Горький Рев писатели всех стран мира, соединяйтесь

МАКСИМ ГОРЬКИЙ: РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПИСАТЕЛИ ВСЕХ СТРАН МИРА, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!



Пролетарская литература включает в себя литературы всех стран мира, в которых победила социалистическая революция, а так же тех стран, в которых пролетариат ведёт революционную борьбу против буржуазии. 
Пролетарская и советская литературы — явления исторические, изменяющиеся в зависимости от этапа классовой борьбы как при капитализме, так и при социализме. 
;К 1934 году, когда проводился I Всесоюзный съезд советских писателей, советская литература, будучи авангардом пролетарской словесности, занимала ведущее положение в современной мировой  художественной литературе. Это был начальный период ее становления, и она ещё отставала от других участков революционной практики мирового пролетариата.
;Всесоюзный съезд позволил писателям и партии установить разработать принципы взаимодействия и контроля, взаимодействия и сотрудничества. Задачи, стоявшие перед советской литературой, заключались в ликвидации капиталистических пережитков в экономике и сознании людей; в максимальном усилении ее общественно-воспитательной роли литературы. Задача писателям — быть в полной мере «инженерами человеческих душ».
;В пролетарской литературе буржуазных стран стояли другие задачи: борьба с еврофашизмом, китайским фашизмом и японским милитаризмом. В других — способствовать развитию революционных движений. 
;Первый съезд СП имел огромное значение для объединения пролетарских писателей всего мира. ;На съезде выступило немало иностранных писателей. Предоставим им слово. 

ЖАН-РИШАР БЛОК

«Здоровым произведениям предыдущего поколения буржуазная творческая мысль противопоставляет теперь догмы всех декадансов: эстетизм, утонченность, рафинированность — почти исключительные поиски форм». 
;(Жан-Ришар Блок (1884-1947) — французский писатель, драматург, литературный критик, общественный и театральный деятель, антифашист).

;«....проблема культуры для пролетариата, для огромного большинства крестьян, ремесленников и мелких буржуа во Франции даже не ставится. За исключением нескольких избранных единиц, эа исключением нескольких случаев народные массы во Франции остаются вне влияния литературы. За последние 50 лет только Золя, Альфонс Додэ и «В огне» (Барбюса) дошли до них.... Тем не менее литература, которую читают народные массы, чаще всего сводится к газете, бульварным романам, техническим чрезмерно популярным руководствам....
;«Мы, писатели Запада, задыхаемся из-за отсутствия воздуха и величия. Буржуазия — наш единственный партнер в этой решительной игре. Но, чувствуя гибель, мысль нашей буржуазии сужается уже в течение четверти века. Здоровым произведениям предыдущего поколения буржуазная творческая мысль противопоставляет теперь догмы всех декадансов: эстетизм, утонченность, рафинированность — почти исключительные поиски форм. Слово принадлежит теперь не поэтам, но знатокам грамматики.
;«Читатель, встревоженный судьбой своей культуры, отворачивается от интеллектуальных поисков. Тонкие стилисты кажутся ему лучшими хранителями культуры, нежели пионеры нового искусства. Изобилие жюри и литературных Премий иллюстрирует эту академичность писателя. Некоторый архаизм стал признаком предельной утонченности. Модным словом стало «чувство меры» художника. Но эта мера фальшивая, созданная не уверенным художественным чутьем, а выхолощенностью творческой энергии. Академизм снова расцветает.




АНДРЭ МАЛЬРО

«Буржуазии, которая говорит — «личность», коммунизм отвечает — «человек!» 
;(Андре Мальро (1901—1976) — французский писатель, культуролог, герой Французского Сопротивления, идеолог Пятой республики, министр культуры в правительстве де  Голля).

;«...Вы уже можете работать для пролетариата, мы — революционные писатели Запада — принуждены еще работать против буржуазии. Психологически каков для нас основной характер коммунистической культуры?;Вы увидели перед собой женщин, порабощенных в царское время, вы оказали им доверие, и вы создали из угнетения и горя советскую женщину. 
;«Вы увидели перед собой ребят, и вы оказали им доверие, всем, даже беспризорникам, и вы сделали из них пионеров. «Вы увидели перед собой вредителей, убийц и воров, и вы оказали им доверие, вы спасли многих, и вы построили Белморстрой.... Вот образ Советского Союза. Он создан литературой. Выражает ли он действительность? Внешне — да, в психологии и морали — нет.;«Если писатели действительно инженеры душ, то не забывайте, что самая высокая функция инженера — это изобретение. Искусство — не подчинение, искусство — это завоевание. Завоевание чего? Чувств и способов выразить эти чувства победы. Над чем? Над бессознательным. Это почти всегда. У художника — над логикой. Буржуазии, которая говорит — «личность», коммунизм отвечает — «человек!» 



