Сомы

Когда я увидел реку, сердце мое забилось сильнее. Вернее даже, бухнуло гулко, замерло, а потом опять заработало на грани слышимости. Так вот, значит, где это все будет проходить.

Я стоял прямо под Сталинским Соколом, презрительно повернувшимся гордой спиной к реке и к участникам - и правда, что ему наши старания. Внизу копошился стартовый городок, ярко выделялись сине-фиолетовые футболки организаторов и разноцветная одежда нас, добровольцев - смертников.

Не помня себя от волнения, я преодолел все это огромное количество ступеней вниз и вступил в ворота городка. Охрана сомкнулась за моей спиной, как будто я мог еще передумать и попытаться сбежать. Нет, я все уже решил. Мы все решили.

На стойке регистрации забрали мой паспорт и предписание, а взамен быстрыми скупыми движениями вытатуировали машинкой на внутренней стороне моего предплечья: "X" и дату. Я слегка вздрогнул от боли, но это ничто по сравнению с тем, что мне предстоит.

Побродив по площади - со сцены вещали что-то про несгибаемый героизм добровольцев и статистику по выжившим в прошлые заплывы - я добрался до раздевалки. Важно хорошо подготовиться. Это повысит мои шансы.

В первую очередь, конечно, гидрокостюм. Неопрен и сверху нейлон для прочности. Знаю, это снизит эффективность плавания. Зато есть шанс, что костюм доживет до финиша, а не повиснет на моих руках или ногах мертвым грузом в самый ответственный момент. Металлические наручи на предплечье, поножи на голени; защиту груди и спины, не металлическую, конечно, эта меня бы сразу на дно утащила - карбон. Два дайверских ножа, маленький на плечо и побольше на голень. Шлем, внешне похоже на ватерпольный, с ушами, но жесткий, тоже карбоновый. Усиленные очки для плавания, похожие на горнолыжные. Поясная сумка с эластичным бинтом, нашатырем, обезболивающим, антисептиком. Перчатки - "краги". Буй на пояс. Ну, вроде готов. С Богом.

Начали собираться возле вертолетов. Я украдкой поглядывал на других добровольцев вокруг меня. Некоторые поражали суровыми лицами, почти успешно скрывавшими напряжение. У многих из них, тех, кто не надел пока полностью гидрокостюм, на открытых руках виднелись шрамы. Другие ярко сверкали широко открытыми на мир глазами, и так солнечно улыбались, что даже я испытал на миг жалость к новичкам, явно не понимающим, что им предстоит. И еще были вот такие как я, ни рыба, ни мясо. Рыба... мясо... меня передернуло.

Ну все, короткий брифинг, погружаемся в вертолеты, рассаживаемся на узкие скамейки вдоль салона и летим. Остекленевшие глаза смотрят в иллюминаторы, но похоже ничего не видят. Нам обещали отличные виды на старый город, но я хоть убей не могу вспомнить, что я видел. Все мы не здесь. Все мы впереди. На дистанции.

Пора. Вертолет снижается почти к самой воде, открывается задняя дверь - ворота и мы, зажав растопыренной рукой очки и уперев локоть в живот, солдатиком прыгаем в воду.

Холодная вода ошеломляет. Сразу делаю гребок и погружаюсь еще ниже (чтобы никто случайно не упал на меня), потом осторожно двигаюсь в строну и всплываю. Оглядываюсь, ищу остальных. Лучше плыть плотной группой. А еще лучше - быть в ее центре, в первую очередь страдают те, кто по краям. Остальные похоже думают также. Собираемся группой, такой плотной, что я начинаю ощущать брассистов. Плывем в сторону первого рыжего буя. Изредка поднимая голову, сверяюсь с курсом группы и с направлением на буй, все остальное время бессмысленно пялюсь в вниз, где в мутную угрожающую тьму уходят плоские лучи солнца.

