Екатерина Барятинская - 6

                vickhokhlov@yandex.ru



Виктор ХОХЛОВ






Екатерина Барятинская - 6

Трагикомедия  в двух действиях.








Рязань - 2022
 



Д е й с т в у ю щ и е    л и ц а.
Е к а т е р и н а   В л а д и м и р о в н а   Б а р я т и н с к а я   -   супруга графа Себастьяна  Штаремберга

  Действие происходит в 1687-1689  годах в Берлине, в Яссах. 

 
Д е й с т в и е   п е р в о е.

                Картина 1.

   
    Рождество1687 года. Охотничий домик под Берлином. Синие сумерки.  Горит камин. Уютная немецкая гостиная  .  Б а р я т и н с к а я  сидит за письменным столом - просматривает бумаги. Бокал белого вина рядом с подсвечником.  Б а р я т и н с к а я   в слезах.
 
    Б а р я т и н с к а я.  Наконец-то мои дети мне написали. После того, что я пережила  - для меня сейчас самое главное быть мысленно с моими мальчиками.  Да какие мальчики - Павлу 19 . а Дмитрию 18. Уже взрослые.  Пишут, что им очень нравиться в Париже.  Князь Долгорукий им позволяет и прилежно учиться новому для них дипломатическому делу и в то же время  по вечерам они часто бывают в компании своих сверстников со всей Европы.  Вот это меня  заботит...  легко увлечься веселой жизнью и пропустить время для начала карьеры. Да не дай Бог еще и жениться надумают... нет уж.. пусть потрудятся на общественном поприще..
     Кроме того, Князь Долгорукий уже узнал, что в 1686 году в обстановке секретности Была создана Аугсбургская лига - эдакий союз королей атлантического побережья Европы - нацеленный против Франции , как лидера стран Средиземноморья.
    Я попросила  Себастьяна разъяснить мне, что на самом деле это есть. Себастьян как всегда подробно рассказывал мне часа полтора историю . Я ничего не поняла кроме того, что за всем этим стоит Лотарингия.  У Князя Долгорукого  я поинтересовалась сутью вопроса, но тот махнул рукой и ничего не стал говорить - видно сам ничего еще  не понял. Но между тем  своему сыну он назначил в помощники моих юнцов  и всем поручил собирать всю информацию об этом событии .
     Вот я полагаю пришло время   вспомнить совет Олимпии Манчини... а ее можно послущать.. ее сынок Принц Евгений Савойский уже состоявшийся военный гений Европы , а лет-то ему - всего 24. А совет она мне давала такой - отправить сыновей к иезуитам. У них есть специальная дипломатическая школа.  Порядки там строгие, но толк большой.   Князь Голицын Василий Васильевич ценит иезуитов. Для карьеры детей в России это будет очень хорошо. Тем более, что иезуиты озабоченны созданием Аугсбургской лиги, где забойщики в основном протестанты.  и у них есть информация от своих осведомителей. Довольно все сложно, но этим-то и хороша ситуация .
     Я думаю в Москве при дворе потом будут рады иметь специалистов  в таком сложном деле как  борьба интересов стран Средиземного моря с атлантистами .  Тем более, что Софья Алексеевна и Князь Голицын больше тяготеют к французским обычаям, нежели чем к  занудливым  англосаксонским по большей части деревенским привычкам. Оно и понятно - французы наследники Великого Рима, а там люди умели жить красиво!! Не то что эти волосатые  балтийские бродяги...для которых селедка каждый день - это все!!!
    Правда для Строганова  и это хорошо - его солеварни на Белом море работают в полную силу...соль потомкам викингов нужна!!
     Пожалуй, напишу ка я письмо Олимпии... она практик и предложит реальный план.
     Но только не сейчас. Письмо то от детей пришло вместе с посланием от Долгорукова.. бедный  Князь просит объяснить как я оказалась в Берлине.
    Наивный. хоть и дипломат...ну как я ему объясню то, что может произойти с красивой женщиной? Я  и сама не понимаю,  как мне удается пока не проигрывать в жизненных ситуациях...
    Долгорукий, видите ли обиделся, что он узнал где я от Себастьяна..!! Интересно, а как не от мужа можно узнать где находится жена?  Мы же с Себастьяном любим друг друга... в отличие от некоторых...и очень рады оказаться во взаимных объятиях после долгой  вынужденной разлуки!! Ну и только  после этого можно и поделиться, если что,  о некоторых подробностях семейной жизни с начальством...))
    Если серьезно, то сейчас даже страшно становиться как я рисковала...Предводитель цыган, которых я нашла в ту же ночь, оказался племянником того барона, который меня переправлял в Глухов пять лет назад.  Моя красота сделал этот случай легендой в таборе. Этот племянничек быстро сообразил что я за птичка и прежде всего спрятал меня подальше от чужих глаз. 
    Когда он узнал о трагической гибели двух храбрых офицеров разведки, то напрямую сказал, что мне надо ехать совсем в другую сторону, где офицеры не так храбры, но зато умны. При этом он вызвался передать бумаги Ромодановскому... за небольшой кошелек с золотыми монетами...я согласилась....и налегке с чистой совестью и прелестным настроением отправилась в Берлин. Ну а Себастьян, зная ситуацию в этой части Европы - уже ждал меня там.
    Пытался делать вид, что он заботливый муж... но я то быстро уточнила, что Великий Курфюрст Фридрих Вильгельм очень плох и вот-вот передаст правление своему второму сыну Фридриху Третьему.  Для всех разведок это  стало праздником и они собрались на эту торжественную  тусовку за счет своих  государств - доверительно пообщаться всем вместе... ну когда еще такое случиться?
    Единственный человек, которого не хочется обманывать - это муж...Но это и единственный человек, который прямо жаждет этой увеселительной акции!!                К обоюдному удовольствию это частенько и случается ...в нормальной супружеской жизни!! А как он старается, когда меня пытается обдурить!!  За это старание я и потом нахожу способ отблагодарить его. Он так доволен тогда!!
   
