Опьянение Богом и Его отсутствием

                ***

Новалис назвал Спинозу человеком, «опьяненным Богом». Дело даже не в том, насколько это применимо к пантеисту Спинозе, у которого Бог не является личностью и отождествлен с природой. Допустим, это «преувеличения романтизма». Но возможно ли вообще «опьянение» Богом? Мы читаем в Деян. 2, 13, что когда апостолы в день Пятидесятницы исполнились Духа Святого и заговорили на разных языках, то над ними насмехались: «они напились сладкого вина». Но так говорили именно враги апостолов. Тем не менее, отцы Церкви, считали, что они говорили при этом истину. Например, св. Кирилл Иерусалимский утверждал, что «истину говорили, но с насмешкою. Вино поистине новое, благодать Нового Завета. Но сие новое вино из духовного виноградника, который много раз уже приносил плоды в пророках, а в Новом Завете процвел совершенно» (Поучения огласительные. Поучение 17). Можно сказать: но здесь «вино» - просто символ благодати. Речь не идет буквально об опьянении. Да, но почему тогда использована именно метафора «вина», а не какая-то другая? Значит, все-таки есть какое-то сходство между «эффектами» от обычного вина и вина духовного. Иначе такая метафора была бы бессмысленной. Свят. Иннокентий Херсонский прямо говорит следующее: «кто исполнен Святым Духом .. тот бывает сам вне себя, и в действиях его, и в самом виде открывается нечто странное, выходящее из обыкновенного порядка, подходящее к тому, что усматривается в человеке в состоянии шумного веселья. Так святой Давид, исполненный Духа Божия, с царским венцом на главе, подобно младенцу, скакал всенародно пред ковчегом завета. Но плотские люди не знают другого восторга, кроме чувственного; упоение Святым Духом, святое глумление от преизбытка благодати чуждо для них .. Прочтите жизнеописания святых, и вы увидите, что многие из них почитались людьми странными, лишенными если не ума, то благоразумия» (Слово первое в день сошествия Святого Духа).
Стало быть, духовное опьянение безусловно признается. Называйте это экстазом, или как угодно. Но понимать это нужно в «высоком смысле», в противоположность опьянению физическому, ибо в одном случае человек восходит к Богу, а в другом – удаляется от Него. В первом – им владеет Бог, а во втором – им владеют страсти, влекущие в преисподнюю. Однако, если возможно опьянение Богом, то возможно ли опьянение отсутствием Бога? Здесь можно вспомнить ницшевского безумца из 125 афоризма «Веселой науки». Он ищет Бога и провозглашает, что люди Его убили. Над ним смеются даже атеисты. Очевидно, что этот безумец опьянен своим безумием. Весть о смерти Бога для него – это как Благая Весть «наизнанку». Его безумие – это безумие «пятидесятницы», в которой нет, и никогда не будет благодати. Да, он не пьян физически, но совершенно ясно, что никакое количество вина не заглушило бы эту страшную весть: Бог умер. И тут возможно только опьянение отчаянием. И если «опьянение Богом» - это «сверхразумное безумие», то опьянение отсутствием Бога – это «противоразумное безумие». И у героя Ницше последнее – тяжелое и трагическое. Но уже в этом афоризме есть люди, которым от отсутствия Бога весело, они не чувствуют трагедии Его смерти. И потому их безумие кажется легким и даже оптимистичным. Но это маска. И 20 век показал, к чему приводит безумие без Бога, когда опьянение человечества безбожием превращает мир в сумасшедший дом. Куда попал и Ницше. И многие другие. И многие еще попадут – без вина благодати.. Ибо как вынести отсутствие Бога? Только сойдя с ума. Но и это не может никого исцелить.


Рецензии
Абсолютно согласна. А ещё мысль об отсутствии Бога порождает вседозволенность, ломает судьбу человеку и его окружению. А ведь Он есть. И это нужно учитывать при принятии важных жизненных решений.

Ольга Туроверова   04.07.2022 12:46     Заявить о нарушении
Да уж...

Боб Жмуркин   04.07.2022 13:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.