Птицы - 2

     Однажды, ещё по весне, когда комары ещё в силу не вошли, я в лесок вошла, как в особенный мир, где душа освобождается от мирской суеты. Хорошо в лесу, видно далеко, а запах весенней прелой листвы, покоя и надежды на то, что в это лето лесной мир станет ещё краше.
     Вот, я пройду немножко, остановлюсь, подниму голову и рассматриваю каждое, выделяющееся в лесу дерево, на фоне молодой поросли. Это дерево особо ничем не выделялось, разве что в одном месте кора как бы немного поцарапана и на бело-серой старой коре желтоватые полоски. «Кто мог, на такой высоте нанести дереву такие раны?» - как-то вскользь промелькнула мысль. Я уже тронулась с места. Чтобы дальше идти, но тут же отступила на два шага назад и уже повнимательнее стала вглядываться в ствол старой берёзы. И может быть я бы так ничего и не высмотрела, если бы в одном тёмном месте не заметила шевеления. «Ну, уж нет! Я дождусь, когда ты покажешься!..» - вслух предупредила я.
     Долго ждать не пришлось. Тёмное место, если посмотреть на него немножко отойдя в сторону, оказалось дуплом. И сидел в том дупле в пол оборота, с высокими бровями филин. Красавец! Сидел бы он в сосновом дупле, я бы точно его не заметила. Его пуховая шубка как раз под цвет соснового ствола жёлто-коричневая с тёмными полосками, а под горлышком и возле клюва беленькие пёрышки и ещё янтарные глаза в белых окулярах.
     Я стояла, как вкопанная, всё разглядывала красавца. Стало понятно, откуда царапины на дереве, так сказать – на пороге дупла. Это его дупло и след от его когтистых лап.
     Комар всё же присосался к моему мизинцу. Почувствовав боль, я вздрогнула, но успела заметить, как качнулась голова в дупле. Прихлопнув комара, я тихонько отошла в сторону. Негоже тревожить птицу в его доме. Видел он меня или нет, но звук моих шагов он точно слышал. А я уважаю тех, кто работает в ночную смену. Дневной сон для них – это святое. И я отошла от дерева как можно дальше.

     Не знаю, может быть это только мне так кажется, но у меня сложилось мнение, что маленьким мальчикам больше нравится водиться с утятами и гусятами, а девочкам – с цыплятами.
     Сад моих знакомых самый крайний на этой улице, у самого леса. В самое Бабье лето дело было. Хозяева морковку копали, сушили, обрезали. Андрюшке надоело по садовым дорожкам в своих светлых ботиночках топать, он и улизнул за калитку. А там дорога больше на тропинку похожа. Редко кто по ней проедет. Зато за дорогой – настоящий лес, где лежат ветром сваленные сухие стволы деревьев. Ему и захотелось пройтись по этим стволам, как по мостику. Ходил он, ходил, устал. Ему-то годика три – четыре, не больше. Сел себе на потемневший ствол и прутиком постукивает по чём придётся. Глядь, а маленький жёлтенький гусёнок красными лапками по опавшей берёзовой листве, редкой к той поре переваливаясь с ноги на ногу, идёт себе. Ему-то малому и не до ума, откуда гусёнку в лесу-то взяться? Может быть из чьёго-то сада, из позднего выводка от мамки отбился. Такой же беглец, как и Андрейка.
     А тут бабушка с дедушкой переполошились: ребёнок пропал! Понятно, что никто мальца не обидит, разве только бродячие собаки. Тут они, к стихийным свалкам прибегают… Бабушка по соседям пошла, а дедушка – в лес направился. И, наверное, долго бы он по лесу бродил, но услышал, как малыш с кем-то разговаривает.
     - Подхожу, а он сидит себе на лесинке и найдёныша осторожненько по спинке поглаживает. Говорит ему что-то, а тот в ответ попискивает. Оба ещё дети малые… Вот, на руках и принёс их домой. А тут у бабушки уже от слёз глаза покраснели. Вон они, поглядите на них! Куда теперь этого гусёнка девать? Осень на дворе… Попробуй забери у него найдёныша, рёву будет… А с другой стороны, если посмотреть, гусёнку в лесу не выжить…

     Я уже в десятый класс перешла. Середина августа. Мы с подружкой Валей Сандюк, ходили в соседнее село, где мы учились в 9-10 классе, в школьный ларёк книги и тетради покупать. Мне, на мои Горбы, ещё идти и идти, а Валя у речки жила, ближе к центру нашего села. Вот, на обратном пути я к ней зашла. Сидим мы, огурцы хрумкаем и картинки в новых  учебниках рассматриваем. К нам подходит Валина бабушка и говорит:
     - Что вы в этих книгах носами пашете? Насмотритесь ещё на них за всю зиму. Вы, сходите, на речку посмотрите… Счастье-то какое! К нам белые птицы прилетели…
     Мы, как глянули, так и обмерли. Лебеди! Мы же эти птицы только на картинках видели… А их двое было, плывут себе по речке под сенью склонённых верб. Тонкие ветки до самой воды достают. Они же подплывут, там-там листик склюют. Мы так и сидели не шевелясь, вздохнуть боялись. Красота такая, век помнить буду! Ни до, ни после я в своём селе лебедей больше не видела. Потом ещё долго люди о них рассказывали у водопровода тем, кто не видел.

