Изумрудные скрижали Гермеса

                Узорчатый флогопит

     Уезжая с Севера, я получила в подарок раритетный календарь, выпущенный в 2005 году к 70-летию ГОКа «Ковдорслюда». Для меня это был бесценный дар, так как там были собраны иллюстрации с описанием минералов, встречающихся в месторождении, которое  разрабатывалось в Ковдорском районе шахтным способом.  Взяты экспонаты были из частных коллекций геологов Г.Ю. Иванюка, Н.М. Манаева, В.Н. Яковенчука.
     Рассматривая календарь, всякий раз останавливалась на иллюстрации кристалла слюды. Это был экземпляр, который называется узорчатый флогопит. Я даже поместила эту фотографию под прикрепленной к стене картой Российской Федерации, на которой цветными стразами указала места, в которых удалось пожить или побывать. И конечно самыми крупными солнечными стразами были обозначены город Ковдор и поселок Согдиондон.
     Возникновение ковдорского месторождение геологи датируют в период 390 миллионов лет назад. А кварцы Игарки, о которых речь пойдет ниже, формировались приблизительно 150 тысяч лет. Что же связало эти две иллюстрации?
     Флогопитовый комплекс Ковдорского месторождения крупнейший в мире. Но нас интересует не его электроизоляционные свойства, продукция которого была применена в первом искусственном спутнике земли, и даже не прикладное  использование в изделиях творчества. Мне, человеку, детство которого прошло в Мамско-Чуйском районе Иркутской области, знаком этот минерал. У мамы в Согдиондонском цехе обработки слюды был умелец, который вырезал и собирал из пластинок домики, кубики, коляски, рыбок, зайцев... На высоте около 700 метров над уровнем моря, где находится слюдяное месторождение, других игрушек было не купить.
     Второй человек, который покорил меня своей любовью к минералам, был ковдорчанин Николай Михайлович Манаев. Великолепная коллекция самоцветов и самородков, кристаллов, ювелирных изделий, выполненных талантливыми руками геолога-умельца - это истинное достояние. Оно досталось его детям. Увы, ни Николая Михайловича, ни его супруги Людмилы Васильевны, бережно ухаживавшей за всей этой красотой, уже нет в живых. У него на стене висел коллаж из пластинок слюд, различного качества и  цвета, символизирующий северный пейзаж.
     А о двух ленинградских геологах - преподавателе Ольге Михайловне Римской-Корсаковой и ее ученице Наталье Ивановне Красновой знает почти каждый ковдорчанин. Две эти женщины  посвятили  не одно десятилетие изучению месторождения горно-обогатительного комбината «Ковдорслюда».  В честь них названы два эндемика: розовые и красные кристаллы римкорольгита и бледно-голубой с шелковистым блеском красновит.
     Ольга Михайловна - внучка композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, сочинившего оперу-былину «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже», в которых чувствуются мотивы сказочной древней старины.
     Отца Натальи Ивановны, дочери Ивана Ивановича Краснова, называли патриархом четвертичного периода. Им были составлены карты прогноза алмазоносности Сибири. Мама Ольга Ивановна Никифорова — всемирно известный палеонтолог. Из многочисленных экспедиций она привозила в Ленинград всевозможные растения и их можно увидеть возле их дома в саду на высоком берегу, спускающемуся к Верхнему Озерку.
     Но для меня эта семья памятна их домом. Уютную комнату, где среди книг, минералов и цветов, выделенную для приезжих друзей, я называла раем на земле. Тут же углублялась в тот или иной фолиант, а когда начинала делиться своими фантастическими вымыслами, Наталья Ивановна говорила: «Геологию не трожь». И я покорно замолкала, а она отправлялась в свой кабинет к компьютеру...
     Безжалостный коронавирус лишил нас общения. А мне так нужно было обсудить ее методическую разработку для студентов «Космическая минералогия и ритмичность природных процессов». Она не отказывалась говорить об узорчатом флогопите, откладывали обсуждение на потом. Её ждала очередная командировка за границу... Теперь даже на кафедре, где она работала, в связи с переездом из университета на новое место, не знают, где найти эту лекцию. Попробую что-нибудь отыскать в совместном издании учителя и ученицы «Геология месторождения Ковдорского массива», 2002 год. 
     Прощаясь с  Ковдором, набрала целый рюкзак кристаллов слюды. Вспоминала, как в конце 50-х годов, прочитав в центральной газете сообщение о том, что в Согдиондоне был добыт кристалл слюды шириной около шести метров и он был вывезен в Москву, я испытывала особую гордость. В Ковдоре же породообразующие минералы достигают двух метров.
     Но брала с собой не вермикулит, который после нагревания превращался в чудесный субстрат для гидропоники. В ближайшие годы выращиванием на нем овощей в планы не входило. А вот пластины с геометрическими узорами поглощали все большее мое внимание. Вычитала, что в Южной Америке нашли комнату в подземном храме, выложенную изнутри целиком пластинами привозной слюды. Думаю, что эта комната предназначалась для медитации. Кристаллы слюды экранировали земное излучения, пропуская приходившую из космоса.
     Так о чем же писали наши исследовательницы. Постараюсь с научного языка перевести на бытовой. Формирование флогопитового месторождения происходила одновременно с железорудным. Ему предшествовало появление основной массы рудных тел с последующим внедрением щелочной интрузии.
     Залбанд — поверхность соприкосновения минеральной жилы с вымещающимися горными породами. Минеральный и химический состав этих пород, их цвет изменяются в результате термического воздействия растворов.  Было выявлено три генерации флогопита.
     Первая буровато-зеленой окраски с серебристым отливом на плоскостях спайности с присутствием мельчайших газовых включений. Именно ей присуща узорчатость. Генерации второго типа характерен изумрудно-зеленый цвет, а третья представлена минералом тетраферрифлогопитом. Закономерность направленности роста асимметрии при развитии кристаллов флогопита, вызвана, предположительно,  направлением вещества из осевых зон крупных трещин.
     Держу в руках редкий кристалл слюды. Его рисунок напоминает мне картину «Молния» из цикла «Сотворение мира» Микалоюса Чюрлёниса. Подростком наблюдала в ночном небе Донбасса электрические разряды атмосфериков. Их сходство с картиной художника наводят на мысль, что при формировании флогопитового месторождения имели место быть электромагнитные сигналы ионосферы. У земной поверхности вонзались около 100 разрядов молний в секунду. Эти разряды излучали радиосигналы, которые формировали месторождение. Наиболее мощные сигналы влияли на появление разной узорчатости.

