Святитель Лука. Латай, латай, Вера, бедных много!

Это слова владыки своей племяннице. Так он ей, говорил о своей рясе.

В его доме всегда находился обед на 15-20 человек. Сам же он довольствовался малым и тратить деньги на себя ему было жаль. Посмотрите на лицо этого человека Светлый его облик, умный, мудрые и строгие глаза, как укор нам всем, великая судьба прожита им. Это один из самых почитаемых святых XX столетия Русской Православной Церкви - Святитель Лука (в миру Валенти;н Фе;ликсович Во;йно-Ясене;цкий). Дивительная жизнь человека, практически недавнего нашего современника, и при этом – Святого. Советский врач, талантливейший хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий и он же – архиепископ Симферопольский и Крымский, жертва сталинских репрессий и лауреат Сталинской премии первой степени, причисленный Украинской православной церковью к лику святых и канонизированный Русской православной церковью в сонме ново мучеников и исповедников Российских. Мне бы хотелось соотнести историю жизни этого человека по годам, на фоне истории страны.

Удивительно, что пройдя через многие, тяжелые испытания, он прожил такую длинную жизнь, господь хранил его.
9 мая 1877(н.с.)(0)-Керчь Таврическая губерния Российской империи

Его отец был католиком, мать православной, которая не ходила в церковь, молилась дома. К вере он пришел, через живопись. От рождения господь отмерил ему большой талант.

1889(12)- переезд в Киев.

1893(16)-Киев Юный Валентин, учась в рисовальной школе им.Н.М.Мурашко делал много зарисовок, набросков и эскизов молящихся людей и даже получил премию на передвижной выставке, за картинку, изображавшей старика-нищего, стоящего с протянутой рукой. Евангелие, который подарил ему директор школы, произвели на юношу неизгладимое впечатление. Особенно, то место, где Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, говорит им: «Жатвы много, а делателей мало».

1896(19)- закончил гимназию и школу, едет стажироваться в Мюнхен урокам живописи.

1897(20)-поступил на юридический факультет Киевского университета

1898(21)-перевелся на медицинский факультет. «Недолгие колебания, - пишет он в мемуарах,- кончились решением, что я не вправе заниматься тем, чем мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». В конце 1890-х годов Войно-Ясенецкий увлекался толстовством, даже писал Льву Николаевичу с просьбой повлиять на свою семью, которая была недовольна идейной переменой сына. Однако, прочитав запрещенное в России произведение великого писателя «В чём моя вера», Валентин Феликсович разочаровался в его идеях.

1903(26)- Не имея врожденных способностей к естественным наукам, он, благодаря усердию и труду, сумел окончить университет в числе лучших. Товарищей по учебе и преподавателей особенно поражали успехи Войно-Ясенецкого в изучении анатомии человеческого тела — помог природный дар живописца. «Из неудавшегося художника я стал художником анатомии и хирургии»,- писал он в мемуарах. Получив по окончанию университета диплом с отличием, обескуражил заявлением, что хочет быть обычным земским врачом.

1904(27)- Отправился в составе миссии Красного креста на русско-японскую войну помогать нашим раненым. Было поручено заведовать хирургическим отделением госпиталя в Чите, ему были поручены сложнейшие операции на конечностях, черепах раненых солдат и офицеров, с которыми он успешно справлялся.

1904(27)- Венчается со своей возлюбленной Анной Васильевной (урожденной Ланской) сестрой милосердия

1905(28)- После окончания войны решает работать земским врачом в городе Ардатов (в Мордовии). По тем временам это была очень сложная работа: Войно-Ясенецкий работал по 14-16 часов в сутки в крошечной больнице, весь персонал которой состоял из двух человек. После Мордовии Валентин Феликсович трудился в Курской и Саратовской губерниях.

1915(38)- выходит в свет его книга «Регионарная анестезия», иллюстрированная самим автором. Переезд в Переславль-Залесск- старинный русский город, главврач больницы на 50 коек.. Несмотря на скудное обеспечение медицинским оборудованием, Войно-Ясенецкий блестяще проводил сложнейшие операции и совмещал практическую работу с научной деятельностью. Прием пациентов, операции, объезд больных по всему земскому участку, по ужасным дорогам, в любую непогоду, ночами научные исследования, зарисовки для будущих статей. И так - день за днем, год за годом в течение 12 лет!

