С. Н. Сергеева-Ценский Медвежонок

Я читала этот рассказ в детстве, в своём уютном советском детстве, где лучшим отдыхом считалась тёплая кофта, хорошая книга и горячий чай с маминым пряником. И конечно, я очистилась горькими слезами над этой поэмой, потому что неожиданный конец диссонирует со всей той красотой описания природы и столетнего уклада жизни в России, которым я эстетически наслаждалась в начале повествовании всёго этого удивительного рассказа.

Эта поэма была написана в 1911 году, когда Сергею Николаевичу было 36 лет, к тому времени он уже твёрдо шёл по пути художественного творчества. «Медвежонок» впервые был напечатан в "Альманахе петербургских писателей" в 1912 году. Вошёл в шестой том собрания сочинений изд. "Мысль" с посвящением:"Илье Ефимовичу Репину посвящаю. 18 января 1913г." Художник выразил С.Н. Сергееву-Ценскому огромную благодарность: "Дорогой Сергей Николаевич! Какое дивное удовольствие доставили Вы мне своею книгой! Читаю и боюсь, что она скоро кончится. И что это у Вас за способность быть таким интересным!!!"

Почему же именно известному художнику посвятил автор поэму?

Красной нитью в его творчестве проходит присущий только ему авторский почерк единения и поиска гармонии в целостности земного бытия. Самого писателя боженька не обделил художественным талантом, он, будучи юношей, стоял перед выбором - стать художником или писателем. Он выбрал второй путь, но его художественные навыки не остались невостребованными и, складывая в слова буквы, он, безусловно, добивался в своих произведениях законченной смысловой картины. Определение «художник красочник-пейзажист», можно отнести к писателю в полной мере. Он с каждым новым своим произведением становился мастером описывать детали и красоту природы, внося свои живые яркие краски, как большой художник. Краски, мне кажется, были обязательно масляные, нанося которые, чувствовался его размах и щедрость, если уж с любовью, то до восхищения, а если уж с осуждением, то до горького плача.

Первое, что озадачило перед прочтением, почему он прозу назвал поэмой, но после всё встало на свои места. Ведь Сергей Николаевич начинал свой путь в литературу как поэт, а ведь только поэту присуща концентрированное взаимосвязь слов и смысла написанного. Соотношение объёма, пространства и композиционности в сочетании с обнажённой человеческой душой и единение её со всем сущим на земле.

Если кратко пересказать для нашего уважаемого читателя, то это рассказ о безграничности Сибири, её богатствах и человеческой жестокости, которая за несколько минут разрушает мир главного героя полковника Алпатова, его любимого медведя.

«Сибирь - большая; едешь-едешь по ней - день, два, неделю, полмесяца без передышки, без останова, - фу ты, пропасть: такая уйма земли - и вся пустая.»

Он ставит вопрос и заставляет задуматься о социальной ответственности, которую мы все несём перед этим миром независимо от профессионального статуса, страны, национальности и религии, просто по праву рождения на этой планете. Может быть, не надо быть очень хорошими и мягкими, закрывая глаза на будущие проблемы. Ведь если бы крестьяне не убили маму медвежонка, его бы не пришлось растить людям, пытаясь совместить несовместимые вещи, дикую натуру лесного зверя и его человеческие повадки. И главному герою не пришлось бы выбирать между семьёй и медведем. А самодурство начальника и последующие события только подчеркнули пропасть между нашим представлением о живой природе и нашей ответственностью перед ней.

С первых страниц можно смаковать в памяти описание Сибири, её размаха и быта людей, их мироустройства. Всё это повествование проникнуто лиризмом и раздумьями, о правильности выбора и в конечном итоге о судьбе родины.

Начинается поэма с того, что поселенец Андрей Силин продает на базаре сироту-медвежонка и заканчивается поэма тем же. Его символичная фигура ставит тему поднимаемую в поэме без ответа. Что надо сделать, чтобы не пришлось продавать сибирскому крестьянину Андрею Силину больше медвежат и не способствовать будущим земным трагедиям.

Человек ведь отличается от животного тем, что он наделён разумом и именно на него возложена ответственность за всё сущие на этой планете.

«..возился с ним по-отечески снисходительно-любовно, только его особенно отличал медвежонок и играл с ним забавнее и шустрее, но зелёный дремучий глазок выбивался из дыма пушистой шерсти то справа, то слева; навстречу высоким старым серым глазам Алпатова полз снизу лукавый, лесной, щенячьи-молодой, зелёный, упорно наблюдающий глазок».

Щедроту природных богатств Сибири, цена воли, красоты и мощи земных законов сопоставляется с жалким порядком построенным руками людей на этой земле, в частности городишка Аинска.

«Это было основное в Алпатове - полная ясность всего, что он делал, почему делал, зачем делал, как делал, и потому меньше всего понимал он неосмысленность, торопливость, растерянность, глупость и потому так часто слетало с языка его слово "дурак"".

Яркий герой полковник Алпатов, деятельный и удачливый человек, оказался уязвим и беспомощен перед людской жестокостью и обречённостью перед лицами, наделёнными большой властью. Алпатов был предельно честен в своих отношениях к жизни, поэтому и не перенёс того, что было несовместимо с его человеческими законами о добре и зле. Иногда надо иметь возможность что-то сказать друг другу и слышать другого. Пока мы живы, всё можно исправить.

«Миш-Миш, ешь-ешь...И тут же путали и хохотали. И не было предела их восторгу, когда Миш подымался на задние лапы, складывал передние когтями вниз и кивал лобастой головою».

Этот безжалостный урок учит нас нести ответственность перед теми, кто слабее нас и что в этой жизни надо надеяться только на себя, никто не застрахован от того, что его могут растереть в любую секунду.

Современная цивилизация – плод человеческого ума и создана для обслуживания чувств и тела. А в природе упор сделан на другое. Поэтому эти две системы не уживаются и подавляются. И только человеческий разум может совместить «разумный» порядок и законы планеты, в которых целесообразность остается незыблемой величиной. «Нет мира, кроме земного мира, и человек да будет поэт его!»

Вот почему «Медвежонок» стал ярким достижением творчества Сергея Николаевича Сергеева-Ценского, которое и через сто с лишним лет не потеряло своей актуальности. И в настоящее время является не только образцом художественной, но и исторической ценности.


Рецензии