Cinema, cinema, cinema... Белые ночи 2017г

«…Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»

А.С.Пушкин «Медный всадник»

Давно уже ничего не писала. Всему есть свои причины… Но этот фильм, попавшийся совершенно случайно, заставил меня вновь взяться за перо. Нет, вовсе не потому, что я восхитилась экранным шедевром.

Вовсе нет. Этот фильм никак нельзя назвать безукоризненным. Присутствуют ляпы, просчеты. Некая неоправданная затянутость повествования… Все это есть.

 Но… Осталось сильное впечатление. Легкая элегия, грусть по обретенному и вновь утраченному. Налет романтизма и некая эфемерность происходящего. Поэтика белых ночей…

Нет, не то. Даже не отношение ленты к творчеству Ф.М. Достоевского. Я помню эту повесть, проникнутую глубоким психологизмом, что так свойственно творчеству великого писателя.

А еще мне вспомнился одноименный  фильм, поставленный одним из лучших советских режиссеров в таком уже далеком от нас 1959 году, Иваном Пырьевым. Я смотрела когда-то этот фильм и мне до сих пор памятен образ главного героя, созданный Олегом Стриженовым.

В воспоминаниях сохранился этот романтик-мечтатель, сумевший так тонко и филигранно вписаться в канву авторской повести. И мне казалось тогда (хотя признаться,  лет прошло немало)  И.Пырьев наиболее близко сумел приблизиться к сути задуманного Ф.М. Достоевским.

Нет, эта лента совсем другая. Режиссеры фильма Татьяна Воронецкая и Андрей Богатырев снимали свою историю по мотивам повести, перенеся ее действие в современный Петербург.

Лексика героев близка к современному молодежному сленгу, авторами которой зачастую становились сами герои исполнители.( Отдельно стоит заметить, что лента была отснята всего за 28 дней, а сочинителями диалогов являлись сами актеры.)

 Все атрибуты событий: одежда, бары и кафе, самокат, с которым не расстается главный герой. Наконец, модная профессия современности – блогер. Ею увлечен наш романтик-мечтатель. И вместе с тем, чувство одиночества, потерянности, особенно, в реалиях огромного шумного города. Все это присутствует…

Главным героем этого фильма наряду с участниками событий стала музыка группы «Сплин», звучащая за кадром. Этот музыкальный фон очень органично вплетается в канву ленты. И становится самостоятельным и необходимым участником происходящего.

И все же самым главным действующим лицом фильма стал такой живой, растворяющийся в поэтике белых ночей, славный город Петра, равного которому не было и нет во всем мире…

Несомненная удача ленты - работа операторов. Фильм снят в черно-белом формате. Это, что особо обращает на себя внимание,  замечательное решение (отдельное браво режиссерам и операторам). Черно-белые кадры медленно проплывающих картин на фоне песен группы «Сплин».

Музыка органично вошла в сеть повествования. Она неназойливо вторит сменяющимся черно-белым кадрам. Камера медленно скользит по ажурным мостам, по гранитным набережным Невы, по нагромождению крыш старинного города…

Фильм, как мне показалось, производит впечатление очень атмосферного. Сменяющие друг друга картины просто завораживают. Погружают в новую реальность, в такое трогательное состояние романтической грусти. Дарят почти физическое  ощущение бессмертной красоты северной столицы. Чувствуется, что фильм снимался с большой любовью…

Сюжет ленты довольно прост. Происходящее в повести Достоевского авторы перенесли в современность. Причем, не особенно заботились при этом о сохранении деталей.

Молодой мечтатель-романтик приехал в Петербург. В шумном людском потоке Невского он случайно знакомится с девушкой по имени Настя.

 Влюбленность, несколько совместных ночных прогулок в фантастическом волшебстве белых ночей, обретенное понимание, ряд безрассудных поступков. Все это кажущееся на фоне зыбкой прозрачности сумерек…

Все не есть, но кажется… Грезится в  безлунности ночей?...

Удачным дополнением к происходящему служит вполне современный молодежный сленг, на котором общаются герои. Любовь… Увы, сердце девушки занято другим. И идиллия скоро заканчивается.

Что же… Бросающееся в глаза несоответствие характеров в повести и в фильме можно вполне списать на различие времени. У нашего романтика нет той интеллигентности (откуда ей взяться у современного блогера). Ни чувства вины и ответственности у девушки, полностью поглощенной своей любовью. И при всей внешней похожести этой,  современной Настеньки, мы в финале видим ее полный эгоизм. Никаких раскаяний и извинений… Все гораздо грубее.

Ну, так что же все- таки заворожило меня в этой ленте? Что заставило переживать?
Для меня ответ на этот вопрос однозначен. Такие талантливые, созданные с большой любовью, съемки белых ночей на фоне бессмертной красоты северной Пальмиры.

Перед внутренним взором снова и снова возникают эти черно-белые кадры. Особый эмоциональный настрой. (Повторюсь. Фильм с полным правом можно назвать
атмосферным.)

 Завораживающе медленно скользит камера по камню гранитной набережной, по силуэтам растворяющихся в белесой дымке мостов. Слышен тихий плеск воды.

 Кадры прямого, как стрела, многолюдного Невского сменяются застывшими зданиями дворцов, соборов. Ажурная решетка Летнего сада. Все это наполняет сердце щемящей грустью… Как? Почему?

Может, разгадка таится в самом названии? Питерские белые ночи. Это они всему виной? Закадровые музыкальные строки словно медленно растворяются в густом тумане этих удивительных и неповторимых белых ночей…

30.06.2022                Гродно Беларусь


Рецензии