Жила-была Лена Ч. 2, Гл. 10

Глава 10. Практика в Белоруссии.

Технологическая практика – это обязательное продолжение учебного года. Все бригады уже сложились. Предприятия, где предполагалось проходить практику, находились в России и Белоруссии в самых небольших городках районного масштаба.

Лена с Галкой, соседкой по общежитию, идут сдавать учебники в библиотеку, сессия заканчивается. По дороге встретили ребят из своей группы, они оказались расторопнее и уже возвращаются из института. Галка с Николаем зацепились языками, что называется, и что-то оживленно принялись обсуждать. Лена рисует кончиком босоножки узоры на песчаной дорожке, не обращая внимания ни на Галку, ни на ожидающего приятеля Владислава. И вдруг совершенно отчетливо в ее голове звучит, вот именно - звучит мысль. Как будто кто-то внятно произнес:- А почему ты не обращаешь никакого внимания на Владислава? Всегда аккуратен, опрятен и скромен. Лена вздрогнула, посмотрела внимательно на Владьку и отметила про себя, что голос не сказал  о том, что парень еще и симпатичный. Больше никаких подсказок со стороны не было, но Лена сделала все, что на практику они с Людой поехали в город Слуцк в Белоруссию. Туда же ехал Владислав с приятелем Сергеем.

На практику Елена поехала через Чернигов. Любимый город держал в плену былых школьных привязанностей. Хотелось увидеться со всеми. Мальчишки отслужили армию, одноклассники, ставшие студентами , были на каникулах. Тем более, что весь их класс наметил встречу на традиционную дату – двадцать пятого августа в шесть часов вечера в сквере  у драмтеатра.
Былые привязанности и симпатии все еще  не покидали их дружный класс, но новизна жизни и взросление уже ощущались. Оставив приятный след от встречи со школьными друзьями, жизнь звала Лену дальше.

Льнозавод в городе Слуцке, как и все предприятия этой отрасли, располагался на окраине и был остановлен на реконструкцию.  Специализация Лениного факультета, как раз, предполагала  изучение различных методов обработки лубяных волокон. В некотором роде специалисты их профиля были уникальны в Союзе. Уникальность свою ребята пока никак не ощущали, верили на слово преподавателям. А на практике вели себя как все студенты, или солдаты в мирные времена:
- Бери больше, кидай дальше, отдыхай, пока летит

Мальчишек определили в слесаря, а девочек в подмастерья к Петру Ивановичу -  жестянщику по профессии. Был  Петр Иванович не молод, все лицо было покрыто шрамами от перенесенной когда - то оспы. Скупо рассказывал о своей жизни, к девочкам относился терпеливо – доброжелательно. Первое время брал их с собой на планерки к главному механику, потом это делать не стал. А Сережка поделился секретом, отчего так происходило. Слесаря налетели на Иваныча: - Не приводи с собой на планерки своих студенток. Сидят, глазами хлопают, и ни слова веского начальству не скажешь при них, ни душу не отведешь.

Их малочисленная бригада со стороны выглядела весьма уморительно. Центральная приземистая фигура Иваныча  дополнялась эскортом из двух барышень в надетых спецкомбинезонах и смахивающих на Карлсонов. Спецодежду выдавали по принципу из того, чего есть на складе, и ношение спецодежды было обязательным. О корпоративном стиле даже и слыхом не слыхивали. Поэтому комбинезон размера на два больше требуемого держался на бретелях, застегнутых на груди, а на бедрах висел мешками.

Ловя на себе веселые взгляды заводчан, им и самим было весело. - Красоту, ее же не спрячешь,- так самоуверенно думали про себя девчонки. Белорусы доброжелательный народ и наши студенты всегда ощущали к себе доброе отношение и симпатию.

Наверное, Петру Ивановичу такая неперспективная бригада  из двух девчонок была ни к чему. Но это же не навек.  Закончится срок практики - уедут.

Петр  Иванович был не просто мастер-жестянщик, а виртуоз своего дела. Металл под его руками становился, как пластилин. Многочисленные воздуховоды, без которых  льнозавод не мыслим, были выполнены руками жестянщика.

