Белая готика в литературе
Сегодня пришло время рассмотреть новейший литературный жанр, Белую готику, особое внимание уделяем его психологической структуре. В данном эссе предмет шире, чем объект – сделаем обзор двух сопутствующих жанров: готики и деталей классического фэнтези.
План беседы (да и самого стиля Белой Готики):
I. Атмосфера (в т.ч. психологическая).
II. Особая структура жанра.
Неоготика до недавнего времени являлась преимущественно субкультурой, в отличие от классической нуар-готики (в литературе – с 18 века). Новый жанр уже присутствует в изобразительном искусстве, но в интернете можно найти лишь абстрактное определение направления – протест против серости бытия; само слово «протест» выдаёт субкультуру, ещё не определившуюся с подлинными целями. Но молодое поколение вырастает и сейчас самое время формирования серьёзного жанра, а также стилей и атмосферы современной литературы, в частности, романах, сказках и притчах – о них пойдёт речь. Цели нового стиля многогранны: новый мир за гранью сознательного опыта – непознанные явления, которые вызывали страх в классическом жанре готики, становятся явью.
Если говорить про особенности стиля и героев, то искусство белая готика часто описывает ангелов и кукол. Атмосфера – романтически глубокая и многогранная. Однако готика не будет готикой без мрачного вступления, либо эпилога, безнадёжно переворачивающего смысл. Литературные герои отличаются проницательностью и силой духа, присущая им уязвимость не становится фатальной, и теперь они адекватны сохранить самосознание и раскрыть тайны потустороннего мира (иными словами, современные авторы способны более осознанно подойти к раскрытию образов, опираясь на психологию творческих процессов).
Интересно, что для постижения нового жанра, пришлось изучать классику: нуар-готику прошедших веков и фэнтези, бытовавшего ещё до Толкиена – к ним мы будем возвращаться позже, на различных этапах обоснований.
В значительной мере развитие жанра сопряжено с ростом психологической культуры – пришлось исследовать и психологию. Например, помог «Словарь символов» Х. Э. Керлота, труды К. Г. Юнга о символах, и его последователя Иоланды Якоби «Образное царство души». Трудно было искать такую литературу среди глянцевой массы необоснованной эзотерики; зато, имея толику творческого воображения, авторы с лёгкостью смогут постичь язык образов и отразить его прожитыми литературными образами. Для понимания неоднозначных мотивов персонажей, их подходов и мировоззрений лично я обращаюсь к аксиопсихологии, исследованной З. С. Карпенко, а также собственным классификациям ценностей личности (см. папку "Перечни ценностей личности").
Продолжение: http://proza.ru/2022/06/30/1509
(Размещаю материал малыми фрагментами, чтобы представить подготовленные коллажи)
Свидетельство о публикации №222063000077
...
В старом доме на краю города, где туман цеплялся за шпили ограды, а время текло, словно густой сироп, жила кукла с лицом ангела. Её глаза были из стекла — холодного, прозрачного, но в глубине мерцал странный свет, будто кто-то забыл там крошечную звезду.
Её звали Лира, хотя имя ей дали не сразу. Сначала она просто стояла в углу мастерской, среди обломков гипсовых крыльев и потускневшего золота. Мастер, создавший её, давно исчез, оставив лишь записи в дневнике, испещрённые безумными строчками: «Они смотрят. Они всегда смотрят».
Лира не была обычной куклой. Она помнила. Помнила прикосновения рук, что лепили её из белой глины, шёпот инструментов, скользящих по её фарфоровой коже. А ещё — голоса. Те, что приходили по ночам, лёгкие, как шелест крыльев моли, и такие же безжалостные.
«Ты не должна видеть», — говорили они.
Но Лира видела.
Она видела тени, прячущиеся в складках штор, лица в узорах на потолке, чьи-то пальцы, тянущиеся к ней из зеркал. Мир вокруг был пронизан незримыми нитями, и если прислушаться, можно было различить тихий звон — будто кто-то играл на разбитой арфе где-то в глубине дома.
Однажды ночью, когда луна застыла в окне, как слепое око, Лира почувствовала, как что-то внутри неё сдвинулось. Фарфор на груди дал трещину, и сквозь неё просочился свет — нежный, дрожащий, словно пламя свечи за вуалью.
«Ты проснулась», — прошептал кто-то.
И тогда она поняла: она не кукла.
Она — ловушка.
Дом хранил её, как хранят сосуд с ядом или запечатанное письмо с проклятием. Мастер не создавал её — он нашёл. Нашёл среди обломков чего-то древнего, того, что не должно было попасть в человеческие руки.
Лира поднялась. Фарфор крошился, но она не чувствовала боли. Только лёгкость — невероятную, ослепительную.
За окном, в гуще тумана, зашевелились силуэты. Они ждали.
Она улыбнулась.
И разбила зеркало.
Эпилог
На следующее утро дом был пуст. Лишь на полу валялись осколки фарфора, а среди них — крошечное стеклянное око, в котором всё ещё горела та самая забытая звезда.
Говорят, если поднять его и посмотреть сквозь на свет, можно увидеть крылья.
Бесконечные, ослепительно белые.
И понять, что они — не для полёта.
А для падения.
Элен Де Труа 23.04.2025 22:31 Заявить о нарушении
Очень рад знакомству с Вами!
🏵♣🏵♣🏵♣🏵
Фееричная сказка в ключе абстрактного отражения реальности.
Локальный мир героини передан в ключе ноосферной психологии и перекликается с реальностью.
Заключительный эпизод действительно грамотно соответствует третьему этапу нового жанра, отражая связь с реальностью (точнее, наоборот: реальности с фантастическим измерением).
🏵♣🏵♣🏵♣🏵
Тесный и в то же время атмосферный феномен похож на сказку,
однако сознание читателя неизбежно вникает в рутинный антураж дома
и, возможно, к мотивам других его обывателей.
Понимаете? Присутствие привычного мира, на которое опирается наше мировоззрение,
придаст реалистичности феерии и контрастности приёмам фантастики.
🏵♣🏵♣🏵♣🏵
Очень порадовали удивительными неоготическими творениями!
Буду рад изучению других Ваших произведений.
Фееричных сирен Мельпомены!
Эльдар Шарбатов 07.05.2025 13:10 Заявить о нарушении