Черная дыра. Социальный роман. Часть третья продол

         Часть третья Третий директор.
       Глава седьмая.

         Годы, когда коллективом руководили люди, преданные делу профессионально-технического образования, давно канули в лету. Когда-то училище гремело, а сегодня ему необходимо было просто выживать. Для этого требовалось увеличивать ежегодный набор учащихся и во что бы то ни стало выполнять контрольные цифры Департамента образования. Каждый год Департамент объявлял конкретные цифры: сколько училище должно принять учащихся на каждую из заявленных профессий. А как раз с этим и оказались проблемы – набором уже давно почти не занимались.
  В училище приехали представители Департамента для встречи с коллективом. Возглавлял этот десант Алексей Петрович. Мастера и преподаватели привычным составом собрались в педкабинете. Стояла полная тишина, так как присутствующие понимали: еще немного – и все останутся без работы. Сейчас все уже не думали ни о работе в каникулы, ни о бригадной системе, ни о том, кто больше, а кто меньше участвовал в педагогических мероприятиях, кто получил грамоту, а кому ее не дали. Вопрос стоял остро – сохранится учебное заведение или нет. Если учебное заведение не выполнит план и не наберет учащихся, училище просто закроют.
Уже много лет училище готовило по традиционным профессиям – токарей, фрезеровщиков и слесарей. Они, конечно, нужны всегда, тем более что училище создавалось на базе завода. Но сейчас, и все это чувствовали, пришли новые времена, и эти старые профессии перестали быть нужными и государству, и самим ребятам. Молодежь не хотела становиться токарем или фрезеровщиком. В моду стала входить специальность автомеханика. Каждый из парней хотел иметь собственную машину, и уметь ее обслуживать. На это бы они пошли учиться, и были готовы ради этого даже выдержать среднее образование.
        На этом фоне педагогический коллектив ждал перемен.
  - Коллеги, мы готовы выслушать и обсудить с вами ваши вопросы, - начал спокойно и уверенно Алексей Петрович. – Сегодня надо говорить не о прошлых событиях, а о будущем.
        Первое впечатление он производил благоприятное – крепыш среднего возраста с серо-голубыми глазами. Уверенный в себе, в меру обаятельный, деловой, как будто все знающий и понимающий. Люди по разным каналам уже успели выяснить, что в своей карьере он прошел все ступени от мастера и преподавателя спецтехнологии до директора училища и ответственного работника Департамента, в разговоре он всегда любил это подчеркивать. Он даже смог доработаться до звания «Заслуженный учитель России», а это в нашей стране сделать непросто. Училище, которым он раньше руководил, считалось одним из лучших в системе профтеха.
        С мест тут же посыпались вопросы:
        - Включены ли мы в план набора на следующий учебный год, и какие контрольные цифры? – с волнением спрашивали преподаватели спецдисциплин.
        - Разрешат ли нам открывать новые профессии, и какие? – это спросил мастер Владимир Юрьевич. У него была своя тайная мечта – стать руководителем нового структурного подразделения.
        - Будут ли приватизированы мастерские? – спрашивал его напарник. – А то мы за последний год чуть не лишились всей свой материальной базы, еще чуть-чуть – и нас бы приватизировали.
        - Останется ли у нас среднее образование? – этот вопрос, конечно, интересовал всех учителей общеобразовательных дисциплин, которые, после того, как их столько раз страгивали со своих мест, всегда боялись вновь оказаться без работы. Ведь почти все эти женщины оказались в этом училище после закрытия вечерних школ, научно-исследовательских институтов, они много сил потратили на то, чтобы вписаться в эту новую систему, и, конечно, не хотели снова менять свою жизнь.      
        И, наконец, самый важный вопрос:
        - Кто будет руководить училищем?
        Это был звездный час Департамента образования в лице его представителя Алексея Петровича, он разливался соловьем, как Горбачев на партийных съездах во времена перестройки:
        - Все в порядке, не волнуйтесь, дорогие мои коллеги. В план набора ваше училище включено, новые профессии обязательно будут, мастерские останутся, конечно, за училищем, без среднего образования у училища будущего нет. Наш Департамент печется о нашей молодежи, о преподавателях, которые столько сил и личного времени отдают на благо нашей области и страны.. И так далее и тому подобное.
        Все с облегчением выдохнули. Коллектив, изрядно потрепанный годами пере-стройки, оказался в течение всего получаса сраженным наповал. Мужчины тут же унеслись вдаль перспектив новых профессий и реконструкции мастерских. Женская половина оказалась более практичной, но тоже поддалась мечтам о грядущих положительных изменениях. И только несколько трезвых голов почему-то вспомнили о строительстве шахматного дворца в небольшом городке Васюки. Но таких было мало, и погоды они не делали. Основная масса коллектива зачарованно готовилась к новым трудовым свершениям. После совещания все расходились в хорошем настроении, шумно обсуждая будущие перспективы.
На дворе стоял прекрасный теплый май, на деревьях уже появились первые клейкие листочки, и такая погода соответствовала радужным настроениям всех преподавателей. Женщины решили пойти в столовую, и в кои-то веки выпить всем вместе по чашечке чая. Им предложили оставшиеся от обеда булочки и пирожки.
        - Ну, наконец-то, теперь можно спокойно пойти в отпуск. Еще на один год работа есть, - выразила общее впечатление от беседы с представителями образования Ленина, с удовольствием откусывая кусочек булочки с корицей. Ее всегда волновали практические вопросы. – Полина Георгиевна, а что это у тебя на лице такая ехидная улыбочка? По-моему, все прекрасно.
        - Да что-то он просто соловьем разливался. На все наши вопросы заранее заготовлены положительные ответы. Как бы нам потом плакать не пришлось
        - Да уж ты придумаешь, - вступила в разговор Тамара Сергеевна. – Мне показалось, что он искренне говорил, и не обманывал нас. И вообще, Алексей Петрович производит впечатление знающего человека.
        - Ага, знающий, как себя не обидеть, - возможно, как бывший руководитель столовой, Полина Георгиевна знала жизнь чуть лучше остальных.  – Вы что, думаете, если он работник Департамента, то кристально чистый человек? Не смешите меня.
        - Ну, есть ведь и нормальные руководители, - вставила Наталья Наумовна, - я на своем веку их много встречала, в НИИ, например.
        - Да, - поддержала ее физичка Ольга Анатольевна, - и в вузах много толковых руководителей, все они в основном мужчины.
        - То-то вы обе у нас оказались, - слегка поддела ту и другую острая на язычок Ленина.
        - Вы, девочки, как будто розовые очки нацепили, вам их надо снять и увидеть вещи в реальном свете. Он не так прост.
        - Все ты в черном свете видишь. Посмотрим.
        - А что, интересно, думают наши мастера и стажисты? – заинтересовалась математик Татьяна Владимировна. – Они тоже завороженно слушали этого представителя Департамента.
        - Так они тебе и расскажут, - усмехнулась Полина.
  У мастеров в училище существовало только две проблемы: возможность срубить денежки за счет бригады, и чтобы их рабочее время как можно меньше контролировало начальство. При последнем директоре «красная тряпка» по поводу бригады в коллективе немного побледнела, но мастера втихаря продолжали получать за бригаду деньги, правда, чуть меньше, чем при Борисе Львовиче. И, конечно, их волновало, что будет при новом директоре. Интересно, сохранит ли он бригадную форму оплаты труда? Почему-то мастера не сомневались в том, что сохранит, но кошечки где-то внутри все-таки скреблись, так не хотелось терять денежки, к которым они привыкли за последние несколько лет. По пути в мастерские они тоже немного обменялись своими соображениями:
- Я без куска хлеба никогда не останусь, - храбрился Иван Павлович. – Слесарное дело - основа для любой профессии. У нас прекрасно оборудованная мастерская, нам беспокоиться не о чем.
- А, может, нам даже удастся расширить лабораторию для КИПовцев? Чем больше набор учащихся, тем больше требуется оборудования, - высказался один из мастеров.