                Скрижали Гермеса

     Был еще один любимый альбом - книга Яноша под названием «Пробуди свое ДНК! Универсальный язык сакральной геометрии». В предисловии было сказано, что автор «...хочет помочь нам осознать глубочайшую реальность нашего бытия». Для меня это был праздник души. А тут еще удалось приобрести книгу Ричарда Радда «Семь сакральных печатей. Порталы и Благодати».
     О том, как мы создавали голограммы семи чакр, я рассказала в главе «Сим-сим открыл дверь». Выяснилось, что Кюме-тундра, являясь корневой чакрой ауры территории, наводила на мысль, что другие сакральные зоны могут тоже поведать об энергетике района.
     Тогда с приятельницей Светланой Кун приступили к работе над седьмой схемой сердечной чакры, соединенные точки мне не давали гармоничной картины. Подбирая цветные карандаши, чувствовала, что это не соответствует внутреннему ощущению. И лишь на третьем варианте успокоилась, прикрепила спонтанно рисунок рядом с иллюстрацией подаренного календаря. Почему я это сделала, не знаю. И тут сообразила, что моя голограмма повторяет рисунок узорчатого флогопита. Выходит, что карьер Ковдорслюды - это сердце территории.

     Девять лет назад увидела в Интернете фотографию халцедона, на котором был запечатлен рисунок треугольников, что и на кристаллах слюды, которые я привезла из Ковдора.  Кстати, халцедон - интересный минерал, часто упоминавшийся в религиозных текстах. Его разновидность хризопраз, к примеру, Водолею может предсказать об опасности и улучшить интуицию владельца.
     Списалась с автором публикации. Им оказался Александр Тощев — журналист из Игарки, работавший заведующим отделом «Музея вечной мерзлоты». Он  высказал предположение, что рисунки треугольников - это Скрижали Гермеса. Другое его исследований было посвящено Борею, Богу северного ветра. Рассуждал журналист о трудах античных авторов, о «Гипер-Борее». То есть речь шла о стране за северным ветром Бореем.
     Но тогда наша переписка прервалась, Александр уехал в отпуск к матери на Украину. Да и я отложила разработку темы на неопределенное время, продолжая начатую в конце 90-х годов работу над переводами на русский язык гидронимов района. Еще раз убеждаюсь, что все надо делать вовремя. Попытка снова продолжить нашу переписку, окончилась неудачей. Из некролога узнала, что Александра Игоревича не стало шесть лет назад...
     Над треугольниками Игарки в Туруханском крае ломают головы другие исследователи. Считают, что полупрозрачные обломки сероватого, желтовато-зеленого цвета несут следы скоротечного термического процесса. Кстати, в эзотерике зеленый цвет соотносят с душой человека. Это цвет возрождения и исцеления. 
     Как вариант, треугольные символы - это информация о проникновении Духа в материю в момент возникновения Вселенной. Как не вспомнить поэму «Навна», написанную русским писателем, поэтом философом, мистиком-духовидцем Даниилом Андреевым. Он  писал о многослойности Вселенной, что от срединного слоя Земли  ввысь идут миры Просветления, а вниз Возмездия. И в своем труде «Роза мира» он говорит, что Данте, автора «Божественной комедии» водили по кругам ада, ничего он не выдумал. А в рунах Русского рода заключены сокровенные древнейшие знания.
Считается, что игарские треугольники и есть скрижали Гермеса Трисмегиста и в них заключена информация о нашей Вселенной. Её же расшифровка под силу немногим избранным. Легендарные скрижали были написаны на пластинке изумруда. И тут имеет значение зеленый оттенок, как и у нашего флогопита, так и халцедона.
     В фильме «Удивительная жизнь клетки» неожиданно увидела знакомую графику, состоящую из строго геометрических структур. Сеточный каркас или цитоскелет, находится в цитоплазме живой клетки. И если эти треугольники во флогопите статичны - запечатлены на века, то в живом организме цитоскелет выполняет роль скорой помощи - образуют динамичные сетчатые структуры в ядре и цитоплазме клетки. Он обеспечивает их устойчивость к механическому и химическому стрессу. Короче, при травме организм саморегулируется и избавляется от поврежденных клеток. Вот вам и скрижаль Гермеса... Выходит, все закладывалось изначально.