Писательница-социалистка АМАБЕЛЬ ВИЛЬЯМС ЭЛЛИС
«…. в Англии есть сердца, бьющиеся в унисон с вашими.»
;«Английские писатели и читатели разделяются на две группы, с известной прослойкой между ними. Существует политически сознательная и политически несознательная группа. Вторая является наиболее многочисленной. Эта группа занимается производством всякого рода чтива. Она насчитывает своих читателей десятками тысяч, и каждый книжный киоск и газетная лавка наполнены ее продукцией. 
;«Каждая распространенная газета дает подвалом роман, написанный представителем этой группы. Многие из этих книг представляют собой любовные романы... Еще более популярными оказываются детективные романы. В этих романах техника наиболее простая... Теперь читатель всецело на стороне буржуазного правопорядка. Технически эти книги выполнены прекрасно. Это — опиум в изящно отделанной трубке. 
;«Теперь обратимся к другим представителям этой группы писателей, политически несознательных. Они являются наиболее одаренными писателями нашей страны. Работа их может быть сравниваема с произведениями наилучших современных писателей. (Джемс Джойс, Вирджиния Вульф, Форстер, Соберт, Сакерверел, Ситвел, Саквил Уэст и др....).
;«Теперь — о срединной группе, о писателях, которые уже ощущают нечто из социальной обстановки и сознательно чувствуют, что в мире что-то происходит. Наиболее популярны из них романист Пристли и драматург Ноэль Кауард. Оба они имеют обширную читательскую публику и потенциально являются фашистами, хотя и старомодного толка. Пристли считает себя продолжателем диккенсовской традиции....
;«А теперь перейдем к третьей группе — к писателям политически сознательным. (Шоу, Уэллс и Голсуорси)...;Я считаю Голсуорси плохим писателем, и точно так думает большинство критиков моего возраста. Молодое поколение никогда его не читает и не собирается читать. Шоу имеет весьма многочисленную аудиторию, однако не среди молодежи...
;«Я и несколько моих товарищей основали английскую секцию международного объединения революционных писателей. Наша группа состоит частью из писателей-профессионалов, частью из политических публицистов и поэтов. Мы предполагаем создать небольшой ежемесячный журнал под названием «Левый журнал», первая книжка которого должна выйти в октябре.
;«Мы стремимся главным образом: Во-первых — помочь рабочему писателю. Во-вторых — передать наш опыт молодым рабочим писателям, а также влиять на тех, которые приближаются к нам....
;«Ничто на этом съезде не вызвало у меня больше восторга, чем эти депутации ваших читателей. Горняки, красноармейцы, краснофлотцы, колхозники, пионеры—все приветствуют вас, все напряженно ждут появления ваших произведений. Какая прекрасная жизнь! Даже затруднения ваши великолепны. Перед вами жизнь, полная роста, ваше поле зрения включает весь мир.... Ваши воины, которые зовут вас писать быль об их достижениях, эта — герои великой социалистической стройки, чья работа будет жить в грядущем, а не герои войны, которые несут смерть. Ваши герои — это герои жизни, а не герои смерти.
З;«В Англии есть сердца, бьющиеся в унисон с вашими. Если мы когда-либо критикуем, то это потому, что мы чувствуем ваши прорывы и ошибки как наши собственные. Но мы растем вместе с вами, и мы греемся в солнечном сиянии ваших достижений». 



Роберт ГЕСНЕР
(Американский революционный писатель). 

