Я не ухожу, я пришла
Шестнадцатого мая 2021 года исполнилось 100 лет великой российской актрисе, народной артистке РСФСР, лауреату Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского Елене Ивановне Псаревой. Ей первой в нашем регионе было присуждено звание «Легенда омской сцены» и первой была вручена «Золотая маска» в самой почетной номинации - «За честь и достоинство». Среди ее многочисленных наград – орден Трудового Красного Знамени. Очень значимая в советское время награда.
Она красиво прожила свою жизнь, хотя баловнем судьбы не была.
Актерскому мастерству нигде не обучалась - в привычном понимании. Профессиональными университетами Елены Ивановны Псаревой стала сама жизнь: театр, общение с режиссерами, коллегами-артистами и умение слушать и слышать. В уже далеком, 1939-ом году, старшая сестра Галя, видя талант сестры, купила билет и отправила ее в Москву, поступать в ГИТИС. В тот год курс набирала знаменитая мхатовка, ученица Станиславского Алла Константиновна Тарасова. Лена Псарева прошла все три тура на «отлично», но в списках зачисленных себя не нашла. Приемная комиссия в ней, невысокого росточка, не блещущей красотой, разглядела травести. Какое уж тут обучение у великой Тарасовой… Можно было попытаться поступать в другие вузы, но надо знать Псареву: железный характер у нее был смолоду. Вернувшись в Сталинск (ныне Новокузнецк), она решила покончить с актерством и поступила в металлургический институт. Но рядом с вузом был ТЮЗ, и после лекций студентка Псарева бежала не учить сопромат, а на спектакли. Уже потом, став актрисой этого театра, она узнает, что артисты, глядя в щелочку, говорили: «Пришла девчонка с белой головой, можно начинать». Так, в 1940 году она стала тюзовкой, переиграв зайцев, лис, птичек, девчонок-мальчишек несчетное количество раз.
Через месяц после начала войны театр расформировали, а в 1942 году Елена Псарева получила приглашение стать артисткой Центрального театра кукол, эвакуированного в Новосибирск. Без раздумий она поехала в соседний город и прослужила под руководством Сергея Образцова пять лет. Работала Петрушкой перед ширмой, Серым Волком в спектакле-сказке. Те годы она называла очень интересными в своей жизни и никогда не жалела о том, что служила кукольником. Что вспоминала? Как в составе прифронтовой актерской бригады, сформированной Сергеем Владимировичем Образцовым, выступала в разбомбленном Калинине. Из подвалов, ям, лесов вытаскивали детей и приводили на спектакли «Сказка Аладдина», «Король-олень» в полуразрушенную церковь. Величайшим актерским счастьем было рассмешить этих маленьких старичков, переживших оккупацию.
Когда война закончилась, будущий великий кукольник Сергей Образцов позвал Елену Ивановну в Москву. Она в ответ лишь рукой махнула: «Я в провинции останусь. Драматической актрисой буду». И, вернувшись в Сталинск, поступила в местный драмтеатр. Здесь она встретила своего будущего мужа, заслуженного артиста РСФСР Сергея Филиппова, здесь в марте 1950 года родилась ее единственная дочь Вера.
«Придет и твое время…»
В Омском областном драматическом театре чета Псарева-Филиппов появилась в сентябре 1955 года. И если Сергей Васильевич сразу занял достойное место в труппе и репертуаре, то Елена Ивановна еще долго играла в массовках и звалась не иначе, как «жена Филиппова». Но она сразу усвоила слова, произнесенные корифеем омской сцены, народным артистом РСФСР Алексеем Тепловым: «Лучше быть последним в хорошем театре, чем первым – в плохом». Псарева почувствовала актерским чутьем, что попала в обновляющийся коллектив, что нужно переждать время «кушать подано». На ее глазах рождались лучшие спектакли театра: «Матушка Кураж и ее дети», «Варвары», «Верность», «Все остается людям». Ее учителями стали режиссеры - ученик Мейерхольда Сергей Владычанский, Юрий Альховский, Яков Киржнер, Ефим Хигерович, а позднее Артур Хайкин, Геннадий Тростянецкий. Она училась до конца жизни и не стеснялась этого.
