Рассказы и воспоминания о Мухданове Молле имаме с

14.03.2019 года

(К МАТЕРИАЛАМ КНИГИ «АЧХОЙ-МАРТАН (1944-1957 гг.). ПОМНИМ: ДЕПОРТАЦИЯ И ВОЗВРАЩЕНИЕ»)


РАССКАЗЫ И ВОСПОМИНАНИЯ О МУХДАНОВЕ МОЛЛЕ - ИМАМЕ С. АЧХОЙ-МАРТАН

(Информант и рассказчик – Мухданов Ризван Моллаевич (Мовлетович), 1963 года рождения,  житель села Ачхой-Мартан)



     Мухданов Мовлет (Молла) Мухданович. Родился в 1920 году (месяц рождения – в период сбора урожая кукурузы – хьаьчкIаш схьайохучу хенахь). Принадлежал к чеченскому тайповому обществу Чинхой (ЧIинхой). Умер 17 марта 2007 года. Его деда звали Мухаддином (называли его и именем Гага).

     В возрасте 7 лет Йоъша (ЙоIша - мать Моллы из чеченского тайпа Тумсой) отдала сына на учёбу в мусульманскую духовную школу ( на чеченском языке «хьуьжар»). Учителем и наставником там был хорошо известный в те времена своей ученостью алим-Хасу.

     Позже Молла учился и в светской школе. Окончил 7 классов.

     До депортации чеченского народа некоторое время он работал учётчиком.
23 февраля 1944 года со всеми была выселена в Казахстан и семья Мухдановых. Поначалу Мухдановы оказались в станице «Астаховка», но через некоторое время переселились в Кушмурун (Кустанайская область).

     Несмотря на тяжёлые испытания, выпавшие на долю нашего народа в годы депортации, Молла продолжил дальнейшее изучение Исламской науки. Его новым учителем и духовным наставником стал широко известный среди чеченцев Яраги-мулла из селения Надтеречное (на чеченском языке – Лаха Невре).

     Там же на ст. Кушмурун Молла работал помощником машиниста поезда.
Касаясь именно этого периода жизни своего отца, Ризван поведал мне небольшую историю, точнее случай, в котором была немалая доля участия Моллы. На каком-то промежутке железной дороги был участок, где существовала естественная и малозаметная впадина. При движении поезда машинисты всегда имели ввиду этот фактор и преодолевали его с особым вниманием и предосторожностью. Но как-то получилось так, что от впереди двигавшегося поезда оторвались (отцепились) вагоны и начали путь в обратную сторону. А по той же ветке и в том же направлении, уже преодолев пункт перевода подвижного состава, двигался вслед другой состав. В этот момент им управлял Мухданов Молла. Молла, использовав не только свои навыки и опыт по управлению составом, но и умелый расчёт, сумел избежать большую ЖД аварию. Он спланировал движение своего поездного состава таким образом, чтобы оказаться на «точке» сАмого начала спуска тогда, когда отцепившиеся вагоны, несущиеся (обратно) прямо навстречу составу под своим управлением в «точке» наивысшего подъёма. Цель ставилась так – лёгким ударом вперёд встретить обратно двигающиеся вагоны именно в том месте, где они практически должны были потерять инерционную скорость. Помощник машиниста прекрасно справился с этой задачей и успешно (безаварийно) завершил возникшую чрезвычайную ситуацию. За эти профессиональные действия Молла был руководством ЖД станции морально и материально поощрён.

     После возвращения на Родину в 1957 году Молла продолжил более глубокое изучение Исламской науки. Его новым наставником был Изнавр-мулла из 3-го совхоза Пригородного района (родом из Варанды). Учился на протяжении ещё 13 лет.
В 1982 году было завершено строительство большой центральной мечети в с. Ачхой-Мартан. Джейрханан Юсуп, известный в то время учёный-алим, упросил Моллу стать имамом этой мечети, а так же и имамом района. Перед началом этой деятельности Молла блестяще сдал экзамены в Махачкалинской духовной семинарии. С этого времени и до конца своей жизни Молла (бессменно) исполнял эти почётные обязанности и функции.

     Под руководством и по инициативе Моллы 1 марта 1989 году при центральной мечети с. Ачхой-Мартан был открыт «Хьуьжар» (мусульманская духовная школа), где начала обучение основ Ислама целая плеяда муталимов (учеников-воспитанников). Через некоторое время учителем в этом Хьужаре стал и сын Моллы – Ризван.

- - - - -


     Однажды у Моллы спросили: «Скажи, трудно ли быть имамом нашего села, а тем более и имамом района?»… Имам-Молла, не задумываясь, ответил: «Конечно, нелегко… Но всё это время я был не один… Рядом со мной всегда были – Аслахан Махьмуд, Хасу Ахьмад, Янарсин Мохьмад (Накаев), Iумар Адам, Осми Хьасан, Таки Халид, Самболтан Баудди, Iабдул-Iаьзам, Боши Якъуб, СаIидан ИсмаIал, Музраев Муога, Марзабекан Юсуп… Вот без этих людей мне, действительно, было бы трудно. Это были люди, которые по своим глубоким человеческим убеждениям не разделяли мусульман по вирдам и тайпам».

