Придворные карты Таро. Король Дроздобород

Придворные карты Таро в литературе. Король Дроздобород

Сегодня почитаем с вами сказку братьев Гримм «Король Дроздобород». Сначала посмотрим на главную героиню — безымянную королевну.


Начинается история с того, что перед нами во всей красе предстает молодая девушка с очень плохим характером. Отец её балует и она делает всё что захочет. И очень странно то, что при таком любящем отце она такая злоязыкая. Обычно паж Мечей это человек рано познавший горечь утрат. В благополучной семье такого не бывает. В сказке ни разу не упоминается мать королевны. Возможно, это и есть причина дурного характера молодой наследницы.


Мы видим этот характер на приёме, где собрались, приглашённые отцом-королём, женихи из разных мест. Королевна всех их находит смешными и неподходящими. Каждый из них имеет недостаток, который ставит его на ступень ниже нашей высокомерной королевны. При этом никаких достоинств, кроме красоты, в ней самой нет. И судит она их поверхностно, только по внешности.


«Один жених показался ей слишком толстым.
— Пивная бочка! — сказала она.
Другой — долговязым и долгоносым, как журавль на болоте.
— Журавлины долги ноги не найдут пути-дороги.
Третий ростом не вышел.
— От земли не видать — боюсь растоптать!
Четвертого она нашла слишком бледным.
— Белый как смерть, тощий как жердь!
Пятого — слишком румяным.
— Краснокожий, на рака похожий!..
Шестого — недостаточно стройным.
— Свежее дерево — за печкой сушено. Было сырое, стало сухое, было прямое, стало кривое!»


Это оскорбительно и все женихи разъезжаются по домам. Но давайте отметим тот факт, что все эти неприятные слова имели под собой маломальское основание. Королевна ничего не придумывала. Она говорила то, что видела. Толстому говорила, что он толстый. Худому, что он худой. Только делала это зло, совершенно игнорируя чувства гостей.


В реальной жизни такие люди при встрече радостно сообщают вам, что вы очень поправились и плохо выглядите. И если указать ему на неприемлемое поведение, то он ответит: «Это же правда! А на правду не обижаются!»


Правда в сочетании с бесцеремонностью и острым, злым языком в Таро — это паж Мечей. Который не врет и ничего не придумывает, пытаясь побольнее ударить противника. А находит самое уязвимое место. Что-то реальное.

 
Среди гостей был и главный герой. «Уж в нем-то, кажется, не было ничего смешного. Всякой девушке пришелся бы он по вкусу, только не нашей королевне. Она, видите ли, разглядела, что бородка у него острее, чем следует, и слишком выдается вперед. И этого было довольно, чтобы потешаться над ним вовсю.
— Ах! — воскликнула она и засмеялась. — Посмотрите! Посмотрите! У него борода, словно клюв у дрозда. Король Дроздобород! Король Дроздобород!»

Вот яркий пример. Королевна ничего не выдумывает, но умудряется разглядеть и выставить смехотворной бороду короля. Причем делает это так остроумно, что неприятную шутку поддерживают все окружающие.

«А так как на свете немало охотников посмеяться над соседом, то словцо это тут же подхватили, и никто с той поры не называл иначе молодого короля, как король Дроздобород».

Паж Мечей умён, проницателен и отлично находит слабые места у любого человека. И предъявляет их всему миру. Иногда со смехом, как делает это королевна. Иногда совершенно серьезно. Этот процесс доставляет пажу Мечей удовольствие, потому что так он в очередной раз убеждается в своих изрядных способностях. И он не думает, что своими словами ранит и обижает людей. Чувства у него на самом последнем месте.

В сказке королевна наказана. Отец отдает её в жены первому нищему и выпроваживает из дворца. Если вы смотрели советский мультфильм «Капризная принцесса» снятый по мотивам этой сказки, то помните, что и в этой ситуации королевна не меняется. Так же капризничает и дерзит.  И это естественное состояние пажа Мечей. В такой ситуации он в лучшем случае ушел бы в подполье. Но не изменил своим привычкам.

В сказке же королевна переменилась сразу. Осознание того, что она упала на низшую ступень общества обрушивается на ее плечи тяжелым грузом.

«Нищий музыкант, не говоря ни слова, взял за руку молодую жену и вывел за ворота. Первый раз в жизни королевна пешком вышла из отцовского дворца.
Опустив голову, не глядя по сторонам, шла она вслед за своим мужем по каменистой пыльной дороге».

