Джоконда стряхивает мух

Я собиралась в отпуск. Планирую провести несколько дней в Москве – побегать по музеям и выставкам, потом на море, в Сочи.

В новостях буйная радость: в Москву из Лувра на две недели привозят Джоконду Леонардо да Винчи! Она будет в Пушкинском музее.

Значит, импрессионистов я не увижу (всё остальные залы будут закрыты).

Я сначала расстроилась. У меня уже стало традицией, каждый раз, приезжая в Москву, первым делом бегу к любимым Клоду Моне и Камилю Писсарро. Тут такой облом.

Потом уточняю – ура! Высочайший визит французской знаменитости заканчивается как раз накануне моего прилёта в Москву.

Отлегло.

Дело в том, что я с детства терпеть не могу Мону Лизу.

***

В моём далёком детстве во всех помещениях, будь то магазин, баня или столовая, было мрачновато. Время было послевоенное, 50-е прошлого века, экономили на всём. На электричестве тоже.

В этих мрачных помещениях обязательными атрибутами были две вещи: длиннющие очереди и репродукции картин на облупленных стенах. Картины развешивались давно, скорей всего ещё до моего рожденья, тогда же красились стены. Поэтому выглядели они примерно одинаково.

Стоя с родителями в очереди, я старалась не смотреть на людей, они были уставшие, сердитые. Картины были в основном передвижников: Шишкин, Репин, Левитан, Саврасов, Васнецов. Мне нравилась Левитановская осень – она выделялась солнечным пятном, на фоне общей унылости.

(Остальных я оценила позже, уже в Третьяковке). Все репродукции были отвратительного качества, изрядно засижены мухами, и все как на подбор с безрадостными сюжетами.

Ещё там, на стене иногда висела Джоконда. Это было полное безобразие.

Там вообще ничего нельзя было разглядеть. И тоже вся в мухах. Но я слышала, что ей надо восхищаться. Это раздражало ещё больше.

Прошли годы. Я много раз бывала в картинных галереях. Мои детские воспоминания о засиженных мухами репродукциях заместились их великолепными подлинниками.

Моё агрессивное неприятие Моны Лизы я таскала за пазухой полжизни.

***

И вот я в Москве.

Заезжаю к своей замечательной родственнице Полине.

Она с порога – «я завтра выходная, куда пойдём?».

Что за вопрос, конечно в Пушкинский!

С утра едем. Выходим из метро – мать честная! Очередища – чуть не километр.

- Ну, что? Будем стоять?

- Конечно!

Стоим, радостно болтаем. Год не виделись. Время бежит незаметно. Часа полтора мы вдохновенно обмениваемся новостями, вчера-то мы сразу спать легли, я же ночью прилетела.

Когда все новости закончились, я вдруг говорю: «Слушай, я же каждый раз, как приезжаю в Москву – сразу сюда. Никогда такой очереди на импрессионистов не видела. Импрессионисты – они же на любителя!?»

Стоим дальше. И, так как наш трёп был практически исчерпан, стали прислушиваться к народу…

Оказывается, по просьбе публики, французскую гастроль продлили ещё на неделю (а может на две, уже не помню). Я сразу сникла. Полина спрашивает, - «может, тогда пойдём отсюда?»

«Нет, уже столько простояли. Давай достоим. Поставим птичку на мероприятии».

Где-то ещё через час запустили нашу партию. Там запускали определённое количество посетителей, чтоб всё было чинно, благородно, без толпы.

Я всё так подробно рассказываю, чтоб было понятно, в каком настроении и состоянии я пришла на встречу с «всемирно почитаемым шедевром».

Уставшая, расстроенная, что стояла «не туда» и высокомерно-равнодушная по отношению, как к очереди, так и к ажиотажу, царившему вокруг.

Заходим.

После яркого летнего дня здесь, кажется просто темно. К тому же, всё задрапировано чёрной тканью. Один мраморный Аполлон сияет у лестницы. Его, красавца – не задрапируешь. Нас направляют в зал направо.

Там темно, освещена только картина на стене, противоположной от входа.

Проход для зрителей в форме латинской буквы «U», упавшей налево. И всё чёрное: и стены, и проход. Медленно движемся по проходу…

И тут я встречаюсь с НЕЙ глазами. Она смотрит на меня, спокойно, пробираясь так глубоко, что становится не по себе.

Никого нет вокруг. Мы одни. Эта непостижимая женщина и я.

Она живёт 500 лет назад.

Она живёт в это мгновенье.

Я чувствую, как она сканирует меня. До самых потаённых закоулков.

Я спрашиваю её: «а ты-то сама как?»

 «Я давно живу. Тебе этого не надо знать. Это только моё»

Сколько мы были в этом зале, не знаю. Может 10 минут, может – полчаса.

Этот взгляд. Этот контакт…

Это – непостижимо.

Я люблю ходить в картинные галереи, на выставки. Я достаточно много видела замечательных полотен гениальных художников. Приходилось подолгу стоять напротив шедевров.

Но того, что случилось тогда со мной, а быть может с нами обеими…

Больше со мной такого никогда не случалось.

(На репродукцию имеет смысл смотреть только в том случае, если ты видел подлинник. Тогда она оживляет воспоминания.
Иначе… нет, иначе просто недопустимо).

 


Рецензии
Екатерина, здравствуйте!
Как всегда написано хорошо.
Если позволите, на мой взгляд затянута прилюдия (все, что до картины). Решать Вам, может аккуратно подсократить? И ещё по тексту, кое-где надо изменить окончания.
Я не строгий критик, то что увидел...

С уважением,

Владимир Войновский   02.07.2022 19:40     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за внимательное чтение. Мне тоже не всё тут нравится. Это написано давно. Буду думать, что с этим делать. Ваши замечания обязательно учту.

Екатерина Масленникова 3   02.07.2022 21:24   Заявить о нарушении