Преображающий крест

Одно дело, человек понимает, что такое подлинная трагедия в жизни человеческой, сочувствует и может переживать ее даже, как некий потрясший его факт, случившийся рядом, своего рода спектакль, после которого  он даже и плакал...

Другое дело, когда человек сам на кресте мученическом, кресте нежданного, но уже ощущаемого реального предсмертия, кресте мученической жизни, и вдруг этот человек что-то и о чем-то с креста говорит. Как в Евангелии: от полноты сердца говорят уста.

Если такой человек что-то говорит и пишет, у него все другое. Слова вроде те же, буквы те же, а все, все, все другое. И с Богом, и пред Богом он предстоит в своем сердце совсем не так, как те правильно просвещенно мыслящие и тонко, и даже верно чувствующие. И это есть тайна и чудо спасающего и преображающего человека Креста. Тайна и нашего спасающего Распятия.

Вывод: только на кресте человек может сказать, изнести в мир истинное слово. Все другие слова, правильные, схожие, красивые близкие, понимающие, -  они не могут и ремешка у сандалий Божиих развязать, - у слов и стихов  того, другого, что говорил их с креста. Так, как писал свои стихи в наши дни покойный Володя Яковлев.

... Написала это, прочтя "правильный" стих Седаковой. Она так мило и мягко улыбалась на сопровождающем текст фото...

А сколько людей, претендующих на творческие полеты, вечно улыбаются в кадре, (ну, конечно, есть и серьезные) сыпят словами налево-направо, пребывают притом в возбуждениях и восторгах, и в  широкой деятельности, путь к которой им, кстати, нередко другие проложили...а они урожай собирают. Но как же безмерно далеко их речам до того, изнесенного с креста слова!

А мы, мы хоть отчасти это понимаем, различаем, слышим?! Судя по млеющей им в ответ публике, не слышим совсем ничего. Ни кто, ни что, ни откуда рождает и рождал прежде, какое ни есть свое, даже самое распрекрасное слово. Человек ведь словом отличается от бессловесных тварей. И ему главное место. Оно козырь и главный свидетель, оно и обвинительный приговор.
Отличается слово наше местом своего рождения.  Тем, какое это место, сердце человеческое. Что в нем в каком оно состоянии и где пребывает.

Даже тем, кто чует грядущее распятие, важно хотя бы стараться понимать эту великую и страшную разницу. Полностью он познает ее потом, но хоть догадываться о ней, блюсти этот священный страх в своем сердце, износя словеса и рифмы, он должен?!

+++++++


Рецензии