Проповедь делами
Слово инженер означает изобретательного человека. Изобрести он может многое и в самых разных сферах человеческой деятельности. Плодами его трудов пользуемся каждый день и по многажды. От утюга до космического корабля. Откуда что берётся в человеческой голове? Да, конечно, сначала обучение наукам. Но всё равно всякое изобретение поражает и изумляет.
Как человек становится таким специалистом, как он понимает, что ему именно на эту стезю надо идти? Сколько ошибок в выборе пути случается. Зато настоящий инженер может быть и проповедником, если его работа несёт людям добро. Я считаю, что это проповедь делами. Как много он может сделать хорошего и полезного людям, просто честно и отважно исполняя свою работу. Вот реальная история о моём родственнике, уже покинувшем наш мир (Царство ему небесное!).
Совсем немного о его детстве. Отец Владимира погиб на войне, когда мальчику было 4 года. Братья отца, а их было пятеро, все погибли на войне. Рос у бабушки, в деревне, что стояла на Каме. Красота Камских просторов поразительна, долго он скучал по ним, переселившись волею судеб на Урал.
В школе на уроках физики он услышал о строительстве крупнейших в мире гидроэлектростанций на Волге и Каме, об уникальных электрических машинах – гидрогенераторах диаметром 10 метров, которые будут установлены на этих ГЭС. Мощности одного такого генератора хватало, чтобы обеспечить электричеством целый город. Владимир восхитился такой техникой и уже в 9-м классе решил, что будет инженером, работающим с таким оборудованием. И это было редкое в нашей жизни решение, которое воплотилось сполна. Имею в виду редкость воплощения детской мечты для всех людей.
Владимир окончил серьёзный уральский ВУЗ и начал работать в конструкторском бюро гидрогенераторов на уральском заводе. Здесь он и вырос до главного конструктора завода.
Гидрогенераторы относятся к изделиям индивидуального производства, так как для каждой электростанции требуется свой неповторимый агрегат. На его специфичность влияют особенности реки, природные условия водохранилища. Каждый новый гидрогенератор отличается по техническим параметрам и по конструктивному исполнению от предыдущего, иногда довольно значительно. На каждую новую ГЭС требуется разрабатывать новый проект и выпускать новый комплект чертежей. Конструктор этих объектов всё время ищет новые технические решения, поэтому работать в этой отрасли очень интересно. Владимир проработал в профессии 56 лет, эта работа ему никогда не надоедала и приносила большое удовольствие, особенно когда появлялись удачные решения и оригинальные проекты.
Начинается создание нового гидрогенератора с разработки эскизного проекта. Уже на этой стадии появляется техническая необходимость выезжать в командировки для согласования деталей с заказчиком. Поэтому наш герой много путешествовал и по СССР, и по миру. Страны, где побывал Владимир, благодаря своей профессиональной деятельности, многочисленны: Польша, Норвегия, Канада, Ирак, Австрия, Исландия, Дания, Чехословакия, Марокко, Индия, Вьетнам, Иран, Швеция.
В начале восьмидесятых годов прошлого века во время поездки в Ирак Владимир пережил сложную ситуацию. Целью командировки был ремонт подшипникового узла гидрогенератора ГЭС в городе Докан. В это время между Ираком и Ираном шла война. Но гидроэлектростанция строилась. По утрам группа советских и иракских специалистов выезжала из гостиницы на объект. Дорога проходила по ущелью. Часто во время пути они попадали под бомбёжку. Выпрыгивали из машин и ложились на землю, пытаясь спрятаться от военных самолётов. Сказать, что было страшно – ничего не сказать. Это надо прочувствовать, когда ты маскируешься под хилым кустиком, а рядом гремят смертоносные снаряды… У Владимира с тех пор стали болеть ноги (врачи ничего не могли сделать, говорили, что это на нервной почве). Слава Богу, остались живы и без ранений.
Когда техническая проблема была решена, возвращение домой тоже оказалось с приключениями. Из-за военных действий ближайший аэропорт, из которого можно улететь в Москву, оказался в столице Иордании (Амман). Из Багдада до Аммана пассажиров везли на автобусах (расстояние почти 900км). Когда в Аммане они прошли регистрацию и сдали багаж, посадку в самолёт отменили. Через некоторое время объявили, что самолёт улетел в Бейрут, так как уже из-за израильско-ливанской войны потребовалось срочно вывезти из Сирии семьи работников советского посольства, торгпредства и других организаций. Чемоданы наших пассажиров улетели, между тем, в столицу нашей родины без хозяев. Людей, застрявших в Аммане, увезли в городскую гостиницу. Они очень надеялись, что за ними на следующий день прилетит другой самолёт. Не прилетел.
Из-за войны в Ливане небо над Амманом (как и над соседним Дамаском) было закрыто. Эти города находятся близко от Ливана. Только через три дня Владимира с попутчиками на автобусе перевезли в Алеппо (ещё 560 км) на севере Сирии, откуда они и вылетели в Москву. Вот такая командировка инженера на объект получилась …
Родные, конечно, очень переживали за него. А советский конструктор утверждал, что нет худа без добра. Три дня он знакомился с интересным древним городом Амманом. Потом посмотрел из окна автобуса на всю Сирию. Конструирование гидрогенераторов для разных точек мира продолжалось.
Дома у родных Владимира есть глобус, на нём флажками отмечены ГЭС, на которых воплощены проекты главного конструктора. Земной шар просто весь ощетинился этими стягами. Смотрится потрясающе! По всему миру его гидрогенераторы дают энергию промышленности, несут свет и тепло людям.
Свидетельство о публикации №222063001539