                Занавес.
                Картина 2.

   
   1688 год. Июнь. Гостиная в особняке Штарембергов в Берлине. Прекрасный солнечный день. Застекленные двери в сад открыты.   Б а р я т и н с к а я  около зеркала рассматривает себя в новом бальном платье.

    Б а р я т и н с к а я.    А в Берлине портнихи  умеют хорошо шить!  И все по французской моде!!  Фридрих  Вильгельм Третий держит свое слово. Его папа Фридрих Вильгелм Великий к сожалению умер в апреле 1688 года. Но его наследник Фридрих Вильгельм Третий  верен заветам отца.  Жизнь во всем Бранденбургском Герцогстве решительно принимает французские обычаи.  Я когда примеряла платье и Себастьян смотрел, то он в задумчивости сказал, что дело не в моде, языке или превосходной французской кухне.  Франция при Людовике Четырнадцатом совершила прорыв в науке, особенно в точных и технических ее разделах,  внедрила самые  совершенные технологии в производстве оружия, строительстве и архитектуре.

    Балтийский анклав немецкой нации на Балтике - Пруссия может навсегда остаться за бортом прогресса, если не примкнет к клубу научных лидеров в Европе.  Балтика, особенно восточная,  вообще не лучшее  место для технического прогресса - нет гор с их минеральными богатствами и энергией горных рек. Ну что эти болота и леса на плоском побережье могут дать в перспективе? Да ничего! Только высосут все средства из казны!
    Я, например , не слышала чтобы  кто-то из Европы и России бежал на берега Балтии в поисках лучшей жизни... вот на Дон все бегут!!  Тепло, сытно и свободно!
    Тем более, что Гамбург, как порт, уже есть..Ему становиться столицей ни к чему.. хотя бы потому, что любой портовый город открыт для посещения чужестранцами и шпионов там всегда тьма!! Иметь столицу на побережье - большой риск поставить страну  под контроль иностранцев.
    Смешение функций в любом городе ведет только к лишним затратам и политическим неприятностям... Поэтому Фридрих Вильгельм Третий и вынужден примкнуть к Франции в плане научно-технического развития.  И вот здесь Бранденбург, хотя и отстоит от Кенигсберга  на сотни верст, выдвинет Пруссию и в целом немецкую нацию в число европейских лидеров.  При этом Фридрих Вильгельм Третий неотступно следует завету своего отца и твердо придерживается политического союза с Австрией.
    Ну и что география такая странная...Придется со временем Речи Посполитой ужаться..География... ничего не поделаешь!!.
    Ладно, хотя мне и самой нравится на себя смотреть в большом прекрасном зеркале - ведь я все еще такая красивая, пора за дела приниматься... эти бумаги для Князя Долгорукого уже надоело писать... взял бы да приехал в Берлин, а то боится из Парижа отъехать...мы бы с ним поболтали.. хочется новости услышать... а то сам то Берлин пока еще слишком мал -  всего-то тысяч пятнадцать населения... большая деревня в принципе..но географическое положение очень выгодное...как говорил один древний военачальник - география - это приговор!!))  Так что Фридрих Вильгельм  Третий обречен на успех!!
    От мальчиков моих письмо пришло. Они получили приглашение поучаствовать в подготовке похода Баварского Курфюрста Максимилиана Второго  к Белграду.  Павел и Дмитрий покидают Рим и направляются в Вену в распоряжение  Принца Евгения Савойского. Поучаствовать в военной наступательной операции - хороший шанс для моих мальчишек окунуться в реальную боевую обстановку. Тем более увидеть турок в деле!!  В жизни все может пригодиться!!  Интересно - Голицын опять отсидится в Москве и никого из русских не пошлет  повоевать с турками?
    Сижу здесь в Берлине опять одна.  Себастьян в свете событий военных приготовлений Австрии к походу  на Белград отправился с дипломатической миссией в Пруссию - в Кенигсберг.  Меня с  собой не взял - мне нельзя пересекать территорию Речи Посполитой - за мной поляки охотятся до сих пор. А мне в Берлине нравится - уютный чистенький городок!!  Прекрасная будет столица!!
               