- - - - -


     Из рассказа Ризвана Мухданова:

     - В период президентства Аслана Масхадова к нашему отцу (имаму-Молле) приехал человек по имени Ахьмад с предложением взять на себя обязанности муфтия Чеченской Республики. Имам-Молла входил (в это и всё последующее время) в центральный республиканский Совет улемов. Но отец тактично отказал. Причины отказа были разные, в том числе и преклонный возраст, и состояние здоровья. Но при желании он бы смог справиться и с такой деятельностью. После того как уехал наш гость, я спросил отца: «Почему ты отказался от такого высокого духовного сана… Ведь от тебя бы была большая польза мусульманской общине нашей республики?»…

     Отец, слегка задумавшись, ответил мне одним примером из прошлого: «Однажды Халиф (падчахь) предложил Абу-Хьанифату (да будет им доволен АллахI) занять должность муфтия, а Абу-Хьанифат ответил отказом. Расстроенный таким ответом, падчахь заметил, что за такую дерзость и непочтительность может наказать Абу-Хьанифата ударами палок. Выслушав эту угрозу, Абу-Хьанифат ответил падчахьу: «Давая тебе такой ответ, я, конечно же, не хотел тебя расстроить своим отказом, а больше думал о том, что за возможные ошибки при исполнении столь ответственных обязанностей муфтия я могу быть наказан железными палками на Высшем Суде АллахIа в Явмул Къиямате».

     Подытоживая сказанное, мой отец ещё сказал: Когда ошибается муфтий – начинают ошибаться имамы. Когда ошибаются имамы – впадает в заблуждение народ. (Шен жоп дерзош, шегара тIе а туьйхира тхан дас: Муфтий галаваьлча – имамаш галабовлу. Имамаш галабоьвлчи – халкъ галадолу). »…

- - - - -


     «Однажды у имама-Моллы спросили:

     - Всем известно, что к тебе приходят много людей с разными проблемами и для разрешения возникающих между ними тяжб… Наверное, нет такого вопроса, который тебе не приходилось бы разбирать?

     - Действительно, тяжбы были всякие… Пожалуй, кроме одной… Ко мне до сих пор не обратились дети постаревших родителей, когда бы каждая из сторон оспаривала своё приоритетное право по уходу и содержанием старцев – ответил имам-Молла»…

- - - - -


     У одного заканюртовца была лошадь, что называется – «хороших кровей», выделявшаяся своей статью и скаковыми качествами. Завязав веревкой передние ноги (баргол тохар – на чеченск. яз.), чтобы далеко не уходила, он, обычно, выпасал её на окраине своего села.

     Но однажды она потерялась. Вероятной версией пропажи лошади сочли её кражу. Хозяин лошади объявил о большом вознаграждении того, кто выведет на возможного похитителя. Искали долго…

     Как-то стало известно о том, что видели одного подростка из этого же села, верхом проскакавшего мимо односельчан на этой лошади в день её пропажи.
Так и не найдя какой-либо иной причины пропажи лошади, хозяин потребовал от родителей того самого мальчика, которого видели верхом на лошади, вернуть лошадь или заплатить её стоимость. Эта тяжба долго разбиралась… Но так и оставалась без принятого решения. И вот обе стороны договорились обратиться за решением по Шариату к имаму-Молле.

     Имам-Молла выслушал внимательно пояснения и доводы обеих сторон. Установил, что хозяин лошади готов безропотно подчиниться Шариатскому решению, а представители со стороны «подростка» уверены в своей невиновности и даже готовы дать клятву.

     Имам-Молла сначала спросил у представителей подростка:

     - Что вы можете сказать о пропаже его лошади?

     - Да, мы признаём, что сын того-то в этот день, развязав путы, сел на его лошадь и поездил на ней верхом. После этого он пригнал её на то же самое место и отпустил. В этом мы можем поклясться именем Аллах1а. Конечно, сев на чужую лошадь, сын такого-то поступил неправильно. Но в её пропаже, мы твёрдо убеждены, что невиноваты.

     Потом имам-Молла задал вопросы хозяину лошади:

     - Скажи, на какую сумму денег ты оцениваешь пропавшую лошадь?

     - Лошадь стоит не меньше 800 рублей… Может и больше.

     - Если сегодня будет определён тот, кто должен возместить тебе убыток за пропавшего коня, на какую бы сумму возмещения ты согласился?

     - Я не стал бы настаивать на 800 рублях или более. Меня устроят и 500 рублей.