- Вы, мужики, лучше подумайте о том, кто будет новым директором, - вернул всех на землю Владимир Юрьевич. – Все-таки за последний год мы привыкли к свободе, нас никто особо не контролировал.
- Посмотрим, сейчас нечего загадывать.
        Работники столовой вообще не заморачивались высокими материями педагогического процесса, их всегда интересовали простые вещи: когда будет назначен новый директор и будут ли они должны снова кормить весь коллектив бесплатно. Хорошо бы, чтобы новый директор отменил распоряжение предыдущего директора о бесплатной кормежке коллектива. Им было безумно жалко переводить такую гору продуктов на эту ненасытную преподавательскую ораву, которая еще постоянно просила добавки. Раньше-то все порции за отсутствующих учеников, столовая делила между собой, а тут уже почти год ей пришлось делиться со всем коллективом. Складывалось впечатление, что каждую «похлебку» они отрывали лично от себя. Хорошо если бы эта «халява» была отменена новым директором.
Бухгалтерия больше всех опасалась возможных изменений с приходом нового директора. Никто же не знает, как он себя поведет. Вера Ивановна пророчески сказала, успокаивая себя и своих слегка взволнованных подчиненных:
        - Да пускай хоть каждый день меняются директора, наоборот, чем чаще, тем лучше – при неразберихе нам проще работать. А без бухгалтерии еще ни один директор не обошелся.
        ***
        Первой ласточкой грядущих перемен стало появление в приемной секретарши Алины. Через несколько дней после встречи с представителем Департамента Тамара Сергеевна утром зашла в «предбанник» (так с любовью называлась приемная директора коллективом), чтобы попасть в свой кабинет, и очень удивилась, увидев там Алину. Та сидела на своем обычном месте, с таким видом, как будто она никогда отсюда и не исчезала, а секретарша предыдущего директора – это просто какое-то недоразумение. Алина сидела за столом и, как всегда, болтала по телефону. Делала она это с наслаждением. Тамара Сергеевна услышала обрывок разговора.
  - Можешь снова ко мне забегать на чашечку кофе. Да, я снова вернулась из профкома на свое старое место, и теперь отсюда уже никуда не денусь. У меня тут осталась баночка кофе, так что приходи. – Она положила трубку, и с улыбкой посмотрела на ошеломленную завуч.
  - Алина, неужели это ты? – проговорила Тамара, справившись с первым шоком. – Что ты здесь делаешь?
 - Вы меня уже забыли, и думали, что меня навечно сослали в профком. Но не тут-то было! Я сейчас на своем законном месте.
  Алина сейчас выглядела даже, пожалуй, лучше, чем, год назад, когда ее сменили на новую секретаршу. Как всегда, стильно одета, подтянута, с ярким макияжем на лице, она просто торжествовала.
  - Кто тебя сюда посадил?
       - Новый директор, - ответила Алина.
  - Уже назначили? И кто он?
  - Не скажу. Сами все скоро узнаете.
        Тамара Сергеевна, несмотря на все свои старания, больше ничего не смогла вытянуть из этой махровой закаленной секретарши. Та только посмеивалась и отделывалась ничего не значащими фразами и намеками.
        Назначение нового директора произошло неожиданно, в начале рабочей недели, в понедельник. Новость мгновенно распространилась по этажам:
        - Вы уже слышали? Нам назначили директора!
  - Да вы что? Кого? Молодой? Старый?
  - Из Департамента прислали  того самого Алексея Петровича, который тут у нас недавно соловьем разливался.
- Ага, значит, не зря он тут появился во главе комиссии Департамента, наверно, с дальним прицелом.
- Надеюсь, этот  у нас надолго, а то когда все время меняются директора, это плохой знак, на душе делается беспокойно.
        В ближайший понедельник вновь назначенного директора официально представили коллективу. Процедура отрабатывалась годами и в этот раз длилась недолго.
        После занятий собрали весь коллектив училища в педкомнате.  Представитель Департамента, его бывший сослуживец, зачитал приказ о назначении нового директора и пожелал успехов в работе. Люди были потрясены, все молчали, не возникло даже ни одного вопроса. Никто во время первой встречи не предполагал, что именно Алексея Петровича назначат новым директором училища. Все сразу поняли, что этот человек просто присматривал себе рабочее место и коллектив. Видимо, во время встречи с коллективом, он понял, что с такими людьми он сможет управиться, несмотря на их попытки защиты своих интересов.
       Он смотрел на всех по-хозяйски, но благожелательно. Чувствовалось, что этот мужчина имеет опыт управленческой деятельности, и уверен, что под его руководством училище продолжит процветать, и вся разрушительная энергия заговорщиков направится в мирное русло.
       Итак, училище получило очередного директора – после технаря и бизнесмена новой волны, явного бандита из организованной преступной группировки, здесь появился классический представитель чиновнической управленческой братии. В Департаменте, видимо, наконец-то возобладал здравый смысл, и там решили, что на директорство таким училищем надо назначить человека из своей среды.
       На собрании никто не посмел ничего обсуждать и задавать вопросы. В принципе, всем все было ясно. Живое обсуждение нового директора началось кулуарно, в группах по интересам. Их в училище насчитывалось четыре: мастера, преподаватели, бухгалтерия и технические работники, включая столовую.
       Но, в общем, отношение было положительным – ждали перемен к лучшему. Несмотря достаточно обтекаемые ответы Алексея Петровича на недавней встрече, коллектив новому директору решил поверить. Его восприняли как спасителя училища и коллектива.
       Первые приказы и распоряжения директора коллектив принял с пониманием: все силы требовалось направить на набор учащихся. Преподаватели и мастера бегали по всем близлежащим школам, рекламируя свое родное училище. Особенно старались те мастера и классные руководители, которые в этом году сделали выпуск своих учеников и на следующий год остались без групп. Эти пахали вовсю: подключили всех своих знакомых, готовились записать в училище своих детей и детей всех своих родственников. Горячие головы даже предлагали сесть с табличкой в трамваи и троллейбусы и курсировать по маршрутам города, если не будут набраны группы. Но этого, к счастью, не потребовалось, потому что школа с удовольствием избавлялась от балласта в виде не желающих учиться учеников и сплавляла их всех в училища.
        Результат всех порадовал – набор в училище сделали. Ура! Ученики, которым до чертиков надоело школьное обучение, явились в училище получать профессию. Их, конечно, ждало жестокое разочарование – требовалось еще и получать среднее образование, то есть продолжать изучение ненавистных общеобразовательных предметов. Они продолжали писать сочинения, заучивать стихи, делать лабораторные работы по физике и химии, решать уравнения со многими неизвестными и заниматься «прочей мутью» по мнению будущих учащихся. Впереди, конечно, предстояли педагогические страсти. Но это потом, а пока – на каникулы или в отпуск, набираться сил и ученикам и их замученным преподавателям и мастерам.
       ***
       Положенные тридцать шесть рабочих дней для мастеров и сорок восемь для преподавателей промелькнули незаметно. Как оказалось, новый директор Алексей Петрович в отпуск не ходил – разбирался с материальной базой училища. Зато первую встречу с коллективом после отпуска он провел четко и продуманно, демонстрируя осведомленность настоящего хозяина. Для того чтобы все почувствовали торжественность момента и грядущие перемены, директор собрал свой новый коллектив не в педкомнате, как все уже привыкли, а в актовом зале. Педагогический коллектив не сильно отличался от остальных коллективов – все начали рассаживаться на последние ряды, никому не хотелось мелькать впереди, некоторые даже не хотели садиться, а оставались стоять в дверях, как будто находились на низком старте и чуть-что готовились к покинуть «поле боя». Директору даже пришлось обратиться к коллективу и предложить сесть на первые ряды. Мастера и преподаватели прошли вперед, столовая, бухгалтерия и все остальные заняли ряд посередине зала.
       Начал директор с обращения к коллективу:
       - В ближайшее время я собираюсь встретиться с сотрудниками, предварительно разделив их на рабочие группы. После собеседования я планирую сформировать новую управленческую команду из членов нашего славного коллектива, назначив себе заместителей по соответствующим направлениям. Вопросы есть? Слушаю внимательно.
