Киракосов Михаил Никитович дирижер театра оперетты

Фотографии из личного архива Киракосовых.
Публикуются с разрешения их обладателя.
На фото супруги Киракосовы Михаил Никитович и Людмила Михайловна.


Не хочу потерять главную нить, по этой причине буду записывать сюда те данные, которые может быть удастся найти удаленно, находясь в Петербурге о человеке, чья судьба связана с Краснодаром.

Фамилия родовая у искомой персоны была Киракосов. Фамилия произошла от армянского имени Киракос. Как и Ивановы, Петровы, Лонгиновы - все эти фамилии произошли от имён. Просто какие-то имена забыты или мало нам знакомы, а какие-то известны и по сей день. Означает имя Киракос - «летоисчислитель». Интересно знать истоки фамилии.

 
Итак на 30.06.2022 известен первый предок по этой линии:
1. Киракосов Аслан - армянин.
2. У Аслана сын был Киракосов Никита Асланович. О нем известно, что был богатырского вида. Супруга у Никиты Аслановича была набожная, лечила людей. Известно на сегодня только ее имя - Евдокия и место их жительства город Краснодар. 
3. У Никиты и Евдокии Киракосовых рождается сын Киракосов Михаил Никитович (08.06.1911-18.01.1992). Это он на фотографии. Работал Михаил Никитович в городе Краснодар. Он становится дирижером Краснодарского краевого театра музыкальной комедии. Театр этот образован был в городе Армовире и только позже переезжает в город Краснодар. Дома у Михаила Никитовича был рояль, он любил рисовать картины. Устно всегда называл дату своего рождения не 1911 год, а 1909 год. В семье рассказали, что он закончил Одесскую национальную музыкальную академию им. А. В. Неждановой, неофициально называют ее— Одесская консерватория.
В 1957 году 5 сентября Михаил Никитович Киракосов женился официально на Ковелевой Людмиле Михайловне. Супруга у Михаила Никитовича Киракосова взяла фамилию мужа, Людмила Михайловна (Ковелева) Киракосова(15.09.1926-03.09.2001). На фотографии рядом с мужем она. Работала она в том же театре, что и ее супруг. Людмила Михайловна Киракосова была артисткой балета. Сохранились ее фотографии в театре в сценических костюмах. На одной из фотографий она подписана самим фотографом и имеет уже фамилию Киракосова: "Артистка балета Людмила Киракосова". У Людмилы и Михаила были рождены два сына в 1952 и в 1956 году.
 В семье ее потомков, есть фотография, сделанная в квартире некой Насти, фотографом Сашей в феврале 1939 года (Если Людмила 1926 года, то на фото ей 13 лет). Так вот на этой фотографии Людмила маленькая девочка с гитарой в руках, рядом с ней ее мама Надежда. На фото надпись: "Людмила Леля и Надя сфотографированы мною у Насти в квартире. Саша. II - 1939 год." На фото три женского пола персоны. Людмила угадывается и ее мама Надя очень похожи лицом друг на друга. А вот вторая женщина не известна, возможно это та самая Настя, на квартире которой было сделано фото. А может это Леля. Хотя Леля так же может быть коротким именем самой Людмилы.

Судьба Людмилы Михайловны (Ковелевой) Кирокосовой рано лишила ее матери. Надежда Ковелева умерла молодой, но не ранее 1939 года. Отец Людмилы - Михаил Михайлович Ковелев 1909 года рождения, ему было всего 18 лет, когда родилась дочь. После смерти супруги он женился второй раз (в 1939 году) в городе Севастополь на юной девушке 20 лет - Вере Владимировне 1919 года рождения. Там же в Севастополе рождается от этого брака Тамара Михайловна Ковелева, которая впоследствии проживает во Франции (г. Мелён), выходит там замуж и умирает в 2014 году. Потомков по своей линии не оставив. 

Хочется коснуться истории Театра с которым была связана жизнь Людмилы Михайловны (Ковелевой) Киракосовой - балерины и Михаила Никитовича Киракосова-дирижёра.
Театр г. Краснодара в котором работали муж и жена Киракосовы, он дирежером, она балериной, много гастролировал.
По воспоминаниям одной актрисы театра Белоусовой, где пересекались пути ее творчества с Киракосовым Михаилом Никитовичем, который повлиял на ее взлет в карьере. Воспоминания подготовила Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина, Отдел краеведения, "Жизнь в искусстве. К 95-летию со дня рождения заслуженной артистки России, народной артистки Кубани Евгении Михайловны Белоусовой(1925-2018): "Тайна её стремительного успеха заключалась в чудесном лирико-драматическом сопрано, в проникновенной игре, в удивительном трудолюбии и умении "читать" музыку так, как это задумал автор. Замечательные режиссеры работали с Евгенией Михайловной: Федор Ковровский, Юрий Хмельницкий. Очень много для профессионального становления актрисы, как признавалась сама Белоусова, сделали дирижеры М. Киракосов, Я. Верховский, народный артист России М. Лусинян, заслуженная артистка России Л. Рогова, заслуженный артист БССР А. Веселов, корифеи театра – артисты А. Боярская, Г. Курочкин, А. Федосов."