Завод реконструировать пригласили поляков, предполагая оборудовать на нем редкое в то время производство костроплит. Переработка сырья - льнотресты сопровождалась образованием большого количество отходов – костры. Она не использовалась никак, или ее совершенно нерационально сжигали. Европа, давно испытывая дефицит древесины, научились  из отходов, применяя клей, делать материалы для изготовления мебели.
            
Предприятие было буквально опутано воздуховодами – ведь они являлись пневмотранспортом для продуктов переработки льна. Соединяли поляки воздуховоды халтурно – сажали фланцы на сварку. А если засор случится в каком-то месте, как его ликвидировать? Поэтому Иванычу приходилось исправлять части системы, сажая фланцы на болтовые соединения.

Киянка – это деревянный молоток, основной инструмент в руках жестянщика. Девчачьи руки металл никак не хотел слушаться. Это вам не шапку спицами вязать!  Бригадир тщетно пытался организовать своих подопечных. Приходил из дома с сумкой, в которую жена заботливо укладывала ему обед и наливала в алюминиевый небольшой бидончик охлажденный сливовый компот. Часов в десять утра устраивал перерыв в работе. Наливал девчатам компот и угощал, немногословно, но очень радушно.

До обеда время проходило то в обследовании цехов, куда они ходили втроем, то просто девчонки вертелись рядом, наблюдая за его работой. Один раз Иваныч дал Лене задание раскроить два листа оцинкованного железа виброножницами. Запорола оба. Как-то не так лекала разложила, или думала не о том, о чем надо. Бабушкина присказка о том, что поспешишь – людей насмешишь, этим не ограничилась! За испорченный металл надо было отчитываться. - Напишу докладную, удержат с зарплаты – прокомментировал  такую работу Иваныч. Никаких обид, практика и такой может быть. Но обещание не исполнил.

Девочки завели с Серегой и Владиславом общественный кошелек, кто-то один пораньше  занимал очередь в столовой и набирал целый стол еды – на всех. Готовили в столовой вкусно, и желающих пообедать было не мало. Проявив расторопность на обеде, оставалось время на отдых. Шли куда-нибудь на полянку, которых хватало на заводской территории и блаженно дремали на солнышке.

Мама написала Лене в письме, что собирает для нее посылку и перешлет забытые спортивные тапочки. Вскоре вслед за письмом пришла и сама посылка. Пока ходили с кем-то из ребят за ней на почту, Люда отварила картошку на электрической плитке. Увы, тапочки плавали в содержимом от разбившихся банок с земляничным вареньем и соленых рыжиков. Пластиковой тары не было, а стеклянная не выдержала варварского поведения почтовых работников. Как-то в приоткрытую дверь багажного отделения на почте Лена видела, как фанерные ящики просто кидали с транспортера на пол, не утруждая себя их перетаскиванием.

Обидно было за маму и жаль ее стараний. Лена представляла, как мама по пути с работы сворачивала с тропинки и на опушке перелеска заходила на их грибную примету. Поднимая еловые лапы, собирала в пакет оранжевые пятачки подросших за ночь рыжиков. А где насобирала земляники и сварила любимейшее Леной земляничное варенье вообще непонятно. Земляника рядом с деревней росла только небольшими кустиками в траве на пригорках. Разочарованию не было предела, и жаль маминых трудов, в которых сквозила ее любовь и забота.

Эта практика положила начало дружбы Лены и Владислава. А первым свиданием можно считать поход в кино. В кинотеатрах Слуцка тогда демонстрировали новый фильм «В бой идут одни старики».

От  пребывания в Белоруссии остались самые добрые воспоминания.  Город был приветливым и народ жил в нем доброжелательный


Рецензии
С удовольствием прочитала Ваши, Лидия, воспоминания. Очень интересно.
С уважением,

Галина Козловская   12.11.2022 23:26     Заявить о нарушении
Галина, благодарю Вас за внимание к школьным и студенческим событиям в жизни моей литературной героини Елены!

С взаимным уважением. Лидия.

Лидия Вакина   13.11.2022 13:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.