       Все удивленно молчали. Обычно директора приводили команду и своих заместителей вместе с собой. Так делалось всегда при назначении нового руководителя – надо же было ему на кого-то опереться. Никто из присутствующих никогда не слышал о том, чтобы директор пришел в новый коллектив в гордом одиночестве и не стал бы сколачивать вокруг себя свою «кодлочку», в хорошем смысле этого слова.
       Первой всеобщее недоумение выразила, конечно, Полина Георгиевна:
       - Вы хотите назначить своих заместителей из наших рядов? Я правильно вас поняла?
       - Правильно поняли. А что вас удивляет, Полина Георгиевна?
Алексей Петрович выучил имена «возмутителей спокойствия» в первую очередь.
       - Ну, это как-то не принято и не соответствует общей тенденции, - немного язвительно прокомментировала преподаватель физики. Она уже два года преподавала в училище, но никак не могла забыть работу на кафедре в институте.
       - Полина Георгиевна, Ольга Анатольевна, у нас в системе профессионального образования свои тенденции. И мы будем опираться на лучшие силы коллектива, выращивать и подключать свои кадры для решения поставленных конкурентных задач рыночной экономики, - на полном серьезе заявил Алексей Петрович. – У нас с вами появляются новые вызовы – конкуренция, маркетинг, рынок, менеджмент, и нам придется соответствовать новым экономическим условиям.
       Коллектив молча и удивленно переглядывался, некоторые тихо балдели, загипнотизированные речью нового директора. Даже ушлая и дальновидная Полина Георгиевна поддалась всеобщему настроению и на время притихла.  Кадровый вопрос временно отставлен в сторону.
       - А как насчет педагогической нагрузки? – раздался вопрос Тамары Сергеевны. Именно она, как завуч, составляла учебную нагрузку на текущий год, а от этого зависела зарплата каждого. Магическое слово «тарификация» определяло все: занятость каждого работника, расписание, ход учебного процесса, а значит, деньги.
       - У нас полный набор, групп набрали много. Нагрузку каждого определим в индивидуальном порядке. Не волнуйтесь, никого не обидим, часов на всех хватит.
Директор времени зря не потерял, явно разобрался в обстановке и демонстрировал полное знание ситуации и желание работать со своим новым коллективом.
       Мастера вопросов не задавали. Их, конечно, больше всего волновало будущее бригадной системы, но задать о ней вопрос вслух, они посчитали неосторожным. Тем более что директор прямым текстом сказал, что частные вопросы решатся при личной встрече. Они не сомневались, что бригада останется, новый директор в этой системе не будет ничего менять.
       Атмосфера сразу стала еще более благожелательной. Взгляд в будущее становился все более розовым и оптимистичным.
       - Но поработать тоже придется, - обаятельно улыбнулся Алексей Петрович.
Все озадачились, по меньшей мере, на пятилетку вперед.
       Мастера получили задание привести в порядок мастерские. Преподавателям вменялось в обязанность привести документацию по предметам в соответствие с базисными учебными планами, спускаемыми сверху, в кратчайшие сроки. В образовании, как в прочем и везде, это означало, что сделать сказанное требовалось еще вчера. Совещание получилось деловым и непродолжительным. В заключение директор заявил:
       - Готовьте свои кабинеты и мастерские. Настраивайтесь на работу. Всем удачного учебного года! Вопросы есть? Все остальные встречи в индивидуальном порядке.
       Больше вопросов не возникло, все молчали, переваривая выступление директора.
       - Наконец-то нормальный директор! – вполголоса выразила общее мнение Ленина Васильевна. Полина Георгиевна поджала губы, но промолчала.
       ***               
       Потрепаться о делах на работе – милое дело для любого нормального человека. Отвлечься от житейских хлопот особенно необходимо женщинам. Поэтому преподаватели, а это в основном женщины, любили собраться у кого-нибудь в кабинете и обменяться новостями. Чего-чего, а этого добра в училище в последнее время хватало. В этот раз «могучая кучка» собралась у физиков. Разговор вертелся, конечно, вокруг директоров.
       - Да, видно, что Алексей Петрович – опытный руководитель. Говорят, он до Департамента руководил много лет другим большим училищем, - начала хозяйка кабинета Ольга Анатольевна. – Как нам будет с ним, пока трудно сказать. Мне лично, нет-нет, а Борис Львович вспоминается.
       - Нашла о ком печалиться, - усмехнулась Ленина. – Он, поди, сто раз перекрестился, когда с нами распрощался.
       - А я все равно до конца не понимаю, почему он отказался от должности и сам ушел, - раздумывала вслух Наталья. – По большому счету, ему ничего не грозило: подумаешь, бригада, новая форма – вот и все. Ну, нашли, наверно, у него нарушения в хозяйственной деятельности. Но в наше время к ним относятся вполне лояльно.
       - А я думаю, главная причина – в другом, - уверенно вступила в разговор Полина, - просто поиметь с училища ему стало больше нечего. Нашел более теплое место, друзья помогли.
       - Я с Полиной согласна, а еще и учителя стали создавать ему  реальные трудности, - высказалась Тамара. – Мы будоражили весь коллектив, не все люди участвовали в нашем противостоянии, но посматривали и наблюдали с интересом. Кого-то это просто развлекало, а кто-то находился на нашей стороне. Конечно, Бориса Львовича это напрягало. Мы же для него стали миной замедленного действия, и он решил с нами расстаться. Раньше выгнали бы нас, но настали другие времена, и пришлось уйти ему.
         - Не сомневайтесь, он уже и до наших разборок присматривал себе другое местечко, - продолжала Полина, которая после работы директором столовой понимала толк в реальной жизни и умела трезво оценить любую ситуацию.
  - Давайте забудем о наших неудачных директорах и подумаем о будущем, - предложила Тамара.
        - Да, пришло время косточки перемыть и нынешнему директору, - вставила свое слово хозяйка кабинета. – Ну, у кого какие ощущения?
        - То, что он – профессионал, и к гадалке не ходи, - тут же припечатала Полина. – На кривой кобыле его не объедешь.
        - Все-таки его выступление по поводу команды тоже настораживает, хотя сейчас это модное словечко, - высказалась Наталья. – Обычно руководители команду с собой приводят, своих в доску.
        - Да хватит вам уже одно и то же перемалывать. Все вы про работу, да про команду, скучно это все. А мне вот интересно, какая у него жена, дети? – резко сменила тему Полина Георгиевна.
        - Кто про что, а ты как всегда, - махнула на нее рукой Ленина. – Никак не успокоишься.
  - А чего мне успокаиваться? Он хоть и директор, а все равно, прежде всего - мужик. 
        - Так он же старый. Да еще и маленький и толстенький, - раскритиковала нового директора Ленина.
        - Да это вообще никакого значения не имеет. Ты просто в мужиках-начальниках ничего не понимаешь, не на то смотришь, - заявила Полина к удовольствию всех присутствующих.
        - Ну, не скажи, - вмешалась Тамара Сергеевна. – Наша Ленина совсем не обделена мужским вниманием. Один Иван Павлович чего стоит.
        - Да-да, Тамара Сергеевна, вы правы, - высказалась Ольга Анатольевна. – Я тоже заметила их симпатию друг к другу.
        - Да бросьте вы на меня наговаривать. Что мне этот Иван Павлович? Тем более что он постоянно под бдительным оком своей жены, вы забыли, что она в бухгалтерии работает. И потом, я своему милиционеру никогда не изменю, - со смехом отбивалась от коллег Ленина.
  - Никогда не говори «никогда», - нравоучительно встряла химичка Наталья.
- Да, зарекаться в жизни не надо, - согласилась мудрая Ольга Анатольевна. – А насчет нового директора – посмотрим, сейчас все равно ничего сказать нельзя.
       - Хотите не хотите, а встречаться каждой из нас с новым директором придется, и кабинет свой показывать, - вернула всех к насущным делам Тамара Сергеевна.