     Далее имам-Молла заключил, обращаясь ко второй стороне тяжбы:

     - Сын такого-то, развязав путы, завязанные хозяином лошади на её ногах, поездив и пригнав на прежнее место отпустил её… Это то, что следует из ваших слов. Он отпустил её, но не завязал ноги лошади. Вина и ответственность ложится на вас… Это и есть моё решение.

     После этих слов 1алима слово взял представитель стороны подростка. Он достал деньги, отсчитал 500 рублей и именем АллахIа передал их хозяину лошади. После этого положил на стол 100 рублей со словами: «Имам-Молла, это я даю тебе за вынесенное решение»…

     Имам-Молла, возражая, ему в ответ:

     - Я не могу взять эти деньги от вас. Вы и так понесли ущерб, заплатив стоимость лошади.

     - Имам-Молла, прошу именем АллахIа взять эти деньги. Если бы ты не вывел нас на правильный путь в понимании случившегося, то мы могли бы произнести ложную клятву в своё оправдание, а в Судный день нам и так бы пришлось возмещать ему лошадь. Мы благодарны тебе!

- - - - -


Старый, … бесценный сундук

     Хас-Магомед - брат имама-Моллы в конце 60-х гг. ХХ в. поехал в селение Анды Дагестана, чтобы купить жайны – книги-писания и толкования исламского вероучения. В высокогорных местностях Дагестана, как тогда было принято считать, советская власть, проводившая повсеместную и упорную антирелигиозную борьбу, была слабой. Ни улиц, ни дорог… Каменные жилые строения – одна на другой. И поэтому мало кто удосуживался подниматься по этим серпантинам.

     И вот Хас-Магомед с большим трудом добрался сюда. Увидев аксакалов, сидящих на камнях-сиденьях, устроенных на небольшой площадке, подошёл, поздоровался с ними и спросил: «У кого бы я мог купить жайны. Мы, -чеченцы-, вернулись на свою Родину, а вот для развития обучения Ислама у нас нет необходимой литературы»… Старцы ему показали небольшой дом, подсказали имя его владельца и рекомендовали поговорить об этом с ним. Но предупредили, что он является старым коммунистом, посему-де с ним нужно найти общий язык тактичным образом.

     Хас-Магомед всё так и сделал.

     Хозяин был немногословен, но внимательно выслушал гостя… Далее он зашёл в другую комнату дома и вернулся обратно, таща за собой большой и старый деревянный сундук. Он разместил этот сундук прямо посередине комнаты. Открыл крышку. Он (сундук), как оказалось, был полностью набит исламской литературой – Коранами, Жайнами, Маьхьалами. Прямо сверху лежали ценнейшие 4 (четыре) Маьхьала, изданные к тому времени 250 лет назад в Османской империи. Для их изготовления типографией была использована дорогая жёлтая бумага. У Хас-Магомеда чуть не схватило сердце от увиденного, удивления и счастья. Но быстро взял себя в руки и спокойно продолжил разговор.

     Как бы не замечая всё остальное, взгляд Хас-Магомеда привлекали четыре Маьхьала, которые лежали сверху всего остального. Имея ввиду их, он произнёс:

     - Да… Вижу… И за сколько можешь продать это?

     - За 600 рублей отдам! – Твёрдым голосом произнёс хозяин дома…

     Тогда 600 рублей были немалые деньги. За них можно было купить две коровы. К тому же, У Хас-Магомеда в кармане было всего-то 700 рублей.

     - Знаешь… 600 рублей… Как-то дороговато…

     - Дороговато? За всё это?... Дороговато?!... Нет, за меньшую сумму не отдам!

     Тут-то и понял Хас-Магомед, что «продавец» называет цену не за четыре Маьхьала, а за всё, что находится в сундуке. (!!!)

     Не меняя тональности разговора, Хас-Магомед заключил:

     - Ладно, так тому и быть… Покупаю это у тебя за 600 рублей вместе с сундуком.

     - Хорошо. Так и решим. Я продал тебе это за 600 рублей.

     - А я купил у тебя это за 600 рублей.

     Хас-Магомед с большим трудом перетащил сундук с содержимым к подножию гористого поселения. Нанял транспорт и привёз бесценный сундук в Ачхой-Мартан. Односельчане знали, что Хас-Магомед уже едет домой и ждали его скорое появление во дворе Мухдановых. Как только подъехала машина, люди выгрузили сундук и занесли его во двор дома. Хас-Магомед, на виду у всех, поднял крышку сундука, бережно взял четыре Маьхьала в кожаных переплётах и передал своему брату Молле и произнёс: - Эти четыре Маьхьала дарю своему брату, а всё остальное пусть будет использоваться для обучения муталимов…

     С тех самых пор, по сегодняшний день, в доме Мухдановых, как реликвии, хранятся эти 4 (четыре) Маьхьала. По завещанию имама-Моллы они переданы его же внуку – Дени.


Рецензии