                Картина 3.

   
1688 год , Рождество. Вена. Дворец Штарембергов.   Б а р я т и н с к а я   сидит в каминном зале, укутанная в меховую накидку.
   
    Б а р я т и н с к а я.    Пригласила в гости Олимпию Манчини. Ей до сих пор нельзя показываться в Париже.  Самое время поболтать о прошедшем годе - до Нового осталась неделя.  Все разъедутся по своим южным имениям - что-то холодно в этом году в Вене. Даже камин не спасает. Вроде бы и Белград взяли наши мужчины, получили ордена, повышения - да что-то не весело.  Людовик Четырнадцатый опять всех переиграл - вторгся в Рейнскую область и там закрепился. Для него минеральные ресурсы этих невысоких гор имеют принципиальное значение.  Воспользовался трудностями периода транзита власти в Бранденбургском  Герцогстве  - это с одной стороны,  и военными усилиями Австрии и Баварии на Балканах с другой стороны.
    Другое дело, что из России сообщают, что за этот год Строганов и Нарышкины  получили рекордную прибыль за счет военных поставок в Европу.  Казна полна денег и неудача Голицына в степях Причерноморья в 1687 году - забыта. Готовится новый поход русских к Крыму в новом 1689 году.
    Интересно - кто возглавит этот поход?  Может быть пришло время уже и Петру Алексеевичу, как будущему военному гению,  приобщиться к реальной жизни во время серьезного похода... а то все около Преображенского маневры с пацанами под командой полупьяных старых европейских вояк - они учат обычаям прошлых войн, а надо бы современный опыт постигать...лучше непосредственно в бою.
      Да и Наталья Кирилловна не спускает взгляд с Петеньки.... А Петенька при случае, когда маменьки нет рядом.. не прочь уже пображничать  со всяким европейским сбродом... Так недолго и алкоголиком стать!!
     Мои мальчишки понюхали пороху под Белградом. Их определили к пушкарям.  Натаскались ядер и зарядов во время осады...пулям некогда было кланяться.  На следующий год отправлю их в Москву - пусть передадут боевой опыт  своим сверстникам в Преображенском... может их и в Крымский поход уже офицерами возьмут...
    Только вот слухи доходят, что не все так спокойно и в Речи Посполитой и в самой Москве. Сейчас туда трудно даже и попасть...Олимпия   Манчини приедет - надо будет переговорить  и  Павла и Дмитрия  опять к иезуитам отправить - но по более серьезным делам - вместо дипломатии пусть начнут изучать фортификацию - крепости строить это дело серьезное...как и архитектура вся..тем более, что Софья Алексеевна полюбила в Москве строить и народу это нравится!  Здания имеют вид приятный русским людям - византийские и вообще античные мотивы. Они  любы.
    Наследство Софьи Палеолог  дает о себе знать - хорошая прививка от англо-саксонской дикости. Да и само царствование Ивана Третьего - великолепный период в жизни народа Московского Царства!
    Князя Хованского вовремя убрали с политической сцены - он то явный был поклонник всего балтийского... еще со времен своего воеводства во Пскове... Но здесь и Нарышкины постарались - конкурент он был серьезный - Хованский  в Цари метил!!  Так что жертвы в роду Нарышкиных были не случайны и не напрасны!! Хотя  большие деньги всегда побеждают... но только не всегда выигрывают в конечном итоге! В политике важнее ум, а может и навык учитывать незыблемые , типа географии факторы.
   Себастьян внимательно следит за моими терзаниями... и дозировано предоставляет мне информацию.  Он между делом мне сказал, что Головина возвращают в Москву... дело с китайцами будет завершено по фактическому состоянию... Сам Себастьян получил задание полуофициально встретиться в Бахчисарае с Хаджи-Селимом.  Он хочет, чтобы я поехала вместе с ним...переводчиком...крымчаки общаются и на русском... но что-то Себастьян не договаривает... подождем...))...Надо Ромодановскому написать про это..


