Тайная новая дорога Строгановых в xvi-xvii в. в

        Анализ общей ситуации развития отношений Русского государства с осколком Золотой Орды Сибирским ханством показывает, что чем интенсивней шла колонизация Северо - восточных земель Перми Великой, тем сильнее было недовольство Хана Кучума, теряющего свое влияние среди живущих там народностей хантов и манси.
Внутренняя междоусобица в Орде способствовала ослаблению власти хана Кучума. Она приводила к противоречивым действиям по отношению к Русскому государству вплоть до признания своего подданства русскому царю и выплате дани, а затем отказа от него.

Попытки ослабить колонизацию в виде организованных и относительно мощных набегов на строгановские владения в 1571 – 1573 годах не изменили ситуацию. Во время набегов князя Маметкула со своими мурзами и уланами слободки на реках Койве, Обве, Яйве, Чусовой и Сылве были сожжены и разграблены, а многие жители уведены в полон.

Яков и Григорий Строгановы дали этим набегам достойный отпор. Но все же хозяйственная деятельность во владениях вотчинников была на некоторое время сильно нарушена.

         Набеги со стороны Сибирского ханства заставили царя Ивана Грозного, а вместе с ним и Строгановых принимать определенные меры по недопущению новых набегов. Можно утверждать – поход по завоеванию Сибирского ханства был предрешен. Наступило время его подготовки. Произошедшие трагические события заставили пригласить атамана Ермака для организации похода в Сибирь с целью завоевания Сибирского ханства.
Миграционные процессы русского населения, а также существовавшие связи между Русским государством и ханством Кучума позволяют предполагать, что пути сообщения между ними были давно известны. Даже во времена Булгарского государства (X – XIII в. в.) торговые пути к хантам и манси были хорошо известны, не говоря уже о более поздних временах. Это относится к вопросу, а знал ли атаман Ермак путь в Сибирское царство.

         Организация такого большого похода численностью в несколько сот казаков с провиантом и военным снаряжением требовала совсем иного подхода в выборе пути. Было решено, что это должен быть только водный путь. Была выбрана река Серебрянка, приток Чусовой, верховья которой близко подходили к бассейну реки Иртыш, впадающему в Обь. В 1581 -1582 годах этот путь был успешно преодолен. Началось завоевание Сибири. После этого великого события, дорога по Серебрянке стала довольно востребована и стала называться «Государева дорога» (1583 – 1587 г г.). Ей стали пользоваться отряды казаков, шедшие не помощь Ермаку, правительственные служащие, простые переселенцы, идущие на освоения новых и еще свободных земель. Эта дорога потеряла свое значение после постройки Бабиновской дороги в 1595 – 1597 годы, шедшей от Соли Камской через Верхотурье в Сибирь.
После похода дружины Ермака значительно усилилась торговля с Сибирскими землями, где возникли новые города Тюмень и Тобольск. Чтобы прекратить беспошлинную торговлю, Царь Федор Иванович в 1598 г. издал указ, что «Из Сибири и в Сибирь многим дорогам быть не пристойно». А это означало. что надо было пользоваться только Бабиновской дорогой через Верхотурье, где была установлена таможня, бравшая десятипроцентный сбор от стоимости товара.
Но Москва была далеко, а Строгановы были полновластными хозяевами этой земли. Они не подчинились указу царя и построили свою «новую тайную» дорогу по реке Койва, на которой уже были их слободки. Это была сухопутная дорога и для перевозки товара могла использоваться, возможно, только в зимнее время.
Н. М. Парфенов в альманахе «Лысьвенский горный округ 1751 -1918 гг.», 2013 г., выпуск 4 (стр. 43) пишет: «Была у Строгановых «тайная» или «новая» дорога, доставшаяся позднее их наследникам. Проложили ее вопреки царскому указу, разрешавшему существование только одной дороги через Урал – Бабиновской. «Тайная» или «новая» дорога Строгановых проходила из Чусовских городков через село Калинское – Лысьвенский завод – Усть-Койву – Кусье-Александровский завод – Бисерский завод и шла на Верхотурье. Строгановы, а потом Шаховские и Голицины не разрешали посторонние гужевые перевозки по этой дороге». По ней перевозилась в Сибирь соль, а из Сибири хлеб и пушнина.

        О древности Бисерской слободки говорят найденные в разное время древние захоронения на левом и правом берегах Койвы.
В Бисерской слободке Строгановская дорога в Сибирь раздваивалась. От «татарского аула» (неизвестно с какого времени существовало это название), куда приходила дорога из Кусьинской слободки, она переходила на Ермакову дорогу, которая выходила в устье речек большой и малой Воронок, и далее шла к поселению Воронки, находящейся от Бисера в четырнадцати километрах. От этого поселения дорога через шесть километров выходила к поселению Плотинка, расположенной у подножия горы большая Копна. Далее дорога шла на Серебрянскую слободку, до которой было примерно сорок километров. В 1755 году Шуваловым был построен Серебрянский железоделательный завод. Впоследствии по этой дороге в конце XIX века между Бисерским и Серебрянским заводами на лошадях возили передельный чугун, а возможно и качканарскую железную руду. Другой возможный путь перевозки руды был через Теплую Гору.

        Другое направление «тайной новой» дороги переходило на «Вогульскую дорогу», которая шла в сторону Теплой горы. Бисерским населением считалось – если едешь в Теплую Гору, то значит зто Теплогорская дорога (20 км). А если едешь или идешь в окрестностях поселка, значит это «Вогульская дорога». Через 4 -5 километров эта дорога приводит к «Вогульскому» урочищу. От него начинается Котенков лог, по нему течет небольшой ручей, впадающий в речку Березовую, приток Койвы. Она впадает в нее под горой Вавилон в 5 километрах от поселка. Этими названиями дорог и урочища до сих пор пользуются жителями. А это значит, что существует народная историческая память, сохраняющаяся веками.
Можно предположить, если Строгановы везли свои товары (соль) в Сибирь, и чтобы миновать Верхотурскую таможню, ехали по Ермаковой и Серебрянской дорогам. Если же надо было ехать в сторону Верхотурья без нужды пересекать таможню, то пользовались Вогульской дорогой в сторону Теплой горы и далее в сторону Верхотурья.
        Таким образом, «тайная» или «новая» дорога Строгановых существует уже более 300 лет. Сейчас она называется Старая Кусьинская дорога. До постройки в девяностые годы прошлого столетия новой асфальтированной дороги Чусовая – Теплая Гора – Промысла – Верхняя Тура, это была единственная дорога для автомобильного транспорта от Чусовой (через Пашию) для поселков Кусья, Тырым, Бисер, Теплая Гора, Промычла, Медведка, Усьва.

         В настоящее время старая Кусьинская дорога, в том числе и «старая» или «новая» дорога Строгановых, потеряла свое значение и на ней уже шумят уральские леса, скрывающие тайны ушедшей эпохи. Память о прошлом уходит с людьми, как ушла в небытие и память о «тайной или «новой» дороге Строгановых.

                Использованные источники:
А. А. Введенский «Торговый дом Строгановых в XVI – XVII в. в.
Н. М. Парфенов «Лысьвенский горный округ 1751 – 1918 г. г. (стр. 43)
Сайт Киреевские чтения (Горнозаводск) «Река Койва. Старый Уральский тракт»


Рецензии