Глава - 8. Пелымское княжество

        http://proza.ru/2022/06/27/376


          Наступило время, когда богатства Северного Урала привлекали к себе всё больше взгляды с Запада. Уже с Руси беспрестанной чередой тянулись в эти края новгородцы. Новгородские бояре, заинтересованные в получении мягкой рухляди (пушнины), создавали вооруженные дружины ушкуйников («ушкуй» - быстроходная ладья) и отправляли их в разбойничьи набеги в земли охотников.

           Одновременно Великий Новгород пытается обложить югричей данью, забирая у них «серебро и соболи и ина узорочья» и встречая серьёзный отпор с их стороны.

           Летописцы сообщают, что в 1187 году были «перебиты печорские сборщики дани и югорские в Печоре, а другие за Волоком, и погибло около ста человек». В 1199 году триста новгородских ратников во главе с воеводой Ядреем потерпели неудачу в Югре. И тем не менее Югра номинально была присоединена к новгородским волостям, в числе которых она упоминается в грамотах 13 века. Её зависимость ограничивалась нерегулярной уплатой дани, в основном мехами и привозным серебром.

           Серебряную посуду и украшения, оружие, медные котлы угорские племена Северного Приуралья и Зауралья получали из Волжской Булгарии при посредничестве предков коми-пермяков. Согласно средневековым источникам с северными уграми («страной Йура») велась «немая» торговля: купцы оставляли свои товары в определенном месте и уходили. Вернувшись назад, они находили то, что им предлагалось взамен. Помимо пушнины мусульманские купцы и их компаньоны – протопермяки везли из Югры рыбий зуб (моржовые клыки), рыбий клей, бивни мамонта, соколов для охоты и невольников.

            Вслед за ушкуйниками в приуральские земли стали проникать крестьяне из новгородских волостей и беглые из Ростовского, Владимиро-Суздальского и других княжеств. На новом месте пришельцы селились по соседству с местным населением, устанавливали с ними добрососедские отношения.

            Появление оседлого русского населения означало факт стихийной крестьянской колонизации окраин угорских земель. Целенаправленная, государственная политика освоения новых территорий начнется гораздо позже. И это право после ожесточенной борьбы Великий Новгород уступит Москве, хотя новгородцы первыми проникли на горный Урал и в Зауралье ещё в начале 14 века. В 1364 году, не желая терять уральские земли, новгородцы перевалили через хребет и дошли до низовьев Оби.

            Тогда же, по преданию, ими были построены первые в Сибири русские городки, в том числе Ляпин, названный так по имени одного из руководителей похода, воеводы Степана Ляпы. Зауральские угры оказывали ожесточенное сопротивление новгородским «даньщикам». Например, в 1357 году была перебита дружина Самсона Колыванова.
   
            Через сто лет московскому государству пришлось столкнуться с ещё большими трудностями. Уже русскому проникновению «за Камень» противились не разрозненные племена и отдельные князцы, а сильный и опасный «большой союз» мансийских племен.

            Пелымское княжество, так в русских источниках именовалось раннегосударственное образование народа манси за Уралом, сложившееся в 15 веке. Кроме земель в бассейне рек Сосьвы, Лозьвы, Пелыма и Тавды, в состав княжества в качестве самостоятельных уделов входили племенные объединения на Конде. Кондинская династия была одного рода с пелымской. Третьей составной частью Пелымского государства была Табаринская волость. Центром княжества был городок в устье реки Табары. Как и в других частях княжества, тут были мурзы и сотники.

            Главной повинностью в княжестве была военная служба. Воинов отбирали по одному от каждой семьи. В мирное время часть воинов несла гарнизонную службу в княжеских городках.

            Столицей Пелымского княжества был укрепленный городок в месте впадения реки Пелым в Тавду с одноименным названием – Пелым. В Пелыме жил большой князь со своей семьей, его слуги и рабы, княжеские дружинники и ремесленники. В крепости находилась сокровищница княжества, арсенал, главное святилище, продовольственные склады, кузнечное, бронзолитейное и оружейное «производство». Жилые постройки были срубными, с палатями из колотых плах, отапливались печами-каменками или глинобитными чувалами (сибирский камин).

            Племенные вожди (малые князья) тоже жили в укрепленных поселениях. Мощь и размеры укреплений таких городков зависели от богатства и положения их владельца.

            Пелымский городок был не только административным, но и религиозным центром княжества. Близ него находилась священная лиственница («лествица»), пользовавшаяся глубоким почитанием манси-язычников; около нее регулярно устраивались праздники жертвоприношения. Недалеко располагалось большое языческое святилище с главной кумирней (содержавшей идолов, «в подобие человеческое иссеченных») и малыми кумирницами, помещавшимися на высоких столбах (с грубо вырезанными на капителях подобиями человеческих лиц); в малых кумирницах хранились орудия для убоя жертвенного скота, копья, стрелы и прочее.

            В окрестностях Пелымского городка, в так называемых Черных юртах, хранилось священное копье — еще одна из известных языческих святынь. Пелымские города были центрами оживленной торговли. Пелымцы меняли пушнину и выделанные кожи на ткани, оружие, изделия из драгметаллов, предметы роскоши и прочие товары. Кроме охоты важным делом была промысловая рыбалка и бортничество. В южных частях Пелымского княжества, названных русскими позднее Верхотурьем, вогулы занимались скотоводством и землепашеством.

           В 15 веке всё большее влияние в регионе начала приобретать Москва. Последняя масштабная акция Новгорода против манси была предпринята в 1446 году (Москве тогда было не до внешней политики – князья делили власть) – многотысячная рать под командованием воевод Василия Шенкурского и Михайлы Яковля вторглась в Югру и, укрепившись в наскоро построенном остроге (там расположилась часть войска во главе с Шенкурским), стала совершать рейды по окрестностям, захватывая в плен мансийское население вместе с женами и детьми.

           Югорские князья приступили к длительным переговорам, обещая собрать богатую дань, «а в то время скопившеся и удариша на острог Василия, и много людей, детей боярских и удалых людей, избиша – человек на восемьдесят». Вернувшийся из рейда воевода Яковль «виде острог разорен, а своих побитых, а иных разбегшихся», с трудом собрал остатки отряда Шенкурского и спешно отправился восвояси. Человеком, со стороны манси руководившим "операцией по освобождению заложников", был пелымский князь Асыка – тогда это имя впервые появилось в летописях, впоследствии манси под его началом неоднократно побеждали русские дружины.
Продолжение следует. http://proza.ru/2022/07/05/231
Книга опубликована в Литресе.


Рецензии
Добрый вечер, Александр! В этой главе Вы опрокинули большой исторический пласт в более, чем 300 лет жизни Югры. Приводите интересные исторические данные. Такая глава не может не понравиться. Спасибо! С уважением,

Мила Стояновская   25.06.2023 17:33     Заявить о нарушении
Для любителей истории, особенно Урала, думаю интересно заглянуть на страничку. Спасибо, Мила большое! С уважением -АВС.

Александр Смольников   25.06.2023 19:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.