Крылатый Георгий Победоносец

Этого легендарного лётчика-аса ленинградцы прозвали «крылатым Георгием Победоносцем».
Именно этот лётчик стал прототипом главного героя книги Николая Чуковского «Балтийское небо» и одноимённого фильма режиссёра Александра Венгерова -  Константина Лунина.
Он был прекрасным пилотом и тактиком боя, но одновременно - и «сорви – головой», склонным к авантюрным действиям.
Он был любим своими сослуживцами. Его любили лётчики, любили техники и оружейники. Его слово дорогого стоило.  Он пользовался в частях, где служил, непререкаемым авторитетом среди лётного и технического состава.
 А вот военное и партийное начальство, особенно то, от которого зависело продвижение по службе, присвоение очередных званий и награждение орденами и медалями, не очень его жаловало. Виной этому был независимый характер лётчика: он всегда говорил то, что думает, за словом в карман не лез, резал правду-матку, невзирая на чины и звания. Был нетерпим и настойчив, резок в высказываниях и упрям в отстаивании своего мнения. Этот прямой человек терпеть не мог вранья,  фальши и криводушия. И всегда был готов наказать подлеца, пусть даже он являлся большим начальником...
Вот потому то, однажды легендарный лётчик-ас потерял и звание, и все награды. И ему пришлось даже послужить некоторое время в сухопутном штрафбате.
Среди всех лётчиков-истребителей Краснознамённого Балтийского Флота он был единственным, кто, имея на боевом счету 46 сбитых фашистских самолётов, оставался единожды Героем Советского Союза!
Его судьба своей трагичностью чем-то напоминает судьбу легендарного подводника Балтики Александра Ивановича Маринеско…
Звали этого лётчика-истребителя - гордость советского военно-морского флота - Георгий Дмитриевич Костылев…


***


Родился будущий лётчик-ас 20 апреля 1913 года в городе Ораниенбаум под Санкт-Петербургом (ныне город Ломоносов  Ленинградской области) в семье рабочего.
 Отец работал на лесопилке. Когда началась 1-я Мировая война, был мобилизован в армию. А после революции вернулся домой.
 Город в те годы трясло: в 1919-м его едва не заняла армия Юденича, наступавшая на Петроград. Позднее там находились штабы, руководившие подавлением многочисленных антибольшевистских мятежей – в кронштадтских фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь», а в 1920-м – и всего Кронштадтского мятежа. Через город постоянно шли войска, привозили раненых, жить было тревожно, голодно и холодно.
После подавления мятежа обстановка немного успокоилась. Жизнь вошла в более-менее нормальное русло.
И маленький Жора пошёл в школу.
Он всегда был заводилой среди мальчишек.
Ему повезло: он сумел окончить 9 классов, что по тем временам было очень приличным образованием.

***

После окончания школы он некоторое время работал на заводе «Красная Заря» в Петрограде.
в 1932-м в комсомольскую организацию завода «Красная заря» пришла разнарядка - направить одного достойного кандидата в ленинградскую школу пилотов ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Товарищи выбрали Георгия Костылева.
 И он без отрыва от производства учился в этой авиашколе.
Сразу после завершения курса в Ленинграде юношу отправили в Центральную лётную школу ОСОАВИАХИМа им. Чкалова в подмосковное Тушино.

После её окончания в 1934-м году Георгия оставили в Москве - лётчиком-испытателем на заводе авиамоторов.
А затем пилотом в Аэрографическом институте гражданского воздушного флота.

 В 1936-м году Костылев стал лётчиком-инструктором Центральной лётной школы имени Чкалова, где работали только лучшие пилоты гражданской авиации.
Георгий Костылев был 1-м среди равных, человеком, рождённым для неба!
Ещё будучи воспитанником Центрального аэроклуба им. Чкалова, он не один раз удивлял москвичей своим виртуозным полётом на тренировочном моноплане  и мастерским исполнением фигур высшего пилотажа на авиационных праздниках в Тушино.

18 августа 1939-го года Георгию вручили почётный нагрудный знак «За отличную технику пилотирования и акробатическое лётное мастерство».
 

***

В ноябре 1939-го года Костылев написал наркому Военно-Морского Флота письмо с просьбой перевести его в состав истребительной авиации Краснознамённого Балтийского флота.
Его приняли.
 Он был зачислен в ряды военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота.
В связи с исключительным лётным мастерством Костылеву сразу же присвоили звание лейтенанта - без прохождения обучения в военной школе.
 Так что лейтенантские петлицы Костылев получил, никогда не учась в лётном училище.

