Выборы. Записки провинциального политтехнолога-13

   Всколыхнули  выборы  4 марта 1990 года моих коллег  по журналистскому   цеху :  двое из нашего коллектива  (главный редактор и заведующая одним из отделов)  подались участвовать  в выборах в  областной Совет народных депутатов  21-го созыва.  Они захотели на альтернативной основе узнать, насколько популярны в народе. В итоге таких как они оказалось  на 200 мест было 646  кандидатов (более трёх человек на место).
   Самый крутой замах на выборах сделал  мой бывший заведующий отделом информации  Лютиков (фамилия изменена), который, похоже, насмотрелся «600 секунд»  питерского журналиста  Невзорова  и решил  стать такой же  знаковой личностью  для нашей  области. Вот выдвинулся он в кандидатом на  первые альтернативные выборы в Верховный Совет РСФСР. 
В коллективе это не вызвало удивления. Лютиков  такой. Он любитель быть во всём в первых рядах. Мы считали,   что это будет совсем неплохо, если из нашей среды будет свой человек в высшем органе власти России .
   Поэтому вполне естественным было мое желание помочь коллеге проводить выборную компанию, тем более, что моя научная работа была связана с выборами, я учился политтехнологиям  на курсах под руководством американского специалиста, и уже помогал избираться руководителей трудовых коллективов и местных органов власти.
   Поддержать коллегу я хотел по-товарищески, а не как его подчиненный по обязанности.  Еще 3 года назад меня перевели  редактором телевидения, что располагалось в соседнем здании.С Лютиковым мы встречались на летучках, которые проводились совместно на радио и телевидения. После одной из них в самом начале выборной компании я подошел к Алексею и сказал:
   – Я знаю, что ты собрался избираться в Верховный Совет России. Соперники у тебя серьезные  заведующий отделом народного образования, в прошлом генерал (москвич) и директор пригородного хозяйства. Может, тебе помочь на больших выборах? Я кое-что смыслю в этих делах. По теме научной диссертации  я изучал технологии  выборов, имиджелогии.
  –  Мне никакой помощи не надо, - неожиданно ответил коллега.
  –  А что так? - недоуменно спросил я.
  – Я сам уже разобрался в выборах. Знаю, что надо делать, чтобы главного  и генерала и  колхозника победить, -  ответил  Лютиков с  явным раздражением  ответил Алексей
  – Слишком самоуверенное заявление, - возразил я  бывшему своему начальнику таком же  тоне своему как и он,  и  продолжил:  Ваш округ состоит из части города и пристоличного  района. Скажу прямо: город тебя знает и проголосует за твою кандидатуру, но деревня под вопросом.  Ты ведь мало занимался сельской тематикой, а я её прошел «от и до», поэтому знаю: для деревни ты как городской человек и можешь оказаться чужим.
  – Я   для всех свой, -  решительно   и твердо  заявил коллега. 
   Мне показалось, что Лютиков  считает ниже своего достоинства принимать помощь от своего бывшего подчиненного.
  – А колхозников обижать не надо, они кормильцы. На них Россия держится, - сказал я.
  – Про это я тысячу раз слышал.- возразил коллега.-  У  нас  сколько колхозников было в Верховном совете, а толку?  В продовольственных магазинах полки полупустые, талоны, очереди.  Сейчас время такое, что все менять надо.
  – Менять-то, конечно, надо, но без колхозников, ничего не получится. Если во власти места колхозников  займут такие,   как ты из Народного фронта, продовольствия в магазинах не пребудет.  А  хуже стать может.
  –  Хуже не будет, - не согласился Лютиков. - В стране колхозник, комбайнер стал генсеком, автором  Продовольственной программы,   курировал её в Политбюро. с 1982 года. Вот он стал президентом, а где продовольствие? Так что нужны другие люди, -з акончил Лютиков свой монолог.
   Из разговора стало ясно, что коллегу не переубедить. Он в Народном фронте  стал идейным противником старой формы хозяйствования. Поэтому я был вынужден сказать:
   – Хозяин - барин. Мое дело предложить помощь. Выборы –  дело твое,  тебе и решать.
  С этими словами мы и разошлись после летучки. Я понимал, что  после такого разговора нет смыла общаться с Лютиковым по этой теме.

