Какая у вас культура живучая Рубрика ИМХО

Помню, как мы потешались, двадцатилетние в начале восьмидесятых годов прошлого века над поколением отцов, поколением шестидесятых. Нам представлялись необыкновенно смешными их культурные маркеры, включавшие странную необходимость зарыть в землю виноградную косточку, взяться друзьям за руки и не в коем случае не молчать, иначе можно было попасть в палачи. Клетчатые рубашки и томик то ли Хемингуэя, то ли Евтушенко в холщовом рюкзаке за спиной, привычка определять свой или чужой по литературным цитатам, употребляемым  в обычном разговоре из таких книг, как  «Двенадцать стульев» или «Триумфальная арка», и то, как они упорно называли джинсы «техасами». Их жизнь прошла под звуки джаза и рока. Они ещё имели возможность ходить на театральные спектакли в «Большой», на «Таганку» и в «Художественный». Очереди на выставку живописи и графики группы Двадцати московских художников на Грузинке были длиннее, чем в мавзолей. Со всем этим, на наш молодой наглый взгляд шестидесятники безнадёжно устарели.
На смену им пришло «поколение дворников и сторожей», бригады грузчиков, читающих в узком кругу неизданного ещё на русском Борхеса, кружки по изучению практик, описанных талантливым мошенником Кастанедой, группы по изучению буддизма и астрологии. Маргиналы слушали «Гражданскую оборону» и «Красную плесень». «Лайбах» и «Шварцкетен».
Миллениалы, пришедшие нам на смену, в двухтысячных пытались продвинуть идею, что общество потребления и культура вполне совместимы. Они породили такие феномены, как журналы «Афиша» и «Столица», утверждавшие, что фитнесклубы и шоптуры в Европе вполне совместимы с чтением Ирвина Уэлша и Чака Поланика, просмотром авторского кино и даже походом в музеи. Последними, испытывающими некий пиетет к старым формам культуры были хипстеры с их бумажными книгами и плёночными фотоаппаратами.
Боюсь ошибиться, ибо наверняка безнадёжно несовременен и несомненно устарел, но только вступающее во взрослую жизнь поколение в массе своей обладает «настройками по умолчанию», не включающими привычные нам формы культуры, поэтому мы считаем их молодыми дикарями. Как же, они не знают, кто такой Сервантес, про Толстого и Достоевского говорят, что это скучно, рок музыку воспринимают как шум, классическую живопись как картинки на коробках с конфетами и далее можете продолжить сами. Они даже не смотрят сериалы, тайную усладу тех людей нашего поколения, которые утверждают, что они ещё читают книги и не смотрят телевизор.  Ребята, вы всё пропустили. Даже поколение подростков, зависающих на Удафф.коме и Дваче, уже взрослые люди. Люди, разбирающиеся в стилях аниме и хентай уже взрослые и семейные. Геймеры, коллекционеры скинов, игровых карточек и оружия, уже взрослые.  Люди, создающие картины, музыку и другие объекты (это не оговорка) в NFT и продающие их на Сотбис за семьдесят миллионов долларов уже взрослые. Ах, вы не знаете, что такое NFT? Вкратце аббревиатура NFT (non-fungible tokens) означает «невзаимозаменяемый токен». Остальное, если интересно, погуглите. Кто знает, может и заработаете на этом. Недавно попалась новость, что двенадцатилетняя девочка получила два миллиона долларов за свои рисунки NFT.
Я хочу сказать что культура жива и молодое поколение активно её потребляет, а единицы, во все времена это единицы, её создают. Просто формы её нашему поколению в массе своей совершенно незнакомы и неведомы.  Так же как и те культурные формы, что принесут с собой две конкурирующие политические системы будущего - «новая нормальность» на условном Западе и «социальный кредит» в Китае, которые идут на смену демократии и авторитаризму.
Неизбежно и то, что культура и дальше будет стремительно меняться, не изменяя своей сути -  удовлетворению эстетического чувства, служению красоте во всех её видах, созданию и поддержанию гармонии,


Рецензии