1916(39)-защитил в Москве докторскую диссертацию. За нее он был удостоен премии Варшавского университета - «За лучшее сочинение, пролагающее новый путь в медицине». В те времена в медицинской практике бывали случаи тяжелых осложнений после применения общего наркоза. Нередко больные умирали не в результате неудачного оперативного вмешательства, а попросту не перенеся наркоза. Талантливый доктор стал искать новые пути в анестезии(обезболивании), сосредоточившись на регионарной (местной) анестезии, самом оптимальном варианте, при котором путем укола в нужный нерв удается обезболить целую область, на которой проводится операция. Задумка изложить свой врачебный опыт в книге «Очерки гнойной хирургии». При составлении плана возникает мысль: «Когда книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Откуда взялась эта мысль? Какой епископ? Ведь быть священнослужителем, а тем более епископом ему и во сне не снилось! Спустя годы странная эта мысль полностью реализовалась: книга была закончена, когда автор ее и вправду был уже епископом. «Неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу, уже когда мы во чреве матери»,- отмечал он, вспоминая об этом на склоне лет.

1917(40)- из-за проблем со здоровьем у жены (туберкулез) решает переехать на вместе с семьей на юг, в зону теплого климата. Выбор пал на город Ташкент, где как раз была вакантной должность главного врача в местной больнице.

1919(42)- арест по доносу нерадивого работника морга, которому он делал замечания. Спас его случай, который, как известно, есть псевдоним Бога. Освобожден от неминуемой смерти видным партийцем, который знал знаменитого хирурга в лицо. Кончина жены, Валентин Феликсович остался один с четырьмя детьми в возрасте от 6 до 12 лет. Читает Псалтирь у ее гроба. И здесь у него впервые проявился особый дар- чуткость к гласу божию, восприятие отдельных строк из молитвословий как обращенных к нему лично. Впоследствии заботу о детях на себя возьмет операционная сестра София Сергеевна Белецкая.

1920(43)- посвящен в сан диакона. Он принимает участие в публичных диспутах с атеистами и, будучи хорошим оратором, привлекает к себе внимание местного священства. В то время кого священнослужители, убоявшись репрессий, даже снимали с себя сан, В.Ф.Войно-Ясенецкий ответил согласием на слова архиерея, епископа Иннокентия (Пустынского), который сказал:- «Доктор, вам надо быть священником»! В этих словах он услышал призыв Божий.

1921(44)- стал иереем Валентином, будучи заведующий кафедрой университета, главным хирургом городской больницы. Везде ходил в рясе и с наперсным крестом на груди! Оперировал, конечно, без рясы, а как обычно, в медицинском халате. В операционной больницы висела икона Богородицы. По воскресеньям, всю неделю отработав в больнице, он служил в соборе. В Ташкенте это событие стало сенсацией, вот как вспоминают очевидцы:«Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: «Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?» Последовал ответ: «Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины»».

Вел публичные диспуты с бывшим протоиереем Ломакиным, радующим за «живую церковь» деятельность которой сводилась к борьбе за привилегии белого духовенства и искоренение «контрреволюции». Выступает в суде по «делу врачей», которых несправедливо обвинили во вредительстве. Защищая коллег, отец Валентин разбил все обвинения главы ЧК Петерса, имеющего репутация человека жестокого, скорого на вынесение приговоров с высшей мерой. Опытный лектор, он так внятно и убедительно растолковывал суть дела, что «дело ташкентских врачей» с треском провалилось. В том числе произносит фразу, ставшую крылатой:

«— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».

Речь священника-хирурга спасла жизнь профессору Ситковскому и его коллегам.

1923(46)- пострижен в монахи в собственной спальни с именем Луки и в городе Пенджикент недалеко от Самарканда рукоположен в епископы. В немецком медицинском журнале «Deutsche Zeitschrift» была опубликована его статья о новом методе перевязки артерии при удалении селезёнки, в журнале «Archiv fur klinische Chirurgie» — статья о кариозных процессах в рёберных хрящах и их хирургическом лечении. Арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Отправлен на допрос в Москву. Закончил монографию «Очерки гнойной хирургии». Начальник тюрьмы разрешил профессору писать по вечерам в его кабинете. На заглавном листе владыка написал: «Епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий». Святитель Лука вспоминал:

«На допросе чекист спрашивал меня о моих политических взглядах и о моем отношении к Советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос ребром: «Так кто Вы — друг или враг наш?» Я ответил: «И друг и враг. Если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но Вы возглавили гонение на христианство, и поэтому, конечно, я не друг Ваш».

