К. Паустовский Стальное колечко - сказка на вырост

     "Стальное колечко" - сказка на вырост.
     Сказка Паустовского "Стальное колечко" знакома с раннего детства, входит в школьную программу и может показаться, что  добавить к сказанному по её поводу просто невозможно. В Сети легко можно найти и сочинения, и анализ произведения. И множество кратких пересказов, хотя шедевр Паустовского и без того предельно краток, чтение большого труда и времени не требует. Так что эти краткие пересказы и без того миниатюрной истории лишь - жестокое свидетельство нашей современной лени и невежества. Можно повстречать и выполненный в модном ныне цифровом стиле конспект школьного урока, где чудо живого слова Паустовского тонет в обезличенном потоке дежурных слов,в полушаманских  завываниях о целях и задачах, - сделано по всем правилам так называемой современной "высокотехнологичной" цифровой педагогики, призванной задушить всё и вся вокруг себя. "Стальному колечку" от цифровиков крепко досталось.
        И всё же попробуем тоже написать о сказке. Паустовский в юности писал стихи, порой очень трагические, о Первой мировой войне, его стихи созвучны тем, что рождались под пером Александра Блока и Иннокентия Анненского, когда автор имел полное право сказать о себе и своих современниках "Мы дети страшных лет России".  В прозе Паустовский во многом остаётся поэтом. И "Стальное колечко" можно было бы также анализировать, как это происходит, когда мы обращаемся к стихам. Метафора, олицетворение, аллитерация, - эти приёмы мы найдём в сказке. Музыкальностью  и поэтичностью сказка блиэка стихотворным жанрам. Построено "Стальное колечко" на сплошных антитезах: старый да малый,  голодные завистливые волки и щедрая девочка, тепло родной избы и лютая зимняя  стужа, зима и весна, глубокий снег и яркие цветы. Тепло  печки зимой, ограниченное четырьмя стенами,  и тепло  весны, дующей повсюду приветливыми тёплыми ветрами... Это мир, в котором  зло с добром не перепутается. Но можно, как это бывает с нами в раннем детстве, когда мы встречаем снисходительное и покровительственное к нам  отношение взрослых, уверенных в своём превосходстве над малым ребёнком, можно ломать голову, что здесь сказка?Что быль? Что волшебство? Что правда? В истории Паустовского мы смотрим на происходящее то глазами автора, то глазами главной героини Варюши. Та доверчива и непосредственна, Варюша ещё настолько мала, что в её жизни события не делятся на маловажные и большие, всё одинаково значительно, всё крупным планом. Каждый шаг, буквально или в переносном смысле, пророчет либо большую трагедию, либо огромную радость. Так ощущают жизнь маленькие дети, живущие в мире сильных эмоций.
         История Вари во многом перекликается с историей Жени из "Цветика-семицветика", тоже хорошо знакомой нам с раннего детства. История Жени была написана незадолго до Второй мировой войны в 1940 году,  история Вари вскоре после её окончания. На сайте, посвящённом Паустовскому,  стоит 1945 год, в других источниках указано, что впервые сказка Паустовского была опубликована в "Литературной газете" весной 1946 года, что, впрочем, друг другу не противоречит.
      Катаевская Женя - городская девочка-раззява. Дважды упускает Женя своё счастье, когда теряет баранки по дороге домой и когда почти напрасно тратит целых шесть лепестков волшебного цветка.  Женя в одном из эпизодов  у Катаева считает ворон буквально, прямо иллюстрируя этим поступком знаменитую поговорку. Правда, теряя лепестки, Женя приобретает опыт, начинает понимать, что не каждый импульс желания достоин воплощения, что за выбор приходится платить. И что радость, разделённая с другом, - радость вдвойне. Как и положено в большинстве советских произведений, сказка "Цветик-семицветик" воспевает альтруизм, дружбу.