Все сразу перестали подсмеиваться и задумались. Демонстрация кабинета начальству никогда не приводила педагогов ни к чему хорошему. Все по возможности старались избежать этого «удовольствия» всеми правдами и неправдами. Особенно это касалось химиков и физиков. Они проводили много лабораторных работ с реактивами и приборами, и поэтому все комиссии посещали их препараторские в первую очередь. Как только приезжала любая комиссия, ей сразу же с удовольствием демонстрировали достижения в области физики или химии.
  - Я в его новую команду не стремлюсь, - заявила Ленина, – так что и с кабинетом сильно напрягаться не буду.
       - А мне придется напрячься, - вздохнула Наталья Наумовна. – Мне не отвертеться.
       - Да тут дело вообще не в кабинете, - проницательно заявила Тамара. – Я думаю, он уже решил, кого назначить на должности. Так что посмотрим.
- Ну, нам должностей не светит, - махнула рукой Наталья Наумовна, - из преподавателей в начальство не шагают.
  Собравшиеся еще долго чаевничали и обменивались своими мыслями, все чувствовали небольшую тревогу и в то же время какое-то радостное возбуждение.
        ***
  У Алексея Петровича слова с делами не расходились, и при этом хорошее настроение никогда не покидало его. За три дня он успел переговорить со всеми, с кем хотел. Самым сложным получился день, когда директор встречался с преподавателями. Разделив их на спецов и общеобразовательников, он много времени уделил последним. Заходил в кабинеты, встречался с руководителями и членами методических комиссий, беседовал лично, попросил организовать небольшие экскурсии по своим кабинетам некоторых преподавателей. В число «счастливчиков» попали: Тамара Сергеевна, Наталья Наумовна и Полина Георгиевна. Конечно, он выбрал именно их не случайно – все трое выступали яркими представителями «борцов за правду».
        Завидовать особо не приходилось – директор слету ориентировался в любой преподавательской писанине, задавал неожиданные вопросы. При этом он не переставал шутить и рассказывать интересные истории из своей педагогической практики.
        Тамара Сергеевна работала методистом и завучем уже несколько лет, поэтому к бумагам она уже привыкла, в них у нее всегда царил полный порядок. Эти папочки она исправно таскала за собой из вечерней школы в дневную,  из общеобразовательной школы – в училище и так далее. В папочках лежали вырезки из различных литературных изданий, из газет, старющие изложения и сочинения учеников, которые уже давно стали взрослыми людьми, критические обзоры произведений. В общем, все, что собиралось и копилось годами и медленно покрывалось пылью. Эта пыль периодически стряхивалась, в папочку раз в квартал добавлялась новая бумажка и новый план работ на текущий учебный год. Бумаги из этих папок с течением времени стали выпадать, они сгибались под собственной тяжестью. Таких папочек стояло на полках несколько десятков, они перекладывались в разной последовательности, в зависимости от того, как менялась программа изучения предметов. Это все и называлось методикой преподавания литературы и русского языка.
       - Вообще-то я к вам зашел исключительно для проформы, надо же мне показать коллективу, что у меня нет любимчиков, - с этими словами Алексей Петрович присел за первую парту в кабинете Тамары Сергеевны.
       - Очень интересно, - протянула она. – Значит, я зря всю ночь не спала и писала новые бумажки.
       - Ну, я думаю, что в ваших бумагах и папочках все нормально.
       - А зачем тогда вы ко мне пришли на самом деле?
       - Я хотел у вас спросить, как вам управленческая работа, не надоела?
Тамара Сергеевна внутренне подобралась, потому что толковать такой вопрос можно двояко.
        «Может, его не устраивает моя работа завучем?» - промелькнуло у нее в голове, но вслух она не стала это обсуждать. Вместо этого она сказала:
        - Я люблю работать не только с учениками, но и со всем коллективом, - обтекаемо ответила она.
        - Понятно. Я предполагал, что вы ответите на мой вопрос именно так. Рад, что не ошибся. Ну, у нас еще будет время все обсудить, а я отправлюсь дальше по кабинетам.
        Наталья Наумовна за несколько лет работы учителем тоже поднаторела и накропала множество всяких педагогических и методических бумажек: планы уроков, карточки по темам, поурочные разработки, опорные конспекты. Полки в ее кабинете и препараторской просто сгибались под тяжестью папок. Даже видавший виды Алексей Петрович, впечатлился. Наталья Наумовна, как системный человек с естественнонаучным образованием, познакомившись со всем этим методическим материалом стажистов, когда-то заявила во всеуслышание:
        - Педагогика – это не наука, а птичий язык с вашими догматическими выкладками. Я просто горжусь, что у меня нет педагогического образования. Педагогика – это всего лишь прикладная методика. Вот моя химия – это действительно наука, и я буду опираться в своих документах, прежде всего, на содержание предмета, а не на форму его подачи.
        Визит нового директора в кабинет химии оказался еще короче, чем визит к Тамаре Сергеевне. Он забежал в кабинет, обвел взглядом полки с новыми папками, раздаточным материалом, опорными конспектами и присвистнул:
        - Ничего себе! Я знаю, что вы совсем недавно работаете в этой системе. И что же вас подвигло это все придумать и написать?
        - Отсутствие дисциплины на уроках в училище, - прямо ответила химичка.
        - А подробнее? – заинтересовался директор.
        - Первые полгода я просто терпела их поведение, а потом мне посоветовал опытный химик из другого училища – занять их делом на уроке, с которым они могут справиться. На «тройку» - они просто переписывают мои опорные схемы, на «четверку» - решают к ним задания, а на «пятерку» - создают свои схемы и придумывают задания к ним.
        - И это работает?
        - Главное, я поняла, что их можно чему-то научить.
        - Понятно. У меня вопросов больше нет. С химией у нас в училище все в порядке.
        Полина же Георгиевна, в отличие от своих «соратников» относилась ко всему проще и, возможно, более здраво – в кабинете у нее стояло несколько тонких папочек, которые она иногда обновляла материалами, вырезанными из разных периодических изданий. Она вообще не грузилась, как сейчас говорят, по поводу оформления кабинета методическими разработками. Заведование столовой наложило отпечаток на ее личность на всю оставшуюся жизнь, она смотрела на все события здраво и трезвым взглядом, несмотря на педагогический флер, следование которому обязывало преподавание истории в училище. Она относилась ко всему легко и цинично. От этого она только выигрывала, и людей это привлекало. Многие люди сами думали, как она, но боялись высказать это вслух.
Алексей Петрович забежал к ней в кабинет, все быстро осмотрел и только спросил:
        - У вас есть ко мне вопросы, Полина Георгиевна?
        - Это я готова ответить на ваши вопросы, - с легкой иронией произнесла она.
        - Да мне все ясно. Считаете, что галочку поставил. – С этими словами он быстро покинул кабинет истории.
        С остальными преподавателями, на их счастье, новый директор не встречался, а напустил на них различные методические комиссии. Все привычно трясли перед комиссиями своими бумажками, успешно отчитывались, и вписывались в педагогический мутный процесс.
        Можно сказать, что с мужчинами в училище директор сразу же сумел устано-вить деловые и внешне дружеские отношения, не забывая про так необходимую руководителю дистанцию. Мужиков всегда интересует зарплата и личные хорошие отношения с начальством. Тут все оказалось в порядке – зарплата у них сохранилась, и начальство не докучало по работе.
  С женщинами всегда все сложнее, но Алексей Петрович был из тех, кому опыта не занимать. Он умел внимательно выслушать свою собеседницу, проявить искренний интерес и просто по-человечески понять. В очень короткий срок весь коллектив училища, включая бухгалтерию и технический персонал, встал на его сторону и очаровался новым директором.
        В общем, все коллектив стал спокойно работать: наконец-то появился такой руководитель, который до тонкостей разбирался в любом вопросе, но особо никуда не лез, не переучивал и не заставлял коллектив очень сильно менять свою привычную деятельность.
        Назначение новой команды не заставило себя долго ждать. Кандидатуры закрепили приказом и объявили на ближайшем еженедельном совещании коллектива.