                Занавес.               

                Д е й с т в и е   в т о р о е.

                Картина 1.

1689 год Февраль. Дворец Господаря Кантемира в Яссах. Гостевое крыло. Обеденный зал.                Б а р я т и н с к а я сидит в конце сервированного стола, но с бумагами.

    Б а р я т и н с к а я.  Пора уже обедать а мужчин нет - все совещаются.  А я есть хочу. Как вкусно все здесь готовят в Молдавском княжестве!! Надо быстро посмотреть бумаги да убрать их подальше... письмо пришло от Ромодановского.  Понять сразу ничего не могу... такое впечатление, что в Москве господствует  буря в умах...  Конечно,  москвичам не хватает информации о европейских делах да и в целом наши доморощенные политики плохо представляют политическую жизнь Европы. Я - хоть и  простая красивая женщина и то вижу, что будущее в искусстве, науках, доброте. И лучше всего это удается в теплых странах.  Вот с ними надо и дружить.
   И делегация и Себастьян и я, конечно,  вынужденно оказались в Яссах, хотя не жалеем.  Белград, по все вероятности  туркам вернут. Попасть в Бахчисарай невозможно. Сюда в Яссы приехал посланник из Подолии из администрации Хаджи-Селима.  Где-то они все сейчас и встречаются. Турецкая схема управления территориями эффективна. Все, что захватила Священная Лига - разруха и беспорядок пока.
    Венгерские протестантские кланы не в восторге от новой католической администрации австрийцев...
    Ромодановский пишет, что Софья Алексеевна и Шакловитый твердо стоят на развитии отношений с Людовиком Четырнадцатым.  Планов  двигаться  вооруженным путем на берега Балтики - нет. Хотя Нарышкины и Строгановы желают повторить военный  успех Царя Алексея  Михайловича .   Дело в том, что сама Смоленская война случилась еще и потому, что шведы были отвлечены на противостояние с Бранденбургом.  Вот Речь Посполита и осталась без своего идейного вдохновителя и спонсора. Алексей Михайлович умело и использовал это обстоятельство.  И войну выиграл и торговый путь по Западной Двине отстоял и развил и этим снял вопрос военного освоения Балтийского побережья - придет время - само упадет в руки. Куда без наших ресурсов старушке Европе?
    Ну да ладно политикой заниматься. О детях надо подумать. Сыновья прониклись патриотизмом и мечтают в Москве оказаться. А они стали самостоятельные после участия в боевых действиях - если что задумали -  то не свернешь!!  Из Парижа в Россию сейчас лучше всего добираться под видом иезуитских монахов через польские земли - это мне Марфа Заборовская посоветовала..  Князь Голицын  для иезуитов создал благоприятную атмосферу путешествия в русские земли. К тому же вовсю идет подготовка ко второму Крымскому походу.  Наверно мальчишки и туда хотят успеть. 
   Но самое интересное, что Марфа сообщила - Наташка Нарышкина давно задумала женить Петю... Вот только желающих из старых благородных боярских родов не было  пока на родство с этим мальчиком.  Говорят Лопухины согласились - дела материальные хотят поправить... 24  января Петр обвенчался с Авдотьей Лопухиной.
    А вся эта история со спешной женитьбой Петеньки связана еще и с  тем, что Князь Голицын Василий Васильевич в ответ на критику поражения в первом походе со стороны Нарышкиных и Строганова , предложил возглавить войска Петру Алексеевичу - ведь уже  шесть лет как казна несет огромные расходы на его потешные войска...
     К тому же Иван Алексеевич уже женат пять лет  и будет кому на царстве посидеть, пока Петенька пойдет завоевывать славу для русского оружия.  Ну уж такая у младшего брата судьба.  Старший брат - Иван Алексеевич больше к делам семейным тяготеет да и не любит он войны.. Жена его - Царица  Прасковья Федоровна в девичестве Салтыкова... - наконец-то должна разрешиться от бремени.  Все уже заждались прибавления в царской семье. Это  обстоятельство тоже поторопило брак  Пети с Лопухиной - негоже Нарышкиным отставать от Милославских и в этом вопросе... Ну и повод есть Пете на войну не ехать - жена молодая..
    Если уж про свадьбы говорить, то надо упомянуть и то, что Князь Юрий Федорович Ромодановский женился в 1666 году на Настасье Салтыковой. И вот именно  ее младшая сестра Прасковья  стала в1684 году женой Ивана Алексеевича и соответственно Царицей. Как следствие - отец сестер Салтыковых - Федор Салтыков в 1684 году стал правителем и воеводой Киева.  Поэтому все Ромодановские так тесно связаны с бизнесом на Украине и не горят желанием вкладываться в уральские земли и побережье Балтики.
Занавес.
                Картина 2.