        Городская девочка Женя имеет маму, папу, брата, её окружает множество людей, - мальчишки и девчонки со двора. Совсем не то у Вари. Живёт она в деревне с говорящим названием "Моховое", - поросшее мхом, значит давно забытое, устаревшее.  Где родители Варюши, мы так и не узнаем. Возможно, кто-то ушёл на войну и не вернулся, кто-то не выдержал тяжести военного лихолетья и ушёл из жизни. О родителях Варя не вспоминает, её не раздирают желания, всё её богатство - старый дедушка на печке, да энергичный воробушек. Если бы с дедушкой случилось что-то непоправимое, девочку  ждал бы детский дом и другая судьба.
      Отсылка к "Цветику-семицветику" в "Стальном колечке" прямая: боец на вокзале назовёт Варюшу "цветком-лепестком в валенках". И потом ещё  -  "анютиными глазками с косичками". Вообще, цветов в сказке Паустовского для такого короткого сюжета много, и цветов-растений (анютины глазки,  мать-и-мачеха, колокольчики, подснежники) и цветов-красок. Ещё больше - света и тепла. Паустовский любил живопись, он автор двух биографий художников. Никакой краткий пересказ не в силах передать живописность его слова в сказке,  когда в воображении читателя рождаются яркие весенние картины. С появлением весны возникает "тысяча тысяч" цветов, они разбросаны повсюду пёстрым ковром. В этом весь Паустовский, довольно ясно писатель даёт понять, что сам человек - волшебство, что мир природы сам по себе чудесен. Это понимает, осознаёт Варюша к концу истории. Женя у Катаева  оторвала все лепестки,  волшебство утрачено. У Паустовского сказка заканчивается тем, что Варюша  решает не торопиться с испытанием последнего волшебного свойства колечка, ей и так хорошо среди цветочного изобилия.
        Мир, созданный Катаевым,  по жанру волшебная сказка в чистом виде, такое могло произойти лишь в сказке. Паустовский балансирует на грани, пишет так, что всё происходящее с Варюшей и дедом вполне можно объяснить реалистично. Стальное колечко оказалось у бойца, потому что это просто часть какого-то оружия, то ли пулемётного патрона, то ли орудийного замка, какая-то деталь из военного быта. Небольшое колечко-деталька случайно пришлось впору  маленькой девочке,  всё остальное - просто совпадение. А возможно, что оно с самого начала было создано как украшение и случайно попало к бойцу. Вначале это единственное, что обрадовало и обнадёжило девочку среди суровой военной зимы.
        Варюша тоже поначалу оказалась ротозейкой, потеряла колечко, правда, потому что слишком мала, оно соскальзывает с худенького мизинчика, в сугроб; девочке потребовалось терпение, а весне время, чтобы растаял снег и Варюша нашла пропажу. О войне в сказке почти не говорится, только бойцы с вокзала напоминают собой о ней. Мы можем лишь догадываться, откуда и куда они ехали, то ли с фронта лечиться в госпиталь, то ли на фронт из какой-то служебной командировки, отпусков из армии тогда почти никому не давали. Но пока дедушка болел, колечко лежало под снегом, а Варюша страдала от беспомощности, война, по всей видимости, продолжалась. А вот  весна 1945 года действительно оказалась необыкновенной. Война окончена и впереди, почти, как мы теперь знаем, полвека спокойной мирной жизни, многие страхи позади, впереди  у людей были надежды на мир.
    На что может надеяться Варюша? Всё, что дальше можно сказать, будет из области догадок. Хоть и проза перед нами, но, как это бывает со стихотворениями, автор не рассказывает историю от начала до конца, только намекает. Мы, читатели, можем сами, отталкиваясь от произведения, досочинить продолжение. Колечко в сказках и фантазиях играет роль обручального предмета. Но девочка в нашей сказке ещё слишком мала для подобного, поэтому мудро с её стороны отложить исполнение чуда- возможности путешествия на потом . Сейчас Варюша нужнее своему деду, Кузьме а дедушка больше всех ей. Но потом... Может быть, наденет девушка когда-нибудь колечко на указательный палец , отправится путешествовать, благо по отношению к Моховому любой городок покажется большим, а там и встретит дорогого для себя человека и будет снова для неё из каждого цветочка "маленький жук кузька-звонарь" позванивать по серебряной струне.


Рецензии