Из «могучей кучки» должности получили всего два человека: Тамара Сергеевна стала первым заместителем директора по учебно-производственной работе (УПР) с правом замещения директора, а Наталья Наумовна стала заместителем директора по научно-методической работе (НМР). К всеобщему удивлению и негодованию некоторых при «разделе пирога» ничего не досталось Полине.
        Коллектив бурно обсуждал все назначения, состоявшиеся и несостоявшиеся. По училищу сразу заходили слухи, что Наталье Наумовне дали должность исключительно по просьбе Тамары Сергеевны. Почему-то та не захотела видеть в начальниках свою подругу Полину. Все это обсуждали, но кулуарно, задать впрямую вопрос новому заместителю директора никто не решился.

        Глава восьмая.

        Незаметно прошло полгода. Тамара Сергеевна с воодушевлением проводила совещания и педсоветы, всесторонне анализируя деятельность училища. К ее чести надо отметить, что делала она это вполне профессионально. К каждому новому педсовету она шила новый наряд, чаще всего бирюзового или абрикосового цвета, речь она всегда заранее выверяла и готовила по тезисам. Но когда коллектив слушал ее выступления, все не столько вслушивались в содержание вопроса, а скорее обращали внимание на манеру подачи материала выступающей. Форма иногда затмевала содержание. Но надо отдать должное Тамаре Сергеевне, выступала она всегда профессионально и по существу вопроса.
        Тамара всегда пользовалась повышенным вниманием мужской половины коллектива – яркая внешность, умение одеваться, чувство юмора, желание общаться очень способствовали этому. А назначение ее первым замом с правом замещать директора значительно повысил ее рейтинг среди мужчин училища. Ведь обсуждать скучные производственные вопросы с привлекательной женщиной, наделенной властью, значительно интереснее. Дверь в ее кабинет на втором этаже не закрывалась. Мужчины со всеми вопросами, прежде чем отправиться с ними к директору, стали советоваться с его первым замом, Тамарой Сергеевной. Она это только приветствовала, Тамара просто купалось в атмосфере всеобщего мужского внимания.
       - Надо спросить у Тамарочки Сергеевны!
       - Да, Тамара Сергеевна всегда даст хороший совет.
       - Давайте, попросим Тамару поговорить с Алексеем Петровичем, он всегда спрашивает ее мнение, - то и дело слышалось в коридорах училища.
       Наталья Наумовна сначала, в отличие от своей коллеги Тамары Сергеевны, не имела представления, с чего начинать методическую деятельность. Первый месяц она почему-то решила помогать диспетчеру в составлении расписания, хотя больше, конечно, мешая той. Диспетчером стала Ольга Анатольевна, физичка, причем вызвалась на составление расписания она сама. И, действительно, делала она это блестяще – учитывала все пожелания, у всех преподавателей отсутствовали «окна», у людей наконец-то появились методические дни, свободные от уроков. Конечно, в этом процессе Наталья Наумовна ей не требовалась.
       Директор, наблюдая эту картину, для начала осторожно направил ее в другое училище, для того чтобы поднабраться опыта в организации методической работы. После непродолжительной учебы эта системная химичка «задолбала» весь коллектив методическими выставками и другими мероприятиями. Однако надо признать, что эта деятельность пошла на пользу всему коллективу. Работа стала системной, и в трудовых книжках коллектива даже появилась запись «о проведении успешной методической работы». Все воспринимали это как оценку своего труда.
       Возмущались те сотрудники, кто привык отчитываться старыми и залежалыми бумажками. Им приходилось все переписывать и обязательно добавлять новизну. Это как раз совпало с очередным изменением понятийного аппарата, не менявшего сути процессов. Появились новые словечки: «парадигма», «педагогическая технология», «компетенция»,  «конкурентоспособность».
       Преподаватель литературы Ленина Васильевна ненавидела таскать эти бумажки домой, как делали это многие, она предпочитала обновлять их в педкабинете. Иногда компанию ей составляла математичка, Татьяна Владимировна, просто товарищ по несчастью, которая тоже не любила тратить свое домашнее время на ненужную писанину.
       - Вообще не понимаю, зачем это все переписывать другими словами! – с сердцах оттолкнула от себя очередную бумажку Татьяна.
       - По-моему, это никто не понимает, - подняла голову от переписывания очередного плана урока Ленина. – Сказали – сделаем, меньше задумывайся, все равно читать никто не будет, что мы там с тобой понаписали.
       - Эта-то прочитает! Надо же на нашу голову ее назначили зам. директора по методической работе! Она же без году неделя в педагогике! А нас еще поучает.
       - Так ты сама не так давно из инженеров сюда пришла, - засмеялась Ленина.
       - Я учу математику, я ее очень хорошо знаю. А что она понимает в методике?
       - Отстань от нее. Если бы тебя назначили методистом, ты бы такое же стала проводить.
       - Я бы так коллег не третировала! – с вызовом ответила Татьяна.
Ленина решила ничего не говорить, а постаралась быстрее написать очередной план урока.
       Ленина Васильевна, как и Полина Георгиевна, не получила никакой должно-стенки, даже самой завалящей. Но, в отличие от нее, она к этому и не стремилась. Ей всегда хотелось иметь просто много часов, и она их получила, поэтому не чувствовала себя обделенной. Она всегда говорила, что на работе ей нужны только деньги, а деньги тогда приносили часы, а не должности. Должность заместителя директора, не смотря на свое громкое название, не приносила много дивидендов и престижа, но требовала массу дополнительных усилий, которые прикладывать большинству не хотелось.
       Сформированная команда руководителей среднего звена сложилась работоспособной. И, как это нечасто бывает среди женщин-начальников, серпентария на работе не чувствовалось. Обычно женский коллектив – это гадюшник, особенно если женщины – начальники. Они внешне всегда улыбаются, радушно приветствуют друг друга, даже обнимаются при встрече и расставании. Но настоящий «бабизм-ягизм» обратно пропорционален внешнему радушию. Однако данные слова не относились к этому конкретному коллективу, все работали, выполняли план, выдавали педагогическую нагрузку, и внешне казалось, что все шло хорошо.
Полина Георгиевна, видимо, проглотила свою обиду. Она принимала участие в общих делах, выдавала часы, но про себя крепко задумалась. Она поняла, что ее, грубо говоря, «кинули». А ведь это она заварила всю кашу с бригадой, и это благодаря ей коллеги стали начальниками. Про бригаду в училище уже никто не вспоминал, хотя она продолжала тихо существовать, и мужчины-мастера тихонечко складывали зарплату себе в карман в несколько раз большую, чем преподаватели. Но внимания на это никто уже не обращал – «заговорщики» сами стали начальниками и честно отрабатывали свой хлеб, а Полина Георгиевна затаилась.
        Такое равновесие сил в училище просуществовало примерно до весны.
  ***
  Весной Полина подошла к Наталье с неожиданным предложением. Уже некоторое время два замдиректора, Тамара и Наталья, делили один кабинет. Он выходил в общую приемную с директорским кабинетом. Посовещавшись, они поставили себе и третий стол – для диспетчера по расписанию, Ольге Анатольевне. В основном, посетители приходили к Тамаре Сергеевне. Но в этот раз Полина заглянула к замдиректору по научно-методической работе.
  - Наташа, давайте в следующем учебном году наберем для пробы несколько групп бухгалтеров и секретарей-референтов. Сейчас это модное направление. У тебя же есть учебные планы по новым профессиям? Нам же их разрабатывал какой-то научно-исследовательский институт по договору. А то у нас одни токари, слесаря, фрезеровщики и электрики-киповцы, а сейчас в стране идет новый тренд – надо расширять спектр экономических специальностей. Я хочу этим заняться, дай мне познакомиться с этими планами.
        - Конечно, если надо - возьми. А что ты хочешь?
        - Хочу создать в нашем училище новое экономическое отделение – девчонки валом повалят.  Не надо будет столько усилий тратить на набор весной и летом.
- Переговори сначала с Тамарой, а потом с директором. В любом случае, решение будут принимать они.