До сорока лет больших ролей в жизни Елены Ивановны Псаревой не было. Видя смятение жены, Сергей Филиппов сказал однажды: «Не суетись. Сиди и жди. Придет и твое время». Время пришло в 1977 году. Роль Анны в спектакле «Последний срок», поставленном Владимиром Симоновским по одноименной повести Валентина Распутина, стала для нее знаковой. Спектакль по рекомендации писателя сняли на пленку и показали по Центральному телевидению СССР. Валентин Распутин выбрал из множества спектаклей, шедших по стране, именно омскую постановку. Он отверг даже мхатовский вариант. По тем временам – да и по нашим тоже - это был неимоверный успех. Елену Псареву узнала вся страна. И многие не верили, что Анну сыграла профессиональная актриса. Думали, что на главную роль пригласили старушку из деревни. «После Анны пошла какая-то другая жизнь», - признавалась Елена Ивановна. В 1980 году она стала народной артисткой РСФСР.
Другая жизнь
Одним из самых сильных потрясений моей театральной юности стал спектакль «У войны - не женское лицо». Помню, как, выйдя поздним вечером из театр вдвоем с подружкой, мы, совсем юные, полностью оглушенные увиденным, забыв про транспорт, торопливо пошли по заснеженной улице Герцена. Я не помню, как долго мы шли, - мы даже не шли, мы летели. Нас несла какая-то неведомая сила. Несла вперемежку с невероятным восторгом и, невесть откуда взявшейся метелью, душевным подъемом и обледенелым тротуаром. До сих пор помню это незабываемое ощущение внутреннего восторга.
Потом уже одна несколько раз приходила на этот спектакль. Любила зайти в зал заранее, чтобы увидеть, как постепенно рассаживаются зрители, как долгое время остаются свободными четыре места в первом ряду партера. И как потом появляются Они. Актрисы. Исполнительницы главных ролей. Капитолина Григорьевна Барковская, Надежда Владимировна Надеждина, Елена Ивановна Псарева, Елизавета Николаевна Романенко. Незаметно проходят к своим местам. Садятся. В эти минуты мне очень хотелось крикнуть: «Смотрите! Вот – Они! Они уже здесь. Они пришли!». Но этого не случалось. Зал постепенно затихал. Свет театральных прожекторов освещал сидящих актрис. Они вставали, представлялись.
В течение трех часов Елена Ивановна Псарева проживала судьбу командира зенитного орудия, сержанта Валентины Павловны Чудаевой. Актриса первой вставала из партера и, повернувшись лицом к зрителям, начинала свой рассказ о гастролях со Сталинским ТЮЗом. Она вспоминала, вспоминала, а на сцене стояли молодые актеры, игравшие ее погибших родителей. Такое вот странное сочетание – пожилая дочь и молодые родители… В этом спектакле Псарева-Чудаева произносила монолог о войне. «Когда бы мы ни родились, мы родились в сорок первом. Это было самое высокое наше время. …И мы жили только для Родины!..». В декабре 1985-го постановочной группе спектакля была присуждена Госпремия РСФСР имени К.С. Станиславского. Со своей героиней, Валентиной Чудаевой, Елена Ивановна встретилась в 1987 году, на гастролях в Минске. Они еще долго переписывались, до самого ухода Валентины Павловны в мир иной.
Еще одним театральным шедевром, в котором Елена Ивановна блистала в середине 80-х, стал спектакль «Любовь и голуби» по пьесе Владимира Гуркина. Псарева играла бабу Шуру, ту самую роль, которую в знаменитом фильме воплотила Наталья Тенякова. Но по признанию омичей, видевших спектакль, наша постановка была лучше киноленты.
«Это – поет душа…»
В 1989 году в театре началось новое время. В стране бушевала перестройка, идеологические догмы пали и пьеса иркутского драматурга Юрия Князева «Наплыв» пришлась кстати. В ней не было пафоса, а шел рассказ о людях, живущих в коммунальной квартире и о том, как они хотят жить на самом деле. В спектакле, поставленном Вячеславом Кокориным, театр играл ту жизнь, в которую многие были погружены ни одно десятилетие. Это была не «чернуха», а тот самый момент истины, в котором совпали время, актерские открытия и новые возможности театра.
