабатывал на всяких мероприятиях. Загружал и разгружал «звук» ,то есть колонки, усилки, провода. Так я стал хелпером (помощником) на различных выставках, концертах, корпоративах. Это было по-настоящему интересная. Например демонтаж на премии журнала GQ. Я сразу понял всю иллюзию большого города, видя его изнанку. Все было дешево и казалось не тем, чем являлось. Как-то выпал удивительный шанс – поработать на концерте Билли Айлиш, в дворце Мегаспорт , что у метро ЦСКА. Когда мы приехали на монтаж, а это около семи утра, там уже были люди, ночевавшие прямо тут, у главного входа ,в ожидании Звезды. Билеты продавались от пяти до тридцати двух тысяч рублей, я просто не верил своим глазам. Это все Москва- так думает обычный провинциал, видя подобное. Далее , зайдя на площадку мне предстояло увидеть, что представляет собой Мировой Тур современной поп-иконы. Мы (хелперы) помогали американским техникам на площадке, их было всего восемь человек, на монтаж нам сказали дано три часа. Мировой тур – это три фуры звука, восемь техников, восемь звукорежиссеров, четкость, жесткий тайминг. Все техники были этакие быки, с футболками Good Charlotte , мировые туры, туры по Англии, я был под впечатлением. Главный из них быстро начал командовать нами, распределяя нас по зонам и обязанностям. Надо понимать, что в толпе хелперов говорить по-английски могли только наш главный и собственно я. Через меня вся связь и шла. Разгрузили звук, потом декорации, потом сделали сцену, повесили звук. Чек, и очень мощный рэп – я чуть с ума не сошел от качества звука. все было готово, и нас отпустило до ночи, когда будет демонтаж. Он продолжался всего час. Час! и все был упаковано и отгружено. Ребята спешили на самолет , дали мне пива, явно мен симпатизируя.  Вот так я подумал, работает настоящая музыкальная индустрия. К слову наши электрики и техники еще долго капались после, разбирая оборудование, с перерывами на «покурить» и тд. Так я работал примерно месяц, если бы однажды не случай, изменивший мою жизнь достаточно сильно. Мы с моим старшим товарищем шли как-то ночью по Яузскому Бульвару в сторону Новокузнецкой улицы. По дороге я увидел двухэтажный особнячок, в который как-то ходил на один концерт. И мы зашли внутрь. Там уже во всю пили местные ,и мой друг предложил сходить еще и за виски. Посидев и пообщавшись там, я очень хотел там остаться и как-то поучаствовать в жизни этого дома. Случай подвернулся достаточно быстро. Вася Березин – эксцентричный молодой режиссер арендовывал там второй этаж и как-то одним вечером делал там спектакль, и он попросил помочь. Я с легкостью, сделал ему необходимые декорации и он предложил работать у него там, а потом и жить. Потом там появилась горячая вода и отопление, бар – и мы сделали соврменное арт-пространство с концертами, выставками, лекциями и концертами. Дом по-прежнему работает, там сделан ремонт, но я там больше не работаю. Теперь я сам организатор и деятель, сам делаю и придумываю проекты. Весь этот путь был проделан ради одной простой мысли – мы хозяева своей собственной жизни, своей судьбы. В любой момент можно все поменять и стать другим, свободным и уверенным. Я так стал. Чего и вам желаю!


Рецензии