Юности нашей вальсок

Каждое утро я встречаю в коридоре старого друга. Ласково трогаю его потрепанный бочок и ощущаю себя почти чеховским Гаевым из «Вишневого сада» с его знаменитым монологом «Дорогой … Многоуважаемый шкаф…» А почему в коридоре? Да потому, что моим домочадцам не нравится его внешний, покарябанный в частых переездах вид. И они выселили его из комнаты. Более того, они настойчиво предлагают мне вынести его еще дальше, на свалку, куда много лет назад ушли патефон с радиолой «Октава», и пара проигрывателей, не нашедших мастера для своего ремонта. Но мне внешний вид друга нравится, и что интересно – чем старше он становится, тем ценнее и милее он мне. Дело не во внешнем виде, а в содержимом шкафа. Он сохраняет мое единственное богатство, которое я приумножала всю свою x+50-летнюю жизнь. И мне кажется даже, что при отсутствии всех звукоснимателей моя коллекция пластинок вносит в комнатную атмосферу особую ауру, и я вроде даже вижу парящую над ними светлую сферу, излучающую тепло.
   В этом волшебном шкафу, в тесноте, но не в обиде, мирно сосуществуют Штраус с Бетховеном, Чайковский с Колмановским, Азнавур с Бернесом, и Муслим Магомаев с Борисом Гмырей. И т.д., и т.д., и т.д. Такого многообразия самоцветов, шедевров, трио и дуэтов я не видела ни у одного из своих знакомых. Мне кажется, что все лучшее уже сыграно, сочинено и спето человечеством, лучшего уже не будет. И это богатство у меня всегда под рукой.
    Когда мы наедине со шкафом, нам никогда не бывает скучно, у нас всегда есть в запасе любимая игра, но для нее нам требуется третий игрок – ПАМЯТЬ.
И сейчас я вам покажу, как мы играем.
     Вот я подхожу к шкафу, с тихим скрипом открываю дверцу, и он протягивает мне первую попавшую пластинку. Я пока не вижу – что это. Иду в комнату, зажигаю торшер, сажусь в кресло, читаю название и прислушиваюсь. И начинает звучать мелодия…
      Я помню вальса звук прелестный,
      Весенний вечер, поздний час…
      Его пел голос неизвестный
      И песня дивная лилась.
      Да, то был вальс,
      Старинный, томный,
      Да, то был чудный вальс.

Значит, подруга Память, будем держать экзамен по песенным вальсам. Самой интересно, сколько сможем мы вот так – наобум, не заглядывая в шпаргалки и подсказки, вспомнить юности нашей вальсов.
       И первым, конечно же, вспоминается «Школьный вальс».
       Давно друзья весёлые простились мы со школою,
       Но помним наши юные года.
       Тебя с седыми прядками над нашими тетрадками,
       Учительница первая моя
       Промчались зимы с веснами,
       Давно мы стали взрослыми,
       Но, помним наши школьные деньки.
       Плывут морями грозными,
       Летят путями звёздными
       Любимые твои ученики!

Стоп, а разве в классах 5 – 7-х мы не пели вальсовые песни? Например,
       Идём по общей лестнице, звонок услышав звонкий,
       Ровесники, ровесницы, мальчишки и девчонки.
       Девчонки, мальчишки, мальчишки, девчонки,
       Нас всем подружиться пора.
       Всегда у нас весело в классе – да здравствует, дружба. Ура!

Не забудутся школьные годы. Не забудется её адрес. И адрес, по которому нёс школьной подружки портфель…
       На этой улице когда-то гонял по крышам голубей
       И здесь, на этом перекрёстке с любовью встретился своей.

Может быть, это была не Заречная улица, а где-нибудь в Вологде
        Помню, помню алые кисти рябин.
        Помню, помню доме её номер один.
        Помню, помню сад со скамьёй у ворот

Помню, как посылал ей за конвертом – конверт, а от неё мне – ни слова в ответ…..
Наверное, перепутал адрес. Ведь эта подружка жила
        На Волге широкой, на стрелке далёкой
        Гудками кого-то зовёт пароход
        Под городом Горьким, где ясные зорьки
        В рабочем посёлке подруга живёт   

А у подруги тоже времени нет.  Ей в институт пора
         Помню первый студенческий бал.
         Светлый праздничный актовый зал …
         Помню голос – такой молодой:
         «Первый вальс я прошу Вас со мной»   

Да, у этой влюбленной пары голова будет кружиться и в 35, и в 70. И, хоть, немного от возраста, но больше – от счастья, что всю жизнь Он рядом с тобой.
Незабываема Клавдия Ивановна со своими душевными песнями. Кто не вспомнит сейчас «Синий платочек»?
           Как провожала и обещала
           Синий платочек сберечь.
           И часто в бой
           Провожает меня облик твой
           Чувствую, рядом с любящим взглядом
           Ты постоянно со мной

Но тут начинает звучать грустная нотка... шульженковский «вальс о вальсе»:
            Вальс воевал, он в шинели шел запылен.
            Вальс напевал про Маньчжурские сопки
            Вальс навевал нам на фронте «Осенний сон»
            И как друг фронтовой, не забудется он.
   