1689 год Февраль. Дворец Кантемира в Яссах.. Библиотека Господаря..    Б а р я т и н с к а я    сидит                за кофейным столиком.   
    Б а р я т и н с к а я.  Какой же Господарь Кантемир молодец - сохранил хорошие связи и турками и теперь вот возможно и в Яссах пить приличный кофе!!  Сколько же ждать Себастьяна! Вчера вечером он меня заинтриговал.  Оказывается в Яссы приехал  и представитель двора  новоиспеченного Курфюрста   Пруссии  Фридриха Третьего.    
     В политике - баланс самое главное!!  Тем более, что грядет раздел испанского наследства... а тут еще роль Лотарингии  неизмеримо возрастает в производстве железа - горный массив Вогезов - основной драйвер промышленного развития Европы.
    
 Но Европа меня меньше всего интересует -  Пруссия ведь становится ближайшим стратегическим соседом Московского царства....хорошо у нас Урал и Строганов есть...и нам воевать за Лотарингию не надо! 
     Но... нам-то Франция более любезна как стратегический партнер...ее  великий вклад в культуру, науку и образование нам надобен... а что Балтика?  пиво - да селедка!! 
     Сокровища Пермского края через Каму и Волгу и Дон могут быть доставлены в Средиземноморье.  Но вот мы нужны сейчас Пруссии.  И , видимо,  за нас пойдет сейчас сложная закулисная борьба.. И она уже началась. Смерть Григория Григорьевича Ромодановского - уже начало. Я это ощутила на себе... и более того, начинаю догадываться...кто был кукловод.
  Воевать с нами Пруссия слаба.  Да и польский опыт начала века показал, что завоевание Руси взятием Москвы - ничего не дает.  Чтобы нанести стратегическое поражение русским - надо вытянуть вооруженные силы русских  в поход подальше от Москвы. Так пытается  действовать Турция..
    А если действовать по принципу "мягкой силы", то проще всего переместить центр принятия решений - столицу - в другой город. Желательно тоже подальше от Москвы. Так может действовать Пруссия в будущем.

      Но для этого надо устранить клан Ромодановских-Салтыковых-Милославских.  И здесь Иван Алексеевич важнейшее препятствие. Правда,  Петенька подрастает. И видимо зубастый мальчик.  А Юрий Федорович Ромодановский слишком любит выпить. Ничего инициативного делать не может, кроме как тщательно нести службу в Приказе Тайных дел.  Но европейцы что-нибудь придумают - у них опыт большой!
Раздается стук в дверь.  Б а р я т и н с к а я  открывает дверь , ей вручают пакет и что-то тихо говорят. Дверь закрывается

    Б а р я т и н с к а я.   Как хорошо, что слуги-молдаване говорят по-русски. Тихо и внятно мне сказали, что  совещание с прусским посланником затягивается.  Себастьян написал мне небольшое сообщение в перерыв .  Посмотрим что там!
   Как всегда начинает с дорогая, дорогая... уже наслушалась этих политесов...  ага... вот по существу..
"...приехавший чиновник из Берлина мой дальний родственник... откровенно мне сказал, что тебя хотят пригласить  на службу в Министерство иностранных дел Пруссии в качестве советника по отношениям с Московским Царством... ну и мне там хорошую должность обещают... Может ты согласишься?".
   Ну все видела... но такого оборота событий никак не ожидала.  Даже волнения нет... Наверно видел меня этот прусак  на балу и влюбился... красота всегда притягивает...я то ведь красивая!!
    Но,  во-первых,  без согласия Юрия Федоровича это исключено.  А ждать его письменного подтверждения - это долго... а вот отправить моих сыновей ко двору Фридриха Третьего я вправе...ну и я вместе с ними как заботливая мать... уж если надо принять решение немедленно - то такой формат ответа самый рациональный!!  А во-вторых, во-вторых...надо помочь Себастьяну... он редко просит... я как любимая жена могу и поступиться кое в каких своих собственных интересах...

   Барятинская садится за письменный стол и начинает писать...
                Занавес.


Рецензии