Городские легенды 18. мария- антуанетта. часть 3

Аббатство Сен- Дени поражало своим великолепием и подавляло своим величием. Когда они вошли внутрь, Мария почувствовала ледяной холод этих стен, хотя в самом здании не было холодно.
- Боже,- шептала Гретель, переходя от одной плиты к другой, - Боже, что за страшное место!
- Это место последнего пристанища французских королей,- сказал Алексей, беря Гретель за руку,- Такие места не должны быть радостными. Поэтому никогда не любил Петропавловский собор со всеми его криптами, несмотря на его красоту.
Мария ушла вперёд, разыскивая нужное ей захоронение  и вскоре нашла его. Около этого места толпилось больше народа, чем у какого- нибудь другого. Очевидно, что фигура Марии- Антуанетты привлекала к себе немало любителей истории. И это было понятно- казнённая королева, о которой ходило немало слухов. О её распущенности, непомерных тратах и долгах, которые всегда платил король, о её платьях и причёсках. Но, стоя здесь, у последнего пристанища королевы, Мария поняла, что это было не так. Она не была распущенная, у неё было доброе сердце и весёлый нрав. И этим пользовались все, кому не лень, получая от неё дорогие подарки и должности. Мария- Антуанетта была воспитана в строгих традициях австрийского императорского двора и Версаль её безнравственностью давил на неё. Она не любила короля, но была хорошей женой. Несмотря на всё сплетни о ней, Мария- Антуанетта была невинной и у неё не было ни любовника, ни любовницы. Были подруги, которые так же, как все остальные, пользовались её добротой и доверием. И Мария- Антуанетта была самой одинокой женщиной на свете. У неё был только он- граф Ферзен. Они были близки только один раз, в Тюильри, уже будучи под арестом. Как граф пробрался туда- одному Богу известно. Ведь листовки о его поимке за вознаграждение уже висели по всему городу. Ему грозила казнь за неудавшийся побег царской четы. И он пробирается в Тюильри и проводит с королевой ночь- первую и последнюю. Больше он её не увидит и всю оставшуюся жизнь будет оплакивать свою любовь. Он так и не женится. "Той единственной, которой я хотел бы принадлежать и которая любит меня, я принадлежать не могу. Значит, я никому не буду принадлежать"- написал он сестре.
Мария стояла у каменного надгробья Марии- Антуанетты и слёзы текли по её щекам. Она не слышала, как Алексей и Гретель подошли к ней и встали по обе её руки. Перед её глазами проплывали картины жизни Марии- Антуанетты- и весёлые, и трагические, наполненные любовью, печалью и одиночеством. Она слышала её горестный плач, но ничем не могла помочь ей. Только помнить. Помнить её такой, какая она была на самом деле, как умела любить и ждать, с каким гордым достоинством, достоинством истинной королевы, взошла на эшафот.
"Я буду помнить, моя бедная королева. Всегда буду помнить ",- думала Мария.
Ведь она тоже любила, любила того, кто был далеко и так же плакала по ночам, тоскуя о нём.
"Вот в чём наше сходство. Вот почему я вдруг услышала её. Мы каким-то образом попали в одну вибрацию. Теперь я понимаю, что она чувствовала. Прощай, моя королева, спи спокойно".
И Мария быстрым шагом пошла прочь. Она не смотрела на другие могилы- Генриха II, Генриха III, Генриха IV, Карла IX, Людовика IX, зная, что в таком случае их трагедии тут же хлынут в её сознание. Только один раз шевельнулась в ней душа Жака де Моле - когда она проходила через захоронение Филиппа Красивого. Но и здесь она не остановилась. И успокоилась, только когда вышла на улицу.
- Всё в порядке?- спросила, догнав её, Гретель.
Мария неопределённо мотнула головой.
- Значит, сделать ничего нельзя?- в светло- карих глазах Гретель появились слёзы, - Я слышала её, Мари. О, это ужасно! Сколько боли в её душе!
Алексей, подойдя к ним, утешительно пожал Гретель руку.
- Как можно было убить такое прелестное создание?- сокрушалась Гретель.
- Она плачет не из-за того, что умерла на гильотине, а из-за того, что у неё не было возможности прожить свою жизнь с единственным человеком, которого она по- настоящему любила,- сказал Алексей.
"Как и у меня. Поэтому я слышу её ",- подумала Мария, - "Только у меня своя гильотина. И неизвестно ещё, чья судьба хуже ".
Они стояли у аббатства Сен- Дени, мешая прохожим, но не замечая этого. Их мысли были далеко в прошлом, на том приёме, когда встретились юная Мария- Антуанетта и молодой граф Аксель фон Ферзен. Звуки музыки, далёкие голоса кружились над их головами и поднимались вверх, в весеннюю голубизну парижского неба.

"Никакие страны, никакие расстояния не в силах разъеденить сердца..."
( из письма Марии- Антуанетты.)


Рецензии