Пилот от Бога, он имел свой, удивительно изящный и свободный лётный почерк. Современники вспоминали о том особенном радостном чувстве, которое пробуждалось в них при наблюдении костылевских полётов.

• Как они говорили:
«В его исполнении пилотаж становился искусством…».

30 ноября 1939-го года грянула война с Финляндией.
Костылев полетел на фронт, где получил боевую закалку в боях с финнами.
Он  штурмовал и расстреливал белофиннов и был беспощаден к врагу.
Георгий летал на истребителе «Поликарпов» и за выносливость в пикировании назвал свой самолёт «Ястребком». 
За время этой войны Костылев совершил 58 боевых вылетов.
 На его счету - десятки уничтоженных огневых точек, транспортов и эшелонов с живой силой врага.

21 апреля 1940-го года «за образцовое выполнение боевых задач и проявленное при этом мужество и отвагу» он был награждён орденом Красного Знамени.

А вот встречи с врагом в воздухе у лётчика тогда не случилось ни одной - авиации у финнов было маловато.
 
После финской кампании орденоносец Костылев - лейтенант авиации Краснознамённого Балтийского флота - остался в 5-м истребительном полку Балтфлота, который базировался на аэродроме в Клопицах, примерно в ста километрах от Ленинграда. Полк осваивал новейшую модификацию истребителя «И-16».
Ну а он совершенствовался в стрельбе и в полётах.
 Он любил жизнь лётчика, мог совершать по 5 и по 10 полётов в день. И нередко увеличивал зону пилотажа, чтобы пролететь над Ораниенбаумом, над домом, где жила его мать.

Вскоре Костылев женился.
У него родился сын.

А после началась Великая Отечественная война… 


***

Великую Отечественную войну Георгий Дмитриевич Костылев начал на истребителе «И-16».
 
Свой 1-й боевой вылет он совершил 29 июня 1941-го года – на 8-й день войны.
 Воздушный боец жаждал схватки с врагом.
Однажды Костылеву рассказали о мерзком преступлении, совершённом гитлеровскими стервятниками: «Мессершмитты-110» расстреляли группу женщин в пригороде Ленинграда. Они вели огонь с бреющего полёта и не могли не видеть, в кого стреляют...
Георгий Костылев сказал:
— С «Мессершмиттов» я и начну!
Он и начал с них…

Это было в районе озера Самро.
15-го июля 1941-го года звено командира 2-й эскадрильи Новикова с ведомыми Сосединым и Костылевым вылетело на штурм вражеских позиций.
Неожиданно летчики заметили на малой высоте тяжёлый двухмоторный истребитель «Мессершмитт-110». Звено пошло в атаку. Однако немецкие зенитчики открыли по нашим истребителям ураганный огонь. Командир звена развернул самолёт и атаковал зенитки. А два ведомых продолжили атаковать немецкий самолёт. Первой очередью Соседин уничтожил стрелка-радиста, но затем был вынужден отойти, чтобы помочь командиру с зенитками.
Костылев остался с «мессером» один на один.
Они неслись на высоте 400 метров. Костылев увидел, что на крыльях самолёта противника снизу были нарисованы звёзды, а сверху свастика - вероятно, с помощью этой хитрости немецкий разведчик пытался избежать зенитного огня. Нельзя было допустить, чтобы он донёс полученные разведданные.
Промахнуться Георгий не имел права. Он подошёл на минимальную дистанцию, тщательно прицелился и дал очередь из единственного крупнокалиберного пулемёта прямо по кабине. «Мессершмитт» замер в воздухе, а затем рухнул на землю и взорвался.

