Перед сном

       Рождение - это подарок Бога человеку, а прожитая жизнь - это подарок человека Богу.

       Вот уже целую неделю Петя гостит у меня. Дел у нас с ним много: играем в шахматы, в фишки, в домино; по парку гуляем и кормим орешками живущих в нём белок; обязательно приходим на Оку, встанем на подвесной мостике и наблюдаем за плавающими рыбками и утками; с цветущих лип липовый цвет мне на зиму насобирали; каждой птичке - дятлу ли, синице ли, поползню ли внимание уделяем; по чуть заметным тропам прошли-пролезли, от крапивы увёртываясь. Поэтому вечером и я и он просто падаем от усталости. Поужинаем и скорее в постель. Вот тут и возникла проблема! Проблема - как заставить пятилетнего ребёнка уснуть?
       Читать и рассказывать сказки Пете бесполезно. Он внимательно следит за сюжетом, по окончании сказки садится на кровати и требует новых подробностей к рассказу, заодно и высказывает желание посмотреть картинки-иллюстрации.
       Остаётся прибегать к многим хитростям. Но детское любопытство и тяга ко всему новому сводит на нет задуманные мной хитрости.

                Бабушкина хитрость №1

       Ночь. Мы лежим с Петей голова к голове, только я на своей кровати, а внук на разложенном диванчике, придвинутым к моей кровати. Петя никак не уторкается – я вспоминаю слово это из своего детства и улыбаюсь.
- Петенька, давай играть в сон.
- Это как? – Петина головка быстро приподнимается с подушки, глазки блестят – нет в них и намёка на сон, он заинтересованно смотрит на меня.
- А вот так. – Я начинаю сквозь сон объяснять. – Выиграет тот, кто первый уснёт и кому приснится лучший сон.
- Давай, бабушка. – Соглашается Петя и быстро опускает голову на подушку.
- Ну, слава Богу. Вроде уснёт.– Так подумала я, смыкая глаза и проваливаясь в сон.
- Бабушка, ты спишь? – Петя трясёт меня по голове.
- Нет ещё, – отвечаю я сквозь полусон, - чего тебе?
- А я уже поспал. Мне лучший сон приснился. Давай расскажу.
- Не надо. Утром расскажешь.
Но Петя весь трепещет от нетерпения и начинает рассказывать:
- Мне приснился сон про серебристых перепёлок. Перепёлки кормились на пшеничном поле, а тут приехал комбайн и начал жать пшеницу. Перепёлки побежали на другое поле, но и туда приехал комбайн, потом серебряные перепёлки перебежали и следующее поле. Видят они, что к ним снова едет комбайн и стали бежать дальше. А тут к ним с неба спустился соловей. Соловей показал серебристым перепёлкам зелёное поле без комбайнов. Туда они и перебежали и стали жить на новом поле. Ну что хороший сон у меня?
- Сон у тебя, Петенька, хороший. Но ты сплагиатил. Я такую историю у Виталия Бианки тебе читала про Оранжевое горлышко, да и сравнить сон твой не с чем. Мне-то ещё ничего не приснилось. Давай спать, пусть и мне сон приснится.
Оба легли. Тишина. Я снова стала задрёмывать. Но тут снова Петя тронул меня за голову.
- Бабушка, ты спишь?
- Сплю.
- А почему ты тогда разговариваешь?
- Во сне разговариваю. Не мешай спать.
Но Петя опять толкает мою голову.
- Бабушка, мне сон приснился. Давай расскажу.
- Не надо рассказывать.
       Но Петю уже было не остановить. Он одну за другой переделывает сюжеты известных ему сказок и историй. Бабку Синюшку из сказа Бажова переделал в бабку Краснюшку, потом в бабку Зеленушку. Все они носили сарафаны с платочками и бареточками своего уже цвета. У всех были по три пёрышка: рыженькое, беленькое и чёрненькое. И ко всем приходил то Ваня, то Дима, то ещё какой молодец.
       Потом пошли в ход Три поросёнка, переделанные в трёх барашков. После поросят Петя подверг плагиату сказку Пушкина о золотой рыбке. На десятом рассказе сон мой совсем пропал.
- Надо с этим потоком фантазии что-то делать, - думаю я, - остановить его надо.
И я придумала.
- Петя, теперь я тебе буду рассказывать свой сон.
- Давай, бабушка, - Петины глазки заинтересованно уставились на меня.
- Ты только ложись поудобнее, потому что сон у меня длинный-предлинный. Он про теоремы. Я тебе про них и расскажу. Я же бывшая учительница по математике.
       Теоремы посыпались одна за другой. Сначала я рассказала доказательства всех трёх признаков равенства треугольников. Потом объяснила что такое прямоугольный треугольник, его свойства и напоследок, чтобы закруглить тему провела доказательство обеих теорем Пифагора. Формулировки с буквами сыпались одна за другой. Закончив доказательство обратной теоремы, я приподняла голову и поглядела на Петю. Внук крепко спал.
- Слава Богу, уснул, убаюкался всё-таки, - вздохнула я и, укрыв Петю получше одеялом, поднялась с кровати. Закрыв поплотнее за собой дверь спальни, пошла в зал. Там уселась в кресло, включила телевизор - сна не было ни в одном глазу. Бессонная ночь была обеспечена.