Во время Великой отечественной войны здания театра было разрушено.
На сайте  "Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края «Краснодарское творческое объединение «Премьера» им. Л.Г. Гатова» есть статья о Краснодарском театре музыкальной комедии. Ниже статья с этого сайта об истории театра, где упоминается и фамилия нашего искомого Киракосова Михаила.


"В 1937 году постановлением ВЦИК Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край. Это позволило сделать театр стационарным, он получает новое название — Краснодарский театр музыкальной комедии.

В газете «Большевик» сказано: «Краснодарское Краевое управление по делам искусств доводит до сведения заинтересованных лиц и организации о том, что с 20 сентября 1937 года здание бывшего Северного театра передано вновь организованному Театру музыкальной комедии».

В 1937–1938 годах государственный театр отрешается от антрепризного прошлого и быстрыми темпами обновляет репертуар.

Выходят «Сорочинская ярмарка» и «Коломбина» А. Рябова, «Свадьба в Малиновке» и «Сотый тигр» Б. Александрова, «Карнавал» Ф. Легара, «Соловьиный сад» С. Заславского.

Это, несомненно, трудные годы, когда приходится выживать по всем направлениям: со стареющим зданием, протекающей крышей, с малоопытной художественно-постановочной частью. В Краснодаре появляется режиссер Николай Сергеевич Едигаров. В конце 1939 года в труппу приходит Мартын Христофорович Лусинян.

В сезоне 1939–1940 гг. возникают следующие постановки: «Холопка», «Принцесса цирка», «Гусарская любовь» («Осенние маневры») И. Кальмана, «Голубая кровь» («Темное пятно») Дж. Гершвина, «Кето и Котэ» В. Долидзе, «Голубые скалы» З. Заграничного. В 1941 году успевают сделать «Жрицу огня» В. Валентинова, «Марицу», «Честь мундира» С. Заранека, детские спектакли, и на гастролях в Армавире — 19 июня выпускают последнюю премьеру: «Подвязку Борджиа» М. Краусса. После объявления о начале Великой Отечественной войны труппа еще неделю играет в Армавире. 23 июня Краснодарский край переведен на военное положение. Труппа Краснодарской музкомедии приостанавливает работу и распускается. Часть артистов призывается на фронт, часть эвакуируется и вливается во вновь учрежденные решением крайисполкома Объединенный Краснодарский краевой театр и передвижной театр миниатюр, которые обосновываются в городе Сочи и работают в здании Зимнего театра.

12 августа 1942 года начинается оккупация города Краснодара немецкими войсками, а уже 13 августа артистам оставшимся в городе объявлено, что они будут служить в Малом фронтовом театре («Кляйне — театр»), организованном для обслуживания частей немецкой армии. С декабря 1942 года «Кляйне-театр» переформирован в городской театр. По адресу ул. Красная 67 открывается театр «Варьете» (или немецкий кегельбан), по улице Красная, 40 — Украинский театр и театр русской драмы. «Варьете» и Украинский театр являлись Товариществами и работали на самоокупаемости.

16 января 1943 года немецкими оккупантами был расстрелян режиссер Александр Елизаветский. А 10 февраля отступающими немецкими частями взорваны театральные здания, сожжены костюмы и декорации.

Осенью 1943 года территория Краснодарского края полностью очищена от врага, труппа в ожидании восстановления кинотеатра «Колосс» (ул. Красная, 44), временно получила помещение на ул. Красная,67, но музкомедию удалось собрать только в 1944 году.

Из книги «Полвека в оперетте» певца Митрофана Днепрова: «В середине апреля 1945 года мы с женой ходим по улицам Краснодара. Кто не знает, что такое весна на Кубани! Это море цветов: цветет и сирень, и жасмин, и бесчисленные фруктовые деревья. Это яркое южное солнце и чудесный свежий воздух. Правда, я прихожу в ужас, когда вижу театр. Трудно назвать так сарай, в котором временно играет оперетта. Настоящий театр сгорел».

А в августе 1945 года директором стал Андроник Исагулян, личность легендарная, воспоминания о нем живут и сегодня.

В 1954 году под его руководством произошел переезд театра в помещение бывшего кинотеатра «Колосс».

В репертуаре по прежнему царствует классика: И. Кальман, Ф. Легар, И. Штраус, а также современные сочинения И. Дунаевского, Б. Александрова, Ю. Милютина.

Дирижеры Михаил Киракосов и Яков Верховский, художник Александр Чечин составили славу театра. Михаил Киракосов сочинял детские спектакли, а в 1954 году вместе с режиссером Г. Спектором и художником А. Чечиным выпустили первую оперетту на местную тему «У нас на Кубани».