В этом же году режиссер Кокорин поставил еще один спектакль – «Гарольд и Мод». Поработав с Еленой Псаревой в «Наплыве», в главной женской роли он видел только ее. Пять лет спектакль собирал аншлаги и, когда его решили снять, Елена Ивановна искренне страдала: «Почему?! Ведь не все же его видели, а многие идут по второму и третьему разу». Она была счастлива, когда Светлана Васильевна Яневская, создавшая в театре салон «Ретро», предложила играть спектакль в концертном варианте, в фойе бельэтажа. Про свою Мод Елена Ивановна говорила: «Я учусь у нее. Это моя лебединая песня». И пророчески звучали слова ее героини: «Я не ухожу. Я пришла…». В эту роль она принесла многое от себя: жизнелюбие, непредсказуемость, озорство, лучезарность.
«Есть общее между Анной из спектакля «Последний срок» и Мод, - говорила Псарева в одном из интервью в начале нулевых. - Обе роли – о женской душе, и о том, что всех нас до единого – талантливых и бесталанных – ждет последний срок. Вот и все».
Всегда буду благодарить судьбу за встречу с Еленой Ивановной Псаревой. Был период, когда именно она, после мамы, стала для меня самым близким человеком. Ей можно было доверять тайны. Человек большой доброты, она могла «распрямить» человека, направить его. Именно поэтому к ней тянулись актеры, намного моложе ее. И если в старую курилку, под лестницей напротив служебного входа, садилась Псарева, то вскоре она оказывалась в окружении людей.
Однажды посчитали: триста десять шагов отделяли дом, в котором жила Елена Ивановна, от театра. Небольшая квартира на третьем этаже. Стены увешаны пожелтевшими афишами и фотографиями. Часы с боем. Нехитрый быт. В комнате Елены Ивановны была своя «стена плача», где с фотографий смотрели Артур Хайкин, Ножери Чонишвили, Мигдат Ханжаров, Надя Живодерова, Юра Ицков, Галина Российская, Эдик Цеховал, Коля Чиндяйкин. «Дружочки мои», – так говорила о них Елена Ивановна. Даже Новый год встречала у телефона, всегда зная, что ровно в полночь аппарат будет разрываться от междугородних звонков, а она не имеет права их пропустить.
Своей самой близкой подругой Псарева считала Татьяну Ожигову, народную артистку РСФСР, ведущую актрису Омской драмы в 70-80-е годы. Татьяна Анатольевна умерла совсем молодой, в 1989 году. Елена Ивановна была предана этой дружбе до конца. В отпуск всегда ездила через Ростов-на-Дону – город, где жила мама Тани, Оксана Ивановна. Ходила к подруге на могилу. Говорила, что всегда чувствует ее присутствие. У них была какая-то космическая связь. «Она – учительница моя», - однажды сказала Псарева, хотя была старше Ожиговой почти на четверть века.
Последние годы ее жизни были непростыми. Старость стала вступать в свои права, одолевая слепотой, проблемами с памятью, уходом старых друзей. Начав репетировать, отказалась от нескольких ролей. Поняла, что не хватит сил, а подвести театр она не могла. На столике у ее тахты появился молитвослов «В помощь кающимся».
В свой последний день, 28 апреля 2004 года, Елена Ивановна, как обычно, пришла в театр. Посидела в курилке, сделала маникюр, прическу и, пообедав, пошла домой. Вечером ее не стало.
Режиссер Геннадий Тростянецкий, как нельзя лучше сказал о Псаревой: «… Елена Ивановна в нашем театральном оркестре – свирель. Инструмент редкий, лирический, но озорной, веселый. Когда отгремят духовые, замолкнут струнные и вдруг зазвучит свирель, вы тогда понимаете, что это - поет душа, быть может, сама до конца и не подозревающая, как это у нее красиво получается».
Эта душа поет до сих пор.
На фото: Елена Псарева и Сергей Филиппов, 60-е годы.
Свидетельство о публикации №222070200739