Мой первый спектакль

25 июня. Театр "Ромэн". Спектакль "Мы - цыгане".

Нет, конечно, это не первый мой спектакль: в юности я ездила и в Малый театр, и в Театр Советской армии, только в Кремлевском дворце я была дважды. В данном случае это мой первый спектакль в сознательном возрасте, после большого перерыва в юности.
В этот раз я не планировала идти в театр. Тем более, в театр "Ромэн". Поскольку цыгане и их искусство меня не впечатляют. Но случилось так, что, гуляя вконтакте, я наткнулась на предложение дружбы (или сама предложила? уже не помню). Двух фраз не сказали, а выяснили, что оба не любим шансон и оба любим рок. Причем мой визави только вчера выставил дебютный альбом (группа "Лекарь"). Ко всему прочему это еще и актер театра, кино, композитор, музыкант и вокалист в своей группе. По коротким отрывкам трудно составить объективное мнение об актерских способностях, но мне показалось, что ничего так. После небольшого обмена любезностями и разговорами "за жизнь" получила приглашение на спектакль и билет. Если честно - удивило безмерно: стремительность общения и такой сюрприз. Словом, я собралась и поехала. Секрета в имени нет - Артур Руденко. И я внаглую его тут рекламирую. Если можно так сказать...
Пока ехала, вспомнила, что сегодня (25 июня) выпускной. А я-то удивлялась поначалу, с чего молодежь при параде кучками дефилирует. Ранний вечер - все трезвые, спокойные. даже удивительно...
К сожалению, как ни торопилась (под энергичную музыку "Раммштайн в наушниках), к самому началу я опоздала - свои проблемы. И поэтому обследовать театр не успела - галопом проскакала темное фойе, спустилась вниз, чтобы отметить билет у капельдинера (или как сейчас это называется? не охранник же) и по белоснежной лестнице из мрамора побежала наверх.
Удивительно, но в зал меня пропустили (а я всегда помню, что "после третьего звонка вход в зал воспрещен"). Я выбрала себе местечко с краю, чтобы не лазить по всему партеру и никому не мешать. И что меня удивило - зал был неполон. где-то на две трети. То ли тематика спектакля (о цыганах, их жизни, их истории, какой бы она ни была) не впечатляла, то ли потому что лето.
Спектакль, исходя из названия, был о племени, нации цыган, их истории. Забавно, что в авторском тексте говорилось, что цыгане - это египетское племя, обреченное кочевать только потому, что в свое время ковали гвозди для казни Христа. Я слышала иную версию: цыганам сам бог разрешил воровать потому, что один из них спер один из гвоздей, которые были предназначены для казни Христа. И этим облегчили его мУки (не совсем понятно, как именно: что один гвоздь пронзает ноги, что два каждую ступню - заражение крови, мучительная смерть от удушья под палящим солнцем среди кучи насекомых и глазеющих зевак). Если верить цыганам, то их танцы пошли из Египта. Еще я читала что цыгане - выходцы из Индии, а не Египта. Словом, темная история. Глядя на эти самые танцы, мне было скучно. Судя по описаниям, это что-то зажигательное, потрясающее и очень красивое. Но я увидела вполне себе обычные движения. Может, покачивания бедрами, потрясание сиськами и плавные движения руками могут возбуждать? Я ожидала чего-то более... страстного. А не этого. Словом, Эсмеральды Гюго я среди исполнительниц не увидела.
Хотя были что-то вроде коротких сценок по мотивам: была и Эсмеральда, и горбун, и сгорающий от страсти священник. Весьма повеселило, что Квазимодо пел по-цыгански, а не по-французски.
Насколько я знаю историю цыган (а это не так много), то они всегда были язычниками. По крайней мере, века до XX. Когда они постепенно начали креститься.
Одна из сцен изображала Кармэн. Вот не думала, что она тоже цыганка. Видимо, читала плохо, потому что мне казалось, что она испанка, вернее, каталонка. Медленный и, наверно, страстный танец Кармэн меня совершенно не завел. Ну вот не вижу я в этом ничего эдакого. Потопать ногами, резко помахать руками, посверкать глазами, даже кастаньеты в руки взять - это и я могу. Правда, свои ужимки танцами не считаю.
Умирала Кармэн долго.Как Катерина в еще черно-белой "Бесприданнице". Если бы умирала так в реальности, ее бы раз 5 откачать успели.
