Украина как анти-Россия. Ч. 4. Рождение украинцев

Юрий Тарасов

Украина как анти-Россия. Часть 4. Рождение украинцев

Основной причиной начала гражданской войны на Украине весной 2014 года стала отмена Верховной Радой принятого ею в 2012 году закона о языках (Об основах государственной языковой политики). Этот закон разрешал использовать на местах помимо государственного украинского языка также языки нацменьшинств, если численность их носителей там превышала 10 % от общего числа населения. Тем самым, русские получали возможность свободно говорить и писать на своём языке почти по всему югу и востоку Украины. Отменой этого закона националисты попытались воплотить в жизнь свой лозунг: «Украина для украинцев».

Но кто же такие украинцы и есть ли у них историческое право претендовать на всю Украину?

Согласно карте, составленной по опросам населения ещё до переворота 2014 года, домашними на Украине являются русский, украинский и галицийский языки, а также суржик, под которым понимается разного рода смесь русского с украинским. Конечно, это не научная классификация. Она отражает господствующие в обществе представления по данному вопросу. Те же, в свою очередь, опираются на внушённое школой, литературой и СМИ убеждение в том, что современный украинский язык на всей территории Украины (без Галиции) к моменту вхождения её в состав России уже существовал, после чего стал постепенно вытесняться и портиться русским языком.

Чтобы понять, что это не так, достаточно познакомиться с данными лингвистики. Многолетнее изучение в советское и досоветское время народного языка Украины показало, что он подразделяется на целых 15 диалектов, группирующихся в 3 основных наречия. Но самое интересное - современный украинский литературный язык (а значит, и официальный государственный тоже) построен на основе только одного их этих наречий – юго-восточного, сильно отличающегося лексикой от остальных.

А как же другие? Их что, игнорировали? Тогда на каком основании эти наречия считают украинскими? Если судить по картам, составленным до XX века, название Украина к их территориям в полном объёме не относилось. Но, может быть, единой для всех была традиционная народная культура? Давайте проверим.

Если сравнить технологии домостроительства, то они у носителей юго-восточного наречия резко отличаются от обоих других. То же касается и одежды, и обуви, и причёски, и цветовой гаммы вышивки. По большинству показателей традиционная культура носителей юго-восточного наречия не сходится с традиционной культурой остального населения Украины. Это ясно свидетельствует, что вплоть до создания в СССР украинской нации, юго-восточное наречие объединяло на своей территории особый народ, отличный от других предков нынешних украинцев – русин.

Откуда же взялся этот особый народ?

Наукой установлено, что два из трёх его диалектов – слобожанский и степной - исторически происходят от третьего - приднепровского. Другими словами, они созданы расселением носителей приднепровского диалекта на юг и восток в XVII – XIX вв.. Таким образом, местом формирования украинского народа была территория среднего Приднепровья – примерно от Киева до нынешнего Днепропетровска. Как известно, это земли украинских казаков, а значит, их и следует считать первыми украинцами. Осталось выяснить, как и когда они там появились.

По версии советских историков, казаки – это беглые крепостные литовских и польских помещиков. Однако всё Приднепровье в то время принадлежало ВКЛ и до польских границ оттуда было довольно далеко. Крепостное же право в Литве начинает распространяться лишь в начале XVI века. Между тем, днепровское казачество известно, как минимум, с 80-х годов XV века. Таким образом, крепостничество как причина появления казаков отпадает. Да и получить характерные для казаков хорошие военные навыки, обычный крестьянин и горожанин самостоятельно в то время не мог.

Чтобы понять, откуда взялись первые казаки, нужно знать их отличительные черты. Благодаря украинской литературе и свидетельствам польских историков XVI века, эти черты известны достаточно хорошо. Перечислим наиболее типичные из них:

1. В мужской одежде – высокая мерлушковая шапка (кучма), заправка рубахи в широкие штаны (шаровары), левозапашная верхняя одежда (жупан, кунтуш) с длинными рукавами (часто откидными), сапоги (чоботи). У женщин – высокие кожаные туфли (черевики), безрукавка-керсетка длиной до бёдер.