• Вот как вспоминал сам  Костылев об этом бое:
«Во время одной из этих штурмовок я впервые сбил вражеский самолёт. С немецкими самолётами я встречался и раньше. Я уже однажды гонялся за ними в районе Кронштадта. Но тогда они были на страшной высоте - 8000 метров над землёй - и ушли прежде, чем я успел набрать высоту.
15 Июля пошли на штурмовку Новиков, Соседин и я. Когда подходили к немецким танкам, заметили в стороне «Мессершмитт-110». Мы с Сосединым хотели было броситься к нему, но майор Новиков, помахав крыльями, приказал нам идти на штурмовку, чтобы прежде всего выполнить задание.
«Мессершмитт-110» скрылся. Мы отштурмовали и хотели уже было повернуть домой, как вдруг снова заметили его. «Мессершмитт-110» прятался от нас в дыму пожара.
Патроны у нас ещё оставались. Мы тоже нырнули в дым и выскочили прямо к «Мессершмитту». Нас стали обстреливать немецкие зенитки. Новиков принялся атаковать зенитки, а мы с Сосединым набросились на «Мессершмитт-110».
Соседин подошёл к нему сзади сбоку и убил стрелка - радиста. Я подобрался прямо к хвосту «Мессершмитта-110» и открыл стрельбу. Увидел, как мои трассирующие пули летят точно во вражеский самолёт. Это была моя первая стрельба не по учебному конусу, а по самолёту.
Соседин отошёл в сторону и теперь помогал Новикову подавлять немецкие зенитные точки. Я один взялся за «Мессершмитт» и стрелял не переставая. Мы неслись на высоте 400 метров. Я ожидал, что экипаж выбросится на парашютах. «Расстреляю их, пока они будут опускаться», - думал я. Они сбросили козырёк, чтобы легче было выпрыгнуть. Но тут вдруг «Мессершмитт» закачался, и я понял, что судьба его решена.
Снизившись до 50 метров, он стал разворачиваться к немецким танковым колоннам. «Нужно показать немцам, как он будет падать», - думал я.
Дал последнюю очередь из крупнокалиберного пулемёта. Видимо, убил лётчика. «Мессершмитт-110» повис носом, взорвался и рухнул на землю. Я сделал круг над местом его гибели, подстроился к своим и пошёл домой».

Так пришла 1-я победа.
С тех пор Костылев стал анализировать свой личный опыт и опыт лучших лётчиков полка.
Чтобы сбивать немецкие самолёты на истребителе «И-16», вооружённом лишь двумя пулемётами винтовочного калибра и одним крупнокалиберным, нужно было быть настоящим снайпером.
И Костылев стал им.

Уже 22 июля, он сбил сразу 3 немецких самолёта: 2 «Юнкерса» («Ju-88») и 1 «Meссер»  («Ме-110»).

Ещё 2 бомбардировщика «Ju-88» были сбиты им 23-го и 25-го числа.

 В последний день этого же месяца, Костылев сбил ещё пару «Ме-109».

В итоге, уже во второй половине июля 1941 года на самолёте «И-16» Георгий одержал 7 побед.
Кроме воздушных боёв морским лётчикам (в том числе и Костылеву) часто приходилось штурмовать немецкие колонны из-за отсутствия штурмовиков. Под крылья «И-16» подвешивались реактивные снаряды. Они наводили на немцев настоящий ужас.

Надо сказать, что уже в 1-х боях под Ленинградом он показал себя способным истребителем, сразу выдвинувшись в число лучших пилотов этой части.
 Соратники же Георгия ценили его в первую очередь даже не за его таланты, а за то, что главной своей задачей в бою Костылев считал спасение попавшего в беду товарища, и всегда шёл на выручку соратнику, не считаясь с уровнем опасности для самого себя.

В августе 5-й ИАП первым на Ленинградском фронте получил новейшие истребители «ЛаГГ-3».
Полк активно участвовал в боях. И счёт побед Георгия рос очень быстро.
Так, например, в конце августа комэск 2-й эскадрильи Костылев на только что полученном «ЛаГГ-3» сбил в воздушном бою фашистский «Me-109».

10 сентября Костылев сбил «Ju-88» и повредил «Bf-109».

 11 сентября в паре с Игорем Каберовым  он уничтожил «Каракатицу» - разведчик «Не-126».

16 сентября 6 наших истребителей вели тяжёлый воздушный бой над линкором «Марат» против 60-ти самолётов противника. Григорий в паре с Игорем Каберовым, сбили по «Лаптёжнику» («Ю-87»). В итоге наши истребители рассеяли большую группу «Ju-87».

21-го сентября во время патрулирования неподалёку от Кронштадта Георгий заметил «Юнкерс-88». Первыми очередями разбил левый мотор. Затем уничтожил верхнего стрелка. Однако опытный немецкий пилот повернул самолёт так, что советский истребитель попал под огонь нижнего пулемёта. Тогда Костылев буквально перерезал пулемётной очередью крепление кабины стрелка.
После этого он без труда добил обезоруженный «Юнкерс».

• А вот как вспоминал сам  Костылев об этой воздушной схватке:
«Летели мы над заливом, невдалеке от Кронштадта. Нас было пятеро: Усыченко, Ткачёв, Руденко, Львов и я. Внезапно над Кронштадтом мы заметили разрывы зенитных снарядов, и пошли прямо к ним. Гляжу: «Юнкерс», а в стороне от него ещё два. Мы с Руденко решили атаковать того, который шёл один, а остальные лётчики направились к тем, что шли в паре.
Я открыл огонь по «Юнкерсу» метров с 400 и сразу разбил ему левый мотор. Он, снижаясь, стал удирать в сторону Финляндии. Ведя огонь, я подходил к нему всё ближе и ближе. Руденко тоже стрелял. Стрелка мы убили. Но лётчик «Юнкерса» был опытный и повернул свой самолёт так, что мы попали под огонь нижнего стрелка. Одна пуля угодила в фюзеляж моего самолёта. Я решил уничтожить и нижнего стрелка. Дал очередь из пушки и всех пулемётов одновременно. Перебил крепления, на которых держалась люлька, где был нижний стрелок. Люлька оторвалась от «Юнкерса» и вместе со стрелком упала в море... Ещё дал очередь - и «Юнкерс» сорвался и нырнул в воду».

