Г. Р. Державин о смерти и её смысле

               1. Тема «Memento mori», её аспекты и адресаты в поэзии Г.Р. Державина

Г.Р. Державин является непревзойдённым классиком темы «Memento mori» в русской поэзии. Никто из русских поэтов не говорил о смерти так мудро и возвышенно как он.   

             а) Память о своём собственном неотвратимом конце

Эта тема  часто заставляла его задумываться среди жизненной суеты о своём неотвратимом конце:

       Глагол времен! металла звон!
       Твой страшный глас меня смущает;
       Зовет меня, зовет твой стон,
       Зовет — и к гробу приближает.

           («На смерть князя Мещерского»)

Причём поэт понимает, что смерть не ожидает его  где-то в далёком будущем, а сопровождает с самого рождения:

       Едва увидел я сей свет,
       Уже зубами смерть скрежещет,
       Как молнией, косою блещет,
       И дни мои, как злак, сечет.

        («На смерть князя Мещерского»)

               b) «Memento mori» в отношении друзей

В тему смертоной памяти Г.Р. Державин также  охотно по-приятельски посвящал своих знакомых и друзей:

       Сей день, иль завтра умереть,
       Перфильев! должно нам конечно, —
       Почто ж терзаться и скорбеть,
       Что смертный друг твой жил не вечно?

          («На смерть князя Мещерского»)


                c) напоминание о смерти сильным мира сего

Наконец, своим святым долгом он считал также смело напоминать о смерти сильным мира сего: царям, властителям  и судьям: 

       Не зрим ли всякой день гробов,
       Седин дряхлеющей вселенной?
       Не слышим ли в бою часов
       Глас смерти, двери скрып подземной?
       Не упадает ли в сей зев
       С престола царь и друг царев?

         (ода «Водопад»)

В первых четырёх стихах Державин поистине дантовскими красками создаёт образ памяти смертной в земной жизни, увенчивая его затем устрашающей картиной смерти царя и его друга. Какая возвышнность слога! Эти стихи достойны «Божественной комедии».

Более того, Державин отваживается очень настойчиво, я бы даже сказал дерзко заявлять сильным мира сего о их неотвратимом конце:

      Цари! Я мнил, вы боги властны,
      Никто над вами не судья,
      Но вы, как я подобно, страстны,
      И так же смертны, как и я.
      И вы подобно так падете,
      Как с древ увядший лист падет!
      И вы подобно так умрете,
      Как ваш последний раб умрет!

       (Властителям и судьям)

В последнем четверостишии слышны отзвуки пламенной проповеди Савонароллы! Не даром многие недовольные вельможи почувствовали в этих стихах революционный якобинский дух.

           d) Философская сентенция о смерти

Как обобщённое философское заключение звучат державинское четверостишие:

      Скользим мы бездны на краю,
      В которую стремглав свалимся;
      Приемлем с жизнью смерть свою,
      На то, чтоб умереть, родимся.

      («На смерть князя Мещерского»)

Как поэтически отточенна эта мудрость! Многие стихи Державина на тему смерти стали даже афоризмами:

           «Сегодня бог, я завтра прах»,
           «Где стол был яств, там гроб стоит».

             («На смерть князя Мещерского»)

         е)  «Memento mori» в отношении народов, царств, великих земных дел  и искусств

Этой участи подлежат также все народы и царства, а так же великие земные свершения, воспетые поэзией. Всех их ожидает неумолимое жерло вечности:

                Река времён в своём стремленьи
                Уносит все дела людей
                И топит в пропасти забвенья
                Народы, царства и царей.

                А если что и остаётся
                Чрез звуки лиры и трубы,
                То вечности жерлом пожрётся
                И общей не уйдёт судьбы.

                f) Смерть не щадит даже  звёздные миры

Даже для звёзд смерть не делает исключения:


                Без жалости всё смерть разит:
                И звезды ею сокрушатся,
                И солнцы ею потушатся,
                И всем мирам она грозит.

                («На смерть князя Мещерского»)

Перед грозным законом смерти, которому подлежит всё тварное, крайне самоуверенным и беспечным Державину видится обыкновение людей жить как бессмернные:

               Не мнит лишь смертный умирать
               И быть себя он вечным чает;

Накозанием за такую беспечность становится  смерть, пришедшая неожиданно как тать:
 
              Приходит смерть к нему, как тать,
              И жизнь внезапу похищает.

                («На смерть князя Мещерского»)

      2. В чём видит Державин смысл этого неумолимого конца, которому подлежит всё и вся?

               а) Смерть возвращает нас в бессмертие Отчее

Какой же смысл видит Державин в этом всеобщем трагическом исходе? Торжество божественной справедливости и милосердного промысла о нас. Восторженно обращаясь к Господу, он посвящает  нас в это чудное откровение: 

                Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
                Ее содержишь и живишь;
                Конец с началом сопрягаешь
                И смертию живот даришь.

                Твоей то правде нужно было,
                Чтоб смертну бездну преходило
                Мое бессмертно бытие;
                Чтоб дух мой в смертность облачился
                И чтоб чрез смерть я возвратился,
                Отец! — в бессмертие Твое.

                (ода «Бог»)

          b)  «Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14:6)*

Подготавливает человека к этому переходу через «смертну бездну» и руководит в нём Сын Божий. Поэтому  Державин устами Иисуса Христа обращается к  каждому из нас:

                «Доколь воплю, доколь толкусь
                «Воскреснуть в хладных маловерах?
                «О света сын! о раб днесь тмы!
                «Свлеки с себя покров твой бренной
                «И мыслью, верой воскрыленной
                «Мой Промысл о себе вонми:
                <...>               
                Адам бы падши не возстал,
                Когда б  в  Христе не воскресился,
                Не воскресясь — не возсиял,
                Не возсияв  —  не возродился
                В блаженство первородно вновь.
                Се, как смирением, терпеньем,
                Страданьем, скорбью, умерщвленьем
                Возводит всех к себе Любовь!

               (ода «Христос»)

Так, раскрывая смысл смерти, Державин показывает и смысл человеческой жизни: подготовку к Жизни Вечной.

--------------------------
* Эти слова Державин поставил эпиграфом к оде «Христос».


Рецензии