Очередная сцена изображала выход цыган к "русским просторам". И именно с этого момента танцы сделались более зажигательными. А до этого зажигательной была только музыка, сами танцы - ну просто детский хоровод с гимнастикой и гримасами.
Сцена перед антрактом была что-то вроде чечетки - танцы без музыки. Движения самые простые. Когда я дома одна - иногда танцую также. Но вот демонстрировать свои кривляния никому не хочу. И не претендую на звание танцора.
Актеры спектакля весьма колоритны: разная комплекция, внешности (в смысле, не только цыганской, а и вполне себе славянской) и голосов. Правда, последних не особо слышно.
В антракте наспех пообщалась с Артуром. Весьма энергичный молодой человек, может далеко пойти.
После антракта я нашла свое место - довольно близко к сцене. Света больше и лучше видно.
Второе действие началось с романсов. Которых я не слышала. Актриса, исполнявшая в первом действии Кармэн (Анжела Лекарева) переквалифицировалась в Грушеньку. В этот раз танцы были обычным хождением туда-сюда, которое сопровождалось взмахами рук. Оформление сцены было в посадских платках. Что весьма не вязалось с яркими шелковыми платьями актрис. Солировали дамы с мощными голосами. Бузовой бы заткнуться, когда ее микрофон аж в гландах - а все равно, голоса нет. Тут же - микрофон чуть ли не на вытянутой руке, а голос без него хорошо слышен. Мужчины не отставали: у более старших голоса тоже были мощные. Еще бы переводили, что поют. Кстати, до сих пор не могу понять, почему основными музыкальными инструментами цыган были гитара и скрипка? И да, скрипка - уже в поговорку как еврейский инструмент вошла.
Очередная сцена с выходом девушек с гитарами вызвала недоумение - зачем им гитары? Красиво держать?
От взмахов юбок рябило в глазах. Кого-то это возбуждает?
Потом снова звучали романсы. И снова я ни одного не знала и не слышала.
А, нет, гитары актрисам, все-таки понадобились: создавая массовку, актрисы, перебирая струны, подпевали под них.
Некий мужик солировал на гитаре один - это что-то: его пальцы мелькали, струны дрожали - просто виртуоз!
Зал встречал и провожал Анжелу Лекареву как свою хорошую знакомую: своя тусовка, в которой я снова неуместна. Мне же больше понравился тот мужик-виртуоз.
Очередная сцена "цыганочка с выходом" - дама в пышном (как и любое на актрисах) платье в горошек выполняла вполне себе обычные движения, ничего особенного, кроме очередной тряски сиськами в конце и мельканием юбок вместе с ногами. Пожалуй, это было лучшее в танцах.
Артур Богданов исполнял танцы, два романса. Один из них - "Очи черные" - вызвал бурный восторг у зрителей. Молодой человек не только классно владеет ногами, но и голос у него мощный. Потом была обычная чечетка в его исполнении. Вот оно было необычным: быстрым, энергичным, долгим. Как дыхание не сбилось? Его на бис вызывали не один раз и не два. И каждый раз он исполнял другой танец. Под гитару и без.
Потом его вознесли на трапецию, а вокруг него прохаживался хоровод цветастых пышных юбок под гитару.
Вообще, глядя на цыганские танцы в этом спектакле, у меня сложилось впечатление, что цыганские - это смесь танцев еврейских, греческих, египетских, индусских, танцев Ближнего Востока. Но вовсе не так зажигательны, как их описывают в литературе. Танцы, от которых теряют голову и сорят деньгами. Вот музыка мне понравилась. Однако, мой любимый "Раммштайн" меня заводит больше.
После спектакля я пошла оценивать "места общего пользования". Да и перед дорогой не помешало бы это место посетить. Светло, чисто, тесно, плюс своеобразные задвижки: как я вошла, заперлась. А как выходить - а вот ни фига. Но в целом - хорошо. Еле успела: капельдинеры начинали уже предупреждать, что театр закрывается. Детский сад - чего так быстро? После спектакля и получаса не прошло.
После спектакля в сопровождении Тилля в ушах я чуть не бегом добралась домой. По пути щелкнула еще Москву вокруг: в этом районе я еще не была.
Нет, сказать, что я была разочарована спектаклем, не могу. Для расширения кругозора не помешало. И я сделала для себя вывод, что цыганские песни и танцы слишком переоценивают. Поэтому, если у меня будет еще одна возможность посетить театр "Ромэн" и данный спектакль, я, пожалуй, откажусь. Не мое это совершенно. И я там была лишней.


Рецензии