      Снегири, для зимнего времени года, настоящее украшение природы. Вот, к примеру, выберу я из вороха фотографий именно этих красногрудых птиц: - На заиндевелой ветке сидят Он и Она. Видимо – семейная пара туманным утром о чём-то своём «чирикают».
     Бледный кружок солнца сквозь туман проглядывает. Зимний сад снегом замело, а им вроде как и горя мало.

     Наш, городской парк культуры и отдыха. Есть и зоопарк. Об этом отдельный разговор, но есть и каменные, гипсовые и деревянные звери. На особом счету у посетителей парка – белые лебеди. Вот где красота, человеком сотворённая! Лебедь крылья развернул, будто обнять лебёдушку хочет. И эта сцена на фоне осеннего леса, что там говорить: смотришь-смотришь, и насмотреться не можешь. Подумать только: у этой пары и в сильные морозы любовь не увядает…

     А скажите, у кого сердце тоской не захлестнёт, при виде улетающих диких уток. Ещё листва не вся осыпалась с яблонь и тополей, ещё камыш на озере зелёной листвой шуршит, лишь туман окрасил солнце в кроваво-золотой цвет, словно само солнце опечалилось разлуке.
     Конечно же, жизнь на этом не остановится, но этот день, эта минута станет неким водоразделом на «До» и «После».

     А вот летние уточки летят низко-низко над водой и их отражения удваивают утиную стаю. Оранжевое предзакатное небо, оранжевая ребристость от мелкой ряби вода, глубокие тени деревьев, будто живые, и скользящие тени птиц. Вот она - вечерняя благодать, покой и нега, как награда после трудового дня. Всё успокоилось, улеглось, отошли в прошлое дневные заботы, даже птицы полетели на свою излюбленную ночёвку. Поневоле и у меня самой глаза покоя просят.

     Раннее туманное утро. После ночного дождя, по зелёному чубчику между залитыми водой колеями, погагакивая бредут гуси, иногда щиплют траву. Вовсе не обращают внимания на цветущий высокий коровяк – дикая мальва, на голубые глаза цикория.
      Кошка насторожённо смотрит на них с высоты щербатого забора, готовая в любую минуту спрыгнуть в огород в тучные картофельные заросли.

     А вот голубь голубку прикрыл крылом, что-то воркует ей на ушко. И всё это происходит у самого магазинного крыльца, на глазах оторопевших прохожих. Какое им дело до того, что под их лапками золото опавшей листвы, что мимо проносятся машины. У них своя жизнь, свои особые отношения…

     А вот ласточки на проводах сидят, где реже, где крыло в крыло, а где так и вовсе тесно прижавшись друг к дружке. Сколько же их та-ам! И все, до единой, в одну сторону смотрят. Машины внизу по дороге катят, люди ходят. А они сидят,  сил набираются, уже скоро дальний перелёт…

     А вот синичка в весенней лужице купается. Всего-то талой воды с крыши накапало, в маленькую лужицу собралось. А вокруг лужицы загрубевший, потерявший былую белизну снег. А ей и горя мало, что эта лужица после захода солнца покроется льдом. Синичка, как маленький ребёнок в ванночке ныряет. Спрячет клювик в воду выше глаз, крылышки в разные стороны оттопырила, хвостик кверху, через секундочку вынырнет, оправит пёрышки и опять точно так же нырнёт. Даже круги по воде от неё разбегутся.
     Какая же большая весенняя радость у птички-невелички! Она даже не догадывается, что я стою с тяжёлыми сумками в руках и боюсь ближе подойти, чтоб не спугнуть птичье счастье.

     Это мне мои знакомые рассказывали. Короче, сидели в комнате муж с женой за столом, чай пили, баранки ели и в телевизор смотрели. Вот, телепередача закончилась, хозяйка собрала посуду на большой поднос и понесла на кухню. И вдруг с кухни донёсся её вскрик, грохот разбившейся посуды.
     Хозяин рассказывает:
     - Меня, как ветром с дивана сдуло. Забегаю на кухню. Надюха на полу сидит, взахлёб, как испуганный ребёнок плачет. Я её спрашиваю: - что случилось? А она на окно показывает. Смотрю, а сквозь стекло на нас сова таращится. Я на неё руками машу, а она и не шелохнётся. Подошёл к окну, шторы задёрнул и давай Надюху с пола поднимать и осколки посуды сметать. Потом за штору заглянул – нет её, улетела, зараза пучеглазая.

     Зимняя оттепель. Воробьиная пара сидит на ветке рябины, клюют сморщенные ягодки, хорошенькие такие, пёрышки распушили, в коричневых шапочках…

                ***


Рецензии