Тельняшка. V. Глава 26. Крепкий Орешек

АКАДЕМИКИ (Часть V)

«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК»

Кого к чертям волнуют средства, если достигнута цель.

Платон

Перед каждым из нас после окончания школы встаёт извечный вопрос — «Кем быть»? Мы выбираем главное своё занятие в жизни, зачастую не осознавая истинного своего призвания. И только спустя годы можем объективно оценить правильность сделанного ранее выбора.
Подавляющее большинство человеческих профессий связано с сушей.
И хотя человек состоит на 80% из воды, он всё же не живёт в воде, а ходит по суше.
Моряк тоже ходит, но вопреки здравому смыслу — по воде.
Таким образом, профессия моряка подразумевает служение только одной стихии.
Однако среди морских профессий существуют такие специальности, которые позволяют с равным успехом работать и на море, и на суше.
К таким профессиям относятся специальности механика, электромеханика и радиоинженера.
А вот судоводитель — специальность сугубо морская, и нашего брата-штурмана остряк-обыватель окрестил не иначе как «дворником на берегу».
Коллеги же со смежных специальностей зовут штурманов обидным словцом «рогатые». В свою очередь, наш брат-судоводитель не остаётся в долгу перед коллегами и ласково зовёт судового механика «маслопупом», а радиоинженера — «стукачом».
Сия конкуренция находит своё отражение в курсантском фольклоре, который традиционно передаётся из уст в уста в виде настольных надписей:

«Вот идёт толпа уродов — это рота судоводов!»…
«Не могу смотреть без смеха на ублюдка судомеха!»…
«Лучше быть козлом вонючим, чем электриком е@учим!»…
«Лучше „хреном“ быть таксиста, чем учиться на радиста!»…

Бывают случаи, когда человек поступает учиться, скажем, на радиоинженера и в процессе обучения осознаёт, что радист из него выйдет никудышный.
В таком случае главное — вовремя одуматься, и пока не началась специализация, подать документы на другой факультет или на другую специальность. А тут уж как повезёт.
Ежели декан факультета согласится взять к себе такого вольноопределяющегося, то дело в шляпе. Ежели нет — то придётся продолжать учёбу на прежнем факультете или переходить в другой вуз, что тоже не сахар. Словом — есть нюансы!
В начале четвёртого семестра в нашей группе появился именно такой персонаж, который прошёл долгий путь от студента факультета радиоэлектроники политехнического института до курсанта судоводительского факультета Морской академии…
Причём после учёбы в политехническом он успешно перевёлся к нам на радиотехнический факультет, а оттуда благополучно ушёл служить в Вооружённые силы, которым посвятил два увлекательнейших года своей жизни.
Звали этого экс-радиста, обратившегося в «штурманскую веру», Олегом.
И фамилия, надо сказать, у него была на редкость звучная — Первов.
По правде говоря, из моей памяти окончательно и бесповоротно стёрся тот самый момент, когда завязалось наше первое знакомство. Но я точно знаю, что в моём лице Олег обрёл весьма своевременную помощь и поддержку. И вплоть до самого окончания бурсы мы были с ним не разлей вода, как Форрест Гамп и Бенджамин Баффард Блю по прозвищу Бабба *.
Странное дело, но одним людям Господь даёт ум, другим — силу, третьим — волю. Когда тебе не достаёт первого и второго, но есть третье, то какие бы преграды ни расставляла коварная судьба на твоём тернистом пути, ты обязательно достигнешь своей заветной цели! Главное — не раскиснуть и не пасть духом!
Что же касается курсанта Первова, то, несмотря на свою хрупкую внешность, он оказался довольно «крепким орешком».
И хотя мне приходилось с ним подолгу заниматься, часами просиживая после занятий в пустой аудитории или читальном зале, я с удовлетворением про себя отмечал такие его качества, как усидчивость и упорство.
Когда же начиналась сессия, Олег с особой тщательностью готовился к войне с преподавательским составом и делал это по всем правилам боевого искусства.
И в том случае, если крепость не получалось брать прямой атакой, то он переходил к длительной осаде или применял военную хитрость — на войне ведь все методы хороши! Однако, несмотря на его полководческие таланты, случались и обидные промахи.
К примеру, нашему «крепкому орешку» пришлось изрядно повоевать с профессором Азовцевым, который читал лекции по теории и устройству судна.
Пожалуй, о профессоре Азовцеве следует сказать отдельно пару слов, чтобы уважаемый читатель смог себе представить образ этого достойного педагога.
Анатолий Иванович Азовцев чем-то походил на нашего любимого декана Дядьку Панаса — такой же весельчак и балагур! На своих лекциях он применял довольно забавные термины, которые потом прочно приживались в нашем курсантском лексиконе. К примеру, одним из любимых его выражений было «на выпуклый морской глаз». Или, скажем, он придумал такой девиз терминологического минимума для курсового проекта: «Впереди нос — сзади корма!».
И, конечно же, мы наивно полагали, что экзамен он будет принимать так же непринуждённо, как и читает свои лекции. Но не тут-то было!
На своём экзамене он чуть было не «засадил меня на мель», и от неминуемого «неуда» меня спасло лишь знание схемы возникновения восстанавливающего момента, которая является своего рода основой основ для грузового помощника капитана.
Я был весьма раздосадован таким поворотом событий и поклялся, что к следующему экзамену по этой дисциплине буду готовиться с должным усердием.
А вот Олег завалился с первого же захода.
И поскольку военная хитрость здесь не сработала, то Олег приступил к длительной осаде, пытаясь взять неприступную профессорскую «крепость» измором.
Пересдача следовала за пересдачей, а неунывающий профессор подбадривал отчаявшегося курсанта словами: «Чем на улице темнее, тем курсант Первов становится светлее!» В конце концов после очередной пересдачи Азовцев наконец добился от Олега чёткого изложения той самой схемы, и заветные «три шара» украсили зачётку нашего героя.
Все последующие годы обучения в бурсе, вплоть до самого окончания, Олег стойко преодолевал все тяготы и лишения учебного процесса, руководствуясь платоновской мудростью, которую он весьма ловко обратил в собственный афоризм: «Не важен метод — важен результат!».

*Герои кинофильма «Forrest Gump», режиссёра Роберта Земекиса.

Фото из архива автора: Олег Первов, автор. Снимок сделан в лавке Jimmy all seasons на Texas street в порту Пусан в 1994 г.


Рецензии