Будем помнить первый День города, день беды
А мы с каждым годом всё чаще стали забывать об этой трагедии.
ИЗ РУКОПИСИ "МОЯ ПЕРЕСТРОЙКА"
4 июня 1989 года, воскресенье. Прошло полгода, как я зарегистрировала «Кооператив «Детская мода» и он быстро и удачно вырос.
И вот наша первая ярмарка на День города. Мы были с 9 часов утра в Первомайском районе – три стола, три швеи, ставшие продавцами, водитель с машиной, который с удовольствием тоже стал продавцом и мой муж – у него продажа шла лучше всех. К двум часам мы продали всё, раздали рекламки, услышали так много комплиментов в свой адрес и очень довольные, шумные, возбуждённые удачей: «Первый блин совсем не комом!» приехали на площадь Ленина.
Площадь Ленина была пустая, ветер гонял обрывки цветной бумаги, обёртки от мороженого, кое-где ещё стояли пластиковые столы и стулья, оставшиеся от ярмарки, закусочных, летних кофе. Мы все молча стояли, понимая, что случилось нечто ужасное, пока не решились спросить прохожего: «День города отменили? Почему?» Он рассказал нам о катастрофе.
В тот год в разных местах и нашей страны, и за рубежом случилось очень много катастроф, но всё это было так от нас далеко. Мы ещё шутили: «Мы от Европы Уральскими горами защищены, до нас не дойдёт!» Дошло.
«В Челябинской области произошла крупнейшая в истории России железнодорожная авария
Трагедия в 11 км от города Аша (Челябинская область) произошла из-за утечки газа из проходящего рядом трубопровода Сибирь – Урал – Поволжье. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления.
В результате через метровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легко-воспламеняемых веществ, которые скопились в низине в виде «газового озера».
Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.
3 июня 1989 года в 23:15 по московскому времени в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск – Адлер» и «Адлер – Новосибирск» произошел взрыв газового облака и вспыхнул гигантский пожар.
Сила взрыва была такой, что за несколько километров от его эпицентра на центральной усадьбе колхоза «Красный восход» вылетели все стекла. Железнодорожные рельсы скрутило в немыслимые петли. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, 7 полностью сгорели. Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри.
В огне погибло 575 человек, 623 получили тяжелые ожоги и на всю жизнь остались инвалидами. В составе поезда, шедшего в Адлер, были два вагона с детьми, ехавшими в пионерский лагерь. Большинство из них сгорели.
В ходе расследования следственная группа установила, что причиной аварии стало некачественное выполнение «врезки обвода» на трубопроводе из Нижневартовска в Уфу.
Судебное разбирательство по делу аварии продолжалось шесть лет. К ответственности по делу было привлечено десять должностных лиц, в основном строителей.
В 1992 году на месте трагедии был сооружён восьмиметровый мемориал. Ежегодно у памятника жертвам катастрофы проходят траурные митинги».
БУДЕМ ПОМНИТЬ...
Это памятники: на месте катастрофы и в Омске.
Свидетельство о публикации №222063001420