psiho88 Пушкин Фаустиана Гностицизм Гете
Фаустиана
Гностицизм Гете
Если Фауста считать жертвой спора Бога и Мефисто об Обаяния Зла и Силе Греха, то фаустиана может вывести на дату Приговора АСП. Сцена из Фауста написана в 1825 (опубликована в 1828). Однако, основная тема Сцены – тоска. Оно понятно – АСП в михайловской ссылке изнывает от тоски. Ал1 реализует санкционированный старцами Уход. Хеб-сед идет…
1. ОКБ-изм фаустианы
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках
Чудак такой же он, как был в начале века!
Ему немножко лучше бы жилось,
Когда б ему владеть не довелось
Тем отблеском божественного света,
Что разумом зовёт он: свойство это
Он на одно лишь смог употребить -
Чтоб из скотов скотиной быть!
Мефисто: человек – смешной божок земли. Версия: ОКБ создает HSS как земного божка – модель или изделие тварное богоподобие? Мозг с разумом – инструмент этого подобия оказался несовершенным: HSS остается скотиной среди скотов! Мефисто берется играючи это показать ГК ОК в испытании любого опытного образца из HSS. Бог предлагает для этого испытания свою лучшую кандидатуру – Фауста. На вопрос Мефисто: Доктора? Бог говорит: Раба. Рабство человека для него важнее всех достижений его.
И пусть ещё в траве сидел бы он уютно, -
Так нет же, прямо в грязь он лезет поминутно.
2. В Начале было – Дело. Фауст берет Библию и хочет ее перевести. Читает: в Начале было Слово… Нет, Фауст уверяет: в Начале была Мысль. Потом отрицает: Ведь мысль творить и действовать не может! И завершает тезисом: в Начале было ДЕЛО.
3. Космогония и Теогония. Фауст спрашивает Мефисто – обернувшегося из пуделя: Так кто же ты? Фауст:
Я отрицаю всё - и в этом суть моя.
Часть Вечной Силы я …
А я - лишь части часть, которая была
В начале всей той тьмы, что свет произвела,
Надменный свет, что спорить стал с рожденья
С могучей ночью, матерью творенья.
Мефисто – часть Тьмы (Хаоса?), что была основой Творения и суть Темные материя с щее большей Темной Энергией? Мир проявленный – ничтожен как соперник для Вечного Ничто = Тьмы - Матери творенья. Совершенный гностицизм.
4. Сделка Фауста и Мефисто. Одно из центральных мест в драме. Трактуется традиционно как «Договор Фауста с Мефисто о продаже души Диаволу». Контра – и ее суть: в тексте нет договора с юр.точки зрения: Мефисто соблазняет доктора наук иным познанием полноты жизни – иными возможностями, чем те, которые ученый муж смог достичь с помощью наук.
Они договариваются о том, что Фауст примет предложение и услуги Мефисто. И хотя слово Auftrag Мефисто и произносит, но в окончательном виде доктор Фауст определяет его как ПАРИ (в переводе Холодовского использовано слово «заклад»). Условия пари скрепляются кровью Фауста – знак невозможности отменить условия, передумать и отказаться о пари. Залог пари – высокий дух Фауста.
MEPHISTOPHELES:
Ein solcher Auftrag schreckt mich nicht,
Mit solchen Sch;tzen kann ich dienen.
Doch, guter Freund, die Zeit kommt auch heran,
Wo wir was Guts in Ruhe schmausen m;gen.
FAUST:
Werd ich beruhigt je mich auf ein Faulbett legen,
So sei es gleich um mich getan!
Kannst du mich schmeichelnd je bel;gen,
Da; ich mir selbst gefallen mag,
Kannst du mich mit Genu; betr;gen-
Das sei f;r mich der letzte Tag!
Die Wette biet ich!
5. В пиесе нет Дьявола : Мефисто – не Сатана, не Дьявол. Мефисто – Дух Земли. Он из той части мироздания, что была до Творения. Что об этом в 7-ой книге Моисея? Мефисто сам говорит о себе - он часть части «… которая была в начале всей той тьмы, что свет произвела, … могучая ночь, матерь творенья»,
Но он не всесилен и не всеведущ. Диавол же или Сатана - сотворены Богом Земным и претендует на всесилие. У Мефисто отсутствуют всякие атрибуты Сатаны, включая его голубое свечение!
6. Загадка финала. Фауст произносит Остановись мгновенье, ты прекрасно *), что соответствует условию, при котором стрелка часов жизни Фауста остановилась и время минуло для него – он умер и душу его забирает Мефисто, чтобы…Но ангелы произволеньем божьим забирают душу Фауста, спасая его от… Зла!
Спасен высокий дух – залог Фауста в пари с Мефисто - от зла
Произволеньем божьим…
В нарушение Закона, что выше Бога? (земного?), произволом Бога душа Фауста спасена от…Зла. Какого Зла? Почему душа откровенного аморального негодяя спасена? А как же души доцентов с кандидатами”?
*) "Остановись, мгновенье, ты прекрасно" (Фауст, Гёте) – пер. К.А. Иванова. У Пастернака "Мгновенье, повремени". У Холодовского: « Когда воскликну я: «Мгновенье, Прекрасно ты, продлись, постой!»
7. Образ Мефисто. Мефистофель – это модель – результат многолетнего поиска Гете образа Князя Тьмы. Гете нашел его в функции Сущности, порабощающей чистый интеллект животной чувственностью. Сам Гете был плотолюбивым и плотоядным до глубокой своей старости – от Гретхен до Ульрики в его 75 лет.
В примечаниях к переводу Холодовский, отметил две вещи: «Мефистофель. Это имя Гете заимствовал из народных легенд о Фаусте. В и то же время гетевский М-ль отличается от своих прооборазов.» О сути же отличия переводчик глубокомысленно умолчал.
Формула гностика = ERITIS SICUT DEUS, SIENTES BONUM ET MALUM = И БУДЕТЕ, КАК БОГ, ЗНАТЬ ДОБРО И ЗЛО. Инструмент Гностика – не наука – озарение и внутреннее зрение с распознаванием образов и пониманием Творения и Мироздания без попов, богов (племенных) и сатанов… Гнозис – это вера через откровение, озарение и понимание Творца рассудком без проповедей попов, молитв (просьб и скулежа) жалоб и прочих советников тотальности и канониров канона
***
Фаустиана — душа Фауста
Душа Фауста спасена. Но Бог не принимал такого решения - это решение неких сущностей – ангелов. Череда вопросов: 1) на каком основании это сделано, если Фауст – мерзкий негодяй (убийство Валентина, предательство Гретхен)? 2) от какого зла спасают Фауста? 3) произволенье это произвол? Относительно чего произвол? Откуда достоинство в убившим Валентина и совратившим Гретхен, доведя ее до тюрьмы....
Оч.сомнителен акт "Спасения": то ли это издевка во вкусе ушкиных... то ли плотострастник Иоганн так надеется на спасение - 2 часть Ф написана, когда ему оставалось прожить… кроху… и он уже чувствовал = сидит на скамье подсудимых – страшно аж жуть. Вероятно, это страхи самого Гете перед Судом и надежда на то, что и он - плотский грешник, гностик и хульник - будет спасен. Надейся на Б-га да сам не плошай…сказал АСП - и занялся
****
убыл убитым по приговору
disparu par le verdict
on peut le pardonnez ..
Свидетельство о публикации №222063000850