Творчество за гранью правил. Дамир Куркиев

В поисках внутреннего Источника.
Суть творческих изысканий художника.
Пабло Пикассо, Дамир Куркиев.
Путь от рационального к запредельному.

Великий художник Пабло Пикассо однажды сказал: "Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребёнок". А его фраза: „Живопись — занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует," - раскрывает смысл изобразительного искусства в современном мире.

Однажды я услышала очень точную фразу: "Есть то, чему не научишь", - это то ядро индивидуального видения и выражения, которое встречается чаще у детей, чем у взрослых. Это явление можно назвать индивидуальным авторским стилем-сутью - узнаваемым, органичным и непосредственным. И этому, действительно, нельзя научить, но можно и нужно развивать и взращивать Чудо, живущее в теле и ждущее реализации.

Дамира я узнала, когда ему было 6 лет. Уже тогда это был человек, живущий своим внутренним миром больше, чем миром внешним. Его родители и бабушка рассказывали, что он постоянно рисует, и это был его основной способ общения с миром, ведь разговаривать к своим шести годам он практически не умел. Мы стали с ним заниматься, постепенно осваивая разные техники изобразительного искусства.

Дамир изучал и проводил опыты с каждым материалом, попадавшим в его руки: акварель прозрачная и растекается, гуашью можно накладывать плотные слои и перекрашивать, линии, проведённые тушью или линнером не смываются - и прочее, и прочее. Что меня удивляло и завораживало - это то, что Дамир рисует как дышит. Он не отделяет себя от процесса рисования точно также, как мы не отделяем себя от процесса своего дыхания. Его творчество - это органический и естественный процесс его жизни, его видения, его мировосприятия, его общения и самовыражения.
Рисование - это конструктивный и интуитивный многоуровневый процесс, который требует, в том числе, большой и непрерывной концентрации внимания рисующего. Наши занятия с Дамиром часто длились по два астрономических часа и более. Так долго удерживать внимание и концентрацию на творческом процессе может не каждый взрослый, а Дамир ещё ребёнок. Это говорит о его высоких задатках не только как художника, но и как личности вообще.
Однажды, после окончания нашего длительного интенсивного занятия, когда я уже уходила, мама Дамира обратилась ко мне и спросила: "Как Вы думаете, чем сейчас занят Дамир?.. Он рисует!!!".

Работы Дамира уникальны. У него сильная графика, потрясающее цветовое чутьё и смелая, энергичная техника исполнения живописных работ. Интересно, что периодически в его работах я вижу отголоски и Пабло Пикассо, и Амадео Модильяни, и Винсента Ван Гога, и Марка Шагала, и других художников с мировыми именами...
И вот вопрос: с какого возраста и времени "начинается художник", ведь сейчас Дамиру только исполнилось 11 лет? Кем придуман возрастной ценз к людям Творчества? Художник - это тот кто закончил соответствующее учебное заведение? Художник - это ремесло? Профессия, которой можно обучить любого человека? Или Художник - это проявление внутренней Искры, с которой человек родился? Ведь даже когда Дамир подрастёт, с его особенностью мировосприятия, процесс его дальнейшего обучения будет отличаться от обучения по стандартным программам для обычных студентов. Кому-то это может показаться проблемой, но проблема ли это для Дамира-Художника?..

Так как многие работы Дамира мне по стилю напоминают творения Пабло Пикассо, я обратилась к биографии маэстро и нашла интересные соответствия в судьбе именитого художника и Дамира Куркиева.

Пикассо утверждал гениальность и "настоящесть" именно детского творчества, противопоставляя детское творчество искусству взрослых. Почему? Почему великий мастер не оставался удовлетворённым своими ранними успехами во владении академическим мастерством изображения форм, хотя мог бы на этом остановиться и состояться прославленным художником-реалистом? Почему он стал искать ДРУГОЕ? К чему он стремился всю свою жизнь, стремился страстно и безудержно?.. Окунёмся в историю детства Пабло Пикассо.

Пабло рано, уже с 7 лет, начал проявлять интерес к искусству живописи. Через год из-под кисти маленького Пикассо вышла первая серьезная работа «Пикадор», и в скором времени мальчику уже было разрешено заканчивать отцовские картины, прописывая в них некоторые детали.  А в возрасте 13 лет отец признал талант сына, подарив юному гению свои краски и кисти.

Блестящий старт юного художника во взрослый реализм оставил непроявленным его детский период творчества - Пабло никогда не рисовал как ребёнок. Его иррациональное творческое "Я" осталось не реализованным и не познанным самим мастером. 

Наблюдая за сменой его периодов и поиска новых языков и стилей выражения, создаётся впечатление, что Пикассо искал ключ к своему внутреннему ребёнку как к иррациональному источнику непосредственного творчества, неподвластного измышлениям ума, системности, и отточенности ремесла. 

Достиг ли гениальный Пабло Пикассо сакраментальной встречи со своим Настоящим Я Художника-Творца-Ребёнка?..

Осмелюсь предположить, что если бы Пабло Пикассо захотел снова родиться как художник, чтобы в рисовании достичь того, к чему он так стремился всю свою жизнь, он пришёл бы в мир таким ребёнком как Дамир - для того, чтобы уже никто не смог бы повлиять на его внутренний мир Художника, отделив его от своего внутреннего Источника творчества и вдохновения. Чтобы соединившись со своим настоящим внутренним Источником, оставаться художником на протяжении всей своей жизни.

- Что ты делаешь, Дамир? - Я РИСУЮ!

Гусева (Лейфер) Александра Борисовна. 25.06.2022


Рецензии