На Литераторских мостках Волковского кладбища

   Я приехала туда, чтобы увидеть памятник Ольги Фёдоровны Берггольц, посетить её могилу. Мне объяснили, и я отправилась в глубину Литераторских мостков. Памятник - статуэтку было видно уже издалека.
   Рядом с памятником стояла уютная скамейка. Светило яркое солнце. Но был февраль месяц. И, хотя была лёгкая оттепель, но всё же зима. А на лавочке было сидеть тепло, тепло и уютно. Я сидела и ела вкусные калачи, купленные ещё на Невском. Так я поминала Ольгу, одного из самых любимых своих поэтов, и её сестру Марию (Муську), которая, как оказалось, похоронена рядом. Маленький скромный памятник с надписью я увидела не сразу, увидела, когда сидела на скамейке.
   Я ела вкусные булочки на могиле поэта, который голодал в блокадном Ленинграде. Но, несмотря на это, Ольга Берггольц поддерживала жителей города, выступая по радио со своими стихами, помогая людям выжить, даря им надежду.
Мария в блокаду находилась в Москве, она была актрисой и работала в московском театре.
   У меня не было цветов (не удалось их там купить), но были конфеты, и я положила их на каждую плиту. Уходить не хотелось, и я сидела довольно долго. И, что удивительно, не замерзала.
Уже потом, вернувшись в Москву, узнала, что эта суббота была Родительской. Вот почему мне было там так хорошо, я была там не одна. Со мной были родные друзья.
 Такие вот чувства я испытала.
                30. 06. 2022.


На "Литераторских мостках"
скульптур величье и уют.
Некрополь их покоит прах.
Я снежными тропинками иду...

И церковь охраняет здесь покой,
где много воздуха, и благость.
И каждый памятник - живой,
и каждый гость им в радость!

Не сразу я нашла приют её,
изящную фигурку с книжкой.
За ней - Мария, но, вместо цветов,
конфеты я на мрамор положила.

По русскому обычаю - помянем!
и здешний хлеб свой сладкий ем. -
Чтобы не грызли больше сахар. -
Уютно с вами на скамье!...

            свои стихи читала в Ленинграде,
            когда он умирал, когда бомбили;
            и люди голову с постели поднимали
            и верили, и дальше жили!

Хоть и мороз, но что-то греет...
И солнце, и весною пахнет.
Я вижу вас, когда вы - дети*.
Но страшно думать о блокаде.

            под гром орудий и под взрывы,
            в холодном обгоревшем доме
            была она такой красивой!
            Такой счастливой... и влюблённой!

Я уходила, и мне вслед смотрела
Поэт блокады и любви певица.
Я, уходя, оставила здесь дверцу..,
и часть себя, чтоб возвратиться.

 25-29 марта 2012г.

 *У О.Ф. Берггольц есть книга "Дневные звёзды", где описано их с сестрой детство в Угличе.


Рецензии