Условники-Уголовники

                Рассказ об условниках.
     Если кто не знает про них, то я поясню. Условники – это бывшие  заключенные люди, которым оставшийся срок разрешали отбывать в относительной свободе. Они жили в общежитии, работали на производстве. В той местности, которую определял им суд. Вечерами они должны были отмечатся у участкового милиционера. Ни один город не радовался им, потому что это были, в основном, люди с подорванной психикой. Они не всегда адекватно себя вели, особенно, когда выпивали. Но я начну с предыстории. Как я уже писала в одном рассказе, в городе нашем, Экибастузе, в середине семидесятых, было их много! Конечно, они представляли некую опасность, осбенно для молодых девочек. Я как раз такой и была. Училась в педучилище на воспитателя. И был у нас один интересный предмет – ритмика. Это танцы. А с танцами у меня как-то не заладилось… Вот на первом курсе выходят у меня пятерки по всем предметам, а по ритмике - тройка. Кто без троек учился, тот получал повышенную стипендию. На пять рублей, но все же! Нашей классной руководительницей была Найля Жомартовна. Фамилия то ли Садыкова, то ли Сыздыкова, точно не помню. Зато прекрасно помню, каким замечательным человеком она была! Пошла она к преподавательнице по ритмике и говорит: «Девчонка почти отличница, а ты ей трояк ставишь! Не будет повышенную стипендию получать.» Та ей отвечает: «Ну я же не виновата, что она даже летку- еньку станцевать не может!»  Думали они, думали и придумали! Гениальные девочки оказались. Предложили мне устно танцы сдавать. Сдавала, выучила все слова и движения. И рассказывала на каждую фразу – движение. Заработала в итоге четверку и повышенную стипендию! С этими танцами ещё одна история была. Конкурс обьявили «На лучшего воспитателя.» От нашей группы командировали меня, как человека неугомонного и творческого. Помню, что третьим заданием было закончить строку в стихотворной форме. Строка была такая:
« Стоял рояль в проходе…»
Я недолго думая продолжила:
«Стоял рояль в проходе
Нельзя было пройти,
Пролезли в дымоходе
И грязь не соскрести!»
Конечно, вот это «Соскрести» слово такое из народного эпоса, но прозвучало удачно. И после третьего задания я смело шла на первом месте. И тут – засада. Танцы! Та самая «Летка – енька»  Любимая моя! Плясала я так, что зал падал от смеха! Я не комплексовала! Как умела, так и плясала! До сих пор смеюсь, как вспомню! И слетела я на четвертое место. Зал негодовал! Все кричали, что им очень понравился мой танец! Но жюри было непоколебимо! Тем не менее группу я не подвела и вышла на второе место. В этом году у нас был еще один интересный предмет. Не помню точно, как он назывался… Что-то там про грамоту было и почему-то он у нас не пошел. У всех почти были трояки по этому предмету. У меня была четверка. Остальные все пятерки. Екатерина Васильевна Шакирзянова, наша преподаватеоьница по этому предмету и, одновременно, зав. дошкольным отделением, предложила мне пересдачу на дому. «Хочу,-говорит,- Таня, чтобы все пятерки были у тебя.» Я подхалимничать не любила, но если педагог хочет, то почему бы и нет? Еще попросила стихи свои принести. Хотела почитать.  Тоже интересная женщина! Любила нас, как своих детей. Надеюсь, что она еще жива. Жаль, что нет связи. Я её любила очень и сейчас часто вспоминаю. Пришла я в воскресенье со стихами. Тут стол накрыт. В итоге почитала я ей свои стихи. Екатерина Васильевна не спрашивала меня , а просто поставила пятерку да и все. Получается, что в гостях я побывала. Потом она отдала мои стихи редактору нашей Экибастузской газеты. Название я не помню. Что-то связано с Ильичём. А редактора той газеты звали Ева Бункус. Стихи мои напечатали и прислали мне гонорар – три рубля шестьдесят копеек. Все это было сделано без моего ведома, но мне кажется, что я не обиделась. Но вернемся  к Екатерине Васильевне.  Вечером, попрощавшись с любимой учительницей, я отправилась домой. А жила я у тети Оли, в воргороде.  Иду… Смотрю впереди меня толпа парней. Условники. Все люди перебегают на другую сторону улицы. Мне бы тоже так сделать. Но я вспоминаю своего старшего брата, который тогда уже побывал в местах не столь отдалённых и не хочу обижать парней своим недоверием. Все же люди! Так я считала. И напрасно… Окружили меня эти «мальчики» и начали стебаться. А я , как назло, была одета в  темный низ и белый верх. На груди – комсомольский значок . Короче,  студентка, комсомолка, красавица. Вырвали из рук мои конспекты и всё про меня узнали… Сначала я пыталась говорить вежливо, взывала к совести и говорила о том, что у них есть матери  и сёстры. Это вызвало только смех. «Что ты выступаешь? Сейчас затащим тебя в кусты и никто к тебе на помощь не придет!» Вот такие были слова. И я разозлилась. Страшно разозлилась ! И начала кричать! Я вот точно даже не помню, что я кричала. Смысл был такой, что я знала, что они – условники.  Но не побежала на другую сторону улицы, потому что уважала их, как людей. И ещё что-то в этом роде. Сначала они смеялись. Потом как-то притихли… И был там один парень высокий, красивый. Он все время молчал и смотрел на меня. После моего бунта он забрал у парней  мои конспекты, приказал всем молчать и сказал мне: « Пойдём, Таня, я тебя домой провожу!» Я резко ответила, что обойдусь без провожатых. Он улыбнулся и сказал: « Нельзя тебе без провожатых, ты очень дерзкая! Ещё на кого нибудь нарвёшься!» Проводил он меня домой. Сказал, что зовут его Сергей. Но я не настроена была общаться. Утром пришла в педучилище, уже, конечно, остыла и осознала, что Сергей меня практически спас. Рассказываю девчатам. А они мне не верят. Говорят: « Мы везде ходим, и никто к нам не пристаёт. И никто нас не спасает.» Конечно мне было очень неприятно, что мне не поверили, но доказывать я ничего не стало. Доказательство припёрлось само  на крыльцо. Выходим мы после занятий, а на крыльце стоит Серёга с букетом цветов . Меня встречает… У девок шары на лоб! Простите за это выражение, но так мы тогда раговаривали.  И доказывать мне ничего не пришлось.  С Серёгой у нас завязалась дружба. Хоть и красавчик он был, но не это цепляло и цепляет меня в мужчинах.  Главное, люблю в них доброту и ум. Ну и характер. Судьба его сложилась удачно. Он работал в Экибастузе водителем, женился, родилась у него дочь. А потом всей семьёй они уехали в Украину. Кстати, эти условники все были из Украины. Но разные были ребята, не сказать, что все плохие. Много всяких историй было. Хорошо я запомнила один случай. Пустил кто-то слух, что блондинок убивать будут условники двадцать первого сентября. Так я же, смелая такая (сейчас прибила бы) сагитировала девчонок именно в этот вечер гулять по городу. Безбашенная была, ничего не боялась. Впрочем и не жалею об этом. Вот такие воспоминания. Читайте, пишите отзывы.


Рецензии