Все началось неожиданно. Из мути мгновенно, как фотография, появилась страшная усатая рожа с кучей зубов и пирсингом в щеках, а в следующий момент я получил тяжелый удар в голову и ощущение, как будто терка прошла по лицу. Сом! Огромный сомище, настоящий альфа-сомец, весь в оборванных рыболовных крючках, которые я и принял за пирсинг. Мир потонул в желтом сиянии, а в глазах запечатлелась сомовья морда, которую я увидел.

Но я к таким вещам тренирован, я сразу подтащил буй за веревочку от пояса, влез на него так, что голова и плечи поднялись из воды, и принялся часто дышать в ожидании, когда я приду в себя после удара. Судя по тому, что меня не съели, мой противник меня потерял в толпе.

Едва я поднял голову из воды, я услышал крики и даже визги. Сомы всегда нападают стаей.

Зрение прояснялось, и я увидел бурлящую воду вокруг. Было очень сложно составить общее мнение, но в памяти отложился бородатый мужчина, бьющий ножом сома; испуганная женщина, влезшая на буй, как и я, а ее рука - в пасти еще одного речного чудовища; и молодой парень, внезапно закричавший и скрывшийся под волной - я так и не дождался, пока он выплывет.

Пора убираться отсюда! Превозмогая желание закричать (частично компенсируемое страхом привлечь внимание сомов вновь), я слез с буя и погреб дальше. Свалка осталась позади, сомы были заняты отстающими. Я греб на пороге анаэробного обмена, даже иногда залезая в долг, стремясь скорее покинуть опасное место - так больше шансов, что на меня не обратят внимания. Пока опасных сомов и еще более опасных брассистов вокруг не наблюдалось.

Я сбавил темп, пытаясь унять сердцебиение. Со временем мне это удалось, и я перешел на вдох под третий гребок. У меня есть такой огрех в технике, я слишком выпрямляю нижнюю руку при гребке; так вот, кончиков пальцев я уже не видел в мутной воде. Каждый раз, когда что-то в глубине задевало перчатку, я судорожно дергался и пытался понять, что это: мусор, водоросли или сом?

Первый буй остался позади, когда это случилось - как всегда, неожиданно. Краем глаза я заметил что-то темное и длинное, как бревно, и тут же ощутил острую боль в нижней руке и чуть не захлебнулся, когда неведомая сила потащила меня вниз. На уши надавило, потом резануло по пояснице, и я повис в толще воды между буем и сомом. Долго я так не продержусь, что делать? Свободной рукой я попытался нашарить нож, но он оказался на плече той же свободно руки; я не могу так изогнуть руку, чтобы его достать. Я почему-то не сразу вспомнил про второй нож, на ноге. Сильно согнув ногу, я смог скинуть резиновую петлю и достать нож из ножен. Превозмогая режущую боль, я согнул руку, в которую вцепился сом, скорее даже подтянув себя к нему, чем его к себе, и нанес несколько ударов ножом туда, где, как мне казалось, была его голова. Нож уперся во что-то, а потом руку рвануло так, что чуть не вырвало из плеча. Я взвыл от боли, выпуская пузырями остатки воздуха. Сом бесновался так, что вода бурлила, а я получил несколько ударов, но в итоге он был принужден отпустить мою руку.

Можете ли вы представить, что воздух может быть вкусным? Когда дышишь им и не можешь надышаться, как ароматнейший кальян или дорогое вино. Я такое ощущаю всего в двух случаях: когда поработаю на 180 уд/мин и когда вынырну из воды на предельном времени. А сейчас воздух был вкусным вдвойне. Но долго наслаждаться им не было времени: рука кровоточила. Обняв буй, я снял перчатку с раненой руки, и принялся бинтовать эластичным бинтом прямо поверх гидрокостюма.

Мой рассказ наверное вызывает у вас недоверие: как это так, здоровенный сом ухватил за руку, а он просто перебинтовал и поплыл себе дальше. Это кажется странным, пока не вспомнишь, что сом - это падальщик, у него не такие режущие зубы как у акулы, а скорее такая жесткая щетка из зубов. Моя защита позволила выдержать укус.

Выпитая таблетка обезболивающего помогала слабо, но я радовался, что вода не соленая. Голова начинала гудеть - плохой признак.