И тут открывается целый цикл фронтовых вальсов
            С берез неслышен, невесом
            Слетает желтый лист,
            Старинный вальс "Осенний сон"
            Играет гармонист.
            Вздыхают, жалуясь, басы,
            И словно в забытьи
            Сидят и слушают бойцы,
            Товарищи мои.

Неотделимый от него «Случайный вальс»
            После тревог
            Спит городок.
            Я услышал мелодию вальса
            И сюда заглянул на часок.

Но вот
        Кто сказал, что нужно бросить песню на войне?
        После боя сердце просит музыки вдвойне!
         Пой, наш весёлый братишка,
          Друг неразлучный баян.
         Нынче у нас передышка, завтра вернёмся к боям.

Реже звучит «Матросский вальс» (иногда его называют "одесским", потому что душевно исполнил его Леонид Утёсов, а иногда его представляют просто «Море шумит»).
Многие слова я позабыла, но припев сразу напомнит вам этот вальс
          Играй мой баян
          И скажи всем друзьям,
          Отважным и смелым в бою,
          Что как подругу
          Мы Родину любим свою
 
Другой «Матросский вальс», тоже лиричный и немного с юмором, звучал реже, но запомнился
          Далёкие звезды мерцают
         Сквозь дымку ночных покрывал...
         И сам по себе возникает
         Матросский нечаянный бал.
          Звенит потихоньку гитара,
          Старинная спутница грёз.
          Кружится за парою пара -
          С матросом танцует матрос...
           Но вдруг их луна осветила,
          Секрет открывая простой:
          Там носик курносый и милый,
          Там девичий взгляд озорной,
          Там выбились из-под берета
          Каскады курчавых волос...
          Так вот почему, так вот почему
           С матросом танцует матрос,
           Так вот почему до рассвета
          С матросом танцует матрос...

Ещё в далеком 1956 году в фильме «Они были первыми» впервые прозвучал вальс «За фабричной заставой», который пела потом вся страна
         За фабричной заставой,
         Где закаты в дыму,
         Жил парнишка кудрявый,
         Лет семнадцать ему.
        О весенних рассветах
        Тот парнишка мечтал.
        Мало видел он света,
        Добрых слов не слыхал.
        Рядом с девушкой верной
         Был он тих и несмел,
         Ей любви своей первой
         Объяснить не умел.
        И она не успела
        Даже слова сказать, —
        За рабочее дело
        Он ушёл воевать.

Не раз вспоминал он на войне свой родной дом, городок, где осталась подруга
        В тихом городе своём по соседству мы живём
        Наши окна друг на друга смотрят вечером и днем
        Рядом наши два крыльца
       Два зеленых деревца
       По соседству бьются рядом наши верные сердца

А твой отец наверняка вспомнит своего друга из «Нормандии Неман», с которым воевал бок о бок
       Я приеду в Париж, все дома обойду,
       Под землею весь город объеду,
       Из «Нормандии» летчика там я найду,
       Мы продолжим былую беседу
      
       Мы за правое дело дрались, камарад,
       Нам война ненавистна иная!
       Не поддайся обману французский собрат,
       Верность клятве своей сохраняя   

Вроде бы уже исчерпала сегодняшнее меню, но вдруг вспомнился замечательный «Свадебный вальс»
            Прямо в небо взметнулся,
            По земле расплескался,
             Светлый танец надежды – торжественный вальс
            Чудо – вальс!
            И мелодия эта
            Музыка этого вальса
            Пусть останется в сердце
            Навеки у вас.
________________________________________________________
            
             Волосы ветром сдувает со лба
             Музыка эта как наша судьба
             Снегом слегка обжигает висок
             Кружится в сердце тот старый вальсок
             Старый, забытый, юности нашей вальсок
            Мы расстаёмся, чтоб встретиться вновь,
            Ведь остаётся на свете любовь
            ………

В памяти звучит ещё очень много знакомого в ритме вальса, но слова позабылись.
Буду рада, дорогой читатель, если ты поможешь мне вспомнить памятные лично тебе вальсы.
      


Рецензии
У каждой эпохи - свои песни. Удивительно, нот всего 7, а мелодий - бесконечное множество. В моем детстве некоторые из этих вальсов напевал мой папа. Спасибо автору, что вернул на мгновение в то далекое время!

Сергей Тетенко   17.03.2023 12:59     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Серёга! Я тоже помню как твой папа напевал свой любимый вальс "Эти глаза напротив...чайного цвета"...

Валентина Марцафей   19.03.2023 21:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.