Мальчик и Рафаэль
Чуть постояв рядом с Мадонной, побрел я дальше. Очутившись в зале Тициана, вынужден был послушать сразу двух экскурсоводов. Один восхищался Св. Себастьяном. Рассказывал довольно долго и обстоятельно, что-то про мазки, про период создания и проч. Другой вещал своим зрителям про Данаю: про противопоставление юности и старости и что-то ещё. Тоже обстоятельно и долго. Закончили они одновременно почти и одновременно же покинули зал.
Наблюдения эти натолкнули меня на следующие вопросы:
1. Можно ли насильно принудить любить прекрасное? Неужели уставшему юноше, голодному и утомленному, надобен Рафаэль, Тициан и остальные мастера, пусть и великие?
2. Каким образом определяется величие мастеров и шедевров? Что «лучше» Св. Себастьян или Даная?
3. Таит ли опасность посещение музея с экскурсоводом? Ведь провожатый вынужден знакомить вас с наиболее знаменитыми полотнами. Вас за ручку подведут к обеим Мадоннам Да Винчи и будут толковать, что безумно хороши и великолепны. А потом галопом вы понесетесь дальше. А в другом зале господин со звучными голосом вскользь упомянет про «Лютниста» Караваджо, которым в этот раз пожертвует ради… Ради чего вообще можно пожертвовать «Лютнистом»?!
4. Будет ли восприятие полностью вашим, если вам расскажут целый ворох историй о создании полотна, эпохе, владельцах, стоимостях, кражах, спорах о подлинности, спорах об авторстве и др.
5. Кто честнее: мальчик, взбунтовавшийся против деспотичной матери, или зевака, явившийся ради селфи с Мадонной Литта?
Свидетельство о публикации №222070101664