Что-то опять коснулось моей нижней руки. Я дернулся и весь подобрался, но нападения не последовало. После минуты настороженного ожидания я поплыл дальше - и опять касание. Я поднял голову из воды, огляделся и понял, что почти заплыл в заросли водорослей возле отмели. Мое внимание привлек буй ближе к берегу. Подняв голову из воды, я услышал крик - пловчиха запуталась в смертельно опасных водорослях и теперь отчаянно висела на буе. Говорят, у альпинистов при покорении Эвереста не принято помогать собратьям. Хорошо, что я не альпинист. Вытянувшись в струнку вдоль поверхности и осторожно подгребая руками и ногами, чтобы не задеть водоросли, я подплыл к женщине. Большой нож я благополучно потерял в схватке с сомом, но, кривясь от боли в раненой руке, смог-таки достать второй нож, который был на плече. Через несколько минут путы пловчихи ослабли. Слов благодарности я не слышал, надеюсь, только потому, что уши держал ниже уровня воды. Прокравшись вдоль поверхности на глубокое место, мы с ней благополучно разошлись.

А пловцы тем временем рассредоточились по реке и плыли к финишу, или отбивались от сомов. Под водой мелькали зловещие длинные тела, но никому из них я не показался достаточно аппетитным, чтобы вступать со мной в борьбу. Ну или тот мудила рассказал своим, что ко мне лезть не стоит.

Финиш был уже близко, я уже различал фигуру Сталинского Сокола на вершине лестницы. Решив осмотреться, я оседлал буй (а это между прочим не так уж и просто, особенно с больной рукой) и, возвышаясь над водной гладью, смог осмотреться. И обомлел. Вдоль самого берега, там, где удобнее всего по течению зайти к финишу, вода бурлила. Мне даже казалось, что я вижу длинные тела и слышу крики. Там царила настоящая вакханалия, казалось, сомы со всей реки собрались там. В этом месте я хотел бы оказаться менее всего.

Что же делать? единственный шанс - взять левее (дальше от берега) и зайти на финиш перпендикулярно. Но мне придется бороться с сильным течением, а если я не справлюсь - меня унесет на шипастую плотину ниже по течению. Но, как говорится, или пан, или пропан. Я погреб вдоль берега, экономя свои и так скудные силы.

Пора! бурлящее пятно осталось справа, выше по течению. Я рванул напрямую берегу наперерез течению. Первые десять гребков дались легко. Потом вода стала гуще, мышцы слабее, а сердце набрало обороты. Боковая волна под мою любимую правую руку мешала сделать вдох, а еще с таким темпом было очень сложно смотреть вперед. Хрясь! я столкнулся с каким-то незадачливым пловцом, спускающимся по течению; толчок ногами разделил нас. Шальной сом пронесся ниже, ободрав мне ноги. Все, порог. Я работаю на пределе, воздух опять сладок, нейлон давит грудь, а я пою в воду в воду монотонную песню под каждый гребок. Понтон все ближе. 20 метров... 10... бах! удар о понтон, пытаюсь ухватиться, ноги затягивает под него. А вот и лестница. Зацепился! Сил подняться уже не хватает. А сзади наплывает длинное черное тело! С диким криком я вытягиваю себя на понтон, зубы-щетка сомкнулись за моей спиной. Спасен!

Встать я смог не сразу. Доковыляв с понтона по трапу до финиша, я был встречен радостными волонтерами, повесившими мне на шею медаль и передавшим меня в заботливые руки руки врачей. Я взял медаль в руки: на фоне Волги и хищно оскалившего пасть сома красовалась надпись: "Спасибо, что не сдох".

Эпилог.

Я резко сел на кровати, хватая ртом воздух. Судорожно ощупал руку - здорова. Что же было?..

Рядом лежал телефон. Время 6:45, скоро зазвонит будильник. 24 июля. Я в гостиничном номере, за окном Волга.

Приснится же такое... Я разблокировал телефон. Последним открытым приложением был телеграмм с чатом участников заплыва. Там полночи обсуждали волжских сомов...


P.S. Привет участникам заплыва X-Waters Volga!


Рецензии