Мы прислушиваемся к словам Максима Горького, великого отца пролетарской литературы».;;«Наши молодые революционные писатели смотрят на вашу литературу, как младенцы смотрят на мать, следя за каждым ее движением, прислушиваясь к каждому ее слову. Но особенно мы прислушиваемся к словам Максима Горького, великого отца пролетарской литературы, которого почитают все революционные американские писатели. К нему мы обращаемся с горячим приветом и с просьбой посетить нас, своих духовных детей, в Америке, и мы обещаем, что это посещение будет триумфальным шествием в отличие от постыдного приема, который был ему оказан еще за много лет до рождения нашей младенческой революционной литературы....;«....Обострение классовой борьбы в Америке раскололо читательскую аудиторию. Революционный писатель должен обращаться к пролетариату, чтобы помочь ему организовать свои силы для социалистической революции. Но ни одна война не ведется без наступления. Задача революционного писателя — подрывать буржуазную идеологию своим сатирическим пером или прямыми нападениями с фронта.;Из всех современных американских писателей Теодор Драйзер лучше всех умел владеть вниманием буржуазии. В течение трех десятилетий эта крупная фигура словно одинокий старый боевой конь возвышалась над американским горизонтом.;«Несколько лет тому назад на коммунистическом собрании, состоявшемся после демонстрации безработных, Драйзер сказал одному молодому писателю: «Если бы я был в вашем возрасте и мог начать жизнь сначала, я вступил бы в коммунистическую партию». Драйзер в своих книгах сумел показать трагедию капиталистической Америки....;«Назову хотя бы некоторые из многих выдающихся пролетарских романов. Это — «Лишенный права наследства», роман Джека Конроя о борьбе, которую молодой пролетарий ведет на шахте и на фабрике; это — «Страна изобилия» Роберта Кентуэлла, где изображена забастовка на лесопильне, на Северо-Западе. Это — «Тени впереди», роман Вильяма Роллинза о знаменитой стачке в Гастонии, пронесшейся от штата Каролины до штата Новая Англия. Это — «Ради хлеба», роман Грэйс Ламкина; произведения Джемса Фареля, Мэри Педж, Эдварда Далберга, Маргариты Доусон... ;«Успехи, достигнутые советским пролетариатом за те два года, что я здесь не был, поражают меня. Мы в Америке ждем вашего голоса, товарищи писатели, и через ваши произведения — голоса советского пролетариата.»



МАРТИН АНДЕРСЕН НЕКСЕ: «... жизненный нерв пролетария — это солидарность».
;(Мартин Андерсен-Нексё (1869-1954) — известный датский писатель-коммунист, один из основателей Коммунистической партии Дании. Последние годы жизни провел в ГДР). 
;«Как известно, римские патриции обычно устраивали так, чтобы не слишком много рабов собиралось сразу на городском рынке, дабы рабы не заметили, как их много. Патриции уже тогда чуяли опасность солидарности. 
;«Если присмотреться к движущим силам, к побуждениям пролетариата и мелкого буржуа в их естественном стремлении проявить себя и подняться выше, то становится совершенно очевидным, что в пролетариате нет желания подняться в одиночку: напротив, он неизменно хочет поднять вместе с собой и своих товарищей. Наоборот, мелкий буржуа испытывает особую радость при мысли о том, что он может быть один поднимется над всеми окружающими, они же останутся и будут ему завидовать.;«Мелкий буржуа не стремится к овладению самими ценностями — на это он не претендует! Он довольствуется видимостью, которую он выставляет напоказ, чтобы поразить окружающих. ... Мелкий буржуа потерял всякое ощущение действительности.
;«Здесь, в Советском союзе, мы видим, ...что жизненный нерв пролетария — это СОЛИДАРНОСТЬ. Она проявляется у пролетария не только в трудные минуты — она особенно сильно проявляется именно тогда, когда ему живется хорошо. Здесь, у вас, мы видим радостную, бодрую солидарность; нигде в мире люди не могут так почувствовать себя единым, огромным целым — на работе и на празднике, как в Советском союзе.;«И этот съезд — грандиозное доказательство того, что писатели, которые обычно склонны воображать себя уникумами, свалившимися с неба любимцами богов, здесь, у вас, овладели пролетарским духом, и этот дух владеет ими.
;Для нас, вынужденных работать там, в старом мире, где мы распылены, одиноки, наподобие нищих Робинзонов на необитаемом острове, — для нас возможность убедиться в этом бесконечно ценна. Здесь, у вас, мы черпаем силы.Не забывайте, товарищи, в вашем движении вперед, что и там, за рубежом, идет та же подготовительная работа. 
;«Когда я говорю вам об этом, я преследую определенную цель. С этой трибуны словно лучом прожектора обшаривается вся мировая литература, вся история человеческой мысли в поисках героев различных общественных слоев и этапов культуры. Но у входа в ваш новый мир стоят два героя, в которых воплощена наша эпоха, два героя, которые не очень малы и которых все-таки не заметили. Во-первых — бравый солдат Швейк, эта гениальная огромная фигура революционного народного духа; во-вторых — классово-сознательный пролетарий — Пелле-завоеватель. Они оба поддерживают портал, ведущий в новый мир. И тот человек, который подходит к социализму не индивидуалистически, как к чему-то оторванному, ни с чем не связанному, не может не заметить их....
;«Нет надобности напоминать о том, что самые любимые детские книги — «Дон-Кихот», «Хижина дяди Тома», «Путешествия Гулливера», «Робинзон»—были написаны не для детей, а для небольшого круга избранников человечества.То же относится и к сказкам Андерсена, который и не думал о детском читателе и которому эту детскую аудиторию навязали.
;«Каждый писатель должен писать для детей; в сущности говоря, он должен писать только для детей, обращаясь ко всему непосредственному, неиспорченному в человеке: «Книга для детей и для мудрецов»— так Сервантес назвал своего «Дон-Кихота».
;«Молодая советская литература именно так свежа, богата действием, плодотворным творчеством, оптимизмом....;Но оптимизма много в молодой советской литературе. Скорее не хватает юмора, и это трудно понять, трудно объяснить жизненными условиями.
;«Разрешите мне указать еще на одно: мне не хватает в советской литературе связи с прошлым. Часто при чтении создается такое впечатление, будто история человечества начинается только с революции и социалистического строительства, а ведь это только в очень условной степени верно.
;«Между тем интересно было бы направить отсюда лучи света в будущее. Но что совершенно необходимо для создания хорошего социального романа — это ассоциации, связи по всем направлениям. Часто советский писатель не пользуется всей клавиатурой, а довольствуется игрой одним пальцем. Точно так же показ внутреннего мира человека в советской литературе кажется мне неполным. Конечно дело идет не о сравнении с литературой буржуазной. Но мы должны сравнивать советскую литературу с идеалами всего нашего движения....
;«Ведь цель великой борьбы — превратить миллионы придавленных, отчаявшихся существ во внутренне богатых людей. Более чистые, более прекрасные отношения между полами, между отцами и детьми, между людьми вообще — вот какова была цель. Предпосылки для этого революцией созданы. Дело писателей — своим жаром вызвать в огрубевшей по необходимости душе человеческое тепло.;Вы должны дать массам идеалы не только для борьбы и для труда, но и для часов тишины, когда человек остается наедине с самим собой.
;«Еще одно. Писатель существует не только для того, чтобы участвовать в борьбе и воспевать победу. Где работа кипит, там много отбросов, и может случиться, тут кто-нибудь попадет под колеса. Художник должен давать приют всем, даже прокаженным, он должен обладать материнским сердцем, чтобы выступать в защиту слабых и неудачливых, в защиту всех тех, кто, все равно по каким причинам, не может поспеть за нами. На пролетарских писателях лежит большая ответственность, и на вас — наибольшая, потому что вы являетесь передовым отрядом, вы — авангард человечества. «Я приветствую в вас этот авангард, я восхищаюсь тем, что вы уже создали, и желаю вам дальнейших великих успехов».