Ссылка в Енисейск (Красноярский край). Стал вести приём, и желающие попасть на приём записывались на несколько месяцев вперёд. Рост популярности епископа вынудил ГПУ отправить его в новую ссылку в деревню Хая. Владыка проявлял находчивость в экстремальных условиях. В его золотых руках при необходимости перочинный ножик превращался в скальпель, а женский волос - в хирургические нитки для сшивания ножных тканей. Чуть позже ГПУ создали приказ о возвращении в Енисейск. Там епископ несколько дней провёл в тюрьме в одиночной камере, а после продолжил частную практику и богослужения на квартире и в городском храме.

1924(47)- Отправлен в новую ссылку в Туруханск. По прибытии епископа в Туруханск его встречала толпа людей, на коленях просившая благословения. В автобиографии епископ Лука вспоминает также, как ссыльный баптистский пресвитер Иван Шилов только ради бесед с ним приплыл в Туруханск по Енисею за 700 вёрст уже с началом ледохода. Профессора вызвал председатель крайкома Бабкин, который предложил сделку: сокращение срока ссылки за отказ от сана. Епископ Лука решительно отказался «бросать священную дурь». В Туруханской больнице, где Войно-Ясенецкий сначала был единственным врачом, он выполнял такие сложнейшие операции, как резекция верхней челюсти по поводу злокачественного новообразования, чревосечения брюшной полости в связи с проникающими ранениями с повреждением внутренних органов, остановки маточных кровотечений, предотвращение слепоты при трахоме, катаракте и др.

В конце года на приём к Валентину Войно-Ясенецкому пришла женщина с больным ребёнком. На вопрос, как зовут ребёнка, ответила: «Атом», и объяснила удивлённому врачу, что имя новое, сами выдумали. На что Войно-Ясенецкий спросил: «Почему не назвали поленом или окном?». Эта женщина была женой председателя крайисполкома Бабкина, который написал заявление в ГПУ о необходимости повлиять на реакционера, распространяющего ложные слухи, представляющие «опиум для народа», являющиеся противовесом «материальному мировоззрению, которое осуществляет перестройку общества к коммунистическим формам» и наложил резолюцию: «Секретно. Губуполномоченному — для сведения и принятия мер». Вскоре святителю объявили, за неподчинение требованиям исполкома его ссылают еще дальше на 230 км севернее Полярного круга , на берег Северо-Ледовитого океана в д.Плахино, где проживало всего 5 семей.

1925(48)- Спустя три месяца его вернули в Туруханск, после погрома сельсовета крестьянами возмущенными тяжелой ссылкой владыки и профессора медицины. Всегда деятельный и бодрый он вдруг ощутил безнадежность и отчаяние. Вот уже и срок заканчивался. Каждый день приходили пароходы и увозили ссыльных в Красноярск, и снова - без него. И пока он не смирился, беспокойство его не оставляло. На ноге у него открылась варикозная язва и из за нее владыке разрешили ввернуться. Ссылка, которая так сильно подкосило его здоровье, закончилась.

1926(49)- вернулся в Ташкент.

1927(50)- уволен на покой, по совету митрополита Арсения Новгородского. Это было началом греховного пути и божьего наказания. Как ссыльного и политически неблагонадежного его не восстановили ни в должности заведующего отделением, ни в должности хирурга, ни в составе преподавателей университета. Оставалось только заниматься приемом на дому. Недалеко от церкви снял он небольшой домик и с сыном Алексеем начал принимать больных бесплатно, не забывая молиться в храме, стоя у алтаря. После литургии Владыку до дома провожала толпа людей, которые шли с ним, просто молча, этого было достаточно. Множеству людей он помог бескорыстно, воплощая в реальную жизнь свои слова: «Главное в жизни- всегда делать людям добро. Если не можешь сделать большого добра, постарайся совершить хотя бы малое».

1930(53)- арестован. Его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. На допросах он скоро понял, что от него хотят добиться отречения от священного сана. Святитель Лука ответил: «При нынешних условиях я не считаю возможным продолжать служение, однако сана я никогда не сниму». Тогда он объявил голодовку протеста и голодал семь дней, потом ещё две недели. В конце концов, его снова отправили в лагерь под Котласом Архангельскую область, а затем в ссылку. Следственные действия, лагерь и ссылка серьезно подорвали его здоровье. Тем не менее, врачебную практику и исследовательскую деятельность он продолжил.