        Исторически так сложилось, что училище уже много десятков лет набирало учеников на профессии, которые требовались машиностроительному заводу. На такую учебу шли, естественно, только мальчишки, причем те, которые не настраивались на обучение в принципе. Они хотели просто получить профессию, а всякие химии, физики, математики, литературы и так далее им были «до лампочки». Поэтому в училище всегда остро стояла проблема с дисциплиной. И слегка разбавить мальчишеский хулиганский контингент училища звучало заманчиво. Девчонки на фрезеровщиков и токарей, конечно, не пойдут, а вот на бухгалтеров и секретарей-референтов – другое дело.
        Полина Георгиевна не пошла к своей подруге Тамаре, а решила начать сразу с директора и записалась к нему на встречу.
        - Алексей Петрович, у меня предложение, - сразу перешла она к делу. - Давайте на следующий учебный год будем набирать секретарей-референтов и увеличим набор бухгалтеров. Девчонкам особо негде учиться, и если они не поступят в ВУЗ, то придут к нам. И это позволит создать в нашем училище экономическое отделение. Сейчас же такой тренд в обществе – все хотят быть бухгалтерами и юристами, особенно девчонки. Вон, их сколько в институты не может поступить! Пусть к нам идут.
        - В принципе мысль интересная, мы ведь об этом уже подумывали, - одобрил директор. - Но это же такая морока! Потребуется много усилий, времени, и делать это надо очень быстро, потому что новый учебный год не за горами.
        - Я сама берусь за все это: за организацию нового отделения, за набор преподавателей, за написание бумаг и так далее. Но у меня есть одно условие – руководителем этого отделения должна стать я.
        - Почему именно вы, Полина Георгиевна? Может, будут и другие желающие, кроме вас. Все-таки этот вопрос уже обсуждался в коллективе, мы же обучаем уже две экспериментальные группы бухгалтеров, это почти мини экономическое отделение, его надо просто расширить. Там есть толковые преподаватели, они бы смогли возглавить новое отделение. У вас могут быть конкурентки.
        - Меня уже один раз бортанули, не хочу, чтобы это повторилось, - решительно глядя на директора, заявила Полина Георгиевна.
        - Что вы имеете в виду? – спросил  с интересом Алексей Петрович.
        - Ну как же. Когда вы создавали свою команду руководителей, вы меня туда не включили. Как говорится, всем ордена и медали, а мне ни хрена не дали.
        Директор добродушно рассмеялся и сказал, что-то про себя решив:
        - Ладно, занимайтесь новым отделением. Возьмете у Натальи Наумовны все проекты учебных планов. Ознакомьтесь с ними и подготовьте свои предложения. Если все будет в порядке, я вас поддержу на методическом совете.
        - Я уже говорила предварительно с Натальей Наумовной, она не возражала.
        - Тем более.
        Полина вышла от директора довольной, наконец-то у нее возникли какие-то перспективы.
        «Вот и я наконец-то начальником буду. И без твоей помощи, дорогая Тамарочка. Твое мнение директору и не потребовалось. Лучше стать главой нового экономического отделения и там самостоятельно «рулить», чем быть методистом или заместителем директора. Кстати, и бригаду надо будет свою создать, и взять туда мастеров», - думала она про себя.
        Полина пришла за документами и учебными планами на следующий же день после обеда. В кабинете на этот раз сидели оба зама и диспетчер.
        - Наталья Наумовна, добрый день. Всем привет. Я к вам от директора, - немного с вызовом и весело произнесла Полина. – Он полностью одобрил мое предложение, обещал поддержать мою кандидатуру на методическом совете, и я получила от него задание – разработать конкретные предложения по расширению и созданию нового структурного подразделения.
       Хоть она и обращалась напрямую к Наталье, говорилось это все для Тамары, почти демонстративно. Зам директора протянула ей папку бумаг со словами:
       - Я уже в курсе, все готово. Пожалуйста.
Полина быстро просмотрела бумаги в папке, поблагодарила и, довольная, покинула кабинет.
       Тамара Сергеевна за все время визита не произнесла ни слова, ведь к ней никто и не обращался. Но после того как закрылась дверь, она спросила:
       - В курсе чего ты? Почему я не в курсе?
       - Полина подходила ко мне и просила новые учебные планы по секретарям и бухгалтерам. Я ей посоветовала обратиться к тебе и к директору. Очевидно, к тебе она решила не подходить, пошла сразу к директору.
       - И что она хочет?
       - Открыть новое экономическое отделение.
       - И, видимо, его возглавить? – спросила Тамара.
       - Ну, конечно.
       - Ой, девочки, что-то мне это не нравится, - вдруг подала голос Ольга Анатольевна.
       - Это же неплохо, новое нам не помешает, - сказала Наталья Наумовна. – Жалко, что эта мысль не пришла нам в голову.
       - Наталья, ты, как обычно, мыслишь общими категориями. А на самом деле, все гораздо проще – человек рвется к власти, -  проницательно сказала Тамара. – А надо ли давать ей эту власть?
       - Похоже, от вас здесь уже ничего не зависит, - пророчески сказала Ольга Анатольевна.
       ***
       Новое отделение создалось в кратчайшие сроки, и Полина Георгиевна стала его руководителем. В новом учебном году она развернулась вовсю. От природы у нее имелись задатки предпринимателя, и сейчас они проявились в полной мере. Ей удалось собрать вокруг себя коллектив единомышленников, которые ее во всем поддерживали.
       Начала Полина Георгиевна с того, что, без особых усилий, набрала четыре группы девчонок – три группы бухгалтеров и одну экспериментальную секретарей-референтов. Профессия секретаря-референта в те времена звучала так, как сейчас звучит «финансовый аналитик». Слово «референт» завораживало девчонок и их родителей. Желающих на бюджетные места нашлось столько, что пришлось даже устроить конкурс аттестатов. В каждую такую группу Полина Георгиевна специально набрала по пять парней. Из них, конечно, можно было бы сделать отдельную группу, но Полина рассудила, что смешанному составу групп учиться будет интереснее, и проблем с дисциплиной не будет. Их и правда, не возникало, в отличие от всего остального контингента училища. На экономическое отделение приходили не хулиганы, а ребята с гуманитарным складом ума и те, кто действительно хотели продолжить свое образование.
  Училище заиграло новыми красками. В начале сентября Полина Георгиевна отгрохала потрясающую презентацию нового экономического отделения училища. Получилось, как сейчас сказали бы, настоящее шоу. Ребята танцевали, читали стихи, играли на пианино, исполняли частушки, каждому преподавателю училища посвятили отдельный концертный номер. В училище давно не случалось такого события – концертная программа всех сразила наповал. Сначала никто особо и не заметил, что выступающие только с нового экономического отделения. Просто Полина Георгиевна не привлекла к шоу остальных учащихся. Хотя справедливости ради стоит сказать, что остальные и сами не горели желанием выступать на сцене. Посидеть в зрительном зале, это - пожалуйста, а вот выйти на сцену, это – нет.
        Полина Георгиевна с удовольствием пожинала лавры от своей деятельности, она выглядела победительницей. Имидж и статус учебного заведения, конечно, возрос, и она, как его руководитель,  ставила это целиком в свою заслугу.
Но самое интересное, что она у себя в отделении сразу же создала ту самую бригадную систему. Сейчас у нее в подчинении появились мастера со своими ставками на полгруппы. То есть, экономическое отделение стало полноправным структурным подразделением училища. То, против чего она боролась совсем недавно, теперь ей помогало удерживать людей вокруг себя.
        Так в училище появилось две бригады – мастеров и новоявленных экономистов. Но бороться с этим уже никто не стал – бесполезно, да и туда вошла большая часть преподавателей. Некоторые преподавателей, кроме тех, кто работал на экономическом отделении, а таких оказалось не так много, опять оказалась в пролете и не попали ни в какую бригаду. Коллектив стал постепенно разделяться на два лагеря: те, кто что-то имел от бригадной формы, и все остальные. Так коллектив проработал в течение еще одного учебного года. За этот год училище изменило свой статус и стало экономическим колледжем, а учащиеся стали называться студентами.