                Бабушкина хитрость №2

- Бабушка, почитай сказку про мальчика, который кричал «Волки! Волки!»
- Эту сказку, Петя, написал наш русский писатель Лев Николаевич Толстой. Сейчас книжку возьму.
       И тут я соображаю, что сказку придётся читать при включенном свете, а при свете он не уснёт, поэтому решила схитрить.
- Петенька, я тебе эту сказку сама перескажу. Я её очень хорошо знаю. Вот сейчас тоже лягу и начну рассказывать, а ты слушать будешь.
       Я неторопливо, добавляя в коротенькую и поучительную толстовскую историю всё больше деталей, начала рассказывать. Толстовский рассказ на глазах превращался в объёмную повесть. Внук лежал тихо. «Спит, наверное» - подумала я и закруглила свой рассказ.
       Но не тут-то было. Петя зашевелился, поднял голову и потребовал новую сказку.
- Новую сказку теперь расскажи.
- Сейчас теоремы рассказывать буду, - вспомнила я про вчерашнюю удачу.
- Не надо теоремы. Они неинтересные. – Запротестовал Петя. - Другую сказку расскажи.
- Устала я, Петя. Сам теперь рассказывай сказки. Но, чур, меня не трогать за голову, я спать буду.
        Что рассказывал внук, не вспомню, потому что крепко уснула. Видимо он тоже скоро уснул. Сам себя уложил.

                Бабушкина хитрость №3

     Снова мы с Петей лежим, вспоминаем чего было интересного за день и тут я решилась на новый эксперимент.
- Послушай, Петя, историю из далёкой европейской страны, которая называется Испания. А сочинил эту историю испанский писатель Мигель де Сервантес. Она называется Дон Кихот. Это моя любимая история. Тихо лежи, а я буду рассказывать.
Рассказ свой я начала издалека, не торопясь, будто читала книгу Сервантеса; от рыцарских романов, от дона Кихано …
- Вот так и закончилось первое приключение рыцаря печального образа, - закончила я свой рассказ и замолчала, прислушиваясь к дыханию внука.
       Дыхания не было, внук сидел на кровати и смотрел на меня. Он инстинктивно чувствовал, что рассказ ещё не закончен.
- Бабушка, давай дальше рассказывай.
- Что ты, Петя. Завтра буду рассказывать дальше. Это очень большая история. Целая книга про дон Кихота написана. Сегодня не успеем.
- А покажи мне книжку с дон Кихотом.
       Нечего делать, пришлось вставать. Мы прошли в зал, я вытащила двухтомник Сервантеса с дон Кихотом на обложке, затем мы с ним обсмотрели со всех сторон статуэтку дон Кихота на Росинанте и рядышком Санчо Панса на осле. Петя взял из руки дон Кихота копьё, потыкал им по своей руке – больно будет или нет. Потом провёл пальцем по рыцарским доспехам. Погладил таз на голове дон Кихота. Сна ни у кого не было. Хитрость не удалась. Снова легли по постелям. Что-то надо было предпринять.
       Я принесла радиоприёмник, воткнула в него флешку с записями русских романсов.
- Вот, Петя, теперь мне не мешай. Я буду, и ты тоже, слушать русские романсы.
       На третьем романсе внук уснул.