     «ЗА КОЛХОЗНИКА»   СТАЛО ОБИДНО
 
   В разговоре меня больше всего задело, что Лютиков пренебрежительно отозвался о о сопернике, назвав его свысока,  по- барски,  колхозником. За годы работы на  радио, потом на телевидении я написал десятки очерков о самобытных, интересных крестьянах, специалистах, руководителях села. Эти передачи прозвучали  в утренних программах Всесоюзного радио «Земля и люди», радиостанции «Юность», «Время, события,  люди», «Человек и закон». Часто эти передачи повторялись по радиостанции «Маяк».  Весь Советский Союз  слышал, какие у нас в стране замечательные люди работают на селе. Крестьянин не заслуживает пренебрежительного отношения.
  Коллега явно был не прав, он толком не знает своего соперника.  Мне же довелось писать  рассказывать о Костине не раз. Костин (фамилия изменена) родился еще до войны. После школы закончил строительный техникму, работал мастером-строителем в совхозе, затем прорабом, заместителем директора совхоза, позже и директором. Большой опыт работы получил, когда стал  управляющим областного треста. В 1980  он вернулся в хозяйство уже директором, чтобы  развивать производство не только полей и ферм, но и нового направления – птицеводства и  дальше отстраивать поселок и превратить его в современный агрогородок,  в котором пятиэтажные дома как в городе. Костина можно назвать не просто строителем, а   архитектором поселка: построил школу, детский комбинат, пионерский лагерь «Колосок».магазин,  Дворец спорта административный корпус.
   Я подумал, что за человека с таким послужным списком надо бы  заступиться и  решил позвонить в контору хозяйства и поговорить о предстоящих выборах. А начал я так:
   – Слышал, что вы собираетесь пойти на выборы. Какие шансы избираться в  Верховный совет России?
   – Шансы есть, но небольшие,- со вздохом ответил Костин. - Мой основной соперник человек известный, а меня знают только в районе, а городе не очень.
   –  Тем не менее, шансы победить на выборах у вас есть. За вами реальные дела. Вы превратили пригородную деревню в современный поселок, где все есть для нормальной жизни. Вашу работу в районе ставят в пример.
   – Так-то оно так. Но у соперника прямой доступ к микрофону раз он работает на телевидении. Он там работает, может выступать там.
   – Ничего страшного. Давайте я  приеду  завтра к вам в контору,    и поговорим о том, как реальные дела могут победить звонкое слово.

   На следующий день я застал Костина за его рабочим столом. По традиции я спросил, как с подготовкой к посевной. Он ответил, что все идет по плану, готовность для выхода в поле будет как всегда № 1. а потом неожиданно спросил:
   –  С чего это  хочешь мне помогать? Ты же с моим основным конкурентом вместе работаешь в одном комитете по телевидению и радиовещанию.
   – Видите ли, мы с Лютиковым  говорили о выборах. – начал я. - Меня задело, что вас, известного в районе и области агрария, он назвал пренебрежительного колхозником. Он чересчур уверен, что возьмет верх на выборах.
   – Для городских жителей зачастую  мы,  селяне, все колхозники. Это же была основная форма хозяйствования на земле. Что касается меня, я не колхозник, а директор совхоза. У нас государственное предприятие. И  собственность у нас государственная, а не колхозная.   А конкурент не обидится, что будешь помогать мне?
   – Это его дело. Мне за деревню мне обидно. Желающих  защищать интересы  города в Верховном Совете хоть отбавляй, а вот кто готов постоять за село, грамотно формулировать  вопросы деревни, продвигать нужные селу законы,  таких мало. Вы из тех, кто знает и что и как делать, чтобы поднять село, а не покупать зерно  в Америке, а мясо в Аргентине. 
  – Да, не все это понимают,- согласился Костин.
  –  Вот и задача у нас с вами, что надо подниматься, а не ходить с протянутой рукой, чтобы прокормиться. Вы строитель – продолжатель начинаний Героя Социалистического труда, под её руководство вы строили поселок, поднимали земледелие, животноводств, создали новую птицефабрику, получали и получаете  Переходящие знамена. Если положить на весы, то ваши дела будут тяжелее,  даже самых его ярких, ослепительных слов конкурента.
   –  Дела-то есть, только, кто о них в городе знает, Нашу районную газету в городе мало читают,-   с  сожалением произнес Костин.
   – Значит, для горожан и жителей села вашего избирательного округа надо подготовить листовки, а для этого надо нам с вами поговорить о вашей позиции по основным проблемам жизни людей, а также показать, что вы за человек. Ваши взгляды надо коротко сформулировать и с ними идти в народ для разговора.

