Г. Р. Державин о смерти и её смысле
Г.Р. Державин является непревзойдённым классиком темы «Memento mori» в русской поэзии. Никто из русских поэтов не говорил о смерти так мудро и возвышенно как он.
а) Память о своём собственном неотвратимом конце
Эта тема часто заставляла его задумываться среди жизненной суеты о своём неотвратимом конце:
Глагол времен! металла звон!
Твой страшный глас меня смущает;
Зовет меня, зовет твой стон,
Зовет — и к гробу приближает.
(«На смерть князя Мещерского»)
Причём поэт понимает, что смерть не ожидает его где-то в далёком будущем, а сопровождает с самого рождения:
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет,
И дни мои, как злак, сечет.
(«На смерть князя Мещерского»)
b) «Memento mori» в отношении друзей
В тему смертоной памяти Г.Р. Державин также охотно по-приятельски посвящал своих знакомых и друзей:
Сей день, иль завтра умереть,
Перфильев! должно нам конечно, —
Почто ж терзаться и скорбеть,
Что смертный друг твой жил не вечно?
(«На смерть князя Мещерского»)
c) напоминание о смерти сильным мира сего
Наконец, своим святым долгом он считал также смело напоминать о смерти сильным мира сего: царям, властителям и судьям:
Не зрим ли всякой день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?
Не слышим ли в бою часов
Глас смерти, двери скрып подземной?
Не упадает ли в сей зев
С престола царь и друг царев?
(ода «Водопад»)
В первых четырёх стихах Державин поистине дантовскими красками создаёт образ памяти смертной в земной жизни, увенчивая его затем устрашающей картиной смерти царя и его друга. Какая возвышнность слога! Эти стихи достойны «Божественной комедии».
Более того, Державин отваживается очень настойчиво, я бы даже сказал дерзко заявлять сильным мира сего о их неотвратимом конце:
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
(Властителям и судьям)
В последнем четверостишии слышны отзвуки пламенной проповеди Савонароллы! Не даром многие недовольные вельможи почувствовали в этих стихах революционный якобинский дух.
d) Философская сентенция о смерти
Как обобщённое философское заключение звучат державинское четверостишие:
Скользим мы бездны на краю,
В которую стремглав свалимся;
Приемлем с жизнью смерть свою,
На то, чтоб умереть, родимся.
(«На смерть князя Мещерского»)
Как поэтически отточенна эта мудрость! Многие стихи Державина на тему смерти стали даже афоризмами:
«Сегодня бог, я завтра прах»,
«Где стол был яств, там гроб стоит».
(«На смерть князя Мещерского»)
е) «Memento mori» в отношении народов, царств, великих земных дел и искусств
Этой участи подлежат также все народы и царства, а так же великие земные свершения, воспетые поэзией. Всех их ожидает неумолимое жерло вечности:
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
f) Смерть не щадит даже звёздные миры
Даже для звёзд смерть не делает исключения:
Без жалости всё смерть разит:
И звезды ею сокрушатся,
И солнцы ею потушатся,
И всем мирам она грозит.
(«На смерть князя Мещерского»)
Перед грозным законом смерти, которому подлежит всё тварное, крайне самоуверенным и беспечным Державину видится обыкновение людей жить как бессмернные:
Не мнит лишь смертный умирать
И быть себя он вечным чает;
Накозанием за такую беспечность становится смерть, пришедшая неожиданно как тать:
Приходит смерть к нему, как тать,
И жизнь внезапу похищает.
(«На смерть князя Мещерского»)
2. В чём видит Державин смысл этого неумолимого конца, которому подлежит всё и вся?
а) Смерть возвращает нас в бессмертие Отчее
Какой же смысл видит Державин в этом всеобщем трагическом исходе? Торжество божественной справедливости и милосердного промысла о нас. Восторженно обращаясь к Господу, он посвящает нас в это чудное откровение:
Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! — в бессмертие Твое.
(ода «Бог»)
b) «Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14:6)*
Подготавливает человека к этому переходу через «смертну бездну» и руководит в нём Сын Божий. Поэтому Державин устами Иисуса Христа обращается к каждому из нас:
«Доколь воплю, доколь толкусь
«Воскреснуть в хладных маловерах?
«О света сын! о раб днесь тмы!
«Свлеки с себя покров твой бренной
«И мыслью, верой воскрыленной
«Мой Промысл о себе вонми:
<...>
Адам бы падши не возстал,
Когда б в Христе не воскресился,
Не воскресясь — не возсиял,
Не возсияв — не возродился
В блаженство первородно вновь.
Се, как смирением, терпеньем,
Страданьем, скорбью, умерщвленьем
Возводит всех к себе Любовь!
(ода «Христос»)
Так, раскрывая смысл смерти, Державин показывает и смысл человеческой жизни: подготовку к Жизни Вечной.
--------------------------
* Эти слова Державин поставил эпиграфом к оде «Христос».
Свидетельство о публикации №222070100941