                Бабушкина хитрость №4

- Петя, сегодня снова мы будем романсы слушать.
- Не надо романсов, они неинтересные. Лучше ты сама расскажи что-нибудь интересненькое.
- Интересненькое, Петя, бывает только то, чего не знаешь. Скажи что ты не знаешь, то и расскажу.
- Расскажи новую сказку.
- Ну, уж нет, - подумала я, - с новой сказкой он не уснёт. Надо ему рассказывать что-то скучное. Фокус с теоремами уже не пройдёт. Заменю-ка я слово теорема на геометрия.
- Слушай, Петя, я тебе расскажу про науку геометрию. Ты же про геометрию никогда не слыхивал, ничего про геометрию не знаешь.
- Давай, бабушка, рассказывай про геометрию! – воодушевился внук.
       И я начала с самого начала. Объяснила, как расшифровывается слово геометрия, затем какие знаменитые учёные работали над геометрией. Рассказала про Александра Македонского и его друга Птолемея, про Александрийскую библиотеку, про тамошнего библиотекаря Фалеса, о Пифагорейской школе не забыла. Споткнулась о задачу царицы Дидоны. Петя поднял голову и потребовал показать шкуру быка царицы. Встали, пошли в зал. Взяла кусок бумаги, обозвав шкурой быка, и ножницами стала резать из него длиннющую тоненькую полоску. Растянули мы с Петей полоску на полу, порассуждали над увеличением площади шкуры быка, порадовались за Дидону. Пора спать. Сна не было ни у меня, ни у Пети. Легли, что-то надо делать.
- Петя, уже поздно. Я тебе колыбельные песенки буду петь. А ты их слушай, будто ты совсем малыш.
      Начала баюкать его с «баю-баюшки-баю, не ложися на краю…». Я пою, Петя подтягивает. А капелла у нас с ним хорошо пошла, но спать-то надо.
- Нет, - думаю, - так не пойдёт. Новой совсем для него песенка должна быть.
      Вспомнила я степных акынов, которые поют в пути обо всём что видят и сама как акын запела: «Караван идёт, верблюды шагают, груз везут, птица летит, я пешком за караваном иду…». Совсем скоро  мы оба спали, уторкались.

                Бабушкина хитрость №5

- Тебе, Петя, понравились вчерашние песни, что я пела?
- Понравились, бабушка. Только я их забыл.
- Сейчас я их тебе снова напою. Только ты тихо лежи и слушай.
       Снова я акын, снова пою про то, что перед моими глазами есть. Не прошло и десяти минут, как внук крепко спал.
       Наипростейшим методом тыка я вернулась к опыту далёких прародителей, который и оказался самым эффективным способом уложить ребёнка спать.


Рецензии
"Рождение - это подарок Бога человеку",рождение цыплёнка - это подарок Бога курице.
Ещё не прочла ваше произведение. Когда прочту, напишу своё мнение.
Успехов!

Эльвира Константиновна Сазонова   05.03.2023 09:48     Заявить о нарушении
Спасибо за мнение. С улыбкой.

Наталья Гузева   12.03.2023 20:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.