2. Обычай у мужчин брить голову, оставляя клок волос (оседлец)

3. Хуторское хозяйство (первоначально вокруг куреней – военных и промысловых станов) с особым упором на садоводство, скотоводство и коневодство (выращивание верховых лошадей).

4. Использование для перевозки грузов и пахоты волов, а не коней.

5. Знание различных ремёсел, обслуживающих войну и торговлю.

6. Умение строить малые морские суда и пользоваться ими в дальних морских походах.

7. Регулярное занятие сезонным рыбным промыслом вдали от населённых мест (в XV - XVI вв.).

8. Склонность к войне, набегам и грабежам.

9. Самоуправление по принципам военной демократии.

10. Обилие тюрских слов в языке (более 2 тысяч).

11. Имена и фамилии с окончаниями на «-ко», «-чук».

12. Беленые стены жилищ из обмазанного глиной плетняка, и тоже глиняный пол.

Поскольку все эти черты отличали украинских казаков от других украинцев, они не могли появиться в Поднепровье самостоятельно, а значит, были занесены откуда-то извне. Кем же были их носители?

Ответ подсказывает история. Взглянув на карту Древней Руси XII века, мы обнаруживаем точно в границах территории поднепровского диалекта (украинских казаков) широкую полосу расселения союзных киевским князьям тюркских племён «Чёрных клобуков»: торков, печенегов, берендеев и ковуев. Уже к концу XII века они, видимо, перешли к осёдлости и стали настолько своими для Руси, что о них перестали упоминать в летописях. Монгольское нашествие мало затронуло их территорию в Поросье, поскольку главные силы Батыя прошли на Киев севернее, через Переяславское княжество.

 Таким образом, украинское казачество возникло на базе тюрко-славянского симбиоза, сформировавшегося на этой территории ещё во времена Древней Руси. Отсюда и огромное количество тюркских заимствований, как в языке, так и в традиционной культуре украинцев. Примеров можно назвать множество, например, так любимая запорожцами кобза, сапоги-чоботи, шапка-кучма (бывший «чёрный клобук»). Оттуда же и шаровары, и обычай запихивать в них полы рубахи (такой способ демонстрирует одна из разбросанных по степям Украины половецких скульптур). Керсетка имеет аналогию в  одежде казашек – прямых наследниц женщин тюрскских степных племён Евразии. Украинская похлёбка из прожаренной муки «самамат» - почти точная копия бурятского (монгол.) и якутского (тюрк.) блюда саламат.

Осталось пока невыясненным происхождение заимствований в пунктах 2, 3, 6, 7, 8, 11 и 12, а также черевичек, кунтуша с откидными рукавами и особой склонности к садоводству. Придётся ещё раз заглянуть в историю.

Как свидетельствуют исторические документы, украинских казаков, первоначально, во всех соседних государствах называли черкасами. Наши предки великороссы в 16 веке не отличали черкесов (адыгов) от черкасов и были убеждены, что казаки попали в Приднепровье с Кубани. Первый русский историк В.Н.Татищев 200 лет спустя даже указал конкретные обстоятельства этого переселения. По его словам, черкасов привёл на Русь баскак Ахмат в XIV веке и расселил слободами под Курском. Когда же они начали там «воровать и разбойничать», ему пришлось перевести их на Днепр, где ими был основан городок Черкассы. Источник этих сведений Татищева остался неизвестным, но они хорошо сочетаются с уже установленными фактами того времени.

Во-первых, баскаки, то есть наместники Великого Хана Золотой Орды, на Руси в XIV веке действительно были.

Во-вторых, г. Черкассы был основан именно в XIV веке, во 2-й его половине.

