В. Н. Топоров. Прусский язык

Владимир Николаевич Топоров. Прусский язык. Словарь
История исчезновения языка и народа, полтора тысячелетия находившегося на глазах истории (Aestii Тацита, Галинды Птоломея, Hestis Кассиодора, Aesti Иордана, Aisti Эйнхарда, ср. to Est-um, mid Est-um, East-land, Вульфстана; Bruzi Баварского Географа, Вurus Ибрагим-ибн-Якуба, Pruzzi, Pruzze, Pruze, Проуси и т.п. других средневековых источников, ср. также прусск. prusiskan), известна...
***
Предисловие Настоящим томом начинается выпуск словаря прусского языка (языка древних пруссов). Предполагается, что за этим томом последуют еще три тома словаря и четвертый том, подводящий итоги исследований в области сравнительно-исторической грамматики и лексики прусского языка. В нем также будет изложен ряд соображений о мосте этого языка среди других балтийских, об отношении к славянскому этнолингвистическому комплексу, о связях с другими индоевропейскими языками, о некоторых аспектах ареальной лингвистики, существенных для понимания прусского языка; наконец, в этом же томе, следующем за словарем, будет рассмотрен ряд тем, относящихся к духовной культуре древних пруссов. То, что именно словарь оказывается основным содержанием этого исследования и основным поводом и аргументом при решении вопросов несравненно более широкого характера, чем собственно лексические, можно объяснить указанием на причины внутреннего и внешнего свойства(с.3)
…Но сейчас наступило время, когда прусский язык (и, в частности его словарь) из ближайшего фона литовского и латышского языков и вспомогательного средства для объяснения ряда фактов этих языков должен превратиться в объект самостоятельного исследования (с.4)
…Никто, к сожалению, пока даже не ставил задачи специального сопоставления прусского и славянского словаря. Конечно, пока вопрос сводился к тому, что дают балтийские языки для прусского или прусский для балтийских, славянские факты поневоле оставались в стороне. По если выйти из этого узкого круга и отвлечься от предвзятостей, то окажется, что роль славянских лексических параллелей к прусскому языку исключительна (ср. хотя бы удивительные сходства в местоимениях, предлогах и префиксах, ряде других служебных слов, в словообразовательных элементах, именослове и т.п.) (с.5)
…Область реконструкции в словаре не ограничивается исключительно языковым материалом. Слово оказывается самым естественным проводником в сферу духовной культуры древних пруссов, о которой известно непростительно мало. История исчезновения языка и народа, полтора тысячелетия находившегося на глазах истории (Aestii Тацита, Галинды Птоломея, Hestis Кассиодора, Aesti Иордана, Aisti Эйнхарда, ср. to Est-um, mid Est-um, East-land, Вульфстана; Bruzi Баварского Географа, Вurus Ибрагим-ибн-Якуба, Pruzzi, Pruzze, Pruze, Проуси и т.п. других средневековых источников, ср. также прусск. prusiskan), известна. Правы или неправы были пруссы в их взгляде на жизнь и независимо от того, имеем ли мы право судить об их правоте или неправоте, исчезновение их - потеря для человечества и человечности. И восстановление хотя бы частностей утраченной культуры смыкается уже с нравственными задачами (c.7)
Владимир Николаевич Топоров. Прусский язык. Словарь. М.: Из-во Наука, 1975-79-80-94-90. Т.1-5

Балтийская группа, обычно членимая на западно-балтийские - прусский (памятники 14 и 16 вв.), ятвяжский, или судавский, галиндский, или голядский, возможно, и некоторые другие, напр. шалавский, оставившие по себе следы только в топономастике и все вымершие, видимо, в 17 в., и восточно-балтийские - литовский, латышский (первые значительные тексты с 16 в.) и иногда особо выделяемый латгальский, а также вымершие языки: куршский (в последнее время относимый к западно-балтийским), селонский, или селийский; следует иметь в виду и балтийскую речь (до 11 в.) Верхнего Поднепровья, Поочья, Подмосковья, по крайней мере отчасти совпадающую с галиндским языком и тоже рано вымершую...
Владимир Николаевич Топоров. Индоевропейские языки
Варяги-пруссы (Варязi-ПрусЪ)


Рецензии