  С Костиным мы  проговорили не один час. Я записал  на свой магнитофон «Репортер -6», чтобы потом представить Костину его платформу  на выборах.


      Я БУДУ ОТСТАИВАТЬ ЭТИ ПОЗИЦИИ:
         
      БУДУ "ЗА"

ЗА - всемерную поддержку из бюдже¬та всех уровней сельских коллективных хозяйств, фермеров, личного подворья, крестьянских хозяйств.
ЗА - развитие Российского товаропроизводителя и его поддержку.
ЗА - реальную бескомпромиссную борьбу в преступностью, коррупцией в органах власти.
ЗА - жесткий контроль над внебюджетными средствами, обеспечивающими право людей на их безопасность отдых, социальную защиту, пенсии, бесплатное лечение.
За - бесплатное образование в средних и высших учебных заведениях.
ЗА - развития мелкого и среднего предпринимательства, бизнеса.
ЗА - возвращение народу и госудаству присвоенной коррумпированными чиновниками собственности - энергетики, нефтегазовой, угольной и других ос¬новополагающих отраслей народного хозяйства.
    БУДУ №ПРОТИВ"

ПРОТИВ - неоправданного расходования бюджетных средств на нецелевые нужды.
ПРОТИВ - непродуманной жилищной реформы, которая привела к резкому повышению платы за жилье, превратив в нищих пенсионеров, учителей, врачей.
ПРОТИВ - массового “промывания мозгов, оболванивания” населения средствами массовой информации, исполняющих волю своих хозяев.
ПРОТИВ - насильственного введения продажи земель сельскохозяйственного назначения.
ПРОТИВ - раздувания административного аппарата и роста численности управляющих внебюджетных фондов.
ПРОТИВ - массовой интервенции товаров из-за рубежа, направленных на удушение российского товаропроизводителя.

     КАНДИДАТ КАК ЧЕЛОВЕК

   Вспоминаются два случая, которые очень ха¬рактерны для Костина. В канун Дня Победы он идет к памят¬ику погибшим героям, что подновить его, подкрасить. А потом вместе с добровольными помощниками-сельчанами наводит порядок на аллеях парка, что раскинулся рядом с памятником. Все это наш кандидат делает не по чьей-либо под¬сказке, а по внутренней потребности, как подска-зывает ему собственная память, собственная совесть.   В наши дни нередко забывают о родителях, не говоря уже о тех, кто в свое время отдал свои жизни ради Отечества.
   Другой случай. Как-то мальчишки, то ли по глу¬пости, то по неразумению, вылили в колодцы моторное масло. Ключевая вода стала непригодной. Когда об этом узнал Григорий Ефремович, он нашел ви¬новников этого “дела”, для начала накрутил им уши, а потом собрал сельчан и вместе с ними вычистил оба колодца. Вода вновь стала чистой, люди потянулись к колодцам с вед¬рами.Мальчишкам случившееся стало уроком: не плюй в колодец. А коль из-за твоей “школы” страда¬ют люди - отвечай.

   Через два дня при новой встрече с кандидатом в Верховный Совет мы говорили о том, что как реагировать на провокации  сторонников конкурентов, а также о том, что надо бы записывать в записную книжку кто и какие наказы дал и еще ряд вопросов политтехнологиq.

    P. S. 

   Как и ожидалось, первый тур не выявил победителя. Генерал остался за бортом. Во второй тур вышли Лютиков и Костин. Первый свою выборную компанию вел по телевизору, а второй? Как привык, пошел в народ, встречался на собраниях, у подъездов.

   Какие же результаты выборов в Верховный Совет РСФСР в 1990 года?
  Костин победил, набрав 60 процентов голосов. Значит, наша тактика и стратегия проведения выборной компании была верной.  Поэтому на следующих выборах было на что опереться.


Рецензии