Смирение и паж Мечей несовместимы. Это масть, которая никогда не склонит голову. А королевна смиряется и выполняет всё, что ей приказывает муж-нищий.

Она плетет корзины, хотя не умеет это делать. Пытается прясть. В конце концов торгует глиняными горшками, при этом боясь, что её узнают и засмеют. В каждом деле она терпит поражение, но с упорством берется за следующее. Она теперь нищая и ей надо зарабатывать деньги.

Да, паж Мечей — деятельный товарищ. В сложной ситуации он тоже не будет сидеть сложа руки. Один из плюсов пажа Мечей — активность, мобилизованность. Почему же я уверена, что королевна перешла в другую карту?

Потому что деятельность Мечей и Пентаклей разная по состоянию, по характеру.

Если бы наша героиня осталась пажом Мечей, то она участвовала бы в решении семейных задач наравне с супругом. Она бы предлагала свои варианты, обдумывала предложения мужа, анализировала и искала бы в них уязвимые места. Например, плетение корзин. Ведь с самого начала было ясно, что ничего не выйдет. Она этого делать не умеет, а муж велел ей плести корзины на продажу. Значит, качество должно быть не ученическим. Паж Мечей сразу бы увидел эту нестыковку и в свойственной ему грубой манере решительно отмел это предложение.

А что делает королевна? Плачет и плетёт.

«Королевна принялась плести корзины, но жесткие прутья не слушались ее. Они не хотели ни сгибаться, ни переплетаться и только исцарапали да покололи ее белые ручки».

Это скорее паж Пентаклей, готовый ради, даже небольших, денег учиться чему угодно и работать из всех сил. Послушный, уважающий авторитет, упорный. История повторяется и с попыткой прясть пряжу.

«Она села за прялку, но грубая нитка врезалась в нежные пальцы, и кровь капала с них так же часто, как слезы из ее глаз».

Где паж Мечей? Куда делись его мозги и напористость?! Почему королевна не говорит новоиспечённому мужу: «Не сошёл ли ты с ума, муженёк? Я — дочь короля и отродясь прялку в руках не держала! Какой смысл переводить деньги на шерсть, если все равно всё отправится в помойку?» Но нет. Она безропотно делает то, что велели.

В мультфильме образ капризной принцессы больше похож и на правду, и на пажа Мечей. Она не сразу перестает брыкаться. Её дерзкая натура проявляется практически до последнего эпизода. Даже в конце она просит мужа выбросить зеркало в котором отражаются её дурные поступки. И это тоже лицо пажа Мечей. Он не хочет вспоминать прошлое, потому что не раскаивается ни в чем.

Вернемся к оригиналу сказки. В конце концов король Дроздобород открывается перед королевной, пере этим как следует унизив её перед своим двором.

После неудачи с торговлей на рынке он «пристраивает» жену судомойкой на королевскую кухню. После очередной тяжелой смены она притаилась за дверью, чтобы посмотреть на свадьбу короля. В карманах у нее были горшочки с объедками. И сама она, как вы понимаете, не в бальном платье.

«Вдруг из залы вышел сам молодой король — весь в шелку и бархате, с золотой цепью на шее.
Увидев за дверью молодую, красивую женщину, он схватил ее за руку и потащил танцевать. Но она отбивалась от него изо всех сил, отворачивая голову и пряча глаза. Королевна так боялась, что он узнает ее! Ведь это был король Дроздобород — тот самый король Дроздобород, которого еще совсем недавно она высмеяла неизвестно за что и прогнала с позором.
Но не так-то легко было вырваться из его крепких рук.
Король Дроздобород вывел королевну-судомойку на самую середину залы и пустился с ней в пляс.
И тут завязка ее фартука лопнула. Горшочки вывалились из карманов, ударились об пол и разлетелись на мелкие черепки. Брызнули во все стороны и первое и второе, и суп и жаркое, и косточки и корочки.
Казалось, стены королевского замка рухнут от смеха. Смеялись знатные гости, прибывшие на праздник, смеялись придворные дамы и кавалеры, смеялись юные пажи и седые советники, хохотали и слуги, сгибаясь в три погибели и хватаясь за бока.
Одной королевне было не до смеха.
От стыда и унижения она готова была провалиться сквозь землю.
Закрыв лицо руками, выбежала она из залы и опрометью бросилась вниз по лестнице».