1934(57)-После освобождения Лука вновь поселяется в Ташкенте, издаёт свою книгу «Очерки гнойной хирургии», которая стала классикой медицинской науки, работает по профессии и мечтает открыть институт гнойной хирургии. В медицинском журнале говорилось: «Пожалуй, нет другой такой книги, которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страждущему человеку. Хирургия стала для святителя Луки своего рода благословлением, и, может быть, благодаря ей он смог столько всего выдержать и сделать для церкви больше. Ему была сделана операция на больном глазу, но тщетно: вскоре этот глаз полностью ослеп.

1937(60)- Святителя Луку арестовывают снова, на этот раз обвинив врача-священника в создании контрреволюционной церковно-монашеской организации, пытают методом «конвейера» (13 суток держат без сна), доводят до того, что подсудимый объявляет голодовку. Это был ад. В конце концов его приговаривают к 5 годам ссылки в Красноярский край.

1940(63)-ссылка на 5 лет в с.Большая Мурта Красноярского края. Медик с мировым именем работал там за тарелку супа и смену белья.

1941(64)-Когда началась война, архипастырь Лука послал Председателю Верховного совета М.И.Калинину телеграмму, в которой просил прервать его ссылку и направить в госпиталь для лечения раненных, готовый ввернуться по окончанию войны опять в ссылку. За ним был выслан самолет, который доставил его в Красноярский госпиталь. Началась титаническая круглосуточная работа, ежедневно он проводит в операционной по 9-10 ч в день, совершая до пяти больших операций.

1943(66)- возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру.

1944(67)- переезжает в Тамбов за Красноярским эвакогоспиталем. Назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Пишет свой богословский труд «Дух, душа и тело», направленный против «научного атеизма». Паства Владыку очень любила. Его смелые, яркие проповеди записывали, перепечатывали и распространяли среди верующих. Вот вспоминает как одна жительница Тамбова:

“После службы он всегда благословлял каждого, подпуская к кресту, и в это время на лице его всегда царила нежная улыбка. Он смотрел каждому в глаза, и нам казалось, что он каждого из нас так же безгранично любит, как любим мы его. Мы были беспредельно счастливы и благодарны ему, смягчались скорби наших душ. Та же война, те же скорби, те же голод и холод, но сердца наши становились другими».

1945(68)- награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Награда, надо сказать весьма скромная, для человека внесшего столь большой вклад в приближение победы. Церковь оценила его труды гораздо более адекватно: правом ношения бриллиантового креста на клобуке. На вручение медали архиепископ Лука произнес речь:

«Я помог бы ещё многим, если бы не вы (представители власти), не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам.

Председатель облисполкома нарушив молчание сказал:

-Ну, профессор, прошлое пора забыть! Нужно жить настоящим и будущим.

-Нет уж, извините, не забуду никогда!»

1946(69)-перевод в Симферополь. Из письма сыну Михаилу: “Угасает моя хирургия, и встают большие церковные задачи». За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», Войно-Ясенецкий получает Сталинскую премию первой степени. Из-за плохого состояния здоровья Лука прекращает заниматься врачебной практикой, но даёт консультации. «Для хирурга не должно быть «случая», а только живой страдающий человек».

1956(79)- Святитель Лука полностью ослеп, он принял это со смирением, без ропота. Но продолжил по памяти служить Божественную литургию, проповедовать, руководить епархией, противостоять закрытию церквей и религиозным гонениям хрущевской эпохи. За несколько лет ранее он писал: «Известно, что слепота усугубляет работу мысли и нравственного чувства, значительно отодвигает порог сознания». Свою любовь к ближнему он проявлял делами. «Я полюбил страдание - так удивительно очищающее душу». Он полюбил страдание, не само по себе, а как средство воспитания души.

1959(82)- присвоена степень доктора богословия.

1961(84)- 11 июня архиепископ Лука скончался. Множество людей пришло проводить в последний путь своего архиерея. До самого кладбища путь был усыпан розами. Медленно, шаг за шагом процессия продвигалась по улицам города. Три километра от собора до кладбища люди несли на руках своего Владыку в течение трех часов. Все дети профессора пошли по его стопам и стали медиками. Он всю жизнь предугадывал желания Бога относительно своей судьбы. И очень редко ошибался.


Рецензии