        ***
        Приближались очередные летние каникулы, и в колледже стали поговаривать, что этим летом в Анапе будет организован спортивный лагерь. Такое событие случилось в первый раз за последние десять лет. Анапа – это юг и море, а все мечтают летом оказаться именно там, и хорошо бы это сделать летом и за бюджетные деньги. Колледжу выделили несколько десятков мест, конечно, в их число в основном попали лучшие, и ими, безусловно, оказались студенты экономического отделения. Лагерь создавался для обязательной проектной деятельности, и посылать туда мальчишек слесарей, токарей и автомехаников не считалось перспективным. Да и какую от них можно ожидать проектную деятельность? Они и сами не сильно к ней рвались.
        Утром в один из рабочих дней Наталья Наумовна обсуждала эту новость с Тамарой Сергеевной.
        - Наташа, в июле будет студенческий лагерь в Анапе, и мы с Полиной едем присматривать за нашими студентами, - поставила ее перед фактом зам директора.
Наталья Наумовна несколько удивилась, что все вопросы решились кулуарно, и без ее участие. И неприятно удивилась. Не то, что она сильно хотела попасть в Анапу, но ее задело, что вопрос решился без участия зам директора по научно-методической работе. Хотя там совершенно точно планировалось опробовать новые формы методической работы.
        Эта новость взволновала весь коллектив, лагерь организовывало министерство образования Свердловской области, и преподаватели, мастера и студенты колледжа ехали туда бесплатно. Желающих, конечно, оказалось значительно больше, чем мест в лагере. Среди учеников даже проводился конкурс на поездку, а преподавателей и мастеров просто назначил директор личным решением.
Однако виду химичка не показала. В общем, такая морская поездка ее особо не привлекала, там было бы гораздо больше проблем, чем отдыха на море. Ее взволновал другой вопрос:
        - А ты уверена, что тебе с Полиной надо туда ехать?
        - Странно, но ты не первая, кто мне об этом сказал, - задумчиво ответила она.
        - Вот видишь. А что тебе сказали и кто?
        - Да мужики-мастера сразу мне сказали, что мы с ней там и разругаемся в дым. Да ерунда это, я думаю. Они просто завидуют, что мы едем на море.
        - Может, и завидуют, но, возможно, они и правы. Сама посмотри, внешне все выглядит неплохо, но у меня ощущение, что мы ей уже не нужны. А обиду она на нас затаила.
        - Наташа,  не придумывай, - легкомысленно махнула рукой Тамара Сергеевна. - Отдохнем нормально, покупаемся, позагораем.
        На этом разговор закончился.
        Коллектив, конечно, расстроился, особенно его женская часть, которая не попала на море «на халяву». Может быть, предположение о возможной ссоре этих двух «подружек» всех немного успокаивало. Большая часть коллектива отправилась на свои дачные участки, а кто-то вообще остался в городе. Счастливчики же уехали на море, причем не за свои деньги.
        ***
        Лето прошло быстро. Кто-то провел его на море, а кто-то и в садах-огородах. На морских просторах в этом году смогли отдохнуть только два человека из всего коллектива – Полина и Тамара.
  Строго говоря, это тоже не могло считаться морским курортом. Один из пансионатов Анапы, не самый лучший, оборудовали под студенческий лагерь. Туда съехались студенты и их преподаватели со всей нашей необъятной родины. После завтрака участники проводили семинары, мастер-классы, круглые столы, на которых обязательно требовалось выступить, проходили защиты пилотных проектов – в общем, педагогический процесс не прекращался ни на минуту. После обеда иногда случался короткий отдых, и все повторялось сначала – мероприятия возобновлялись. Так что отдых был еще тот, это все усугублялось жарой и близостью моря, в которое все время хотелось окунуться и забыть об этих странных педагогических представлениях. Кормежка, кстати, тоже не приближалась к ресторанному уровню.
После двух недель пребывания в этом лагере каждому преподавателю выдавался именной сертификат на разные направления педагогической деятельности. Однако получить его оказалось не так просто, приходилось все время участвовать в семинарах, предлагать новые методики, новые формы методической и воспитательной работы. Этот педагогический гнет не ослабевал ни на минуту даже на отдыхе. Поначалу преподаватели записались на участие во многих семинарах, всем хотелось вернуться домой не с одним, а с несколькими сертификатами. Вдруг пригодятся?
Это все еще осложнялось ошалевшими от свободы, лета, солнца и моря учащимися-студентами. Те, конечно, влюблялись друг в друга, заплывали за буйки, режима вообще не придерживались. Студенты тоже должны были учиться в этом лагере и зарабатывать сертификаты, но, попав на море, они, естественно, забыли обо всех семинарах и занятиях и просто отрывались по полной программе. Они еще не задумывались на тему о том, сколько сертификатов они привезут домой. Участвовать – участвовали, но особого рвения не проявляли.
        Да, Тамара с Полиной побывали на море, но отдохнувшими себя не чувствовали. Скорее даже, они жаждали вернуться домой, и чтобы их хоть на некоторое время оставили в стороне от педагогического и воспитательного процесса.
        Коллектив колледжа, как всегда, встретился на работе 26 августа. Все радовались видеть друг друга, обсуждали новости, поездки и просто немного с удовольствием сплетничали.
        Все сразу заметили, что Тамара Сергеевна, как говорится, не в своей тарелке.
        - Тамара, ты на себя не похожа, что случилось? – сразу же спросила Наталья, как только они остались вдвоем в кабинете.
        В кабинете всегда стоял не выветриваемый запах табака – курила там только хозяйка кабинета Тамара Сергеевна, больше она никому этого не позволяла, хотя многие и претендовали на такую привилегию. Она открывала фрамугу и выдыхала дым на улицу. Наталья Наумовна, в семье которой никто никогда не курил, одно время пыталась заставить ее не курить в кабинете, но из этого ничего не вышло.
Вот и сейчас Тамара Сергеевна ответила не сразу, а встала из-за стола, как обычно подошла к окну и закурила. Она обожала курить у открытой фрамуги, особенно когда нервничала.
        - Ну что? Как и следовало ожидать, вы все оказались совершенно правы, - произнесла она, глубоко затягиваясь.
        - И в чем «правы»?
        - Мы с Полинкой на юге так разругались, что даже последнюю неделю перестали разговаривать друг с другом. И мириться ни она, ни я не собираемся.
        - Да ты что? А ведь мы все тебя предупреждали – не надо ездить с подругами-коллегами на отдых. Недаром говорят, что отдыхать надо семьей, а с коллегами надо работать, а не отдыхать.
        - А больше всего меня наша Алина отговаривала туда с Полинкой ехать. Как в воду глядела.
        - Да, наша Алина всегда нос по ветру держит, - согласилась Наталья Наумовна. – Что у вас случилось-то?
        В это время в кабинет к ним постучались, и разговор прервался. В кабинет зашел мастер Владимир Юрьевич. При нем Тамара не захотела продолжать разговор, потому что он как раз и был одним из тех, кто предостерегал ее против поездки к морю с Полиной.
        Интересные и скандальные новости распространились быстро. Ни Полина, ни Тамара не скрывали своей ссоры. Они и правда почти демонстративно не общались друг с другом.
  В этот же день Полина быстро вошла в кабинет своей приятельницы Евгении, которую она взяла при открытии нового отделения, и выпалила:
        - Теперь можно не притворяться! Она меня снова кинула. Какая же она после этого подруга!
        Евгения спокойно отложила в сторону журнал группы, с которым она работала. Евгения не просто работала на экономическом отделении, можно сказать, что оно на ней держалось. Она читала практически все экономические и финансовые дисциплины, которые значились в учебном плане: финансы, экономика, аудит, хозяйственные расчеты. После Полины она считалась вторым человеком на экономическом отделении. Чтобы удержать Женю, Полина не только дала ей читать часы, но и сделала ее мастером и включила в бригаду.
        - Что случилось-то?
        - В лагере проводились курсы для педагогов с выдачей сертификатов. Мы обе записались, куда только можно, и сходили на первое занятие на некоторые из них, а потом забили на них.
        - Ну и что?
