Памяти труженицы

 На 94-м году ушла из жизни Мария Михайловна Калашникова, с которой меня связывала давняя дружба. Она называла меня подружкой, хотя у нас большая разница в возраст. На её 90-летие я написала стихотворение "В день Февронии и Петра", которое подарила ей с букетом её любимых цветов - васильков.

Нет случайностей на свете…
Не случайно в многоцветье,
В День Февронии и Петра,
Мама Машу родила.

Улыбалась ей природа,
И желали все из рода,
Чтобы жизнь прожить смогла
В окружении Добра.

Несмотря на трудность детства,
Получила ты в наследство
К людям чистую любовь,
Сердца искристую кровь.

Восхищалась старшим братом:
Был поэтом и солдатом.
И о нём – десятки книг:
Неисчерпанный родник.

Даже братьям меньшим нашим
Молоко несла и каши,
Чтоб котёнок иль щенок
Сытым спать сегодня лёг…

Жизнь промчалась, словно ветер.
Что увидишь летом этим?
Вот любимый твой цветок:
Память брата – Василёк.

08.07.2018, Рязань

 Выпускница Тамбовского пединститута, Мария Михайловна Кубанёва (Калашникова) обрела большой педагогический опыт, став доцентом Тамбовского университета и заведующим кафедрой психологии. Защитившая звание кандидата педагогических наук, она была награждёна знаком «Отличник народного просвещения».
 Как сестра поэта-фронтовика В.М.Кубанёва (1921-1942) она внёсла огромный вклад в отечественную литературу, по крупицам собрав стихи брата по его переписке с друзьями и воспоминаниям знакомых (черновики поэта погибли в огне Великой Отечественной войны). Её стараниями издано около 30 книг с его стихами и воспоминаниями о нём.
 Мне посчастливилось быть редактором нескольких таких книг, с которыми можно ознакомиться в библиотеках нашего города. Одна из них - «ПЛАМЯ ЮНОГО СЕРДЦА» (Рязань, «Ваганты», 2011, 56 стр.), вышедшая в канун 70-летия гибели поэта, в которой собраны статьи о Кубанёве, опубликованные в разные годы в периодической печати Воронежа, Тамбова, Мичуринска, Острогожска, Липецка, Рязани, а также стихи и песни с нотами как на стихи поэта, так и о нём.
Второе дополненное издание книги «ВАСИЛИЙ КУБАНЁВ. МОНОЛОГИ БОЛЬШОГО МАЛЬЧИКА» под моей редакцией («Народный Союз», Рязань, 2014, 130 стр.) знакомит читателей с письмами, дневниками, стихами, воспоминаниями о поэте и нотами моих песен на его стихи.
 В год 70-летия Великой Победы состоялся выпуск нотного сборника «В СТРОЮ» из 9 моих песен на стихи Василия Кубанёва (Рязань, «Народный Союз», 2015, 32 стр.), который дополнен моим очерком «КУБАНЁВСКИЕ ВСТРЕЧИ» о поездках и совместных выступлениях с Марией Михайловной Калашниковой в тех городах, где чтут память поэта. А к 90-летию В.М.Кубанёва клубом авторской песни «Ваганты», которым я руковожу, записан диск «СТИХОВ ПЫЛАЮЩИЙ ПОЛЁТ», где Мария Михайловна Кубанёва-Калашникова читает стихи брата, а я исполняю песни на его стихи.
 И очень хорошо, что была сделана съёмка одного из наших с ней выступлений на вечере памяти Василия Кубанёва перед школьниками (смотрите на моей странице в ютубе «Вечер памяти поэта В.М.Кубанёва»). Благодаря этой съёмке сегодня мы можем ещё раз услышать её голос, увидеть эту хрупкую, но мужественную женщину, которая всю свою жизнь неутомимо трудилась над сохранением для потомков памяти о поэтах-фронтовиках, пропагандируя их творчество, выступая с лекциями, создавая музеи в их честь, устанавливая памятники, выпуская книги.
 Спасибо тебе, дорогая Мария Михайловна, за то, что ты была в моей жизни! Низкий тебе поклон и вечная память!

https://www.youtube.com/watch?v=ihIem9ICLmM


Рецензии