Приветствие съезда писателей Ромену Роллану*:;«Первый в мировой истории съезд писателей освобожденной части человечества — СССР, собрав представителей 54 наций, возвышает свой голос в защиту свободы, культуры и мира, против преступных подготовителей войны.;И в этой связи съезд говорит о вас. Ваше имя десятикратно встречается радостными и полными любви и уважения откликами тысяч людей, собравшихся в Москве, как имя старого верного друга Советского Союза и великого поборника человеческой чистоты и мира.;Ромен Роллан, великий наш друг! Товарищ наш в труде и в борьбе! Мы протягиваем вам руку нашу, — ощутите ее тепло, ее силу и передайте на Западе наш привет всем писателям, всем работникам искусства, культуры и просвещения, встающим в общий антифашистский фронт.;Ромен Роллан! Мы верим, мы знаем, что мы победим. Сделаем все — до конца, до предела наших сил, чтобы ускорить победу пролетариата!;Председатель съезда Максим Горький».( Аплодисменты ).

;***

В июне 1935 г. в Париж на Конгресс защиты культуры собрались передовые и революционные писатели мира.  Конгресс подтвердил, что Советский Союз, первое государство в мире, в котором пролетариат установил свою диктатуру, обеспечивает расцвет подлинной культуры человечества; и что фашизм, установленный в старой Европе реакционными кругами империалистических держав, наоборот, убивает, губит культуру, созданную веками человечеством. И толко в СССР началась переделка индивидуалиста с мелкобуржуазными замашками и привычками в коллективиста, в нового человека с социалистическим мышлением

*Ромен Роллан (1866-1944) - классик французской литературы, Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915 г.), иностранный почётный член АН СССР (1932 г.), общественный деятель, учёный-музыковед. 


Рецензии