        - А эта стерва оказалась на последнем занятии, воспользовалась ситуацией, хорошим отношением с ведущим курсов и получила сертификат, конечно, только на себя. Про меня даже и не вспомнила, - делилась впечатлениями Полина. – А ведь она и на меня могла запросто этот паршивый сертификат выписать, ей бы не отказали. Но она этого не сделала, скорее всего, ей даже в голову не пришло за меня попросить. Вот я бы так никогда не поступила.
        - А я и не удивляюсь, - поддакнула та. Евгения всегда вставала на сторону Полины, ведь та давала ей возможность читать больше половины экономических предметов и очень неплохо зарабатывать на этом. - Начальство, оно всегда думает только о себе.
        - Там произошло и еще много чего другого, - продолжала Полина. – Мы частенько ругались, но это была последняя капля.
        - И как ты собираешься с ней работать? Она ведь первый зам и твой начальник, - пыталась ее образумить приятельница.
        - Я лично вообще никак не собираюсь. Пусть она об этом заботится.
        У женского педагогического коллектива есть одна особенность – в нем очень много зависит от личных отношений, практически все. Если возникает конфликт между двумя руководительницами, то женский коллектив тут же с удовольствием распадается на два лагеря. Конечно, кому-то это может и не нравится, но большинство с головой бросается в омут противостояния. Тут годятся все средства – объявляются словесные бойкоты, подставляют друг друга по работе, выдают чужие, ранее услышанные, женские секреты, пытаются перетянуть на свою сторону начальство или кого-то из противоположного лагеря. Здесь все средства хороши.
        Так, к сожалению, произошло и в этот раз: коллектив разделился на два лагеря. На стороне Тамары Сергеевны оказались руководители среднего звена, большинство преподавателей и мужская часть коллектива, сочувствие мужчин только подливало масло в огонь противостояния. Тамаре всегда симпатизировали все мужчины, в каком бы коллективе она ни находилась. На сторону Полины встало все ее экономическое отделение. И еще часть коллектива просто с наслаждением наблюдала за очередным разгорающимся конфликтом – бухгалтерия и работники столовой. Они, как правило, держали внешний нейтралитет, но ждали, кого поддержит в этом конфликте директор. А пока они с удовольствием попивали чаек, благо они имели больше других свободного времени, перемывали всем косточки и ждали дальнейшего развития событий.
        Директор пока держался над схваткой и делал вид, что конфликта не существует.
       ***
       Конфликт не угасал, и это стало отрицательно сказываться на работе, люди из разных группировок даже перестали здороваться и начали мелко вредить друг другу. Противостояние, мелкие колкости, косые взгляды внутри женской части коллектива проявлялись и по мелочам.
       Продолжался учебный год, а заместитель директора и глава экономического отделения, не согласовывали между собой никаких текущих вопросов, они демонстративно не разговаривали друг с другом. Все проблемы решались при участии третьих лиц, чаще всего, этим лицом становился сам директор. Такая ситуация не могла существовать долго.
        Через некоторое время Алексей Петрович вызвал к себе в кабинет Тамару Сергеевну. К ее удивлению, когда она пришла и закрыла за собой дверь, директор позвонил секретарю и решительным тоном сказал:
        - Алина, к нам никого не впускать!
        Секретарша что-то спросила у него тихим голосом. Тамара не поняла, что именно, но по его ответу догадалась, о чем шла речь.
        - И Полину Георгиевну тоже не пускать!
        В кабинете директора имелась небольшая комната, где решались и обсуждались самые важные вопросы. В эту комнату приглашали далеко не всех, многие за всю свою долгую службу в этом учебном заведении так там ни разу и не побывали. В этой комнате стояло несколько удобных кресел, журнальный столик, на котором пристроился кофейный аппарат – неслыханная редкость по тем временам, и сервиз из нескольких кофейных чашек. Там предлагалось кофе или чай на выбор. Кого-то там учили уму-разуму, кому-то промывали мозги и «вставляли пистоны», а кому-то неприкрыто и откровенно льстили. Об этой комнатке в коллективе знали все, и побывать там считалось очень почетным. Тамара Сергеевна уже давно не сиживала в этом особом месте. И когда ее туда привел директор, она поняла, что разговор будет непростым.
        Для пущей конспирации Алексей Петрович даже закрыл дверь комнатки на ключ. Тамара знала, зачем директор это сделал: за секретаршей Алиной числился грешок неуемного любопытства, она любила подслушивать. С другой стороны, как иначе она могла бы быть в курсе всех дел в колледже?
Алексей Петрович усадил в кресло своего первого зама, собственноручно сделал ей кофе и приступил к разговору. Начал он издалека.
        - Тамара Сергеевна, как вы оцениваете обстановку в нашем учебном заведении?
        - Заканчивается первое полугодие, мы готовим педсовет и методическую вы-ставку, посещаем уроки, - начала перечислять Тамара.
        - Нет, нет, я совсем не об этом говорю. Учебный процесс идет своим ходом, и пускай идет, так и должно быть. Меня интересует совсем не это. Я уточню вопрос - как вы оцениваете обстановку в коллективе?
        - Ну, конечно, стало сложнее, - стала подбирать слова Тамара Сергеевна.
Директор молча ждал, что она скажет. Одним из самых сильных качеств Алексея Петровича отмечалось умение держать паузу. Да, он любил поговорить и напустить словесного тумана, но когда это становилось необходимым, он предоставлял высказываться другим.
        - Ну, мы работаем, все учебные планы выполняются, - продолжала неуверенно говорить заместитель директора.
        - А как вы работаете с новым экономическим отделением? – задал провокационный вопрос директор и снова умолк.
        - Работаю, как со всеми, приглашаю на совещания, согласовываем документы.
  - А вот я слышал, что вас не пустили на урок на экономическом отделении, и вообще вы не представляете, что там происходит, - тихо сказал директор.
Это была правда. Неделю назад Тамара Сергеевна, как заместитель директора, не смогла посетить одно из занятий на экономическом отделении, которая проводила мастер одной из групп. Мастер это сделала неслучайно, она вообще боялась любых посещений своих занятий, потому что читала лекции по бумажкам, не отрывая от них взгляда, и прикрывая их от учеников и проверяющих своей шалью. Формально Тамара не включила посещение в общий график, а просто попросила поприсутствовать на уроке, надеясь на неписаный закон, по которому начальству не принято отказывать. Но мастер с удовольствием ей отказала, сославшись на плохое самочувствие.
        - Фактически Полина Георгиевна вас исключила из руководящей цепочки, и все вопросы решает лично со мной. Но вы, тем не менее, мой первый заместитель, и должны находиться в курсе всех дел. А вы ведете себя как страус, - неожиданно жестко закончил директор. – Вам кофе не нравится? Что-то вы ни глотка не выпили.
- Да, работать стало очень сложно, - призналась Тамара. Ей захотелось стать более откровенной и поделиться с директором своими переживаниями. Но что-то ее остановило – все-таки ее сдерживала дистанция между начальником и подчиненным. Поэтому она ограничилась этим замечанием и дальше развивать тему не стала.
        - Тамара Сергеевна, так больше продолжаться не может! В коллективе создалась нездоровая атмосфера из-за вашего противостояния с Полиной Георгиевной, - сказал директор открытым текстом.
        - А что я могу сделать, Алексей Петрович?
  - Употребите наконец-то свою власть! Вас двое начальников, я имею в виду и Наталью Наумовну. Вы что, не можете с одной бабой справиться? – сердито спросил директор.
        «Зато с какой бабой!» - пронеслось в голове у Тамары.
        - И помните, власть не берут – ее захватывают, - уже совсем откровенно высказался директор.
        Он говорил серьезно, как бы советуя ей, что делать. И этим он давал ей шанс разобраться с конфликтом. – И помните, времени у вас немного. Я такую обстановку в коллективе терпеть долго не намерен.
        От директора Тамара Сергеевна такого не ожидала и пообещала, что постарается как-то разрешить ситуацию. Хотя в глубине души она понимала, что ей едва ли удастся что-то изменить.


Рецензии