Эрмитаж и васильковые бантики

Светлой памяти моей бабушки - Барановой Александры Романовны...

Бабушка. Родной и близкий человек. «Человек из детства». Те, у кого в детстве была бабушка, несомненно, поймут меня. Да и на просторах интернета давно уже прижилась цитата о том, что «без бабушки детства нет». Конечно, это шутка. Но ведь в каждой шутке есть доля истины.

Совсем недавно, прогуливаясь с сестрой Леной в нашем дворике детства у Нарвских ворот, мы практически одновременно вспомнили один интересный эпизод из жизни. А случилось это очень давно – где-то в самом конце 60-х годов прошлого столетия. Леночка училась в третьем классе, и у неё были весенние каникулы. А меня в тот день бабушка даже не стала отводить в детский сад, поскольку решила повести нас в Эрмитаж. Мы стали собираться. Солнце светило в окна сквозь мартовскую капель, создавая настоящее ощущение предстоящего праздника. Леночке на тот момент было девять с половиной лет, и она, конечно же, не раз бывала в Эрмитаже. Мне же, в мои четыре с половиной, предстоял «Эрмитажный дебют».
 
На встречу с искусством надо идти как на Праздник – аккуратными и элегантными. Этот негласный бабушкин девиз мы пронесли через всю свою жизнь, передавая из поколения в поколение. Никаких мятых или несвежих платьев, невыглаженных брюк или взлохмаченных волос! Всё это неуважение к искусству.

Бабушка всегда была элегантной женщиной – и внешне, и внутренне. Даже страшное военное лихолетье и последовавшие за ним тяжёлые послевоенные годы, когда им с дедушкой приходилось очень много работать и отказывать себе буквально во всём, чтобы дать дочерям хорошее образование, не погасили в ней эту искру женственности. И уже будучи в преклонном возрасте, перешагнув далеко за восемьдесят, она оставалась настоящей Женщиной с большой буквы. Многие мои друзья и знакомые не верили, что она – из многодетной рабочей семьи. Предлагали «поискать дворянские корни». Тогда, в преддверии жутких девяностых, было модно вдруг становиться дворянином. Но я эти попытки пресекала сразу. Какая разница – «чьих кровей» человек, гораздо важнее его человеческая сущность! Слава Богу – сейчас это «увлечение дворянством» проходит. И люди просто хотят знать историю своего рода - независимо от сословия.

Но, вернёмся к началу нашего рассказа. Итак, мы собираемся в Эрмитаж. Бабушка завязала мне два красивых банта из ленточек василькового цвета. Причём переделывала их дважды, ибо она не признавала полумер. Если уж делать – так хорошо!    
Это первое посещение Эрмитажа осталось в моей памяти, как нечто волшебное. Перебегая из зала в зал, мы с Леночкой радовались и восторгались. Усталости совсем не ощущалось. Её я почувствовала гораздо позже – когда, пройдя основную часть залов, мы спустились в гардероб. Там почему-то была очередь. И пожилой гардеробщик, видимо, пожалев уставшую малолетку, крикнул мне: «Эй, ясноглазая! Давай свой номерок!»

Вечером, восторженно рассказывая родителям о красотах Эрмитажа, я не преминула заметить в конце: «Бабушка сделала мне такие красивые банты, что даже пальто в гардеробе дали без очереди!»………Казалось бы, нет в этой фразе ничего особенного. Но уже спустя годы я вдруг задумалась: как же интересно была истолкована эта ситуация с точки зрения ребёнка. Ведь дети, как известно, говорят то, что думают. А ключевая мысль моей фразы – «бабушка сделала красивые банты». В этом, на мой взгляд, была основная причина того, что нам дали пальто без очереди. Не в том, что гардеробщик пожалел малолетнего ребёнка, и даже не в том, что, возможно, ребёнок понравился гардеробщику. Нет! Понравились банты, сделанные БАБУШКОЙ! ЕЙ принадлежит основная заслуга. Сейчас, с высоты прожитых лет, я думаю: как же надо было любить бабушку, чтобы считать её поистине волшебницей! И каким прекрасным человеком должна быть бабушка, чтобы внуки её буквально боготворили! А ведь, по большому счёту, так и было. Хотя, не скрою, случались в нашей жизни и шалости, и непослушания. Дети есть дети. Порой и озорничали и даже дерзили сгоряча. Но в душе мы её всегда боготворили.

Я остановилась лишь на одном маленьком эпизоде из своей жизни. А нас у бабушки было пятеро. Пятеро внуков. И каждый наверняка вспомнит не один десяток подобных эпизодов. А именно из таких вот эпизодов и складывается жизнь. Конечно, это начинаешь понимать со временем, анализируя различные детские высказывания, на которые раньше и внимания-то не обращал. И здесь надо помнить одно – дети не умеют хитрить, они говорят то, что думают. И, конечно, в моём случае сама мысль была вовсе не о васильковых бантиках, а о том, что наша бабушка – лучшая в мире.
Сегодня ровно тридцать один год, как она ушла от нас в Вечность. Ушла, но не перестала быть с нами. Близкие люди не уходят. Это уже истина. И, конечно, она рада, что все её дети, внуки и правнуки нашли своё место в жизни, став врачами, бизнесменами, писателями. Но самое главное – Людьми, унаследовав от неё основные общечеловеческие ценности – способность любить, созидать и творить добро, уважать в человеке Человека и просто радоваться каждому дню нашей многогранной жизни.
И это тоже счастье…      


Коллаж автора.


Рецензии
Люблю такие истории благодарю

Парвин Гейдаров   21.07.2022 13:03     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Парвин!

Наталья Смирнова 5   21.07.2022 15:11   Заявить о нарушении