23 сентября немцы осуществили массированный налёт на Кронштадт и корабли Балтийского флота.

• В этот же день адмирал В. Ф. Трибуц доложил по телефону в Смольный:
«В налёте участвовало двести семьдесят фашистских самолётов. Сбито 14».

В этом бою участвовал и командир звена Г. Костылев. Причём выполнять боевую задачу было очень трудно, так как зенитная артиллерия флота вела непрерывный огонь на поражение самолётов противника. Да и численное превосходство немцев было значительным.

2 ноября - вновь в паре с Каберовым – Григорий сбил финский разведчик «СБ-2».

Эти победы в воздушных боях приносило Костылеву всё большую популярность. Пожалуй, в 1941-42-м годах он наряду с П. Бринько был самым знаменитым ленинградским лётчиком. И его знали в лицо практически все жители героического города!

Счёт сбитых самолётов у Костылева счёт рос довольно быстро.
 Про него охотно писали в газетах.
Он стал одним из самых узнаваемых лётчиков Балтийского флота.
За ним даже закрепилось прозвище – «Георгий Победоносец».
Бывало, увидят матросы с корабля или кронштадцы успешный воздушный бой нашего истребителя с двумя или тремя немецкими самолётами и говорят:
«Сразу видно: Костылев дерётся!»
   И хотя выяснялось потом, что Костылев в этот день и вовсе не поднимался в небо - уверить в обратном свидетелей боя было невозможно…

В ноябре 1941-го года Костылев получил свой 2-й орден Красного Знамени.

В конце 1941-го года Костылев вступил в ВКП(б).
 Вручать партбилеты приехали комиссар полка и секретарь парткома.
А дальше было как в кино. В самый торжественный момент прозвучал сигнал боевой тревоги – к аэродрому приближались вражеские бомбардировщики. Костылев приказа на вылет дожидаться не стал. И бросился к самолёту. Взлетел, вступил в бой с «Ju 87», сбил его, вернулся на аэродром. И, как ни в чём ни бывало, зашёл в землянку, извинился перед присутствующими за неожиданную отлучку по служебным делам. И получил свой партбилет, скромно умолчав о сбитом только что самолёте противника: а чего хвастать-то, работа есть работа.


***

18 января 1942-го года 5-й ИАП, в котором Костылев командовал звеном, получил наименование гвардейский, и стал называться 3-м Гвардейским истребительным полком ВВС КБФ.
К тому времени Костылев лично и в группе сбил 18 вражеских самолётов.

5 февраля 1942 года в воздушном бою самолёт Костылева был подбит над территорией, занятой врагом.
 Но лётчик, несмотря на ранение в левую руку, прихватив данные разведки, сумел выбраться из падающей машины. Парашют раскрылся вовремя, а ветер дул в нашу сторону, и Георгий оказался у своих..

• Сам Г. Костылев так рассказывал об этом в брошюре «Мои бои»:
«К началу февраля 1942 г. за мною уже числилось 18 сбитых самолётов противника, но 5 февраля, увлёкшись разведкой, замечтался. И меня сбили. Самолёт мой запылал. Высота 3000 метров. Захватив все данные разведки, я выпрыгнул с парашютом. Я находился за линией фронта, над территорией, занятой немцами. Но фронт был совсем недалеко, и ветер дул от немцев к нам. Весь мой расчёт был на то, что ветер перенесёт меня через линию фронта к своим. И я постарался раскрыть парашют как можно раньше. Левая рука была ранена, и поэтому управлять парашютом я не мог. Беспокоиться не приходилось - ветер сделает своё дело и отнесёт меня к своим. И вдруг вижу: ветер несёт меня к немцам. Дело скверное. Жить хочется, а плен хуже всего. И я стал доставать пистолет, чтобы застрелиться. В это время ветер опять переменился, меня понесло к своим. На душе радость! И я спрятал пистолет. Но недолго радовался. Снова ветер переменился и понёс меня к немцам. Так менялся он три раза, и три раза я вынимал и прятал пистолет. И только когда я достиг высоты 1500 метров, ветер окончательно установился. Меня понесло к своим и вынесло за нашим передним краем. Когда проносился над окопами немцев, по мне стреляли с земли, но не попали.
Упал в снег как раз позади наших окопов. Ко мне подбежал боец на лыжах и довольно недоверчиво оглядел меня, но, когда я заговорил по-русски, он отвёл меня к своему командиру. Вернувшись в свой полк, я в госпиталь не ложился - рука зажила «на ходу».