В третьих, как раз в начале XIV века (в 1304 году) появляется в письменных источниках первое достоверное татарское известие о казаках (в генуэзском латинско-персидско-кипчакском словаре), исполнявших роль стражи – то есть, видимо, служивших в охране чиновников Золотой Орды.

В данном случае речь вполне могла идти о черкесах, поскольку соседи на Кавказе называли (и называют) их «касаками» или «кашагами» («касоги» русских летописей), а их воинственность и отвага давно были известны в Причерноморье и за его пределами. Слово «черкесы» в то время только начинало использоваться татарами (в переводе с татарского, черкес – преграждающий дорогу, то есть разбойник) и, возможно, старое название этого народа для генуэзцев ещё считалось более предпочтительным (позже именно через генуэзцев новое название вытеснит за пределами Кавказа старое).

В дальнейшем слово «казаки» постепенно приобрело в татарской среде, а затем и у соседних народов более общее значение. Ими стали именовать вообще всех вольных людей, не несущих никаких повинностей государству и если и служивших кому либо, то только по обоюдовыгодному договору. Такие могли появиться в то время лишь за пределами действительной власти правителей государств, то есть на нейтральной территории между ними или в ещё слабо контролируемых ими местах. Такой слабо контролируемой ВКЛ территорией и было в XIV - XVI вв. Поднепровье к югу от Киева.

Что же касается черкесов (черкасов), то в XIV веке они были наиболее подходящим материалом для службы в страже ордынских баскаков на Руси. Дело в том, что большинство из них на тот момент являлись православными людьми и неплохо знали русский язык. Ещё в середине XI века касогов крестил в православие Тмутараканский князь Ростислав (они составляли большинство населения и в самом княжестве).

Хотя княжество это в конце XI века перестало существовать и его территория (Таманский полуостров и Керчь с окрестностями) перешла под власть Византии, но русские оттуда никуда не исчезли. Они продолжали жить среди адыгов, способствуя распространению среди них русской веры и русского языка. Даже в 1517 году послу германского императора Сигизмунду Герберштейну говорили в Москве, что черкасы у реки Кубань «живут по своим обычаям, ни от кого не зависят, исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на славянском языке, которым главным образом и пользуются». Полное господство ислама утвердится там позже.

Именно черкесы могли «подарить» украинским казакам так любимый ими кунтуш - он у запорожцев был известен сначала под названием черкески (об этом см.: Марченко Т.М. Казаки-Мамаи — Киев-Опишне, 1991. — С. 22). Не исключено, что и черевики – тоже подарок черкесов, ведь «вакъе» на адыгском языке означает женскую кожаную обувь, а «чер», на тюркском - дорогу. Славятся адыги и своими садами, что служит хорошим объяснением появлению в казачью эпоху любви украинцев к садоводству.

Надо сказать пару слов и про «оседлец». Адыгов в далёком прошлом всегда изображали в головных уборах, но об их причёсках тогда можно косвенно судить и по изображениям родственных им соседей. Например, на гравюре из книги, выпущенной в 1839 году (J.B.B.Eyries. Voyage pittoresque … T. I, 1839), на лысой голове абхаза ясно видна самая настоящая запорожская «чуприна».

Со знанием ремёсел у них тоже всё было в порядке. Продукция черкесов славилась тогда далеко за пределами Кавказа. Умели они строить и морские суда. Об этом арабским историкам (Аль-Масуди) было известно ещё в середине X века. А в следующие сто лет адыги Тамани многому научились у русских корабелов в Тмутаракани. В дальнейшем их учителями стали греки, а затем ещё более искусные в кораблестроении генуэзцы, с начала XIV века имевшие колонии на черкесских берегах.