                Но и Боги спускались на землю

     Когда речь заходит о Гиперборее, сразу вспоминаю лекции по метеорологии и тему «Изменение с высотой скорости и направления ветра». Да потому что все древние философы трактовали это понятие как «за северным ветром». То есть греческие мифы отправляли своих героев в ту страну, которая находилась к северу от Олимпа.
     Мог ли это быть Кольский полуостров? Безусловно. Но была ли такая страна  Гиперборея? Высказываю свою точку зрения. Исхожу из того, что с момента формирования земной поверхности по утверждениям геологов здесь были самые высокие горы мира.
     Наблюдения и расчеты показывают, скорость ветра возрастает с высотой. Геострофический ветер, то есть равномерное, горизонтальное движение воздуха, нарушается за счет трения об подстилающую поверхность. А достигает он своего значения лишь на высотах 1500-2000 метров. И скорость ветра с высотой резко возрастает. Уже на высоте 500 метров в средняя скорость ветра вдвое больше, чем в приземном слое.
     Стоковые ветра с вершин гор, формирующиеся за счет силы тяжести холодного воздуха, достигают скорости до 300 км/час. Достаточно вспомнить Новороссийскую бору, переворачивающую железнодорожные вагоны и морские корабли, или Байкальскую  сарму, вырывающую с корнем деревья, срывая крыши с домов и сбрасывающую домашний скот с берега в море.  За счет скорости даже снег может испариться. Да и не стоит забывать, что Северный полюс рядом. Но если следовать мифам, то климат то там был теплый. Значит, северный ветер - это просто привязка к сторонам света, а не характеристика окружающей среды.
     Теперь вернемся к нашим античным героям. Трижды величайший Гермес Трисмегист  сочетал в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса, вестника олимпийских богов. Что же объединяет его с Севером?
     Он являлся проводником душ умерших еще догреческого олимпийского божества. А ведь греческие боги прибыли с Севера. И если вспомнить гору Пыдчельмваар, куда души уходили на «переплавку», то посещал Гермес нынешний Лапландский заповедник довольно-таки часто. Другое дело, как он это осуществлял - группами или персонально, и касалось ли это только греческих душ, осталось за зыбкой пеленой времен..
     Если еще один довод в пользу Севера.  Греческое слово «герма» означает груду камней, каменный столб. К этому можно причислить и одиноко стоящие сейды, гурии и всевозможные кладки, которые находят в нашем районе. Они являлись инструментом общения Гермеса с населением, были путеводными знаками.
     То, что в верховьях реки Ёна есть гора Пайон, родина Аполлона, рассказано в другой главе. Отец у них был общий, плодовитый, охочий до женского пола. Звали его Зевс. Дети тоже были с "фантазиями". У Гермеса художники изображали золотые крылатые сандалии, а в руках кадуцей, которым он любого бога или человека погружать в сон. Этот золотой жезл был обвит змеей. Получил Гермес его в подарок от Аполлона в придачу с искусством гадания. Плут Гермес за это отдал ему свою свирель. Не лишне вспомнить, что на территории Бабинского погоста жили самые известные колдуны Похьелы. И нередко они информацию получали, впадая в магический сон.
     Если эти потомки Зевса называются гиперборейцами, то спускаясь с заоблачных вершин для своих похождений, они вполне могли использовать земли Гипербореи.


Рецензии