Георгий Костылев успешно боролся не только с вражескими самолётами.
Однажды (весной 1942-го года), в паре с Игорем Каберовым, он «отличился» и над Териоками в лобовой атаке сбил свой истребитель - биплан «И-153», приняв его за вражеский. На этой «Чайке» летел начальник штаба 4-го Гвардейского авиаполка Гвардии подполковник П. Бискуп.
Самолёт упал на окраине аэродрома, но лётчик к счастью остался.
Однако Костылева и Каберова за эту ошибочную атаку не наказали - Бискуп к счастью остался жив. А в этом районе действительно часто встречались финские «Чайки»...

К апрелю 1942-го года командир звена 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка  гвардии старший лейтенант Г. Д. Костылев совершил 233 боевых вылета, провёл 59 воздушных боёв, сбил лично 9 и в составе группы 34 самолёта противника. Штурмовыми ударами уничтожил много живой силы и техники врага.
И за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, был представлен к званию Героя Советского Союза.

17 мая 1942 года Костылев одержал ещё одну из многих своих побед.
 В этот день в районе Кронштадта в паре с Каберовым он сбил 2 «Bf 109». Были сбиты немецкие лётчики-асы  - фельдфебель Герхард Лаутеншпагер  (31 победа)  и лейтенант Осси Унтерлерхнер  (27 побед).
И хотя машины Игоря Каберова и Георгия Костылева были серьёзно повреждены, победу, в тот день, праздновали гвардейцы - балтийцы, а не их оппоненты.

В мае 1942-го потрепанный полк, наконец, отвели на тыловую базу для получения пополнения и новых самолётов.
 Ими стали полученные в рамках ленд-лиза британские истребители «Харрикейн».

В августе 1942-го года Георгий получил звание  капитана.
И тогда же лётчики полка провели свой 1-й бой на «Харрикейнах» против вражеских  истребителей «Мессершмитт-109».
После этой успешной схватки, в которой немцы потеряли 4 истребителя, Костылев написал на борту своей машины лозунг «За Русь!».

Однако Георгий не забывал и о своём заслуженном «ЛаГГе», летая то на «Харрикейне», то на «ЛаГГ-3», а иногда – и на «МиГ-3» или на «Як-1».

Костылев вновь показал себя непревзойдённым воздушным бойцом.
Высокого роста, сухощавый и стройный, он выделялся в бою не только русской удалью, но и несравненным отточенным мастерством пилотирования.

«Костылев - исключительной отваги и мужества лётчик. Своим бесстрашием и умением бить в воздушном бою наверняка снискал к себе уважение всех лётчиков полка. Его знают как смелого, храброго лётчика не только в полках бригады, но и в авиационных частях других соединений и частей», - так сказано о Костылеве в одном из его наградных листов.

 День 29 сентября 1942 года стал самым результативным в боевой биографии лётчика.
В этот день он сбил 2 «мессершмита» лично и в группе ещё 1 «мессер» и «Юнкерс-88».

Потери морской авиации в тяжёлых воздушных боях были велики. 3-й гвардейский авиаполк за месяц лишился почти половины состава.
Костылев считал это виной нового командира полка майора Никитина.
Отношения между ними не сложились.
Пришлось вмешаться командованию бригады.
Осенью 1942-го года Георгия перевели из полка и назначили командиром 12-й отдельной Краснознамённой истребительной авиаэскадрильи, прикрывавшей коммуникации на Ладоге, включая важный узел обороны на острове Сухо.

22 октября 1942-го года немецкие войска под прикрытием авиации попытались захватить с моря остров Сухо, батарея которого надёжно прикрывала Ладожскую морскую трассу.
На помощь маленькому гарнизону были направлены суда Ладожской флотилии и самолёты Балтфлота.
Наши штурмовики, ведомые подполковником Ф. А. Морозовым, потопили 5 десантных судов. Прикрывающие их лётчики 12-й эскадрильи, под командованием капитана Г. Д. Костылева, сбили над островом 14 самолётов противника.

23 октября пришло радостное известие.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Верховного Совета СССР гвардии капитану Георгию Костылеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»  (№ 654).