Страсть к рыболовству у черкасов тоже была воспитана генуэзцами. В нижнем течении реки Кубань те сразу построили колонию Копа, специализировавшуюся на добыче и обработке рыбы и икры (видимо, лосося) для поставки на международный рынок. Рабочей силой были представители народов Кавказа, в основном адыги. Поселившись на Днепре, черкасы не бросили этого занятия. Каждый год жители Черкасс стали организовывать рыбопромысловые экспедиции «на низ», то есть в низовья реки, за пороги, куда заходила морская рыба. Там из рыбаков постепенно и сложились вольные ватаги никому не подконтрольных «запорожских» казаков, промышлявших не только рыбной ловлей, но и более доходным «промыслом» - разбоем на проходивших поблизости сухопутных и морских торговых путях.

Пахали и перевозили тяжёлые грузы адыги, как и украинцы, на волах, а не на конях. Жилища у них были почти точной копией украинских. Вот описание из интернета: «Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол». Адыгские отличались только открытым очагом вместо печи. Однако и в украинской степной хате русской печи в XIV веке ещё не было.

Ну и напоследок – об украинских «-ко» и «-чук». На эти слоги заканчивались многие имена и фамилии адыгов (в XIX веке их князья и дворяне приставили к своим фамилиям ещё и «благородные» «-ов»).

Обобщение и дополнение:

Исторически, носителями украинского языка и культуры были украинские казаки - черкасы, сформировавшиеся в XIV - XVI вв. на основе потомков обрусевших Чёрных клобуков и выходцев из Черкессии в Поднепровье, жившие от Канева на севере до Запорожья на юге, и от верхнего течения Южного Буга на западе до границы с Российским государством на востоке (проходившей тогда южнее Чернигова и пересекавшей левые притоки Днепра - реки Сула, Псёл, Ворскла - в их среднем и верхнем течении). В 1-й половине XVII века часть из них была переселена на земли днепровского левобережья (отвоёванную у России Чернигово-Северщину, поляки оставили тогда себе).

В это же время  черкасы периодически переселялись и на российскую территорию, после поражений часто поднимаемых ими восстаний против польского господства. Так сформировалась ещё одна зона украинского казачества - в бассейне верхнего течения Северского Донца и Дона – Слободская Украина (Слобожанщина).

При Богдане Хмельницком черкасы заняли всю Киевщину, Чернигово-Северщину и Подолию. В следующие 100 лет на подконтрольной им территории распространялись особенности их языка и субкультуры, на базе которых среди живших там малороссов постепенно оформилась народная собственно украинская культура (в киевском полесье слабо). Остальных регионов нынешней Украины (кроме части Слобожанщины) она тогда почти не затронула.

После отвоевания Россией у Турции Северного Причерноморья, оно было заселено выходцами из бывшей казацкой Украины (тогда ещё части Малороссии), Молдавии (тогда Бессарабии) и России, а также переселенцами из Германии и беженцами из угнетаемых Османской империи балканских стран (греками, сербами и болгарами). Языком межэтнического общения между ними стал русский. Так возникла Новороссия, которую украинские националисты почему-то тоже объявили только своей.

(В более полном виде (со всеми иллюстрациями) статья опубликована на канале "Ю.Тарасов. История от историка" сайта яндекс.дзен)


Рецензии
Юрий, я ни капельки не пожалел, что зашёл и прочитал 4 часть (у меня уже час ночи).

Чтение затягивает, а простое изложение не отвлекает от сути разного рода "сложностями" и "глупостями", присущими авторам, которые пытаются подмять исторические факты и приписать свое.

Понравилось!

И рекомендую прочитать всем либералам и укрнацистам на данном портале, которые занимаются подлогом, ложью, фейками.

Благодарю Вас за такой нужный труд!

С уважением,

Владимир Войновский   14.07.2022 16:04     Заявить о нарушении
Спасибо за такую приятную для автора оценку. Согласен, что укрнацистам и либералам-западникам нужно это прочитать. Но не только им. Всем действительно интересующимся историей - тоже.

Журнал Алексеевск-Свободный   22.10.2022 13:10   Заявить о нарушении