Большой отрывок, но хотелось передать атмосферу. Итак. Король Дроздобород откровенно издевается и веселится, унижая свою жену перед ее будущими подданными.

Если бы после этого он её прогнал, тогда вся эта цепочка событий была бы логичной. Отомстил за свое унижение, развелся и отправил восвояси. Но он признается ей и возводит её на трон своего королевства, как законную супругу.

Паж Мечей никогда бы не простил такого к себе отношения. И я надеюсь, что королевна, утвердившись на троне, знатно отомстит муженьку за все унижения. Вообще сложно представить нормальную семейную жизнь после такого начала. Сначала она его высмеивала, потом он врал и издевался. Скорее всего они всю оставшуюся жизнь будут устраивать друг другу «сюрпризы».

По сказке королевна раскаялась. На то она и сказка. В реальности паж Мечей озлобился бы ещё больше. Возможно подрос до рыцаря Мечей и стал более продуманным в своих словах и поступках. Но вряд ли стал покорным.

Если исходить из человеческой природы (а Таро лишь отражение нашего мира), то тот период, когда королевна слушалась мужа и была прилежной и безропотной, был временем набора ресурсов.

Королевна оказалась во власти у чужого мужчины. Открыто с ним сражаться она не может. Поэтому уходит в засаду. Притворяется безобидной, чтобы выиграть время и спланировать свои действия.

Паж Мечей самый умный из всех. У него отличные аналитические способности. Почему же королевна не поняла, что король Дроздобород и ее муж-нищий это один и тот же человек.  Поначалу, возможно, она не ожидала такого поворота. Но когда долго находишься с человеком рядом, начинаешь замечать нестыковки и странности. 

А если она поняла? Тогда ее покорное поведение становиться понятным. Она просто выжидала удобный момент. Королевна просто затаилась на время. От всех этих невзгод она стремительно превратилась в рыцаря Мечей и выстроила стратегию. Тогда сказка закончилась бы словами: «Правил король Дроздобород  славно, но недолго. А после его смерти королева держала страну в ежовых рукавицах и прославилась военными завоеваниями». Это при условии, что она дорастет до королевы Мечей, конечно.

Паж мечей сидя в тюрьме будет искать выход, а не ждать когда закончится его срок. Покорность — уловка. Нужно выиграть время, чтобы придумать план побега. Для этого нужно усыпить бдительность мужа.

Тем более она этого мужа не хотела. Три раза она сожалела об утраченной свободе: «Ах, кабы мне дана была свобода, я стала бы женой Дроздоборода!»

Кем же из придворных карт Таро был сам король Дрозобород? Вы удивитесь, но он — король Пентаклей. Только отрицательный.

Когда на сватаньи невеста его осмеяла, он не ушёл. Не оставил идею жениться на ней. Хотя про любовь не сказано ни слова. Лишь в конце, в признании, он говорит, что все это из-за любви. Любовь у короля Пентаклей своеобразная. Он искренне считает, что королевна принадлежит ему как вещь. И он может делать с ней все что ему заблагорассудиться.
Он тратит свое время, силы и деньги на то, чтобы поставить зазнайку на место. На каждом этапе подчеркивая, что деньги решают всё.

Есть такая присказка: «Кто музыку заказывает, тот и девушку танцует». Это как раз про нашего главного героя. Мы так и не увидели никаких достоинств по ходу истории. Он использовал своё богатство, чтобы создать все те ситуации и поквитаться за свою растоптанную гордость.

В конце он говорит королевне: «Ведь я тот самый бедный музыкант, который был с тобой в маленьком покосившемся домике на окраине города. И я тот самый гусар, который растоптал твои горшки на базаре. И тот осмеянный жених, которого ты обидела ни за что ни про что. Из любви к тебе я сменил мантию на нищенские лохмотья и провел тебя дорогой унижений, чтобы ты поняла, как горько человеку быть обиженным и осмеянным, чтобы сердце твое смягчилось и стало так же прекрасно, как и лицо». 

Очень удобно прикрывать свои гадкие поступки любовью. И мы все прекрасно знаем, что такие методы озлобляют еще больше. Но никак не смягчают. И чтобы изменить пажа Мечей не в коем случае не стоит вступать с ним в схватку. Это его только раззадорит.

Так что ясно, что король хотел именно проучить королевну. Око за око, так сказать. А нам всё преподнесли в виде сказки, с толстым намеком: «Будете себя плохо вести, вас проучат! Да так, что мало не покажется!»


Рецензии