7 ноября, летая уже вновь на «ЛаГГ-3», Костылев сбил в одном бою 2 «Юнкерса».

 В январе 1943-го года Костылев вернулся в 3-й гвардейский полк командиром родной 2-й эскадрильи.
Он был на пике славы.
 Однако вскоре все рухнуло…


***

• Н. К. Чуковский – автор известной книги «Балтийское небо» - писал одному из исследователей жизни воздушного аса Е. Овсянкину:
«В 1942 году я служил с Георгием Дмитриевичем Костылевым в одной дивизии и много с ним общался. Это был человек бесстрашный, умный и виртуоз воздушного боя. Среди других лётчиков он резко выделялся своей культурностью, начитанностью. Человек он был скромный, любимый товарищами. Некоторые описанные мною в романе бои Лунина были в действительности боями не Лунина, а Костылева. Произошло это так. Костылев был замечательный рассказчик, и я записывал его рассказы о боях, а потом использовал это в романе.
Георгий Дмитриевич имел только один недостаток - выпивал лишнее. Эта несчастная его склонность принесла герою много горя. Его разжаловали из Капитанов в рядовые, но так как лётчик он был исключительный и незаменимый, то продолжал командовать эскадрильей, будучи рядовым, - случай совершенно невероятный, единственный в своем роде...»

Надо сказать, что Костылева не только разжаловали, но и осудили.
А произошло вот что.

В феврале 1943-го года Георгий Дмитриевич Костылев был во 2-й раз представлен к званию Героя Советского Союза.
 В связи с этим ему был предоставлен краткосрочный отпуск с выездом к одинокой матери в блокадный Ленинград.
 И он, в зените славы, пользовавшийся непререкаемым авторитетом и уважением у сослуживцев и подчинённых, поехал к своей матери.
Георгий подкормил мать, привёз ей немного продуктов – лётчики, всё-таки, неплохо питались. Он тогда воочию увидел жизнь блокадного города.
 И то, что он увидел, потрясло лётчика до глубины души.
Ведь про голод в Ленинграде официальные СМИ ничего не сообщали. А письма из города подвергались жёсткой цензуре.
 Люди же умирали от голода и холода. На улицах лежали тела тех, кого смерть застала по дороге к Неве за водой или в очереди за 125 блокадными граммами.
Костылев уже собирался вернуться в свой полк, чтобы мстить врагу. Но тут судьба свела его с майором интендантом. А тот пригласил фронтового лётчика к себе домой, где столы ломились от изысканных яств  и коллекционных вин на драгоценной посуде. Видимо, льстило тыловой «крысе», что с ним за одним столом будет сидеть знаменитый ас - Герой Советского Союза.
Боевого лётчика - человека не единожды смотревшего в глаза смерти - поразил контраст между жизнью и бытом тылового офицера и жизнью простых жителей города.
Увидевший этот «пир среди чумы», Георгий Костылев пришёл в благородную ярость.
Воздушный ас, насмотревшийся перед этим на умиравших от голода земляков, высказал офицеру - тыловику всё, что он о нём думает.
Когда же майор схватился за пистолет, разъярённый Георгий забрал у него оружие и пару раз хорошенько «приласкал» стулом этого «хозяина жизни».
Перебив в гневе часть посуды, расстроенный лётчик покинул этот дом.
По правде сказать, тыловик хода делу не дал.
Но Костылев, вернувшись в полк, молчать не стал. И честно рассказал об этой истории своим сослуживцам и командиру полка. Однако, к его удивлению, поддержки у них не встретил.
 Об инциденте узнали особисты.
 Костылева отдали под трибунал.
В итоге популярный ас лишился своих крыльев.
Его осудили за избиение старшего по званию,  разжаловали в рядовые, лишили партбилета и всех наград. Было также отозвано новое представление к званию Героя Советского Союза.
Георгия отправили в штрафную роту – на Ораниенбаумский плацдарм.
 Асом он был в воздухе, а на земле не умел ничего. И если бы не штрафники морпехи, шансов выжить в том аду у него не было.
 Спасибо им, сберегли лётчика…