Это спровоцировало продолжение. Кубанские композиторы и драматурги написали немало оперетт: «Любовь Оксаны» Д. Фалилеева, по пьесе С. Ольгина (1957 г. ), «Кубанские ласточки» Д. Фалилеева, Г. Плотниченко, Я. Верховского по пьесе С. Ольгина (1960 г. ), «Девичья фамилия» Г. Плотниченко, Я. Верховского, пьеса В. Мхитаряна, стихи С. Ольгина (1962 г. ), «Степные огоньки» В. Володина, пьеса В. Дармодехина (1964 г), «Горная ромашка» Е. Алабина, пьеса В. Бакалдина (1966 г. ), «Светлишка» В. Володина, пьеса В. Дармодехина (1967 г. ), «Добрый день или Невеста по заказу» В. Пономарева, пьеса В. Бойко и К. Обойщикова (1976 г. ).

В немалой степени способствовали популярности жанра оперетты влившиеся в труппу в 50 — годы молодые артисты: Валентина Кривошеина (первая в театре заслуженная артистка России), Клара Крахмалева, Евгения Белоусова, Нелли Роман, Любовь Рогова, Георгий Ухов, Иван Божко.

Особенность первого послевоенного десятилетия — частая смена режиссеров и художественного руководства.

В 1952–1956 гг. главным режиссером театра работал Федор Ковровский. В это время в театре дебютировал молодой режиссер Георгий Спектор.

В 1956 году главным режиссером театра стал Матвей Ошеровский, перевернувший все традиционные представления о режиссуре оперетты. Именно в эти годы в театрах страны — в Москве, Свердловске, Одессе начинается заметный поиск в области разных жанров в области оперетты. Возникают новые оперетты «Черный дракон» Д. Модуньо, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и Краснодарский театр оперетты в середине 60-х годов становится силен как никогда. Художественные задачи решаются здесь довольно легко. В афише театра оперетты «Сердце балтийца» К. Листова, «Девушка с голубыми глазами» и «Москва-Париж-Москва» В. Мураделли, «Проделки Биберли» Р. Гаджиева. Живет полной жизнью классика: сохраняются в репертуаре «Сильва», «Принцесса цирка», «Фраскита», «Веселая вдова».

В 1954 году состоялся третий переезд театра в здание кинотеатра «Колосс» на ул. Красная,44. Оно по сравнению с клубной сценой являлось настоящим театральным пространством, что способствовало восстановлению художественного авторитета театра в городе и за его пределами.

Год 1960 для театра особенный. Впервые театр отправился на большие гастроли в Москву. Открыли гастроли опереттой «Кубанские ласточки», написанной местными авторами С. Ольгиным (автор либретто), Д. Фалилеевым, Г. Плотниченко, Я. Верховским (авторы музыки). Вернулись из Москвы со званиями. Оперетта пришлась по вкусу, как рядовым москвичам, так и крупным чиновникам. Труппа была осыпана наградами и званиями.

В 1964 году началась реконструкция театра, перешедшая в строительство нового здания на старом месте. Автор проекта этого здания Александр Васильевич Титов. Деятельное участие в выработке политического решения о строительстве театра принимала начальник Краснодарского краевого управления культуры Марина Шапиро.
Жизнь коллектива стала состоять из гастролей."

На этом же сайте и история театра с названиями, которые он носил. Статья называется "Назад к «Истории музыкального театра»" Ниже приведу часть из нее:

"Датой рождения Краснодарского театра оперетты считается 1933 год.
 
Родившись из опереточной антрепризы, театр прошел уже 80-летний путь развития, на котором труппа пять раз меняла название и преображалась в творческом смысле.
Армавирский городской театр музыкальной комедии им. Луначарского и Азово-Черноморская музыкальная комедия (1933–1937 гг.)
Краснодарский театр музыкальной комедии (1937–1966 гг.)
Краснодарский театр оперетты (1966–1996 гг.)
Краснодарский Музыкальный театр (с 1997 г. по настоящее время).
1 октября 1997 года Главой администрации края было подписано постановление об изменении статуса краевого театра оперетты. Он стал Краснодарским музыкальным театром и получил возможность расширить репертуарные и творческие границы за счет постановок опер и балетов."


Поискав на сайте память народа, я нашла документы на отца Ковелевой Людмилы.
Указано в документе следующее. "Ковелев Михаил Михайлович 1908 года рождения. рабочий. Беспартийный. Образование 8 классов.  Место призыва: Калининский РВК, Калининская обл., Калининский р-н 03.07.1942 (Это теперь город Тверь). Специальность его до призыва - Парикмахер. Проживал в городе Калинин (теперь Тверь) по адресу Советская 5, жена Ковелев Вера Владимировна.- Это вторая его жена, не мать Людмилы.
Странно, что он свою дочь родил в Севастополе и там же был у него брак с Верой Владимировной, его потомки не знали ни о какой Твери. Только то, что после ВОВ он пропал безвести.  В карточке имеется список из 12 человек, которые направляются к дальнейшему месту службы, Ковелев Михаил Михайлович у них старший команды. Жительство имеет в г. Севастополь, Минная улица. Он рядовой 133 ВУС.

Написано Командиром 199 го Запасного Армейского пол Приказ 09.07.1942 года в Калининский военный пересыльной пункт 5 июля 1942 года. На проезд по водному транспорту от станции Калинин до станции ИВАНИЩИ выдано это проездное требование.


Рецензии