В штрафбате Георгий был определён в разведвзвод.
Месяц он ползал в тыл к немцам, взял несколько «языков».
А затем взводный написал ходатайство на имя командира авиадивизии о зачтении краснофлотцу Костылеву всего срока пребывания в штрафном взводе в связи с проявленными им смелостью и отвагой при выполнении боевых заданий.
И отправил его в распоряжение штаба авиации флота. Младший лейтенант рассудил более здраво, чем судьи с большими звёздами на погонах. Ведь такой лётчик должен летать и сбивать врага, а не ползать по болотам в ожидании неизбежной смерти...
Однако в удовлетворении ходатайства отказали.
Командир штрафбата, видя его тоску по небу, посоветовал: «Да просись ты в авиацию, хоть на У-2!»
Костылев так и сделал.
В последней попытке добиться возвращения в небо он написал письмо командующему авиацией Балтийского флота.
Генерал обзвонил несколько авиаполков.  Но никто из командиров истребительных частей Балтфлота, раньше наперебой пытавшихся заполучить лучшего лётчика морской авиации к себе, теперь не соглашался принять штрафного пилота в свой полк...
Согласился лишь командир 4-го гвардейского истребительного полка майор Василий Голубев.
Надо сказать, что Голубев помог Костылеву пережить многие передряги. И в самые тяжкие дни не дал ему  «утонуть в стакане». Что греха таить, к спиртному Георгий был неравнодушен. А «ликёр «шасси» – тормозная жидкость на основе этилового спирта – был, что называется, всегда под рукой.

Благодаря Василию, Георгий летал часто, многократно вступал в бой и его счёт вновь стал быстро пополняться сбитыми вражескими самолётами.
 Костылев не оставался в долгу - лучшего прикрытия Голубев не смог бы найти: стоило ситуации сложиться так, что командиру 4-го ГИАП начинала угрожать опасность, как Георгий бросал свою жертву и надёжно защищал спину друга.

Голубев же буквально бомбардировал начальство ходатайствами о возвращении Костылеву звания и наград.
 

***

Сев за штурвал красавца «Лавочкин-5», построенного на средства трудящихся, Георгий  с гордостью говорил о новом истребителе:
— Посмотрите на мою сказку, на подарок горьковских колхозников — это же мечта пилота!

После обретения крыльев, в первом же воздушном бою - 21 апреля 1943-го года - Георгий Костылев сбил над Копорским заливом финский «Фиат». Затем, прижав второй самолёт к воде, приказал ведомому атаковать его - очередь последнего была также точной...

Уже 27 апреля - всего через неделю после прибытия Георгия в полк - Голубев назначил его командиром звена.
И много сил приложил к тому, чтобы Костылев новыми победами снял с себя пятно «штрафника».

Сражаясь на самолёте «Ла-5», Г. Д. Костылев сбил 9 вражеских самолётов, в том числе 3 «FW-190».

Казалось, у Георгия открылось второе дыхание.
Он летал на самые сложные задания. Показал себя не просто асом, а организатором воздушного боя.
40 звёздочек украсило фюзеляж его «Ла-5», раскрашенного под акулу.

15 июля 1943-го года долгожданный приказ о восстановлении звания Костылева наконец-то пришёл.
Перед строем командир полка Голубев вручил краснофлотцу Костылеву фуражку и капитанский китель с орденами и звездой Героя.
И сразу же назначил Георгия командиром 1-й эскадрильи.

22 июля 1943 года пара «Ла-5» (капитан Г. Д. Костылев и старший лейтенант А. М. Селютин) атаковала 3 звена немецких самолётов.
 «Фокке – Вульфы» гауптмана Рудорффера и его ведомого были повреждены, а вся группа - рассыпалась.
Эрих Рудорффер, над своей территорией воспользовался парашютом, а его ведомый фельдфебель Рудольф Гереке  (27 побед)  погиб.

2 августа 1943 года гвардии капитан Г. Д. Костылев обнаружил над Финским заливом 2 «FW-190» и один из них уничтожил.
Лейтенант Херберт Броэндле   (имевший 58 побед)  выпрыгнул из горящего истребителя, спустился на парашюте и был взят в плен экипажем нашего торпедного катера.

 А буквально через несколько дней 4-му ГИАП пришлось выполнять сложнейшее задание по штурмовке аэродрома Городец, находившегося за пределами дальности полёта самолётов полка!
Лётчики, отправлявшиеся в этот рейд, брали с собой в кабины автоматы и гранаты, чтобы по выработке горючего совершать вынужденные посадки в тылу врага и уходить к партизанам...
Несмотря на тяжесть задачи, Голубев и Костылев нашли её решение - опытным путём они рассчитали скорость, на которой у «Ла-5» появляется шанс «дотянуть» до Городца и обратно.
Атаку по аэродрому проводила эскадрилья Костылева.
А Голубев в это время отвлекал на себя всю истребительную авиацию немцев и финнов в данном районе...
Операция заняла 1 час 37 минут. Все самолёты долетели до базы, хотя на 5-ти истребителях двигатели остановились в момент посадки, а остальные сели, имея в баках по 3-5 литра горючего!

***

Прошло всего 2 месяца после этой операции, и в октябре 1943-го года из Москвы пришло требование командующего морской авиацией отправить только что получившего звание майора Г. Д. Костылева в столицу для занятия должности главного инспектора истребительной авиации флота.
Голубеву, уже видевшему в мечтах Костылева своим заместителем, пришлось скрепя сердце выполнить приказ.
Георгию это назначение было не по душе - главному инспектору запрещалось летать на боевые задания.

Так Костылев занял должность, дававшую большие права - в его обязанности входила проверка боеготовности истребительных частей, и он мог снять с занимаемого поста любого командира, не отвечающего предъявляемым к истребителям требованиям.
Одним из первых дел новоиспечённого главного инспектора стала проверка... 4-го ГИАП БФ, которым занялась большая московская комиссия!
Пользуясь присутствием в «своём» полку Георгий «напоследок» ещё пару раз слетал со своими друзьями на боевое задание.

Майор Костылев оставался Главным инспектором ВВС Краснознамённого Балтийского Флота по истребительной авиации до самого конца войны.
Однако кабинетная работа была не для него.
Поэтому, он приезжал в лётную часть, садился в свободный самолёт, и, под видом инспектирования вылетал в составе эскадрильи на задание.
Вражеские самолёты он сбивал. Но, поскольку ходить в боевые вылеты ему не полагалось по должности, Георгий маскировал свои «вылазки» - победы записывались на «штатных» лётчиков. 
Костылев, будучи на этой должности, сбил ещё несколько самолётов врага, при этом победы записывались другим лётчикам.

К примеру. 21 июля 1944-го года над Балтийским морем 2 наших «ЛА-5» из 3-го Гвардейского истребительного авиаполка встретились в бою с 5-ю «фокке-вульфами».
 3 вражеских самолёта были сбиты майором Г. Костылевым и лейтенантом Прасоловым. Однако первый участвовал в вылете неофициально и уже не состоял в то время в составе 3-го ГВ ИАП.
 
Костылев не был тщеславен. И считал, что кто бы ни сбил вражеский самолёт, это всё равно вражеский самолёт.
Именно поэтому мы уже никогда не сможем точно назвать истинный счёт побед этого выдающегося аса. Попробуй-ка сосчитать его победы, если известно, что Георгий иногда использовал их как разменную монету.
 К примеру. Ещё в бытность свою в 4-м ГИАП Костылев как-то записал 4 одержанные им воздушные победы другому лётчику в обмен на новые американские войсковые ботинки!

Всего за время войны Г. Д. Костылев совершил 418 боевых вылетов и провёл 112 воздушных боёв, в которых сбил от 46-ти до 54-х вражеских самолётов.
По воспоминаниям сослуживцев «Георгий Победоносец» одержал не менее 20-ти личных и 34-х групповых побед, записав многие свои личные победы как групповые – «ради поднятия духа и престижа его ведомых»...
 Встреча с русским ассом принесла смерть более чем сотне немецких летчиков, штурманов, стрелков-радистов.
Очень необычным для личного счёта аса-истребителя является и наличие в нём нескольких взятых в плен «языков», которых Костылев приволок из немецкого тыла в бытность свою разведчиком штрафбата...

***

В феврале — мае 1945-го года Г. Костылев обучался на Высших офицерских курсах ВВС ВМФ.
А после окончания войны продолжал службу в морской авиации.
После войны Георгий Костылев не сделал большой карьеры - его натура не соответствовала характерному для карьеристов раболепию.
 Недоброжелатели стали поминать Костылеву его пребывание в штрафбате.
Ну а «Георгий Победоносец» отвечал своим противникам соответствующим образом... 
В 1946-м году его неожиданно уволили из вооружённых сил.
В 1951-м году прославленный ас сумел вернуться в авиацию.
Но вместо лётной работы его назначили штурманом пункта управления полётами.
Костылев понял: подняться в небо больше не суждено.
Уволившись в запас в 1953-м году, проживал в Ленинграде.

***

Советский ас прожил яркую, но недолгую жизнь.
Умер 30 ноября 1960 года.
 Ему было всего 47 лет...
Проводить в последний путь своего прославленного земляка вышел весь город.
По завещанию самого Костылева, он был похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове. То есть, там, где мальчишкой он бегал за грибами, а во время войны с винтовкой в руках стоял насмерть в боях с врагами.

 Его имя было «забыто» людьми, которым Костылев был неудобен - в основном это были большие начальники.
Однако «Георгия Победоносца» помнили и любили его друзья и соратники, описавшие этого необычного лётчика и человека в своих мемуарах.

Его именем названа одна из улиц в городе Ломоносов…


Рецензии